обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Годы 50—60-е. Первые шаги и становление

 

В марте 1951 г. своим постановлением Совет Министров СССР образовал Центральную студию телевидения, в составе которой  были общественно-политическая редакция, редакция литературно-драматического вещания, редакция передач для детей и музыкальная редакция. С 1957 г.  она стала Главной редакцией музыкальных программ. Ее «костяк» был по тем временам значителен — 22 сотрудника, перешедших на Шаболовку с улицы Качалова, из ГДРЗ, где находилось музыкальное радио. Эти профессионалы — радиожурналисты и музыканты — смогли дать жизнестойкость коллективу, взявшемуся за новое дело: превращение музыки в ее экранный эквивалент.

В начале пятидесятых еще неоперившееся ТВ обходилось только концертными программами. Теперь же в студию стали приглашаться музыканты и актеры не только для концертных выступлений, но и для участия в небольших музыкальных телепостановках. В студии на Шаболовке были поставлены две одноактные оперы — «Рафаэль» А. Аренского и «Скупой рыцарь» С.Рахманинова. Появился один из первых циклов телепередач в истории музыкальной редакции — «По страницам любимых опер». Телезрители увидели фрагменты из «Травиаты» Дж. Верди и «Воеводы» П. Чайковского. Еще не ставшее на ноги, ТВ берет курс на пропаганду советской музыки. Сквозь линзу КВН  зрители увидели оперу Б. Шехтера «Пушкин в изгнании», балеты «Бахтияр и Ниссо» С. Баласаняна, «Граф Нулин» Б. Асафьева, а также балетную классику — «Раймонду» А. Глазунова. С участием С. Лемешева были показаны фрагменты оперы «Дубровский» Э. Направника, «Вертер» Ж. Масснэ, «Демон» А. Рубинштейна — в последнем спектакле участвовал Г. Отс.

Росли и «цвели», правда, пока еще на черно-белом экране, и эстрадные программы. Помимо концертов, в которых участвовали Л. Утесов, Л. Русланова, М. Бернес, К. Шульженко, А. Шуров, Н. Рыкунин и другие мастера эстрады, редакция создает цикл передач «Музыкальные встречи» — с композиторами и поэтами-песенниками (1 пр., еженедельно), а выдающийся мастер оперетты Гр. Ярон начинает цикл портретов композиторов, авторов незабываемых оперетт. Цикл открыла передача, посвященная И. Кальману.

Над новыми передачами трудились и представители классического направления музыки. Появляется  программа «Музыкальный словарь» , в которой музыковеды со знанием дела рассказывали о том, что такое «ария», «болеро», «серенада», «дуэт», «квартет» и т. д. (два раза в неделю, 30 мин.).Выходит в эфир первая развлекательная программа  редакции — «Музыкальная викторина». На ЦТ пошли письма.

Заняла прочное место в телепрограммах оперетта. Московский театр оперетты предоставил телевидению спектакль «Весна поет» (музыка Д. Кабалевского), а по трансляции из Таллина был показан спектакль театра «Эстония»  «Веселая вдова» Ф. Легара с участием любимца всей страны Г. Отса. Его сольный концерт также не обошла своим вниманием музыкальная редакция, устроив трансляцию из Большого зала консерватории.

По открывшейся в начале 60-х гг. второй программе шли передачи   «По страницам опер» (цикл открылся оперой В. Дехтярева «Федор Таланов»). А в эстрадном концерте участвовали Т. Шмыга, И. Бржевская, ансамбль Игоря Моисеева и  другие известные исполнители.

По первой программе выходили в эфир праздничные концерты с участием оркестров Л. Утесова и Э. Рознера, эстрадные передачи — «Дом-мажор» и «Путешествие за песней», а у «классиков» — «Великие музыканты прошлого» (передачи о Шопене, Моцарте, Шумане), цикл из истории русской музыки (два раза в месяц, 45 мин.).

