обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






                                                           «А НУ-КА, ДЕВУШКИ !»

 

            Сегодня даже самый неискушенный телезритель догадывается, что многие потрясающие своей новизной программы родились не у нас, а просто пересажены на российскую почву. Хотя, думается, зрителю абсолютно все равно, кто придумал «последних героев» или «звезд на льду». Лишь бы было интересно. В сущности, и нет ничего интереснее вечной человеческой борьбы за первое место, за победу над другими, за то, чтобы, как сейчас говорят, - стать «звездой». Примерно такие или похожие игры существуют на телевидении давно, изменилось, пожалуй, только само понятие «победы». Оно как бы «заматериализовалось», напрочь лишившись духовной составляющей. Победитель получает возможность участвовать в проекте дальше, а значит, с ним заключается контракт. Деньги – это, конечно, всегда хорошо, кто спорит? Пресловутый чемоданчик с долларовыми или евро-купюрами, эта извечная американская мечта, теперь стала и нашей мечтой, правда, с опозданием лет, этак, на сто. Конечно, конкуренция вещь жестокая и неудачник всегда плачет, однако с удачником тоже все не так просто, и, как поется в одной неплохой песне – «еще неизвестно, кому повезло…»

            Как жить дальше человеку, победившему на конкурсе? После краткой эйфории и торжества, подогреваемого криками: «ты победил, значит, ты звезда!» - очень скоро наступает день, когда все цветы завяли, а телефонные звонки смолкли. А раз ты «звезда», то иди в шоу-бизнес. То есть, карабкайся на совершенно отвесную ледяную скалу.Надо где-то достать ледоруб, и надо кому-то очень понравиться, причем, любыми средствами. Вскарабкаться не удается, прямо скажем, никому, исключения как всегда подтверждают правило. Таким образом, 99% «победителей» пополняют огромную армию озлобленных, обиженных и сбитых с толку людей, единственное спасение для которых – отнестись к своей «победе» просто, как к приятному воспоминанию. Но, увы, на это в 17-18 лет способны немногие, а до тех пор, пока они не придут к философским выводам – кто знает, что им придется пережить, какие темные извилистые дорожки пройти, какой страшный опыт приобрести? И кто будет виноват в исковерканной судьбе какой-нибудь чистой девочки из Иваново? Ответ однозначен: телевидение, которое сыграло с ней в нечестную игру.

            Кто-то обязательно скажет, что само понятие «игры и конкурса» исключает всякие, там, морально-нравственные категории. Конечно, тут есть доля истины, но все же, не будем лукавить – есть игры жестокие, бесчеловечные, а есть и добрые, родом из детства. Во всяком случае, очень добрая игра-конкурс существовала на нашем телевидении задолго до того, как современные продюсеры открыли для себя Америку – способ калькирования западных программ. Наша отечественная, подчеркиваем, незаимствованная, оригинальная программа называлась «А ну-ка, девушки!» и вышла в эфир 24 января 1970 года. Эта программа – ярчайшее доказательство преимущества художественной ценности подлинника перед любой, даже самой талантливой копией.

            Пожалуй, стоит рассказать о том, как родилась эта программа, и, вообще, вспомнить о том, что все самое хорошее рождается  в атмосфере любви и дружбы. Не будем  бояться  высоких примеров и вспомним, как рождался, к примеру, Московский Художественный театр. Все знают, что это произошло за обедом в ресторане «Славянский базар», в атмосфере исключительно теплой и дружественной. А поскольку сами отцы-основатели, Станиславский и Немирович-Данченко, были тогда молоды, азартны и остроумны, то им наверняка было еще и весело, во всяком случае, настроение у них было приподнятое. Так вот, представьте себе, передача «А ну-ка, девушки!» родилась примерно в такой же атмосфере. Разве что встреча создателей происходила не в «Славянском базаре», а в скромной столовой Останкинского телецентра, и было их трое, что тоже символично. Были они неразлучны, как три мушкетера, были молоды, веселы и, как полагается всем мушкетерам вообще, конечно, влюблены. Кстати, передача «А ну-ка, девушки!», в сущности, и есть объяснение в любви и уважении ко всем девушкам, тогда еще, Советского Союза. Имена авторов и создателей передачи хорошо известны: это Владимир Акопов, Марат Гюльбекян и Александр Шмелев. Пожалуй, нельзя не упомянуть человека, который не только одобрил идею передачи, но в тот же день отдал приказ о ее запуске. Это тоже очень известный на телевидении и в театральном мире человек – Маргарита Эскина. А все дело происходило в знаменитой молодежной редакции, в той самой редакции, из которой, по мнению летописца, все телевидение и «пошло быть». Часто, слыша о «добром, старом» прошлом, многие люди, особенно молодые, думают, что там все было как-то тише и замедленнее. Да ничего подобного! Мы очень сомневаемся в том, что сегодня легко найти на телевидении место, где бы создание самой  идеи проекта и решение о его реализации происходило одновременно, в один и тот же день. Маргарита Эскина, будучи руководителем, пошла на риск и он себя оправдал. Программа «А ну-ка, девушки!» имела оглушительный успех и потом еще прожила долгую и счастливую жизнь. Это был конкурс среди девушек, отобранных по профессиональному признаку, и соревновались они за звание лучшей по профессии. К счастью, словом «звезда» их тогда еще никто не обзывал и, выиграв, девушка только укрепляла свои позиции в жизни, продолжая делать карьеру по избранной специальности. Победительница конкурса вызывала уважение, ее образ даже ассоциировался с образом идеальной невесты. Короче, этот образ ничего общего не имел с той потерянной  и оторванной от родной почвы девчонкой, которая  готова на все ради успеха в страшном мире шоу-бизнеса. Почему у нас, в самом деле, всех этих доверчивых девчонок в артистки толкают? Других профессий что ли нету? Кстати, «А ну-ка, девушки!» пропагандировали свои профессии прекрасно, они так трогательно волновались, с таким  вкусом и азартом  готовили, шили, вели уроки… А петь, плясать и шутить умели, конечно, не хуже, чем теперешние «звезды». Вообще, шуток было много на этой передаче. Да и сама она вызывала шутки. Даже Владимир Высоцкий передаче «А ну-ка, девушки!» посвятил песню. Телезрители всегда любили посмеяться, и тогда, и теперь. Только тем, кто придумывает передачи, надо бы не забывать, что смех тоже бывает разным: то насмешливым и издевательским, то добрым, когда смеются, например, от радости. И еще создателям новых программ неплохо бы помнить, что у человека есть одна уникальная способность – умение улыбаться, и это порой является выражением самых тонких чувств. Передача «А ну-ка, девушки!», судя по всему, именно такие тонкие чувства и вызывала, потому  что телезрители очень часто награждали ее самой высшей степенью одобрения – улыбкой.

            В передаче «А ну-ка, девушки!», кроме участниц конкурса, выступали популярные актеры, певцы, вокально-инструментальные ансамбли, танцевальные коллективы.

            Выходила ежемесячно по первой программе в 21.30. Хронометраж  - 75 минут.

 



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001