обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Радиотеатр для детей

 

Радиоспектакли – была такая форма литературного вещания, которая особенно полюбилась юным слушателям и получила у них заслуженное признание.

Работа над радиопостановкой  занимала много времени и сил, но это вполне окупалось. Радиопостановки жили годами, хороший  радиоспектакль можно было повторять не однажды; в редакции  учитывали, что с каждым годом подрастает новое поколение радиослушателей, для которого повторы звучали как премьеры.

В течение недели по разным программам несколько раз «открывался занавес» радиотеатра для детей. В его репертуаре были сотни произведений.

Для детей младшего возраста были созданы радиопостановки по мотивам народных сказок многих стран. Для школьников – инсценированы произведения, которые входили в школьную программу и предусматривались для внеклассного чтения.

В фондах радио хранятся  записи многих спектаклей по произведениям русской  и зарубежной классики и современной литературы. Среди исполнителей – лучшие мастера сцены: В.Качалов, Р.Плятт, А.Грибов, Б.Бабочкин, Б.Толмазов, М. Названов, А.Консовский…

Юные слушатели хорошо знали народную артистку РСФСР В.Сперантову – исполнительницу  всех главных ролей в радиоспектаклях, созданных по книгам Аркадия Гайдара. В фондах Всесоюзного радио  хранятся  записи постановок: «Тимур и его команда», «Школа», «Дальние страны», «Чук и Гек», «Бумбараш», «Голубая чашка», «Судьба барабанщика», «На графских развалинах».

Для детского радиотеатра были инсценированы страницы повестей «Детство» и «После бала» Л.Н.Толстого, рассказы  «Ионыч» и «Каштанка»  А.П.Чехова, «Бежин луг» и «Бирюк» И.С.Тургенева, произведения М.Горького, «Как закалялась сталь» Н.Островского,  «Малахитовая шкатулка» и «Хозяйка медной горы» Н.Бажова и многие другие произведения, изучаемые в школе и рекомендуемые для внеклассного чтения.

В репертуаре радиотеатра были не только инсценировки, нередко по заказу редакции  литераторы  писали пьесы специально для радио. Случалось, что драматургические произведения, созданные и прозвучавшие на радио, затем переносились на театральные подмостки. Так было с «Клубом знаменитых капитанов»  В.Крепса и К.Минца, с «Димкой-невидимкой» М.Львовского и В.Коростылева.

Говоря о детском радиотеатре, нельзя не вспомнить добрым словом его создателей. Огромный вклад в развитие детского художественного радиовещания внес Осип Наумович Абдулов, удостоенный за творческую работу на радио звания народного артиста РСФСР. Голос этого талантливого, веселого, умного артиста был хорошо знаком и детям, и взрослым, его новых выступлений и постановок ждали, как ждут встреч с добрым  другом.

О.Н. Абдулов был одним из первых артистов, кто принес свое дарование самой широкой аудитории, каковой является радио. Он был одним из первых режиссеров радиотеатра для детей. С небольшим коллективом молодых артистов он прокладывал тропы в мире звука, мире, во многом тогда загадочном.

Ближайшим его сподвижником в радиотеатре был артист Ростислав Янович Плятт. Вспоминая  об Абдулове  в одной из передач, он говорил: «…Абдулову удалось сплотить не только  актерскую труппу. У нас появились свои композиторы, дирижер и даже, как это ни странно, свои энтузиасты и «болельщики» из могучего беспокойного племени артистов оркестра. А наличию своего оркестра и дирижера Абдулов придавал огромное значение, потому что знал цену музыке на радио и был ее великолепным организатором в радиоспектакле.

Самым существенным в творчестве Абдулова той поры я считаю то, что будучи ярким, разнохарактерным актером драматического театра, он перенес принципы этого театра к микрофону, он учил нас действовать у микрофона… Он, как никто, умел показать, как надо действенно вскрывать текст, чтобы невидимое стало видимым, чтобы радиослушатель отчетливо представил себе физическую природу данного образа – его руки, его глаза, его одежду.

