обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






«БУДИЛЬНИК»

            Три дня, во время которых рождался «номер» передачи «Будильник», а я приобщалась к таинствам телевизионного творчества, оставили у меня в памяти ощущение радости от общения с веселыми, умными  людьми и некоторое даже огорчение по поводу того, что это общение закончилось.

            В конце концов номер был сделан и жил на голубом экране положенные тридцать минут в прошлое воскресенье – квинтэссенция труда, вдохновения, разочарований и поисков, а люди, которые знакомили меня с этим, занимаются следующей передачей и снова проходят весь цикл переживаний, связанных с их работой. Итак, мне было немножко грустно. Хотя в студии царил всеобщий праздник по случаю закончившегося труда и просмотра уже готовой передачи.

- Товарищи! – с комическим трагизмом в голосе произнес Александр Левенбук (актер, участник передачи). – Нас опять постигла… удача!

Об этой очередной удаче, а главное, о тех, кого она постигла, - наш репортаж.

***

Передача «Будильник» - детская, утренняя, воскресная, развлекательная. Существует она уже три года, что само по себе немало. Но по телевизионным критериям – молодая. Так же молоды ее создатели – я познакомлю вас с той из двух бригад, где редактором Вера Северьянова. О себе она сказала так:

- Меня всегда тянуло к развлекательному жанру. Человек я увлекающийся и поддающийся настроениям, а оттого иногда впадаю в крайности.

Потом Вера сказала о каждом из своих коллег:

- Андрей Зеленов, режиссер. Очень хороший профессиональный режиссер, с которым приятно работать. Но в том случае, если он «заведется». Выдумщик и озорник.

- Марина Яковлева, ассистент режиссера. Человек, умеющий переживать любые неприятности с большим чувством юмора. Никогда не бывает в мрачном расположении духа, словом, наше «ясное солнышко».

- Боря Косяков, помощник режиссера. Деловитый, исполнительный, расторопный и хитроумный помощник.

- Валерий Рукин, так сказать, кандидат в режиссеры. У нас он пока на практике, но уже ясно, что относится к своей профессии с максимальной серьезностью (у него дома есть даже свой монтировочный стол, где он экспериментирует с пленкой, чем занимается не каждый режиссер). Кроме того, он парень с фантазией.

При том, что каждый из коллег Веры вносит в «лицо коллектива» свою индивидуальную черту – все они люди чуткие к шутке и скорые на выдумку. Мало того, по счастливому совпадению на сей раз такими же остроумными и чуть озорными людьми оказались автор передачи Эдуард Успенский и актеры-исполнители: профессионалы Левенбуки (или Лифшицы, как в шутку называли этот эстрадный дуэт в студии), а также актеры-дебютанты (надо сказать, с неожиданным дарованием, что служило постоянной темой для острот) – поэт Михаил Танич и режиссер Роман Качанов, автор прелестного мультфильма «Варежка». Передачу эту, отличающуюся от прочих выпусков «Будильника», можно было назвать «Взрослые в мире детства». Никакого участия в передаче не принимали на этот раз постоянные герои «Будильника» - дядюшка Друдл, чудак и коллекционер (как-то он демонстрировал даже коллекцию… ребячьих карманов, то есть их содержимого, конечно!). Надо сказать, что дядюшку Друдла с блеском исполняет Володя Храмов, на самом деле режиссер телеобъединения «Экран», а Друдл – это его хобби…

Небезызвестный барон Мюнхгаузен основал в «Будильнике» клуб фантазеров.

Кроме того, в передачу приходят гости – кто угодно, например, гномы из спектакля театра «Современник». Они явились в полном составе (кто-то из них даже жарил яичницу!) и имели огромный успех, о чем стало известно из писем, которые «Будильник» получает не иначе как мешками. Из тех же писем явствует, что передачу, рассчитанную на детей пионерского возраста, смотрят дети от трех лет и выше и не только они, но их родители тоже.

***

Путь телепередачи извилист и тернист. В начале его лежит сценарий, в конце – эфир. Бывает, что передача в эфире очень напоминает сценарий, бывает, что и не очень. Промежуток между сценарием и эфиром битком заполнен – от административных хлопот (заявки, выбивание пленки, добыча реквизита, поиски актеров и много др.) до творческих мук, свидетельством чему – бесконечные разговоры, перемаранные страницы текста, неудачи и находки.

Официально же на каждую передачу положено две репетиции (по телевизионному – тракт), один прогон и одна запись (число дублей учету не поддается, поскольку видеопленка не монтируется и все должно быть записано на «одном дыхании»).

Все недоразумения решаются моментально, на ходу, легко и свободно, и оттого в студии царит особенная атмосфера веселья и непринужденности. И если здесь спорят – спорят единомышленники.

- Самая спокойная репетиция, - как сказал Михаил Танич, опираясь на свой богатый опыт участия в телепередачах.

И при этом чрезвычайно серьезное, ответственное отношение взрослых людей к своему занятию. Ведущая Лина Вовк, актриса и опытный теледиктор, всякий раз перед записью волнуется, как девочка, а иногда даже плачет (о чем по секрету сообщила мне Вера Северьянова).

Поэт Михаил Танич, который по ходу передачи должен играть в футбол, сдавая «экзамен на детство», в день записи ушел тренироваться на стадион, где и вывихнул себе ногу «в том месте, где нога соединяется с остальным Таничем», как объяснял он растерявшимся в первый момент режиссерам. Выход, конечно, тут же нашли, а Танич принялся в который раз повторять текст собственных стихов по бумажке, слова которых он никак не мог запомнить («Да вы ли их написали?» - подшучивали над Таничем остальные). Режиссер Роман Качанов отказался от эффектной и смешной шутки по поводу камер, не «заряженных» пленкой, только чтоб  не  разочаровывать ребят, считающих, что передача «живая», а не записанная.

