обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Егоров В.В.

Главная редакция учебного и научно-популярного телевидения

Программы образовательного ТВ отчетливо подразделялись на учебные (школьные, инструкционные), предназначенные для приема непосредственно во время урока в соответствии с учебным планом или дома в дополнение к нему, факультативно, и культурно-просветительные программы, рассчитанные на несистематический прием и пеструю общую аудиторию, желающую расширить свой кругозор. Позднее функции учебного, более формального ТВ во многом возьмет на себя видео, а широкий пласт культурно-просветительских, и, в том числе, научно-популярных передач достанется узкоспециализированным эфирным или тематическим кабельно-спутниковым каналам.

Первой учебной передачей на советском телеэкране считается лекционный курс «Автомобиль» студии «Техфильм», который передавался в Москве еженедельно в январе-мае 1955 года.
В конце 50-х – начале 60-х годов каждая вновь открытая советская телестудия считает своим долгом делать познавательные передачи для школьников. В Москве на Центральном телевидении существует постоянная рубрика «В помощь школе», в Ленинграде – «Телевизионный лекторий для старшеклассников». Там же возникли и первые программы для заочников. Несколько технических вузов скооперировались с ТВ для совместного чтения лекций заочникам первого курса по высшей математике и другим общетеоретическим дисциплинам. Телепросмотр стимулировался тем, что аудиторные лекции вообще отменили.

Правительство СССР в 1965 году приняло специальное постановление об организации систематического учебного телевещания для школ, вузов, а также врачей, учителей и других групп специалистов. В развитие данного Постановления в марте 1965 года  на Центральном телевидении была впервые открыта специализированная программа, названная III-ей учебной.

Через два года новый канал работал в среднем по семь часов в сутки, а в годы своего расцвета объем вещания III программы достигал 12-13 часов. Со сдачей в эксплуатацию Останкинского телецентра программу стала смотреть Московская область. С 1965 года, после создания Главной редакции учебных и научно-популярных программ, Центральное телевидение из года в год расширяло объемы своего вещания и к 1977 году оно достигало 16 часов в сутки, кроме летнего периода.

Особенность вещания на этом канале состояла в том, что из года в год московская аудитория – дети – становились школьниками, школьники – студентами и т.д., а передачи сохраняли свой адрес, пополняя золотой фонд телевидения: повторяясь, передачи каждый год имели новую аудиторию. В редакции к 70-м годам работало около 300 сотрудников, было 10 отделов.

Первым главным редактором этой редакции стал Л. Ефимов, затем работал В. Клюганский, а в 70-х годах пришел к руководству коллективом бывший главный редактор газеты «Правда» П. Сатюков. С 1977 по 1987 год редакцию возглавлял В.Егоров.

Утренний блок III программы адресовался школам. Из-за нехватки видеомагнитофонов (в учреждениях они появились в середине 80-х годов, в широкой продаже по доступным ценам – только в начале 90-х) это были по преимуществу «передачи на урок», более или менее связанные с текущей школьной программой. Дневные передачи (факультативные) выходили за рамки учебника и были адресованы не только детям, но и взрослым.

В середине 80-х годов объем телевещания непосредственно на урок составлял без повторов 160 часов в год, причем половина этого времени приходилась на долю гуманитарных предметов. И еще около 400 часов занимали учебные программы, создаваемые для эстетического, правового воспитания, для профессиональной ориентации школьников и учащихся ПТУ, для факультативных занятий, кружковой и самостоятельной работы, для повышения квалификации учителей, советы психологов, методистов и учителей – о запасе знаний учащихся в том или ином классе, о возрастных психологических особенностях и т.д.

Создатели учебных передач исходили из того, что их программа строилась по законам произведения искусства – имела свою драматургию, композицию, правильную соразмерность частей. Вместе с тем как часть курса, дисциплины, системы знаний она должна была заботиться о последовательности и преемственности вводимой информации. Наконец, в наиболее удачных циклах учитывалась возможность многократного повторения передач после их премьерного показа.

