обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – СТРЕМЛЕНИЕ К ПРЕКРАСНОМУ

 

            Появление на Центральном телевидении Главной редакции народного творчества не было случайным. В 60-х  годах прошлого века стремление к самодеятельному творчеству стало массовым: в стране было 135 тысяч клубов и Дворцов культуры, в которых 15 млн  взрослых и 10 млн  школьников  занимались в  хоровых и танцевальных коллективах, вокальных и инструментальных ансамблях, народных театрах и народных киностудиях, в мастерских живописи и прикладного искусства.

            Свыше 700 млн  зрителей ежегодно приходило на концерты и спектакли артистов-любителей.

            Конечно, эта творческая энергия требовала выхода и на экраны телевидения.

            Родилась редакция народного творчества не сразу. Вначале это был отдел  в Главной редакции музыкальных программ. Он там влачил жалкое существование. Ему не давали хорошего эфирного  времени, туда, как в ссылку, отправляли тех, кто, по мнению начальства, «не тянул». Положение изменилось, когда  руководитель Центрального телевидения Георгий Александрович Иванов добился создания Главной редакции народного творчества.

            Георгий Александрович был замечательным профессионалом   нового телевизионного искусства, прекрасно разбирался  в литературе, театре, музыке, был замечательным волевым руководителем. Телевидение обязано ему своим «золотым веком» (1957-1970 г.г.)

            Он назначил первым главным редактором новой редакции Николая Сергеевича Изгарышева. С ним мы работали еще в литературно-драматической редакции, и я знал его как очень способного руководителя, предельно добросовестного, трудолюбивого, умеющего работать с людьми. При нем  редакция встала на ноги, стала набирать силу, авторитет на телевидении.

            Но… паровой каток укрепляющейся власти Брежнева прошелся и здесь. В 1970 г., году 100-летия со дня рождения В.И.Ленина, каждая редакция старалась поучаствовать в праздновании юбилея. Свой вклад в телевизионную «лениниану» попыталась сделать и редакция народного творчества. В эфир прошел киносюжет, в котором известный режиссер Марк Донской репетировал с актером народного театра, исполнявшим  роль В.И.Ленина.

            В кадре М.Донской дает указания актеру, причем актер-то в гриме Ленина! Он похлопывает его по плечу, даже по щеке и что-то там «повелевает». Я видел этот сюжет в эфире и, признаюсь, у меня, как человека искушенного в «тонкостях» цензуры и уже не раз битого (я в то время работал в литературно-драматической редакции), сердце дрогнуло. Но я не представлял, что дело могло повернуться так грозно. Состоялось заседание Центрального Комитета КПСС, на котором происшедшее было признано «грубой политической ошибкой». Показанный киносюжет «принижает В.И.Ленина, низводит его до ученика, который выслушивает разного рода поучения».Объявили по выговору председателю Госкомитета Н.Н. Месяцеву и его заму по телевидению Г.А.Иванову.      

О Георгии Александровиче Иванове я уже говорил. Теперь хочется сказать несколько слов о Николае Николаевиче Месяцеве. Это был умный, решительный, знающий руководитель, глубоко вникавший в неизвестное ему ранее телевидение.

            Не случайно, что теперь, 35 лет спустя, его хорошо помнят работники телевидения. Он приходит иногда на встречи ветеранов и выступает всегда очень интересно, причем говорит не только о прошлом, но и о теперешнем телевидении. На последнем вечере, посвященном 70-летию начала телевизионного вещания, почти все выступавшие, старейшие работники телевидения и деятели искусств (Л.Касаткина, Л.Колосов, Э.Быстрицкая и др.) тепло говорили о встречах с Николаем Николаевичем, о том как он помогал «продвигать» на телевидении все разумное, новое, интересное. А после выступления самого Н.Н.Месяцева зал долго стоя приветствовал его аплодисментами.

