обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






 «ВОКРУГ СМЕХА»

Гарий ЧЕРНЯХОВСКИЙ, режиссер-постановщик

18 сентября 1978 года на Центральном телевидении в Останкино, в Главной редакции литературно-драматических программ, впервые вышла в эфир передача «Вокруг смеха».

Нужно сказать несколько слов о том, что такое 1978 год. Апофеоз застоя, квинтэссенция застоя, когда на телевидении было достаточно занудное вещание про вести с полей, бесконечные награждения. Застой был везде, был и на телевидении. Можно говорить, какое телевидение лучше – занудное или разнузданное? В занудном была возможность хотя бы сохранить какой-то уровень культуры, уровень культурного языка. А в разнузданном, кроме разнузданности речи, ничего нет.

Еще надо сказать о развлекательных программах того времени вообще на телевидении.    В Главной редакции литературно-драматических программ была развлекательная передача телевизионного театра миниатюр – «Кабачок «13 стульев». К этому времени и персонажи  этого театра миниатюр, и ситуации взаимоотношений если не устарели, то, можно сказать, приелись зрителям, да и самим замечательным актерам, которые участвовали в «Кабачке «13 стульев». Музыкальная редакция Центрального телевидения потчевала телезрителей помпезными «Огоньками» к датам, как правило. Было много звезд, передовиков производства, вымученные шутки, репризы, достаточно фальшивая, как данность, интонация, к которой уже все привыкли. В Молодежной редакции ничего веселого вроде бы не было -  «Веселых ребят» еще не было, КВНа уже давно не было. В общем, было все как-то достаточно серо.

И вот на фоне обыденного, довольно серого телевизионного вещания вдруг в эфире появляется программа «Вокруг смеха» с новыми лицами на экране. Это был первый выход на голубой экран Михаила Жванецкого и не так часто появлявшегося на ТВ Григория Горина, то есть появились сатирики, писатели-сатирики. В качестве ведущих – Александр Иванов, заведующий отделом  16-й полосы «Литературной газеты», Виктор Веселовский, заведующий отделом сатиры и юмора той же газеты. Возникла какая-то свежая, живая интонация. Это было тогда первое настоящее ток-шоу на советском телевидении.

Я сейчас уже не помню, точнее сказать, не знаю, кому принадлежала идея создания такой вот программы, но совершенно очевидно, что телевизионное начальство и вообще начальство того времени понимало, что должна быть такая программа, которой может быть позволено несколько больше, я имею в виду остроты, чем другим программам в других редакциях.

Говорят, первый блин комом. Но именно первый выпуск «Вокруг смеха» во многом  определил всю дальнейшую и достаточно длинную телевизионную жизнь программы. Редактором стала Татьяна Паухова, первым автором сценария был Аркадий Инин, режиссером-постановщиком – театральный режиссер Гарий Черняховский, художником – Игорь Морозов, музыкальными редакторами – Марина Крутоярская и Соня Трушкина. Соня в дальнейшем стала  единственным музыкальным редактором. Телевизионным режиссером – Надежда Марусалова. Позднее необходимость в телевизионной режиссуре отпала, остались ассистенты режиссера, и можно сказать, что неизменным ассистентом режиссера была Светлана Кокотунова, помощником на всех дальнейших  выпусках – Лена Кузнецова. Все – сотрудники литературно-драматической редакции. Приглашенных - три человека: Аркадий Инин, Игорь Макаров и Гарий Черняховский. Надо сказать, что лидером этой творческой группы стала Татьяна Паухова. Она была не просто редактором, но, как сейчас говорят, продюсером, т.е. человеком, на котором замыкались все пути создания программы «Вокруг смеха». Татьяна Паухова обладала необыкновенным чувством стиля, вкуса, предъявляла высокие требования к качеству и литературных, и музыкальных, и  эстрадных номеров, не допускала пошлости и дешевки.

Как появилось название «Вокруг смеха», я, сказать по правде, не помню. Один из вариантов названия, которое предложил Аркадий Инин , - «Предъявите улыбку в развернутом виде». Понятно, что оно не прижилось. А вот название «Вокруг смеха», несмотря на то, что возможны всякие разговоры: вокруг да около, а где смех, ну и т.д., прижилось, и мало того, что прижилось, оно действительно соответствовало духу этой программы, потому что не было самоцелью, чтобы было обязательно смешно.