 В 1962 г. в эфире появляются две передачи, которым предстояло стать не просто «долгожителями», но и «лицом» музыкальной редакции — «На огонек» (впоследствии  «Голубой огонек») и «Музыкальный киоск».  Первая  программа «На огонек» (режиссер Ю. Богатыренко) вышла в эфир 7 апреля, а  затем  она выходила еженедельно в течение шестидесятых годов. Первоначальный замысел — артистический вечер, встреча коллег-друзей после спектаклей, концертов  со временем приобрел новое содержание.  «Огоньки» стали выходить в дни профессиональных праздников, и их участниками были уже не только артисты, но и рыбаки, металлурги, шахтеры, сталевары, строители и т. д. «Огоньки» откликались на важнейшие события в жизни страны — запуск очередного космонавта, открытие в Москве 1-го Международного кинофестиваля (среди гостей — И. Монтан, С. Синьоре и др.) и т.д. Недостатка в именах не было, «Огонек» стал в короткий срок чрезвычайно популярен (1 пр., 22.50).

«Музыкальный киоск», еще одна передача — «долгожитель» и «лицо» редакции . Эта информационно-музыкальная программа, впервые вышла в эфир 21 октября 1962 г. (режиссер Н. Баранцева), ее ведущими были А. Ширвиндт и Л. Голубкина. Для участия в передаче приглашались и другие артисты, но  потом  за столиком, на котором были разложены книги, пластинки, журналы и газеты, появилась новая ведущая — Э. Беляева. Она  «играла»  эту роль в течение 30 лет (1 пр., суббота,  позднее — воскресенье, 30 мин.).

Еще одна программа, вышедшая в эфир ЦТ в то время, по значимости,  значительно уступала «Огоньку» и «Музыкальному киоску», но и ее можно причислить к «долгожителям» эфира — это  «Музыкальный календарь» (2 пр., еженедельно, 20.30).

Редакция не ограничивалась собственными передачами. География студий,  выходивших под «патронажем» редакции во всесоюзный эфир, была велика — трансляции «Огоньков» из Ленинграда, Киева, Минска, Тбилиси, Кишинева, Харькова, оперные спектакли — «Трубадур» из Новосибирска, «Турандот» из Ленинграда, «Кармен» из Свердловска, «Лакме» из Перми.  Каждый оперный спектакль становился «Знакомством с оперой» благодаря комментариям музыковедов С. Виноградовой и Ж. Дозорцевой (1 пр., 19.00—22.40). Были проведены оперные трансляции  из Большого театра Союза ССР — «Евгений Онегин», «Князь Игорь», «Хованщина».

Во 2-й половине 60-х годов появляется несколько музыкальных телефильмов, которые  были сняты редакцией совместно с отделом производства фильмов ЦТ — «Сын Оки», посвященный выдающемуся солисту Большого театра Александру Пирогову (режиссер В. Головин); «Надежда Обухова» (режиссер К. Бромберг). Снимается    также  несколько телеспектаклей, таких  как:  «Особняк на улице Графтио» — о Ф. Шаляпине (режиссер В. Серков), «Неоконченная симфония» — о Ф. Шуберте (режиссер А. Гладышев); «Корзина с еловыми шишками» — по рассказу К. Паустовского (режиссер Н. Лактионов); телеоперы «Дороги дальние» А. Флярковского, «Бабий бунт» М. Геллера, «Двое в декабре» Ю. Ефремова (по рассказу Ю. Казакова). К 200-летию со дня рождения Дж. Россини был приурочен, вызвавший восторг телезрителей и неодобрение критики, телеспектакль «Этот брадобрей из Севильи». В начавшее свою деятельность творческое объединение «Экран» перешло из музыкальной редакции производство телефильма «Сказание о русской земле» о композиторе Ю. Шапорине (режиссер К. Бромберг).

Начали выходить новые циклы передач — «Любимые певцы» (1 пр., два раза в месяц, 60 мин.) — С. Лемешев, Т. Гобби, Б. Джильи, Н. Гяуров, З. Палли, М.Амиранашвили, И. Архипова, Г. Вишневская, А. Огнивцев и др.), «Беседы у рояля» (1 пр., два раза в месяц, 45 мин.) —рассказы известных исполнителей о музыке  Моцарта, Шумана, Шопена, Скрябина и др. Рассказчиками и исполнителями были пианисты А. Иохелес, С. Доренский, А. Бахчиев, Г. Гинзбург, скрипач М. Лубоцкий.