            История с киносюжетом о В.И.Ленине послужила поводом (но не причиной) смены власти в Гостелерадио СССР. Команде Брежнева нужен был жесткий человек на должность председателя Гостелерадио, который навел бы «порядок». Считалось, что события в Чехословакии в 1968 году произошли во многом из-за того, что телевидение повело агитацию против партийной власти. Руководству КПСС показалось, что и наше телевидение начинает идти по этому пути.

            Николай Сергеевич Изгарышев был снят с поста главного редактора и назначен заведующим отделом. Довольно мягкое наказание при том разгроме руководящих кадров, который последовал в 1970 году с приходом С.Г.Лапина на пост председателя Гостелерадио СССР.

            Новым главным редактором стала Кира Вениаминовна Анненкова. Благодаря ей редакция сделала новый шаг вперед, вышла на всесоюзную, а затем и на международную арену.

            Коллектив сложился очень хороший, все были молодые, задорные, жаждавшие доказать, что редакция имеет право на существование вопреки мнению многих на телевидении.

            Главным режиссером был приглашен в редакцию в 1968 году Дмитрий Георгиевич Кознов. Я пришел в 1971 году в качестве заместителя главного редактора. Заведующим тематическим отделом стал Николай Сергеевич Изгарышев, музыкальным отделом – Василий Михайлович Афанасьев. Из редакторов могу назвать Романа Богоявленского, Светлану Богатыреву, Асю Грандову, Нину Зотову, Валентину Ермилову, Лену Ибрагимову, Валентина Каштанова, Эмму Коган, Бориса Кронина, Лидию Новикову, Ольгу Молчанову, Люду Яшину, Алексея Николаевского (он потом стал заместителем главного редактора), Евгения Михайловича Шенгелевича.

            Из режиссеров – прежде всего старшее поколение: Борис Петрович Тамарин, Александр Маркович Габович.Они принесли с собой опыт и знание театра и телевидения. Габович первым начал цикл «Мастера сцены», который потом развил и делал на высочайшем уровне  Дмитрий Георгиевич Кознов. Последней передачей А.М.Габовича была встреча с Галиной Вишневской и Мстиславом Ростроповичем, перед самым их отъездом из СССР. После этой «лебединой песни» он ушел на пенсию. Из режиссерской молодежи вспоминаются  Миша Васильев, Гена Бичурин, Александр Гомон, Валентин Иванов, Игорь Ларин. Режиссерами вскоре стали и ассистенты режиссера Василий Давидчук и Юрий Поташов.

            Прекрасно работали ассистенты режиссера Виктор Бурмистров, Люся Поташова, Инна Иванова, Лида Федотова.  Лена Зимина, Тамара Горячева и Зоя Колодкина пришли в редакцию прямо из школы. Сначала работали помощниками режиссера, а потом стали ассистентами. А Лена Зимина – даже режиссером.

            Производственную группу возглавляла Екатерина Григорьевна Попова. Ей помогали Татьяна Васильевна Чирикова и Юрий Борисович Розов.

            В редакции не было особого закрепления  за отдельными передачами, рубриками, все могли делать все, часто заменяли друг друга (отпуск, болезни). Пожалуй, за исключением Б.Кронина («Объектив»), Е.Ибрагимовой («Узоры»), С.Богатыревой («Танцевальный зал»). А.М.Николаевский, кроме фестиваля «Радуга», делал и другие, самые ответственные передачи.

            Постоянно работали с нами над передачами  телеоператоры Владимир Киракосов, Милан Терещенко, Григорий Халфин, звукорежиссер Галина Кольцина, художники Константин Балабанов и Константин Кулешов.