Постоянным ведущим стал Александр Иванов, принесший в программу элементы иронии, сарказма.

Кстати, к названию «Вокруг смеха» был еще такой подзаголовок – Вечер юмора в Концертной студии Останкино, и соответственно на этом вечере юмора присутствовали зрители, поэтому съемка была, что называется, на публике.

На первой программе были: Рина Васильевна Зеленая, поэт Андрей Дементьев, Виктор Веселовский, Татьяна и Сергей Никитины. Были представлены литераторы, писатели-сатирики  - Григорий Горин и  Михаил Жванецкий. Театр был представлен фрагментом из спектакля  Театра Советской Армии по пьесе Г.Горина «Тот самый Мюнхгаузен» с участием Людмилы Касаткиной и Владимира Зельдина. Были еще главный режиссер Театра имени Ермоловой Владимир Андреев,  клоун Николаев, певица Ирина Понаровская, музыкальный ансамбль «Контрданс», так он, по-моему, назывался.

Ведущего не сразу нашли. Ни Андрей Миронов, ни Юрий Яковлев не смогли быть. После раздумий и прикидок разных вариантов остановились на А.Иванове. Пожалуй, Сан Саныч Иванов очень мало соответствовал понятию шоумена, ведущего. Но жизнь показала, что во многом лицо программы как раз определилось благодаря тому, что он был выбран ведущим. Почему? Да потому, что есть достаточно привычное, стереотипное представление, каким должен быть ведущий программы такого типа. Этот человек должен быть реактивным, уметь легко импровизировать, свободно делать чужой текст своим, обладать положительным обаянием. Александр Иванов был замечательным пародистом. Но высокого, худощавого, если не сказать, тощего  А.Иванова трудно было представить в роли ведущего. Тем не менее рискнули, и этот риск оправдал себя на 100%.  Несмотря на то, что он в дальнейшем ни один текст писавших для него авторов – Жванецкого, Арканова, Инина, Горина, Славкина – «обжить»  и даже выучить его не мог. В нем  было своеобразие, обаяние.Он был единственным в своем роде ведущим, который тексты предваряющие или игровыее, предлагающие выход очередного участника программы, или тексты, предваряющие какую-то игру, читал. Но зрители, сидевшие в Концертной студии,  и телезрители  относились к А.Иванову с доверием. Может, за счет его литературного авторитета -  пародии  Иванова чрезвычайно нравились публике. В общем, он сумел занять свое, ни на кого не похожее место телевизионного ведущего.

Надо сказать несколько слов о чисто творческих сложностях. Это был вечер на публике, который нужно было снимать за один раз. Позже стало понятно, что одной съемки для такой программы мало. Нужно снимать хотя бы два вечера, чтобы потом из двух  записей сделать телевизионный вариант, полуторачасовой, отобрав лучшее – и по атмосфере, и по ритму, и, конечно, по исполнению.

Но первую программу мы снимали только один вечер.
Съемка, как правило, любой программы длилась 2,5-3,5 часа, в эфире же всего 1,5 часа. Во-первых, снимали, естественно, больше, бывали паузы, досъемки, к тому же позволялось участникам  для «разогрева» публики  больше читать или исполнять номеров… В конечном счете, после монтажа материала каждый из компонентов программы находил как раз тот временной промежуток, который ему, как нам казалось, был необходим. Таким образом, не возникало перевеса  или в сторону музыки, или смешного, или какого-то высокого литературного материала…

В первой программе «Вокруг смеха» автор сценария Аркадий Инин предложил разделы: литературный, музыкальный, театральный, поэтический. И для каждого из этих разделов существовал свой консультант. Так, например, консультантом по театру был Владимир Андреев, он представлял театральный  фрагмент. Консультантом по юмористической литературе – Виктор Веселовский  и т.д.