Следует отметить  несколько циклов конца 60-х годов — «У раскрытой партитуры»  (2 пр., ежеквартально, 50 мин.) — передача о понимании симфонической музыки (ведущая — музыковед Л. Кренкель); «Новости музыкальной жизни», «Музыка сегодня» (1 пр., два раза в месяц); «Музыка и время» (2 пр., ежемесячно, 45 мин.; ведущий — солист Большого театра И.И. Петров).  Два последних цикла тесно связаны между собой. Речь в этих передачах шла о музыке нынешних времен и далекого (XVIII век) прошлого.

Тогда же впервые на телеэкране появилась передача «На улице Неждановой» — цикл концертных программ из Всесоюзного дома композиторов, в котором звучала современная  камерная и эстрадная музыка (2 пр., два раза в месяц, 60 мин.).

13 января 1968 г. на телеэкране появилась одна из первых утренних развлекательных программ — «С днем рождения» (1 пр., суббота, еженедельно, 30 мин.), юмористический дуэт двух ведущих писателей-сатириков Д. Иванова и В. Трифонова. В передаче звучали песни в исполнении популярных певцов, рассказывались забавные факты из жизни знаменитых людей, чей день рождения и отмечала передача. В самом начале 70-х гг. эту программу сменила точно такая же по характеру юмористическая передача «Будьте счастливы». Однако просуществовала она недолго — ее авторы покинули телевидение.

 

Семидесятые годы

Продолжалась работа над телевизионными спектаклями, в эфир вышли опера «Семен Котко» С. Прокофьева (режиссер В. Серков), «Люцерн» по одноименному рассказу Л. Толстого (режиссер Н. Храбко) и двухсерийный художественный телефильм «Оправдание Паганини» (режиссер Н. Лактионов), в котором один из самых ярких советских актеров Вс. Якут исполнил две роли — отца Паганини и его сына, гениального скрипача.

В начале 1970 года открылась Концертная студия в Останкинском телецентре. Одной из первых программ, снятой на ее сцене, был «Праздничный вечер в Останкине» 7 ноября 1971 года  с участием мастеров искусств из союзных республик — М. Биешу, Б. Руденко, А. Соловьяненко, М. Магомаева, ансамбля «Гайя», Ю. Гуляева и др. (ведущие — дикторы ЦТ В. Леонтьева, А. Шилова, И. Кириллов).

В Колонном зале Дома союзов впервые 10 ноября 1971 года состоялся праздничный концерт, посвященный Дню милиции; с открытием ГЦКЗ «Россия» эти ежегодные концерты переместились на лучшую эстрадную площадку Москвы.

Тогда же вышел в эфир еще один цикл в Концертной студии — «Вас приглашает…». В дальнейшем среди тех, кто в тот вечер занимал сцену студии, были мастера искусств, поэты, писатели, ученые, политические деятели. А открыла цикл Эдита Пьеха вместе со своим ансамблем «Дружба».

Появляется передача «В доме Неждановой». Ведущая и автор — О. Доброхотова приглашает в дом великой певицы мастеров вокала, солистов Большого театра. В передачах принимала участие выдающаяся певица, выступавшая в Большом многие годы, Н.Д. Шпиллер. Темы были самые разные. Например, — «Дивертисмент в опере», «Русский романс», «Нежданова и Рахманинов» (1 пр., четыре раза в год, 60 мин.).

Еще один цикл, который можно отнести к «долгожителям», - «Телевизионный музыкальный абонемент» (2 пр., еженедельно, 30—40 мин.). Передача заключала в себе фрагмент одного из концертов в Большом зале консерватории. Передачи вели И.И. Петров (вокалисты) и профессор Московской консерватории, пианистка  В. Горностаева (фортепианная музыка). Эти передачи были  посвящены концертам Э. Гилельса, Д. Ойстраха, И. Менухина и многих других выдающихся музыкантов

1 марта 1972 г. состоялась премьера популярного в будущем цикла — «Все о балете» (режиссер Е. Мачерет, затем — С. Конончук). Передачи вел балетный критик и режиссер Б. Львов-Анохин. Первая программа была посвящена звездам балетного искусства — Н. Тимофеевой, Е. Максимовой, В. Васильеву, М. Лавровскому. В дальнейшем ведущими программы выступили О. Лепешинская, Н. Касаткина (1 пр., ежемесячно, 60 мин., 21.30). Балет Большого театра, Ленинградского им. Кирова, Пермского театра и др. составляли  основу передач цикла. Показывались фрагменты из лучших спектаклей не только российских театров, но и театров Киева, Минска, Душанбе, Ташкента.