            Основной проблемой для редакции все время было соотношение самодеятельного и профессионального искусства на телевизионном экране. Во многих редакциях (музыкальной, литературно-драматической), Дирекции программ бытовало мнение: зачем отдавать дорогое экранное время исполнению произведений на недостаточно высоком  художественном уровне, когда профессиональное искусство готово предоставить лучшие творческие силы? Мы же доказывали на всех форумах – и на летучках, и в прессе, и в спорах в начальственнных кабинетах, - что редакция не борется с профессиональным искусством. Кстати, такое противопоставление хорошо осмеяно в фильме «Берегись автомобиля», где руководитель самодеятельного театра (актер Е.Евстигнеев) говорит: «А не пора ли нам замахнуться на Шекспира, понимаете ли, Вильяма? – И выкрик из зала: «И замахнёмся!». А еще раньше, в фильме «Кубанские казаки», артист Володин пел: «Не народные артисты, а артисты из народа!».

Наша позиция – другая. Художественная самодеятельность – это путь приобщения народных масс к искусству. Это одновременно и явление искусства  и культурно-просветительное движение. Даже если человек убеждается, что масштаб его дарования не сулит ему в будущем никаких особых успехов, он не уходит из самодеятельности. Среди стимулов, побуждающих его к этому, на первом месте стоит эстетическое удовлетворение, радость творчества. Но не только. Есть и другие причины: стремление проявить свои способности,  товарищеское общение, отдых от будничных дел. Очень важно и то, что личное удовлетворение творца находит ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ.

            И здесь роль телевидения невозможно переоценить.Сам факт выступления по телевидению означал общественное признание самодеятельного коллектива или исполнителя.

            Может возникнуть вопрос, а не смотрели ли передачи о народном творчестве только участники художественной самодеятельности? Ответ находится в результатах исследования, проведенного в свое время работниками Центра научного программирования Гостелерадио СССР  Г.Мироновичем и И.Ржеутским.  8,8% опрошенных заявили, что передач по народному творчеству слишком мало, а 7% - что слишком много. Это КРАЙНИЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. Основная же масса телезрителей (38,2%) ответила – «достаточно». То есть почти половина (47%), во-первых, смотрели эти передачи, а, во-вторых, были удовлетворены их количеством и, можно предположить, что и качеством, раз смотрели их постоянно.

            Пришлось и программной дирекции пойти нам навстречу: большинство наших передач (11 рубрик из 14) ставилось по первой программе и в хорошее время (от 18 до 22 часов). В расчете на месяц зритель ежедневно получал по 26 минут  рассказа о самодеятельном искусстве

            На примере лучших образцов народного творчества телевидение показывало путь в искусство  миллионам  людей, пробуждало в человеке активное творческое начало, давало примеры умения распорядиться своим  досугом, своим свободным временем. Телевидение наводило на мысль, что если только пассивно смотреть передачи, то сколько бы их ни было просмотрено, это не сделает из зрителя ни певца, ни танцора, ни мастера прикладного искусства. Нужно идти в клуб, в студию, в кружок, в коллектив художественной самодеятельности и УПОРНЫМ ТРУДОМ приобретать необходимые навыки.

            Фирменным знаком редакции, ее лицом, была ежемесячная часовая музыкальная вечерняя программа (22.00) – «НАШ АДРЕС – СОВЕТСКИЙ СОЮЗ».

Начиналась и заканчивалась передача под бравурную музыку песни того же названия со словами «Наш адрес не дом и не улица, наш адрес – Советский Союз». Эти программы отличались массовостью. В них участвовали десятки хоровых и танцевальных коллективов народного творчества из всех союзных республик. Можно было познакомиться сразу и с красивой украинской песней, и с задорной русской пляской, и с мелодичными белорусскими напевами, и с зажигательными кавказскими ритмами.

Первая передача вышла в эфир в январе 1973 года. Вел ее, как и большинство последующих, Заслуженный деятель искусств РФ Дмитрий Георгиевич Кознов.