Наконец, генеральный совет в холле перед записью, как перед боем, а под руками у Андрея изрисованный листок бумаги, последние указания, расстановка сил и камер, и вот…

Боря Косяков среди безмолвия многих людей произносит:

- «Будильник», эфир 8 сентября, один, два, три, четыре…

Пока он считает до пятидесяти, замкнутая в четырех стенах студия со всей своей ослепительной техникой, являет странное зрелище, что-то чуть ли не космическое, словом, в высшей степени торжественное.

Потом, когда идет запись, я смотрю не на актеров. Я смотрю через стекло в аппаратную на режиссера Андрея Зеленова. То, что вижу я, достойно кинокамеры, и вышел бы прекрасный фильм о режиссере именно телепередачи, когда он, отрезаннный окном от студии и не могущий уже ни вмешаться в процесс, ни остановить его, наблюдает за тем, что делается на экранах. Какая гамма чувств – от детской радости до искаженного болью лица, какое стремление помочь, подсказать текст, мгновенная смена настроений – словом, это зрелище само по себе уже спектакль.

Жаль, что вас не было на том первом просмотре передачи в пятницу, в 11 часов вечера, когда усталые участники после пяти бывших  в тот день репетиций собрались перед экранами взглянуть на дело рук своих. Они смеялись и подшучивали друг над другом. Я не берусь воспроизводить эти комментарии. Вне ситуации и в письменном виде они потеряли бы весь свой блеск. Но это очень важно, это было как свидетельство подлинного остроумия, жизнерадостности и увлеченности всех создателей детской передачи «Будильник». Именно в этот момент Левенбук произнес знаменательную фразу про удачу, и в студии начался праздник, а мне стало немного грустно. Ведь эта, именно эта передача «Будильник» от 8 сентября, уже закончила свое полное труда существование, в котором самый юмор был пронизан серьезностью мысли и добра.

***

Мы беседовали с Верой Северьяновой о жанре и его проблемах.

- В чем вы, авторы, видите индивидуальность этой передачи? – спросила я.

- Передачи такого рода должны строиться на импровизации. Не сценарий решает передачу, но репетиция, в ходе которой возникают весьма неожиданные повороты и ситуации.

- Ну да, - сказала я. – Очень комический, а, главное, неожиданный эффект получился, когда маленький кукольный рояль поставили на большой настоящий, - а было-то все из-за тесноты.

- Это что! – сказала Вера. – У нас были находки куда более удачные. Например, делали мы передачу «У нас в гостях радиогерои передачи «С добрым утром». В последний, разумеется, момент выяснилось, что Вицин – «Веселый архивариус» - заболел и прийти не сможет. И тогда Володю Храмова, нашего дядюшку Друдла, осенила блестящая, как потом выяснилось, идея. Поскольку «Архивариус» - радиогерой, то он был… невидимка. Был кабинет, двигалось кресло,бумажки, а из-за кадра звучал скопированный голос Архивариуса.

- Ваша передача пользуется большим успехом. Я слышала много лестных отзывов и от детей, и от взрослых. Да и сама, честно говоря, с удовольствием смотрела, правда, редко.

- «Будильник» вначале существовал для детей всех школьных возрастов. В то время это была единственная развлекательная передача. Конечно, он был несколько эклектичен, но от этого, на мой взгляд, и любопытнее.  Там было все -  стихи, разучивание танцев, конкурсы эстрадной самодеятельности. Я до сих пор убеждена, что это было правильно. Затем появились другие развлекательные передачи, а нас административным путем ограничили – теперь мы предназначены исключительно для пионеров.

- Словом, «Будильник» теперь отличается от первоначального варианта?

- Да, и не только в этом смысле. Он переживает ломку жанра. Дело в том, что сначала «Будильник» строился как остроумный разговор ведущей с ребятами, подводящий к следующему номеру. Теперь «Будильник» почти окончательно делается сюжетным, вся передача на одну тему.Это не то чтобы плохо, но для «Будильника» означает отход от традиций.

- Зато оформление у вас традиционное – этот будильник стоит здесь со времен первой передачи?

- С оформлением у нас плохо. Был такой роковой момент, когда один из очередных режиссеров (у него была мания  грандиозности) вдруг устроил такое оформление – гигантский механизм часов натурального устройства, а ведущие и герои должны были находиться между всеми этими колесами, рычагами и шестернями. Мы, конечно, пришли в ужас, и с тех пор наш старый, надоевший было будильник стал нам куда милее.Теперь у нас готово новое оформление, легкое, изящное и компактное, но нет студии. Нет у нас постоянной большой студии. И еще многого нам не хватает, например, постоянных ведущих, и многое нам хотелось изменить – например, собираться всем в понедельник утром и придумывать передачу следующей недели, а не сдавать сценарии за два месяца до передачи.

***

            И как всегда в таких случаях бывает, если за чем-то – передачей ли, картиной или просто вещью стоят известные тебе люди и истории, то смотришь на них совсем уже другими глазами. Так и теперь для меня «Будильник», эта передача и те, что будут еще, помимо зрелищной стороны, обрела внутренний, скрытый ранее «закадровый»  смысл

и особое значение.

            Надеюсь, что и для читателей тоже.

 

Н. ВИНОГРАДОВА



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001