29 января 1972 года «стартовала» передача «Ваше мнение» (1 пр., ежемесячно, 60 мин., 21.30.; автор и ведущая — О. Доброхотова). Передача эта была подсказана письмами телезрителей. Предлагалось расширить темы и жанры музыки, включать эстраду и даже балет. В дальнейшем в передачах этого цикла шел разговор о композиторах-классиках, мастерах джаза и народной песни.

И, наконец,  в начале 70-х редакция подарила телезрителям несколько блестящих эстрадных циклов, ставших украшением ее «репертуара». Это, в первую очередь, — «Песня года» (1 пр., до 8 передач ежегодно, 45 мин. каждая), в которых на суд телезрителей выносились песни советских композиторов, созданные в текущем году. А затем в соответствии с письмами-голосами, поданными за ту или иную песню, составлялась программа финальной передачи (1 пр., 1 января следующего года, 180—200 мин.). На финальной передаче присутствовали авторы песен, которые награждались дипломами фестиваля. В  передаче участвовали лучшие исполнители эстрадной песни  того  времени, и среди них, почти всегда,  были И. Кобзон, Л. Лещенко, С. Ротару, Э. Пьеха, В. Толкунова, Ю. Антонов, Ю. Богатиков, М. Магомаев (с середины 70-х гг. А. Пугачева), ансамбль «Песняры», эстрадно-симфонический оркестр ЦТ и ВР, композиторы А. Пахмутова, В. Шаинский, О. Фельцман, поэты М. Танич, Н. Добронравов, Л. Дербенев. Каждая финальная передача становилась праздником советского песенного искусства. Первая передача - «Песня-71» (режиссер В. Черкасов) -  появилась на экране  1 января 1972 г.

Тогда же, в начале 70-х, следом за «Песней года» был выпущен новый цикл передач — «Артлото».  Это были викторины, в которых наряду с исполнителями из Советского Союза участвовали зарубежные мастера эстрадной песни (1 пр., ежемесячно, 80 мин.). Передачи «Артлото» сразу же вызвали большой интерес телезрительской аудитории. С ответами на вопросы, поставленными в викторине первой передачи, пришло около 1 000 000 писем! Ведущими были Лариса Голубкина, Федор Чеханков, певица Жанна Горощеня, журналист Татьяна Коршилова и др. К моменту закрытия цикла, в 1975 г., было выпущено 48 передач.

Следом за «Артлото» последовала новая программа, которая вошла в число «долгожителей» эфира. Сначала,  у нее было довольно шаблонное, ничего не говорящее название — «По письмам телезрителей» — так было в 1973 году (1 пр., суббота, 10.00, ведущий — диктор ЦТ Ю. Ковеленов).  7 сентября 1974 г. многочисленные поклонники этой передачи увидели титр с иным названием, которому суждено было остаться в эфире до наших дней, — «Утренняя почта» (1 пр., суббота, 45 мин., 10.00).

Середина семидесятых — появление в программах редакции нового для советского ТВ слова — «Бенефис». Этот праздник известных всей стране артистов продолжался до начала 80-х. У каждого «Бенефиса» свой сюжет, написанный сценаристом Б. Пургалиным по мотивам избранного бенефициантом литературного произведения (так, например, Л. Голубкина выбрала «Пигмалион» Б. Шоу). И поставлен был такой видеофильм (режиссер Е. Гинзбург) с большой долей эксцентрики и пародийности. Режиссер пошел по пути, открытому когда-то Ч. Чаплиным, а в советском кино — выдающимся мастером эксцентрики Л. Гайдаем.

Бенефициантами в 70-х стали артисты хорошо известные и любимые телезрителями: Савелий Крамаров, Вера Васильева, Сергей Мартинсон, Лариса Голубкина, Людмила Гурченко, Татьяна Доронина. Е. Гинзбург был удостоен приза «Серебряная роза» на Международном телефестивале развлекательных программ в Монтрё (Швейцария) за видеофильм «Волшебный фонарь», в котором с большой долей эксцентрики повествуется история кино.