Сценические площадки для передач подбирались самые лучшие – Кремлевский дворец съездов, Концертный зал им.Чайковского, Телевизионный театр. Однажды, в концерте во Дворце съездов участвовало 2500 человек. Они не помещались не только на сцене, но и за кулисами. Часть выступающих коллективов вынуждена была ждать в автобусах своего выхода на сцену.

Дмитрию Георгиевичу Кознову удавалась и другая наша рубрика – «Встреча с мастерами сцены». В этом цикле выступали лучшие представители профессионального искусства: И.С.Козловский, Б.А.Бабочкин, А.И.Иванов-Крамской, М.Эсамбаев, Т.Ханум, В.Артмане… Рассказывая о своем пути в искусстве,  они непосредственно обращались и к участникам художественной самодеятельности. В часовой передаче, снятой на пленку, перед нами проходила вся жизнь большого мастера, являя собой пример самоотверженного служения искусству.

В то время (70-е годы) заполучить на телевидение выдающегося деятеля культуры само по себе было большим событием. Отказывались они в итоге от участия по разным причинам: срывались иногда назначенные съемки, отснятые пленки попадали в брак, посланные за артистами машины приезжали с опозданием или не приезжали вовсе и так далее… Все это рассматривалось как личное оскорбление, и мы получали отказ  от участия в программе. Да и оплата артистов была чисто символической.

Только благодаря обаянию Дмитрия Георгиевича, его умной, творческой работе, организационной четкости – все получалось. Великие и знаменитые работали от души, следовали указаниям режиссера, и результат получался замечательный. Посмотрев готовый фильм, они всегда были благодарны редакции.

Режиссера Кознова бросали, как маршала Жукова, на все важнейшие участки работы. Надо было – он ехал в Вильнюс,  Ригу – и шли репортажи о праздниках песни. Надо было – он организовывал «Музыкальный турнир городов» с участием композитора Арама Хачатуряна и певицы Ирмы Яунзен.

Как главный режиссер, он вместе с главным редактором Кирой Вениаминовной Анненковой и мною, заместителем главного редактора, принимал основные передачи,  вносил поправки, обязывал кое-что переделать, подсказывал, как избежать ошибок при подготовке новых программ.

Редакция продолжала развиваться, расширять географию своих  работ. Если программа «Наш адрес – Советский Союз» позволила выйти за пределы Москвы и области, то новая рубрика – Международный фольклорный фестиваль «Радуга» - стала рассказывать о самодеятельном искусстве во всем мире.

В первом фестивале (1975 г.) участвовало 17 стран, а в следующем – уже 24. Их

количество постоянно росло. Фестиваль знакомил с музыкальным искусством, танцами, обычаями, прикладном искусстве народов мира. Выступали лучшие фольклорные коллективы.

Идея фестиваля возникла у К.В.Анненковой, а непосредственным создателем передач стал Алексей Маркович Николаевский. Двадцать лет он был директором фестиваля и одновременно редактором и режиссером. Блестящий организатор, он почти в одиночку готовил две тридцатиминутные передачи в неделю: через посольства рассылал письма в страны-участницы фестиваля, организовывал переводы к эфиру полученных фильмов, готовил к выступлению советских самодеятельных артистов. И так 3-4, а то и 6 месяцев.

«Фестиваль позволяет увидеть и узнать, как живут люди на земле, находить общие интересы, способствует решению общих проблем», - так говорил о фестивале народный артист СССР Игорь Моисеев, возглавлявший международное жюри.

Судьбу главного приза определяли сами зрители. Другие призы – дипломы, отмечающие наиболее удачные стороны каждой работы, определяло жюри.

Однако, этим фестивалем показ самодеятельного искусства зарубежных стран не ограничивался.

«ЭКРАН СОБИРАЕТ ДРУЗЕЙ» (45 минут, 2 раза в квартал). Это своеобразный обмен концертами художественной самодеятельности, телевизионная перекличка.