Что же касается музыкальных номеров, то в дальнейшем приглашались более игровые музыкальные ансамбли, как скажем, грузинский музыкальный ансамбль под управлением Басилая , или рок-ансамбль «Апельсин» из Таллина, или такой ансамбль, как «Секрет» (сейчас это «Шерлок Холмс»), ансамбль «Браво» с Жанной Агузаровой, или пародийно-игровой музыкальный ансамбль «Бим-бом» (потом появился «Экс-Бим-бом»), или чисто пародийный ансамбль из Киева «Бурлеск» - своеобразная аранжировка классической музыки. Был в  «Вокруг смеха» и ансамбль «Машина времени».  Еще принимал участие ансамбль фольклорной музыки Дмитрия Покровского и ансамбль Надежды Бабкиной. Даже принимал участие в программах  такой ансамбль, как «Кохинор и рейсшинка» Центрального дома архитектора.  Я перечисляю для того, чтобы был понятен диапазон и интерес.

Первый выпуск «Вокруг смеха» определил, в общем, структуру дальнейших программ.
Как это делалось? Когда собиралась публика в Концертной студии Останкино, выходил на сцену, еще до съемки, Александр Иванов и общался с публикой. Говорил, как они  должны себя вести, как реагировать на появление участников -  писателей, актеров, музыкантов… Это была своеобразная репетиция, если можно так сказать, не тракт телевизионный, а такой игровой момент, который, казалось бы, и неважный, но он создавал перед съемкой атмосферу легкости и непринужденности. А потом начиналась собственно съемка программы.

Начало – вступительный монолог Иванова, потом на сцену выходил Виктор Веселовский ( иногда вместо него был Павел Хмара или кто-то еще из 16-й полосы «Литературной газеты») со всеми рубриками , среди них  и  « музей Евгения Сазонова».

Предлагалась зрителям и фотография «Что бы это значило?». К концу записи зрители должны были прислать свои ответы, а компетентное жюри отбирало несколько лучших.  В финале  любой программы  «Вокруг смеха» Сан Саныч Иванов читал свои пародии и награждал победителя в конкурсе « Что бы это значило?» своей книжкой пародий.

Надо сказать, что такой конкурс объявлялся и для телезрителей, и программа имела огромную почту. Но думаю не только из-за конкурса. Ирина Васильевна Добржанская, редактор по письмам, разбирала эти огромные мешки, которые приносили в литдраму. В письмах было много потешного, связанного не только с ответами на вопрос « Что бы это значило?», но и многочисленные просьбы и предложения Сан Санычу Иванову. Помню, была какая-то история, связанная с пародиями Иванова на стихи известного поэта, кому-то это не понравилось. Кстати, в первом же выпуске  «Вокруг смеха» были пародии Иванова на стихи Беллы Ахмадулиной и Андрея Вознесенского, то есть программа начиналась с пародий на настоящих поэтов, у  которых  Сан Саныч нашел  что-то возможное для пародирования.

Итак, корреспонденция программы «Вокруг смеха» была огромной, были просто залежи. Ведь, кроме ответов на вопрос «Что бы это значило?», приходило много бандеролей в «музей Сазонова».

Я уже упоминал, что подзаголовок программы «Вокруг смеха» был «Вечер юмора в Концертной студии Останкино». Мы хотели избежать концертности в построении программы, чтобы не было: «Следующим номером нашей программы…»  Поэтому изобразительное решение сценического пространства  тоже должно было быть соответствующим: с одной стороны -  телевизионным, с другой – театральным. Художнику Игорю Макарову удалось добиться телевизионно-театрального образа программы. Возникли такие стенды – партикабли это называется, на которых были изображения,  ироничные картинки с налетом ретро. Кроме этого, он предложил  манекены, которые можно было наряжать в разные костюмы в зависимости от того, что происходило на сцене и  о чем  шла речь. К примеру, Рина Васильевна Зеленая, исполняя свою миниатюру, как бы терялась среди манекенов, не понимала, где она находится, и просила А.Иванова, чтобы он помог ей выбраться из этого лабиринта. Игорь Макаров по ходу съемки рисовал шаржи на всех участников программы, и потом, естественно, уже в монтаже эти шаржи использовались как «отбивки», создавая дополнительный ритм. Это были действительно дружеские шаржи.  Изобразительное решение программы было найдено на первой же съемке и только немного видоизменялось в дальнейшем.