В качестве ведущих или участников учебных и образовательных передач приглашались авторитетные ученые, видные писатели и деятели искусства, и, конечно, лучшие отечественные педагоги. Многие передачи, созданные Главной редакцией учебных и научно-популярных программ ЦТ и сегодня составляют золотую коллекцию Государственного фонда телевизионных и радиопрограмм. Уроки музыкального воспитания детей, которые вел по своей системе композитор Д.Б. Кабалевский, стали настоящим событием общественной значимости. Их смотрели не только дети. Телевидение получало массу писем от взрослых самых разных профессий, благодаривших передачу, открывшую для них мир музыки. Многие признавались, что благодаря урокам Кабалевского они впервые в жизни стали понимать серьезное, классическое музыкальное искусство. Широкий общественный резонанс вызвали уроки изобразительного искусства художника Б. Неменского, встречи с учителями-новаторами в Концертной студии Останкино.

Видеомагнитофон пришел на помощь отечественному преподавателю не в лучшее время: и школа, и телевидение уже оказались в трудном финансовом положении. В 1991 году перестали выходить передачи для школьников, учебно-образовательная редакция была поделена на две части, отошедшие каналам «Останкино» и «Россия». III учебный канал стал культурно-просветительным IV каналом «Российские университеты». Канал изобиловал случайными, наспех сделанными и далекими от подлинной культуры передачами, к тому же содержавшими скрытую рекламу. В 1994-96 гг. два приема его частоты были переданы независимой телекомпании НТВ, которая превратила «Российские университеты» в часовую рубрику с последними учебными передачами для изучающих иностранные языки. В 1997 году эта рубрика была закрыта, и в российском эфире не осталось ни одной передачи, рассчитанной на формальное образование.

На том же III канале существовал цикл о классической музыке, автором и ведущим которого был пианист М. Кончаловский, в то время как по I программе С. Виноградова увлеченно вела «Музыкальные вечера для юношества». Многие передачи формально школьного цикла «Драматургия и театр» («Театр Пушкина», «Театр В.Маяковского», «Искусство режиссера») сами становились фактом художественной жизни, привлекавшим внимание критики и общественности. В эпоху телевидения первая встреча многих людей с серьезной музыкой, с театром происходила  как раз на домашнем экране.

В 1970-е и 80-е годы на Шаболовке создается поистине золотой фонд передач по литературе. Оценивая их с позиций сегодняшнего дня, мы замечаем отсутствие на экране тех лет имен А. Ахматовой, М. Цветаевой, М. Булгакова, В. Набокова, Б. Пастернака, И. Бродского или А. Солженицына, - у телевидения появилась возможность рассказать о них только потом, с отменой тотальной идеологической цензуры. Но и в те годы по ТВ можно было увидеть беседы с выдающимися учеными-литературоведами Д. Лихачевым, В. Лакшиным, А. Аникстом, Ю. Лотманом, С. Гейченко, С. Бонди, не говоря об Ираклии Андроникове. Фильмы В.Б. Шкловского о Льве Толстом поднимали огромные пласты отечественной культуры. Серию «Литературное наследство» вел К.М. Симонов.

Своими мыслями о литературе и жизни с многомиллионной аудиторией делились писатели Г. Бакланов, Б. Васильев, В. Астафьев, В. Распутин, Ч. Айтматов, в непривычном для себя амплуа авторов, рассказчиков и даже драматургов выступали замечательные актеры И. Смоктуновский, И. Ильинский, М. Жаров, Ф. Раневская, Р. Плятт, А. Калягин, М. Козаков, А. Адоскин, режиссеры М. Захаров, Г. Товстоногов, О. Ефремов, А. Эфрос.

В 1967 году стартовал тележурнал «Здоровье». Передача состояла из пяти-шестиминутных сюжетов, иногда в качестве приложения к журналу выходили продолжительные приложения, посвященные одной теме. Сюжеты снимались на студии, в больницах, научно-исследовательских институтах. Главными их героями были врачи – от рядовых практиков до академиков – светил мировой медицины.

 
В оглавление 1  2   Далее >>  

 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001