В середине 70-х редакция осуществила еще один значительный проект — 22 октября 1976 г. появился в эфире Всесоюзный телевизионный конкурс «С песней по жизни» (режиссер Л. Маслюк), в котором участвовали только молодые профессионалы-исполнители эстрадной песни (1 пр., один раз в месяц, 60 мин., 21.30). Этот конкурс в течение нескольких лет был ежегодным.

Еще одна программа делает мозаику эстрадных передач редакции еще более красочной — «Концерт после концерта». Передача — о гастролях известных зарубежных певцов и групп в Советском Союзе. Участниками съемок этой программы в Останкине были Исабель Обрэ, Карел Готт, Жильбер Беко, Анна Герман, японский квартет «Роял найтс» и др. Автор идеи и ведущая программы Татьяна Коршилова (1 пр., 45 мин.).

Зарубежная эстрада была представлена  в передачах цикла «Мелодии друзей» (1 пр., 60 мин., 21.30). Ее участники — исполнители из соцстран и советские артисты. Большой популярностью пользовалась  программа «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» ( передачи из ГДР «Золотая нота», «Пестрый котел»). В начале 60-х годов на советском телеэкране появился один из популярных зарубежных музыкальных конкурсов — Международный фестиваль эстрадной песни в Сопоте (Польша). Участие артистов из СССР в нем всегда было успешным. Вспомним хотя бы феерический успех песни «Пусть всегда будет солнце» и ее исполнительницы Т. Миансаровой, выступления Л. Лещенко, Э. Пьехи, Э. Хиля, М. Магомаева. Вспомним и фестиваль «Золотой Орфей» (Болгария), который дал нам «новую» А. Пугачеву с песней «Арлекино». Эти два европейских фестиваля были представлены в советском эфире заключительными концертами (в записи).

В 70-х годах редакция по-прежнему получала много писем. Значительная их часть шла в адрес передач «По вашим письмам» и «Примите наши поздравления»,  приуроченных к профессиональным праздникам (1 пр., воскресенье, еженедельно, 30 мин.), — Дню металлурга, химика, строителя, работников легкой промышленности и т. д.  В письмах — рассказы о судьбах их авторов, об их труде и личной жизни, пожелания послушать ту или иную песню.

По-прежнему редакция выпускает циклы «Музыкальный телевизионный абонемент», «Музыкальные встречи», «Знакомство с оперой», «Музыкальный киоск»; передачи о мастерах музыкального искусства, различные концертные программы, но в центре внимания миллионов телезрителей — «Голубой огонек». В начале семидесятых началась его «ломка». Уже не было обычных «Огоньков» — по субботам или в профессиональные праздники. «Огоньки» выходили только к государственным праздникам и в новогоднюю ночь. Резко изменился состав участников: пришли знатные люди страны. Увеличилось  представительство певцов и танцоров из союзных республик.

Редакция начала работу над новым циклом передач — Большой симфонический оркестр ЦТ и ВР. Время, отведенное  в эфире, ровно час. Цикл так и назывался — «Час БСО» (1 пр., ежемесячно, 21.30; первое появление на телеэкране — 18 января 1976 г.). В передаче два места действия — гостиная и студийная площадка, предназначенная для оркестра. Участники передачи, люди самых разных профессий, от рабочих, инженеров до ученых-академиков собирались в гостиной. Здесь шел разговор о классической музыке и ее роли в жизни человека. Затем телезритель оказывался в студии, где играл Большой симфонический. (Ведущая — О. Доброхотова. Несколько передач провел писатель Ю. Нагибин.)

Появилась на телеэкране передача «Музыкальная жизнь», сменившая «Музыку сегодня». Это была информационная и в то же время углубленно анализирующая только что появившиеся новые произведения советских композиторов программа (ведущий — М. Таривердиев).

Не забывала редакция и цирковое искусство: был открыт новый цикл — «На арене цирка» (1 пр., ежемесячно, 40 мин., 21.30). Первая передача рассказывала о цирке СЩА, Франции, Чехословакии. В дальнейшем основу программы составлял советский цирк — преимущественно московский, на Цветном бульваре или проспекте Вернадского.

