обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Маковеев В.Г.

 

Артист, юрист, великомученик… и основатель ГИТРа!

(О М.А. Литовчине.)

 

«Ну, отрок, к святым я тебя причислить не

смогу, но к великомученикам попробую!»

Патриарх Пимен – М.А. Литовчину.

 

   Вынесенная в эпиграф фраза была произнесена в полушутливом тоне после негласного просмотра патриархом телепередачи, подготовленной М.А. Литовчиным в начале 80 – тых годов о борьбе вокруг первого в советской истории вновь построенного православного храма в г. Славгороде Алтайского края. Стройка была, естественно, самочинной и власти местные перепугались до – смерти; переполох возник и в центре. Решено было попытаться как - то объяснить населению города средствами только краевого телевидения невозможность продолжения строительства. Передачу эту на основе местных телематериалов долго «мучили» на Центральном телевидении, пока не привлекли М.А. Литовчина. Как профессионал и человек с живым воображением он быстро понял, что все попытки опорочить на телеэкране действия религиозной общины создадут проблем больше, чем решат, и с немалым трудом сумел убедить в этом моих тогдашних начальников из ЦК КПСС. В его версии передачи явно сквозила симпатия к «застройщикам». Патриарх после просмотра этой передачи сам, видимо, многое понял и предложил «нулевой вариант»: передача не состоится, храм сохраняется, а верующие будут успокоены. Власти были довольны тем, что конфликт как – то погашен, а патриарх – тем, что был создан важный для церкви прецедент.

   Горжусь тем, был близко знаком с Михаилом Аронович по совместной работе на Центральном телевидении СССР, а затем и в ГИТРе, хотя наши отношения в первое время были не самыми лучшими. По мере ввода в строй Общесоюзного телецентра в Останкино и расширения штатов ЦТ в конце 60 – тых годов на телевидение пришло много новых интересных людей и к числу самых необычных относился новый режиссер Главной редакции пропаганды  М.А. Литовчин. Ведь нужно быть отчаянным человеком, чтобы свою первую, по сути дела пробную передачу начать и завершить скандалами с техническими службами! Передача, слава Богу, удалась, ее похвалили на планерке у зампреда, но хвалили как – то преувеличенно, опасливо: видимо Литовчин сумел досадить не только мне, тогда главному инженеру ОТЦ. Вся известная мне дальнейшая деятельность режиссера Литовчина также носила экстремальный характер, но, по – видимому, полностью соответствовала его вкусам и представлениям о полноценном существовании творческого человека!

      Михаил Аронович имел, как я знаю, две профессии – актер (Вахтанговское училище) и юрист (МГУ) и они создали в нем удивительный сплав. В начале карьеры это дало сочетание азартности артиста и дотошности юриста, а в зрелые годы переплавилось в соединение мудрости и профессиональной настырности, придавшее режиссеру Литовчину, а потом и ректору Литовчину поистине грандиозную пробойную силу. Для более полной же характеристики его неординарной личности нужно упомянуть еще два важных «университета», - театральный коллектив Одесского военного округа, где Михаил Аронович работал под «художественным руководством» маршала Жукова, а также Одесский клуб моряков с совсем тогда юными Ильченко, Жванецким и Карцевым. Это давало ему право иногда рекомендоваться членом «Одеколона», т.е. Одесской колонии в Москве, а его давний приятель Жванецкий на дружеском капустнике в ЦДРИ как – то сказал, что Литовчин «человек живой, горячий и настоящий, как летний степной помидор» (только истинные южане могут оценить всю силу и убедительность этого комплимента)!

     Теперь легко доказывать, что Михаил Аронович по многим формальным критериям был счастливым человеком, но хорошо информированный патриарх не зря называл его великомучеником! Чтобы обязательно достигнуть своей цели, он всегда делал больше, чем от него ждали, а это очень пугало начальников; хвалили его всегда не за то, чем он гордился, ругали не за то, чего он стыдился….  Но все уважали его за неординарность и бесстрашие художника в сочетании с умением во – время принимать предлагаемые обстановкой условия игры, но не насилуя своих убеждений. 

     Вполне возможно, что теперь, двадцать лет спустя, было бы проще канонизировать М.А. Литовчина, но сейчас некому этим заняться. Я же лично давно уже считаю его великомученником с учетом известных мне замечательных подвигов во имя человечества:

-          ввод в практику отечественного телевидения технологии электронного монтажа телепередач (с риском для карьеры);

-          многолетний цикл телепередач по письмам в ЦК КПСС «Решается на месте» (самый опасный жанр на тогдашнем Центральном телевидении);

-           основание ГИТРа, лучше всех в наше время собирающего, оберегающего и распространяющего бесценный опыт отечественного Центрального телевидения и радиовещания, а также выросших на этой почве новых государственных и частных телерадиокомпаний.

Бурная, долгая и всегда полная многих рисков карьера режиссера Литовчина закончилась по – своему закономерно, - катастрофой вертолета с его съемочной группой. Во время же долгого лежания в гипсе «было ему видение!». И понял он, что теперь он должен все накопленные запасы вдохновения, творческих задумок, профессиональных знаний, жизненного опыта отдать делу подготовки творческой молодежи для телевидения и радиовещания! Со свойственным ему жаром и «упорством носорога» он сумел осуществить и эту свою мечту. Я считаю, что первый ректор М.А. Литовчин погиб на боевом посту, но умер победителем. ГИТР уже выпустил несколько сот специалистов самых нужных для телерадиовещания профессий. А каждый из многих сотен теперешних его студентов, симпатичнейших девушек и юношей, является носителем бессмертия этого святого человека.

   Спасибо судьбе за знакомство с ним и совместную работу. Я очень рад также, что мне довелось способствовать становлению этого замечательного института в качестве одного из руководителей Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию, а также как преподаватель ГИТРа практически с момента его основания.



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001