Редактору Татьяне Пауховой, да и нам всем, нужно было заботиться  о качестве слова, о злободневности, но при этом быть всегда начеку. Вот пример. В первой же программе в одном из монологов Михаила Жванецкого говорилось, что вот, мол,  люди хотят все время ездить, переезжать туда-сюда, где-то там демографические взрывы возникают… В общем, и там взрыв, и в гостинице взрыв – вот была такая фраза. Естественно, Жванецкий ничего дурного не имел в виду. Незадолго до того, как нужно было показывать  программу начальству, мы подумали, что этот взрыв, хотя и демографический,  может быть превратно истолкован, так как совсем недавно загорелась гостиница «Россия». Хотя программа была уже смонтирована,  нужно было эту фразу вырезать.

Совершенно очевидно, что  сам факт участия в «Вокруг смеха» таких известных людей, как Рина Зеленая, Леонид Утесов, Ростислав Плятт, Павел Кадочников, многих других, принимавших участие, -  залог  успеха программы.  В общем, нам стало понятно в процессе ее создания, что яркая  личность, индивидуальность всегда должна быть в каждой последующей программе обязательно. ( К сожалению, нам не удалось записать Аркадия Райкина по разным причинам, но его сын Константин Райкин был одним из любимых участников «Вокруг смеха»).  В программе побывали и Юрий Никулин, и Владимир Этуш, и Алла Казанская, и Зиновий Гердт, и Андрей Вознесенский, и Андрей Дементьев, и Роберт Рождественский… Чуть позже со своей иронической поэзией появился Игорь Иртеньев, были  Владимир Вишневский  и Николай Доризо. По перечисленным именам, а это лишь немногие, кто принимал участие, видно, что «Вокруг смеха» была программой именно ЛИТЕРАТУРНО-ДРАМАТИЧЕСКОЙ РЕДАКЦИИ, я хочу это подчеркнуть.

Первые программы строились, как я уже отмечал, на четырех разделах. В дальнейшем мы пришли к убеждению , что надо делать тематические программы. Вот, скажем, тема пятой программы – любовь и дети. В связи с этой темой появился     грузинский детский ансамбль и замечательный поэт  и сценарист Эдуард Успенский. После пятой программы стало очевидно, что интересней, когда мы выбираем одну тему.  Была тема ретро, пародий… А десятая программа посвящалась  теме хобби. В этой программе впервые появился ныне очень популярный Михаил Задорнов. Он был руководителем студенческого театра миниатюр во Дворце культуры МАИ ( Московском авиационном институте). Это была его основная работа, основное занятие. В этой же программе участвовал такой интересный человек, как Юрий Рост – фотокорреспондет и журналист, с картинами  сельской жительницы-художницы, работающей в наивном стиле.

Авторы сценариев  менялись. Часть программ была написана Михаилом Жванецким.  Иногда в сценарии был заложен драматургический момент. Это можно сказать, например,о сценариях, написанных Аркадием Аркановым и Виктором Славкиным.

Был еще такой опыт, когда вся программа посвящалась одному автору. Так, одна из программ полностью была посвящена творчеству Григория Горина. В частности,  был показан фрагмент спектакля Театра сатиры «Феномены». Замечательный рассказ «Остановите Потапова» читал Андрей Миронов. Ну и, конечно же, Миронов пел. А Семен Фарада читал знаменитый горинский рассказ «Хочу харчо».

Мы искали разные формы подачи материала и разные темы.

Одна из программ называлась: «В гостях у «Вокруг смеха»  программы  Центрального телевидения»  Были – «Музыкальный киоск» с Элеонорой Беляевой, «Клуб путешествий» с Юрием Сенкевичем, «В мире животных» с Николаем  Дроздовым, который, как выяснилось, и хорошо поет.

Редактор Татьяна Паухова сразу же задала программе высокую планку. Скажем, театр. Уже во второй программе был фрагмент спектакля  Ленинградского Большого драматического театра «Энергичные люди» по пьесе Василия Шукшина с участием  Евгения Лебедева. Похмельное пробуждение, гениально им сыгранное, стало одним из любимых зрителем  номеров программы «Вокруг смеха». Или монолог, который блестяще исполнял Филиппенко, из спектакля Театра имени Станиславского «Взрослая дочь молодого человека» по пьесе Виктора Славкина. Монолог назывался «Козел на саксе». Название стало нарицательным у телезрителей.