Очень увлекала Абдулова проблема так называемого «голосового грима». Ведь как велика может быть выразительность человеческого голоса и его оттенков, если умело и, что самое важное, органично этим пользоваться. Голос звучный, грудной, с «металлом» и – наоборот, скрипучий «носовой», глухой, хриплый, бас, фальцет, заикание, шепелявость, картавость, скандирование текста, скороговорка, речь вялая, замедленная, иностранные акценты, словом, перечислять можно еще и еще. Всем этим оружием  радиотеатра, этой «партитурой голосов» Абдулов владел в совершенстве.

  … Кропотливая и глубокая работа над речью, поиски ее внутренней жизни, вживание в образ без всяких скидок на то, что мы репетируем для радио, где нас не видно, - все это в результате должно было найти свое внешнее выражение в звучании  роли».

 После  О.Н.Абдулова  в детском радиовещании работал целый ряд  талантливых режиссеров, которые проявляли свое мастерство в постановочных работах.

Слушателям было хорошо известно имя Розы Марковны Иоффе, которая много лет плодотворно работала в детском радиовещании. С большим мастерством и талантом ею были созданы десятки  радиопостановок, множество радиокомпозиций и иных художественных записей. Юные слушатели тех лет на передачах Розы Иоффе по произведениям русской и зарубежной классики учились любить литературу.

Много сделал для детского радиотеатра заслуженный артист РСФСР Николай Литвинов, известный как замечательный актер и режиссер многих детских передач. Его любили слушать и самые маленькие, и ребята постарше, и взрослые. Он вел обширную переписку с детьми, мамами и бабушками, ему писали и старшие ребята, те, кто кончал школу и хотел получить  от человека, с которым они были незримо связаны долгие годы, добрый совет, куда пойти учиться или работать.

Два десятка лет проработал режиссером в детском радиовещании заслуженный артист РСФСР Николай Викторович Александрович. Свое большое творческое мастерство он проявил во многих постановочных передачах. Его радиоспектакли неизменно производили глубокое впечатление на слушателей; каждая его работа была отмечена не только замечательным талантом, но и прекрасным знанием  детской души.

Внесли свой весомый вклад в  подготовку постановочных передач режиссеры Нина Анатольевна Герман и Антонина Александровна Ильина.

Старшее поколение слушателей хорошо помнит долго  шедшую в эфире передачу «Клуб знаменитых капитанов»; в свое время она была одной из самых популярных на радио. К ней привлекала внимание не только авторская изобретательность, радиоклуб «знаменитых капитанов» радовал слушателей великолепной игрой актерского ансамбля, и в этом была большая заслуга Н.А.Герман, много лет  работавшей в детском радиовещании. Двадцать с лишним лет она была бессменным режиссером знаменитой «Угадайки».  Совсем юной пришла в детскую редакцию Антонина Ильина. Она много работала, много училась у опытных мастеров, с каждым годом росло ее мастерство, в каждой ее работе чувствовалось подлинное творческое горение.

Активно работали в подготовке постановочных передач заведующая литературным отделом Лидия Сергеевна Виноградская, редакторы Мария Исааковна Краковская, Лидия Яковлевна Букатова, Вера Вартановна  Вартанова.

Среди исполнителей  наряду с такими маститыми, как Рина Зеленая, Аркадий Райкин, Мария Бабанова, были молодые талантливые артисты, которые, совершенствуя свое мастерство  на радио, вскоре становились популярными, заслуженными и народными.

Часто в радиоспектаклях для детей разного возраста  роли  исполняла Зинаида Бокарева. Вся жизнь Зинаиды Алексеевны была связана с детским вещанием. Зина Бокарева пришла на радио еще девочкой в красном пионерском галстуке, выступала она тогда в детских передачах в роли юного чтеца. С годами росло ее мастерство. За творческую работу в детском радиовещании Зинаида Бокарева была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР.