 

Годы восьмидесятые

 

Очередное десятилетие началось точно так же, как и предыдущее. Каждый год, начиная с 1972-го, в ночном эфире — «Голубой огонек», а далее, днем 1 января — «Песня года». Лучшие передачи редакции оставались в сетке вещания — «Час БСО», «Музыкальный абонемент», «Утренняя почта», «С песней по жизни», «О балете», тележурнал «Музыкальная жизнь» и т. д. В «семействе» бенефисов  прибавление,- передача, посвященная Татьяне Дорониной. Это была последняя из неожиданно появившейся серии передач, которым тесно было в рамках идеологических запретов и вкусовщины руководства Гостелерадио. Всего же редакция располагала более 30 цикловыми программами.

Появился новый цикл— «Вас приглашает оперетта» (Концертная студия, 1 пр., ежемесячно, 60 мин.)  Состоялись передачи с участием артистов Московского, Свердловского театров оперетты и Ленинградской музкомедии. И еще одна передача этого жанра — «Любителям оперетты» (2 пр., ежемесячно, 45 мин.). К «мини-циклу» можно причислить и две талантливые работы Л. Гурченко, режиссера Е. Гинзбурга и музыкального редактора В. Давыденко — «Песни войны», в которых прозвучали, в блестящем исполнении актрисы, популярнейшие песни времен Великой Отечественной, и «Любимые песни» — также широко известные, написанные в послевоенное время.

В начале восьмидесятых к новогодним программам присоединилась передача из цирка на Цветном бульваре — «Новогодний аттракцион», где главным ведущим была Алла Пугачева. Вместе с ней программу вели С. Мишулин и И.Кио. Участники — артисты цирка, эстрады, кино и театра. Вместе с дрессировщиками и воздушными гимнастами выступали Л. Гурченко, Ж. Бичевская, И. Понаровская, группа «Цветы» (1 пр., 2 января, 2 ч. 15 мин., 21.35). Режиссер всех программ «Аттракциона» — Е. Гинзбург.

Метаморфозы происходили с передачей, с которой начинался весь эфирный год, — с «Голубым огоньком» (1 пр., 3 ч. 05 мин.). В середине 80-х это легендарное название исчезло, как исчез и его формат.  Вместо «Огонька» телезритель получил «Новогоднее представление» (1986 г.),  «В новогоднюю ночь» (1987 г.), снова «Новогоднее представление» (1988, 1989 гг.). Забегая на десятилетие вперед, отметим «Бал в Останкине, или сиди и смотри» (1991 г.), «Новогодняя ночь» (1992—1993 гг.). Вернулся «Новогодний огонек» в эфир  в 1994 и 1995 гг.

Продолжался телеконкурс «С песней по жизни», а 21 июня 1986 г. телезрители познакомились с новым конкурсом молодых исполнителей советской эстрадной песни — «Юрмала-86». Готовился он в «недрах» редакции (режиссеры С. Рудзите, Л. Микульская, Т. Михайлова) и был разделен на этапы, проводимые в разных городах страны. Результты этапов определяли  участников заключительного концерта. Заключительный концерт конкурса проходил на Рижском взморье, в большом зале «Дзинтари» и транслировался ЦТ (1 пр., 120 мин., 21.30). Задача конкурса — новые имена, которые затем будут блистать на советской эстраде. В числе победителей «Юрмалы» были широко известные в дальнейшем молодые певцы С. Палиашвили, Азиза, А. Малинин.

В 1990 г. конкурс «переехал» в Ялту. Задачи его оставались прежними, как и условия. В числе победителей — М. Насыров, М. Хлебникова.

В 1989 году наряду, с уже ставшим популярным у телезрителей, конкурсом  в Юрмале появляется еще один конкурс — «Ступень к Парнасу» (режиссер Н. Примак). Здесь соревновались не только певцы, но и представители «смежной» профессии — менеджеры. Проводилась «Музыкальная ярмарка» — так назывался клуб деловых людей, которые готовы были продвигать отобранных ими исполнителей. На конкурсе «Ступень к Парнасу» среди победителей - С. Палиашвили, В. Меладзе, И. Демарин, А. Мон, Валерия, группа «Моральный кодекс».