Были еще: Сергей Юрский с монологом Жванецкого «Тренировка», Ролан Быков с рассказом из своей жизни – как в детстве проходит день, когда день – это целая жизнь, а потом день становится все короче и короче… Трогательный рассказ.

Выступали и молодые артисты, но уже известные. Вспоминается Леонид Ярмольник, который был как бы ассистентом Сан Саныча Иванова (мы так придумали) по пластической части: то он был роботом, то он был Леней-винтиком… В одном из своих первых появлений  в «Вокруг смеха» Л.Ярмольник  показал цыпленка табака  и сразу вошел в историю. Леня читал еще и монологи Жванецкого, но публика всегда с нетерпением  и интересом ждала его пластических этюдов – от изображения самолета ИЛ-82  до зажигалки или еще чего-нибудь в этом роде, что всегда публике нравилось. Михаил Боярский часто появлялся в программе – пел и читал монологи. Или такой артист, как Владимир Качан, который очень своеобразно пел советские песни. Или Любовь Полищук…

Когда приглашался Михаил Жванецкий, ставший со временем завсегдатаем «Вокруг смеха», с ним, естественно, приходили  Р. Карцев и В.Ильченко. Были в программе А.Ширвиндт и М.Державин, Е.Шифрин и В.Винокур, пел Н.Караченцов…

Прекрасно помню Леонида Осиповича Утесова. Еу было за восемьдесят, но, тем  не менее, когда он что-то рассказывал, то глаз у него загорался, и это были глаза молодого человека.

Естественно, что встречи с такими людьми, как Рина Зеленая, Леонид Утесов, Ростислав Плятт, Владимир Канделаки, их присутствие в программах, помимо высокого художественного уровня, вносило еще такой, ну что ли, элемент высокого благородства, которого тогда не хватало на телевидении, как, впрочем, и сейчас.

Конечно, диапазон у программы был большой. Клоунское, эксцентрическое направление было задано уже в первом выпуске Вячеславом Полуниным, тогда еще совсем молодым (по-моему,  не было еще  театра «Лицедеи»). Полунин, Скворцов и Терентьев показали  сценку «Бокс». Была еще сцена, по-моему, со Скворцовым  -  «В кинотеатре». Эту же линию в какой-то степени продолжили:  клоун-эксцентрик Владимир Ольшанский, Юрий Куклачев, своеобразно работающий с кошками и другими животными.

Мы искали что-то оригинальное. В этом смысле можно вспомнить ансамбль канареек, который существовал при харьковском театре кукол.. По сигналу хозяина они начинали щебетать и свистеть, и, так как их было много, создавалось ощущение, что канарейки высвистывают вальс Штрауса. Занятно это было. Или, скажем, совершенно неожиданный для программы «Вокруг смеха» Юрий Горный, котрый с легкостью перемножал восьмизначные цифры и на своем примере наглядно показывал безграничные возможности человека. Или Лев Шилов, занимавшийся звукозаписями, продемонстрировал в нашей программе редчайшую запись голоса Льва Николаевича Толстого. К разряду чего-то необычного, интересного, оригинального можно отнести и присутствие в одной из программ пианиста-импровизатора  Леонида Чижика. Вместо нот партитуры на пюпитр рояля поставили одну из картин художницы, о которой рассказывал Ю.Рост, и Чижик тут же тему этой картины стал импровизировать. Еще по чьей-то просьбе он сымпровизировал Сан Саныча Иванова.