В качестве исполнителей в  детских радиоспектаклях, помимо артистов, непосредственное участие принимали сами ребята. Их звонкие голоса придавали детской радиопередаче особенное звучание, отличая ее от программ, адресованных взрослым слушателям. Успешно выступали школьники в «Пионерском радиотеатре», юные актеры с успехом заменяли взрослых актрис-травести. Как правило, детские голоса, детская непосредственность придавали спектаклю особую прелесть.

Для создания радиопостановок редакция широко использовала как классику, так и современную детскую литературу, произведения советских и зарубежных авторов. В поле зрения оказывались интересные литературные новинки.

Когда в Ставропольском крае появились производственные ученические бригады, в редакции была подготовлена радиопостановка по книге писательницы Н.Туренской «Девятая»,  рассказывающей об одной из таких бригад. После выхода повести журналиста Н.Печерского «Генка Пыжов – первый житель Братска» - о строителях Братской ГЭС, о буднях строителей гидроэлектростанции, о юных жителях молодого города по новой книге был создан радиоспектакль. Повесть заинтересовала редакцию  не только актуальностью, но  и  своей романтичностью, яркими образами ребят.

Творческому содружеству с авторами, привлечению их к работе на радио в редакции уделялось большое внимание; так было, к примеру, с Николаем Печерским. После первой уже упомянутой повести у него вышло несколько книг для детей, и почти по каждой из них в редакции сделали радиоспектакли. Герои книг Печерского – веселые, дружные, озорные ребят, которые вместе с взрослыми живут интересами своей страны.

Радиоспектакли  детского радиовещания неизменно получали высокую оценку радиослушателей.

В 1963 году дипломом  1-й степени Всесоюзного конкурса на лучшую радио- и телепередачу был отмечен радиоспектакль для юношества «Октябрьская баллада». Это была оригинальная пьеса В. Аграновского, в которой перед молодыми слушателями разворачивались страницы жизни старшего поколения.

Журналист Валерий Аграновский, хорошо зная законы радио, дал в руки режиссера  такой литературный материал, который позволил создать настоящее произведение радиоискусства.

Осталось добавить подробнее, о чем уже упоминалось:о том, что в детском радиовещании спектакли ставились не только по произведениям отечественных, но и зарубежных авторов.

Так, младшие школьники и дошкольники в один из воскресных дней услышали по радио «Невероятную историю об отце, мальчике… и пальчике» - спектакль по рассказу румынского писателя Октаву Панка Яшу. С большим юмором автор  рассказывал,  как у его сына сбежал… пальчик. Сбежал потому, что малыш всегда сосал свой палец и тому надоело жить в сырости… Судя по отзывам детей и их родителей, передача имела большой успех.

Редакция познакомила детей с книгами итальянского писателя Джанни Родари.

 О приключениях мальчика Чипполино ребята услышали по радио еще до того, как повесть была издана у нас в стране. Джанни Родари писал тогда:

 «…Тот факт, что моего вздорного Чипполино сочли достойным быть другом и товарищем советских ребят, доставил мне огромную радость и обязывает меня работать еще более усердно и увлеченно. Это самая большая радость, которую я получил от своего труда». Дружба с писателем продолжалась у редакции и в дальнейшем.

 В детском радиотеатре звучали спектакли о жизни детей в зарубежных странах. «Дела  о,кей» и «Цирк приехал» - по рассказам американского писателя А.Мальца; «Лошадь без головы» - по книге французского писателя П.Берна; «Братство бездомных мастеров» – по книге итальянского писателя Д.Пирелли и другие.

 Радиоспектакли наряду с другими художественными передачами детского радиовещания учили ребят любить прекрасное, воспитывали в них интерес к чтению,  глубокое уважение к великой русской литературе и  лучшим зарубежным  образцам.

 

Борис Сударов

По страницам книги А.А.Меньшиковой

«Радио – детям»



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001