Вторая половина 80-х годов — время повышенного интереса к эстраде прошлого и к тем ее мастерам, которые преданы забвению. В Концертной студии — большая передача, в которой звучали песни, созданные на протяжении многих десятилетий, с первых лет Советской власти и до нынешних времен — «Годы, поколения, песни». Следующие передачи цикла были посвящены песням, появившимся на различных этапах в жизни страны. Эти передачи были построены только на архивных киноматериалах.

На них же был построен и другой цикл, который выходил в эфир в 1989—1990 гг., — «Это было, было…» (1 пр., еженедельно по пятницам, 20 мин., 21.30). Каждая передача имела свою тему — это мог быть маленький творческий портрет певца, история известной песни или страничка побед советских спортсменов на Олимпийских играх и даже фрагменты первого «Голубого огонька».

28 апреля 1988 года на телеэкране появилась и прочно заняла свое место новая передача — «Музыка в эфире» (режиссер Р. Шапорин). Это  одна из самых значительных программ не только в 80-е — 90-е годы, но и за всю историю редакции в целом (1 пр., затем «Останкино», ежемесячно, две части: 45 мин. и 60 мин., разделена программой «Сегодня в мире», 21.30). Первая часть — информационно-событийная: знакомство с новостями музыкальной жизни в нашей стране и за рубежом, связь с городами и студиями стран Интервидения, телемосты, репортажи из оперных театров столиц соцстран, интервью с советскими и зарубежными музыкантами, фрагменты из музыкальных телефильмов иностранных телекомпаний. Во второй части — музыка, которая связана с первой частью. Например, если это был рассказ о предстоящем 150-летии со дня рождения Чайковского, исполнялась одна из его симфоний.

Ведущий — Святослав Бэлза.

Назовем еще одну передачу конца 80-х годов — «Музыка и мы» (1 пр., затем «Останкино», ежемесячно, 70 мин., 21.40) — в ней всегда ставилась какая-либо из музыкальных проблем, которые обсуждали гости, приглашенные в студию. На улицах Москвы брались интервью, связанные с решением этих проблем. Передача была насыщена самой разнообразной музыкой — звучали оперные арии, джазовые композиции, эстрадные песни. Ведущий — тележурналист Аркадий Буйнов.

В конце 70-х появилась, а в 80-х закрепилась в сетке вещания еще одна передача, которая представляла интерес для любителей, в первую очередь, классической музыки, — «Фестивали, конкурсы, концерты» (1 пр., ежемесячно, 65 мин., 21.30). Эта передача  предлагала телезрителям самые разнообразные встречи — они могли побывать на концертах мало кому известного кельнского камерного оркестра, на которых исполнялись произведения сыновей И.-С. Баха, услышать музыку Финляндии, Латинской Америки, познакомиться со скрипичными мастерами из Мексики, побывать в Тамбове на фестивале имени Рахманинова и в Вене — на конкурсе дирижеров.

Ведущая — О. Доброхотова.

 

Годы девяностые

В начале 90-х произошло некоторое сокращение числа рубрик в сетке вещания редакции, их осталось около двадцати. По-прежнему спросом у телезрителей пользовались «Музыка в эфире», «Балет, балет» (очередное новое название передачи «О балете»), «Ступень к Парнасу», «Музыкальный киоск» (отметил свое 30-летие в 1992 г.), «Музыкальный абонемент», «Песня года», «Любителям оперетты». Появились новые передачи. Среди них — «Рождественские встречи Аллы Пугачевой» («Останкино», первый выход в эфир — 6 января 1989 г.), программа Театра песни под руководством А. Пугачевой (снималась в спорткомплексе «Олимпийский»).

«Утренняя звезда». Так называется программа, появившаяся в эфире в 1991 году («Останкино», еженедельно, воскресенье, 60 мин., 11.00). Участники передач — дети и подростки, которые любят эстрадное искусство и пробуют в нем свои силы. Это не только москвичи, но и представители самых разных регионов России. В передаче проводились конкурсы на лучшее исполнение песни и танца. Автор и ведущий — Юрий Николаев всегда приглашал на встречу с ее участниками кого-либо из мастеров эстрады.