По готовности программу надо было сдавать руководству. Но еще до съемки нужно было, естественно, с начальством утвердить список участников: писателей–сатириков, актеров, отрывки из спектаклей… Надо было учитывать многие факторы. Ну и была сначала предварительная сдача двум заместителям главного редактора – Борису Соломоновичу Каплану и Валериану Сергеевичу Каландадзе, которые вместе с нами «болели» за общее дело. А потом  была уже финальная сдача главному редактору литературно-драматической редакции  Константину Степановичу Кузакову. Ходила молва, что он человек очень жесткий, строгий. Очевидно, так оно и было. Но, надо сказать, все годы, которые пришлось с ним сталкиваться по поводу программы «Вокруг смеха», я этого не замечал. Может быть,  хорошее отношение К.С.Кузакова к программе было за счет симпатии  к редактору «Вокруг смеха» Татьяне Пауховой. Но я не не думаю, что только из-за этого. В какой-то степени это было связано с тем, что программа удавалась,и Кузакову, как руководителю, да и просто нормальному человеку, было приятно. Программа поддерживалась и высшим телевизионным руководством в лице С.Г.Лапина и каких-то людей из ЦК. Во всяком случае, с железной  жесткостью и стальным взглядом Кузакова, которыми всегда пугали, мне не приходилось  сталкиваться. У него бывали замечания, как правило, по делу. Человек он был масштабный, широко образованный, с хорошим вкусом. Это была личность серьезная и интересная.

Приходилось много бывать в театре и следить за тем, что там происходит. В основном, это была инициатива Т.Пауховой. Но все участники, занимавшиеся созданием программы, всегда были начеку: где, что интересного и новенького появилось. Вот, скажем, посмотрели пародиста Птицына, и он уже у нас в «Вокруг смеха».

Что же касается театров, то в «Вокруг смеха» показывался фрагмент спектакля «Женитьба» в постановке Анатолия Васильевича Эфроса. В гостях у программы был в то время главный режиссер Ленинградского ТЮЗа Зиновий Яковлевич Карагодский и его питомцы, которые играли  миниатюры, пользовавшиеся огромным успехом у зрителей. В них были наив и чистота. Замечательная, например, миниатюра о наступлении осени. Когда она наступала, папа заставлял читать своего ребенка стихи Пушкина, чтобы почувствовать  дыхание осени. А ребенок никак не хотел это чувствовать. «Ты у меня сейчас почувствуешь дыхание осени», - говорил отец . И сын получал оплеуху.

Или грузинский театр марионеток под руководством Резо Габриадзе.

Надо сказать и о музыкальной части, которую во многом формировала Соня Трушкина. В первой программе, как я уже отмечал, была Ирина Понаровская. И эта вокально-эстрадная тенденция продолжалась. В программах появились Лариса Долина, Ирина Отиева , и даже своим присутствием нас одарила Алла Борисовна Пугачева. Были и Валерий Леонтьев, и Вахтанг Кикабидзе, и Тынис Мяги из Эстонии, и Александр Розенбаум…Музыкальная часть всегда была на очень высоком уровне.

Была и сложность, всегда хотелось уйти от чистой эстрадности. Мы старались сделать песни более театральными, игровыми ,  даже шлягеры, с которыми к нам приходили известные певцы и певицы. И зачастую  получалось. Конечно, это проще было делать с поющими театральными актерами, с такими, как Андрей Миронов, или Михаил Боярский, или Николай Караченцов…

Довольно часто бывали у нас в гостях и композиторы. Несколько раз приходил Александр Журбин,  участвовали в программе Максим Дунаевский, Юрий Саульский, Леонид Крылатов… Конечно, был Никита Владимирович Богословский – корифей советской песни и шестнадцатой полосы «Литературной газеты».

Приглашали и бардов. Классик Булат Шалвович Окуджава исполнял свои песни. В «Вокруг смеха» участвовали  Татьяна и Сергей Никитины, Дольский из Ленинграда, Иващенко и Васильев – дуэт «Иваси». Всех приходивших к нам певцов-вокалистов мы старались приспособить к своей игре, к нашим декорациям. Обыгрывалось и появление композиторов.

Эксцентрическую линию, начатую Вячеславом Полуниным, продолжили «Маски-шоу». С номером «Мани-мани», который запомнился и полюбился зрителем, был театр «Люди и куклы».  Выступал с миниатюрами и кукольный театр Левинсона.

Когда был в гостях у «Вокруг смеха» Зиновий Ефимович Гердт, то  Конферансье -   кукла из спектакля «Необыкновенный концерт»  общалась с куклой Саши Иванова.