В течение нескольких лет редакция постоянно показывала передачи, записанные по каналам Интервидения: фестиваль советской песни в Зеленой Гуре и солдатской песни в Колобжеге (Польша), международные конкурсы фольклорных коллективов в Болгарии, отдельные концертные программы из других социалистических стран.

Рубрика  «ТВОРЧЕСТВО НАРОДОВ МИРА» (30 минут, 2 раза в месяц) – знакомила, в основном, с прикладным искусством  зарубежных стран. Например, об искусстве Индии рассказывала  Н.Гусева, сотрудник Института этнографии АН СССР, лауреат премии имени Д.Неру. Некоторые передачи вели работники телестудий других стран (Румяна Цинцарская из Болгарии, Миклош Лэндэлфи из Венгрии). Любопытным было выступление вождя одного из племен австралийских аборигенов, исполнителя песен Уанджуна Марики.

Рассказывалось и о народных обычаях, традициях. В передаче об искусстве Монголии говорилось о присущем этому народу языке знаков, символов глубокой древности. В конце ХУП века Монголия была завоевана маньчжурами. Но они не смогли задушить стремления к свободе. Все, кто мечтал об освобождении, стали носить шапку вольности – торцог. Старинная легенда о ней гласит: черный круг шапки – маньчжуры, окружившие монголов; красный шарик – солнце, легендарный прародитель; черное кольцо не замкнуто – оно открыто с севера, откуда должно прийти освобождение. Двойная  лента сзади – двойная радость освобождения и независимости. Эта шапка надевалась во всех торжественных случаях. Войти в чужую юрту без головного убора означало проявить неуважение к хозяину.

В передачи часто включались страницы под названием «Солнечный круг», посвященные детскому художественному творчеству.

Одна из старейших рубрик редакции «ОБЪЕКТИВ» (30 минут, 1 раз в месяц) – выходила в эфир с1966 года. Она знакомила зрителей с лучшими работами кинолюбителей и самодеятельных мастеров фотоискусства, удостоенных премий на всесоюзных и международных конкурсах. Темы – самые разнообразные: прошлое и настоящее страны, портреты, видовые фильмы и фотографии.

Вот некоторые из фильмов, которые так понравились зрителям, что их показывали повторно:

«Пять тысяч тонн над головой» (автор Э.Бурков, Московский клуб кинолюбителей). В этом фильме запечатлены чрезвычайные события: пять тысяч тонн треснувшей скалы нависли над Нурекской ГЭС. Альпинисты навечно закрепили скалу стальными тросами. Фильм снимался на головокружительной высоте, и оператор проявил не меньшее мужество, чем сами альпинисты: скала могла рухнуть в любой момент.

«России верные сыны» (авторы – супруги .Барановы, клуб кинолюбителей Московского окружного дома офицеров). Фильм рассказал о военной семье Бартеневых, которые начали служить в русской армии еще при  Петре 1. Поколения Бартеневых участвовали в Отечественной войне 1812 года, воевали в составе Красной Армии во время Гражданской войны, сражались на фронтах Великой Отечественной в 1941-1945 г.г.

«Слово о труде» (Одесский клуб кинолюбителей). Необычен сам прием, примененный в фильме. Рассказ ведется от имени небольшого буксира из Одесского порта. Поэтичный кинорассказ поднимает обычный буксир до  символа, вобравшего в себя лучшие человеческие черты: трудолюбие, скромность, надежность, добросовестность, готовность всегда прийти на помощь друзьям.

«Сказ о яблоневом саде» (кинолюбители из Волгограда). Изобразительно фильм решен очень скупо: в основном, это съемки яблоневого сада в разное время года. Но высокое эмоциональное волнение охватывает каждого, кто смотрит этот фильм. В суровую первую военную зиму вымерзли многие сады в Поволжье. Большинство их порубили на дрова. Но один сад остался нетронутым. Так он стоял до весны 1945 года. И вдруг расцвел в дни великой Победы! Как будто ждал этого мига  всю войну.