Не исчез и возникший в 80-х интерес к прошлому нашего искусства. Одна из новых передач начала 90-х годов — «Золотой шлягер» («Останкино», ежемесячно, 45 мин., 15.45). Звучали в ней замечательные песни прошлых лет: в студии — их авторы и популярные в прошлом певцы, которые исполняли эти шлягеры. В передачах участвовали Н. Бродская, Л. Барашков, В. Ободзинский, ее гостями были А. Пахмутова, поэты Н. Добронравов и Л. Дербенев, выдающаяся киноактриса Л. Смирнова.

Появился цикл «Телемемуары», тема которого — мир искусства глазами телевидения. Передачи вели и рассказывали о своих коллегах и о важнейших событиях в жизни советского музыкального искусства В. Канделаки, Н. Никитский. Р. Рождественский и др. Телезрители увидели в этих передачах своих кумиров — М. Кристалинскую, М. Бернеса, И. Бржевскую, Л. Утесова, С. Лемешева, С. Рихтера, М. Магомаева («Останкино», 2 передачи ежемесячно, 30 мин.).

Появились новые циклы передач, в которых звучала классическая музыка, среди них — «Вокзал мечты». Выдающийся альтист современности Юрий Башмет принимал своих друзей в помещении вокзала. А почему бы и нет? Музыканты, артисты — всегда в разъездах. И здесь, на телевизионном вокзале, можно поиграть, помузицировать. Что и делают в гостях у Башмета скрипач Гидон Кремер, артист Олег Меньшиков; как всегда ярок и интересен Никита Михалков, со своим новым произведением знакомит Микаэл Таривердиев. И, наконец, берет в руки альт сам хозяин этого музыкального зала ожидания Юрий Башмет. Так было в одном из выпусков. Но ведь это мечта — оказаться в таком «зале ожидания» для любого музыканта («Останкино», ежемесячно, 52 мин., 21.30).

«Променад в Мариинском». Проект Валерия Гергиева с его участием за дирижерским пультом. В зале Мариинского театра на этот раз нет кресел для зрителей, он свободен и представляет как бы лужайку для прогулки в парке. Здесь — своя жизнь, но звучит музыка, и главное для тех, кто расположился на этой лужайке, — слушать ее. Оркестр Мариинского театра играл симфоническую музыку русских и зарубежных композиторов. Подобные «променады» устраивались много лет назад в Лондоне («Останкино», ежемесячно, 60 мин.).

«Большой театр: дни и вечера» (режиссер — Н. Тихонов). Перед зрителем проходит один день из жизни главного театра страны. Он начинается утром — в костюмерных, мастерских по изготовлению декораций, в музее театра, имеющем необозримые фонды. Утром же начинаются репетиции, артисты балета у своих станков, разучивают новые партии солисты оперы, днем на сцене идет репетиция нового спектакля. А вечером — очередной спектакль, идет интенсивная его подготовка за уже закрытым занавесом.

В передачи были включены фрагменты из спектаклей театра — «Жизнь за царя», «Борис Годунов», репетиции оперы «Богема» и т. д. («Останкино», ежемесячно, 52 мин.).

В 90-х годах редакция порадовала поклонников джаза двумя передачами, которые вел известный джазмен А. Козлов, — «Весь этот джаз»; поклонников оперетты — «Свидание назначила Татьяна Шмыга» и «Моя любовь — оперетта» — об уникальном артисте оперетты Г. Яроне; поклонников вокальной музыки — двумя передачами  «В гостях у М. Магомаева» (при участии С. Бэлзы) о Марии Каллас и Фрэнке Синатре. Каждая из этих передач представляла большой интерес не только своим содержанием, но и высоким уровнем телевизионного воплощения.

В 90-х годах резко снизилось количество экранного времени, которое ранее предоставлено было редакции. 15 марта 1996 года Главная редакция музыкальных программ перестала существовать — вместе с телевидением «Останкино». Практически это означало уход музыки из Большого Телевидения…

 

Анисим Гиммерверт,

редактор-консультант Главной

редакции музыкальных программ

Центрального телевидения

                                                                   



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001