Вот одна из программ, по-моему, это встреча восемьдесят первого или восемьдесят второго года, я сейчас точно не помню (но не в этом суть). Мы поставили на сцене много почтовых ящиков и наполнили их новогодними поздравительными открытками, а участники этой новогодней программы (кстати, на сцене не было ни одной елки и вообще ни одной елочной игрушки) через эти почтовые ящики поздравляли друг друга с Новым годом. В этой программе были драматург Эдвард Радзинский, поэт Андрей Вознесенский. Был показан фрагмент спектакля «Она в отсутствие любви и смерти» по пьесе Э.Радзинского с участием Татьяны Дорониной. Участники подходили к своим почтовым ящикам и вынимали оттуда открытки-поздравления с эпиграммами Александра Иванова. Были и ответы на эти эпиграммы. Это было забавно. Например,  эпиграмма Иванова на Фазиля Искандера, который был, кстати, участником нескольких программ «Вокруг смеха», и его монолог о погоде и о москвичах запомнились всем.

Несколько раз в программе были Лидия Либединская, Зиновий Паперный, Валентин Берестов – замечательные «живые»  люди, прекрасные литераторы со своими воспоминаниями, которые носили еще познавательный и просветительский характер, что чрезвычайно важно в любом жанре. В их воспоминаниях фигурировали  поэты, писатели  ЗО-х  и более поздних годов ХХ века (помню, Л.Либединская рассказывала о поэтах Михаиле Светлове, Алексей Крученых).

Приходили артисты эстрады.  Например, Дудник прекрасно пародировал известных и популярных актеров – Михаила Яншина, Михаила  Астангова, Василия Меркурьева, Бориса Андреева, Эраста Гарина. Пародировал и современных артистов – например, Евгения Леонова.

Очень хорошо работал Михаил Евдокимов, блистательно пародировавший Юрия Никулина. И вот что придумал сценарист в одной из программ. Сан Саныч Иванов вызывал на сцену Юрия Никулина, и Евдокимов за кулисами голосом Никулина, который нельзя было отличить от голоса настоящего Юрия Владимировича, вступал с Ивановым в диалог. В конце концов выходил на сцену Михаил Евдокимов и  зрители понимали, что это он говорил голосом Никулина, так как  уже вел диалог с Ивановым от лица Никулина  «живьем», на сцене. А потом выходил и сам Юрий Владимирович Никулин. ( Кстати, Михаил Евдокимов очень хорошо показывал и Владимира Этуша, и Евгения Леонова. Значительно позже появился его знаменитый персонаж и рассказы.)

Нужно сказать еще об одном участнике программ – Геннадии Хазанове. Его можно было услышать и в других телевизионных программах, например, «Огоньке». Но монологи, которые он произносил  в «Вокруг смеха», они как-то звучали по-другому. Естественно, он был  любим публикой, все его монологи были к месту. Мне кажется, что в то время именно участие в наших программах давало ему возможность поиграть и проявить себя  чуть больше, чем  в обычном эстрадном концерте или даже в его собственных  эстрадных спектаклях. Может быть, именно эта «проба пера» подвинула его на участие в театральном проекте – «Игроки» во МХАТе, -  где он сыграл драматическую роль.

Вообще  эффект приобретения актером другого качества нередко проявлялось на программах «Вокруг смеха»  Я уже упоминал об Александре Филиппенко с монологом из «Взрослой дочери…» Но и когда он читал рассказы Зощенко у нас, также возникала какая-то другая  театрально-телевизионная стихия для актера. То же самое можно сказать и о Валерии Золотухине, который читал фрагменты своей книги – автобиографические зарисовки, исполнял частушки. Возникала атмосфера особой доверительности на телеэкране.

Мы пытались создавать телевизионное действо, в котором все персонажи  были бы подчинены стихии общей игры, а многих из участников зрители видели с непривычной для них стороны.

О писателях-сатириках. Программа  «Вокруг смеха» была единственной и такой оставалась долго, в которой писатели-сатирики могли представить на суд зрителей свои произведения. И началось это уже с первой программы, где, как я уже отмечал, появились М.Жванецкий и Г.Горин. Позднее пришли Леонид Ленч, Борис Ласкин, Семен Альтов, Анатолий Трушкин. С Курляндским  и  Хайтом – сценаристами мультсериала «Ну, погоди!» пришел, конечно, и режиссер Котеночкин.  Из Ленинграда приезжал Михаил Мишин, из Киева – Александр Каневский, из Риги – Розин. Приглашался Константин Мелихан. Большим успехом у публики пользовался Монахов с рубрикой «Нарочно не придумаешь». Журнал «Крокодил» был представлен Алексеем Пьяновым. Тогда же появились Ефим Смолин и начинаюший сатирик Коклюшкин с запомнившейся фразой – «наверное, съела что-нибудь».  До сих пор в памяти «Девятый вагон» Михаила Задорнова.  В «Вокруг смеха» побывали и мастер афоризмов Михаил Генин, и работающий в этом же жанре Коричевский, и постоянный автор шестнадцатой полосы «Литературки» Андрей Кучаев. Участие в наших программах писателей-сатириков стимулировало их творчество, они были востребованы телевидением, должны были быть «в форме» и всегда иметь «про запас» яркий смешной материал.

Участие писателей- сатириков в «Вокруг смеха» - основной компонент программы. Но нужна была и ироническая поэзия, да и просто хорошая поэзия, хорошее писательское слово. Не однажды были в программе писатели Фазиль Искандер и Виктория Токарева, поэт Римма Казакова.

У программы «Вокруг смеха» был высокий рейтинг, как теперь говорят. За счет чего? Мне кажется, за счет удачного сочетания смешного, злободневного, острого и, так сказать, дающего ощущение какой-то по тому времени свободы. И в то же время присутствие познавательного, просветительского начала. И, в конечном счете, присутствие в программе корифеев, ветеранов, заслуженных людей, которые одним своим участием вносили какой-то благородный, высокий мотив. Сочетание всего вышеперечисленного и сделало «Вокруг смеха» долгожителем, популярной, любимой программой, которую помнят до сих пор, хотя прошло уже более 25 лет.

Пригласительный билет в Концертную студию Останкино на «Вокруг смеха» было достать всегда трудно. Получить его – престижно. Пригласительный билет входил в разряд  дефицита.

Было приятно, что программа пользуется успехом, и все со старанием работали, в первую очередь, редактор Татьяна Паухова, которая на протяжении всего времени всегда оставалась душой этой программы. Человек достаточно жесткий, она держала все нити в своих руках и правильно и надежно ими управляла. 

Из любой точки бывшего Советского Союза приглашались участники. Несколько раз приезжал из Ленинграда  с капустниками Станислав Жук. Нередко принимали участие артисты Московского театра «Эрмитаж» или Театра «Летучая мышь».

В одной из программ принимал участие известный модельер Вячеслав Зайцев со своим театром моды. В условиях игры программы «Вокруг смеха» даже показ мод приобретал  несколько иной характер. Мог возникнуть и разговор о хороших манерах с участием студентов Театрального училища имени Щукина (где есть традиция обучать студентов  манерам разных эпох). Показывали и современную манеру поведения человека за столом. И тут же в этой программе актер Театра имени Моссовета  Николай Парфенов читал на эту тему замечательный рассказ Г. Горина. Старались не пропустить ничего из самого интересного, пригласить, позвать, вписать в атмосферу нашей программы «Вокруг смеха».

Несколько слов необходимо сказать и об операторской бригаде, которую возглавлял Вадим Василевский.  С нами работал и оператор Ефим Рацимор. Было престижно участвовать в создании программы «Вокруг смеха». Именно потому, что в работе возникала  непринужденная  творческая атмосфера, операторы довольно быстро входили в процесс. Очень важен был момент доверительности, взаимопонимания.

Директором или главным администратором (сейчас не помню, как точно) была Оля Меркелова.

Хотя и были трудности, но как-то легко работалось, по-человечески, было много радостного в этом совместном процессе.  Может быть, это было в связи с тем, что волей-неволей творческая бригада постоянно соприкасалась с замечательными людьми, участниками «Вокруг смеха».

Когда началась перестройка, то ли в 88-м , то ли в 89-м , теперь надо говорить, прошлого века, программа «Вокруг смеха» торжественно перешла на РТР – Российское телевидение, но суть программы не изменилась. Изменилось время.  

 

 



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001