Вел телеклуб «Объектив»  лауреат Ленинской премии кинооператор С.Медынский. В телеклубе  выступали известные деятели киноискусства Г.Рошаль, Б.Чирков, А.Митта…

«УЗОРЫ» (30 минут, 1 раз в месяц) - одна из постоянных передач Главной редакции народного творчества – рассказывала о  мастерах прикладного искусства. Со своими работами в ней появлялись художники Хохломы и Палеха, чеканщики из Грузии, бурятские резчики по кости, белорусские умельцы плетения из соломки, украинские вышивальщицы, узбекские гончары, камнерезы с Урала…

Высокими эстетическими достоинствами отличались лаковая миниатюра, роспись по дереву, финифть, кружева, янтарные украшения, ковры и другие виды изделий народных мастеров, сохраняющих исторически сложившиеся творческие принципы в сочетании с требованиями нового времени.

В передачах рубрики «Узоры» не только показывались произведения народного искусства, украшающих наш быт, но и рассказывалось о людях, талантливых мастерах, о работе кружков декоративно-прикладного искусства (их было более 12 тыс.)

Развлекательная передача «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ЗАЛ» посвящалась бальной хореографии. Первые выпуски рубрики появились на экране в 1970 году. Они помогли распространению бального танца, его новинок, красивой манеры исполнения. Передачи представляли собой к тому же приятное зрелище. Через телевидение зрители познакомились со многими бальными танцами народов нашей страны: сударушка, русский лирический, туяны, полька-янка, картули, ятраночка, андижанская полька …

Интересен был путь создания телевизионных передач как вечеров молодежи. Вместе с коллективами бальных танцев ребята танцевали медленный вальс и танго, румбу, поксу-польку…

Со временем «Танцевальный зал» стал своеобразным методическим центром для многочисленных ансамблей, кружков и студий бального танца. Зрители обращались в редакцию за советами по вопросам репертуара, музыкального сопровождения, костюмов.

К сожалению, передача выходила не каждый месяц. Во многом, из-за того, что Светлана Богатырева (редактор) спорила с начальством, в том числе и с нами, «пробивала» новые костюмы с короткими юбками (а это осуждалось), новую., современную музыку, оригинальные движения в танце (некоторым зрителям они казались слишком вольными).

Почти две трети всех программ редакции народного творчества составляли концерты из песен советских композиторов, народных мелодий (в оригинальном звучании и в обработке), произведений русской, советской и зарубежной классики.        

Именно эти передачи больше всего нравились зрителям – от 57% до 70% опрошенных. Выходили в эфир они почти каждый день – то в виде выступлений отдельных самодеятельных коллективов, то в форме специальных, организованных по разным принципам передач.

Рубрики и циклы менялись год от года, менялись названия. Менялись редакторы и режиссеры, но основой продолжали оставаться выступления самодеятельных хоровых и танцевальных коллективов.

Музыкальная эстафета «ТОВАРИЩ ПЕСНЯ» (60 минут, 1 раз в месяц). Впервые появилась в 1974 году. Представляла собой творческое состязание лучших самодеятельных солистов и вокально-инструментальных ансамблей из различных республик.

«ПЕСНЯ ДАЛЕКАЯ  И  БЛИЗКАЯ» (45 минут, 1 раз в месяц). В передачу входили воспоминания о событиях, связанных с мелодиями прошлого, рассказы о забытых песнях, имевших порой необычную судьбу. Например, таких, как «Раскинулось море широко», «Синий платочек», «Школьный вальс», «Москва моя»;  установлены авторы забытой фронтовой песни «Когда мы покидали свой родимый край…». Специальная страничка  знакомила с новыми песнями.

В передачах участвовали видные мастера песенного жанра: композиторы В.Соловьев-Седой, А.Новиков, А.Пахмутова, Я.Френкель, певцы Л.Утесов, К.Шульженко…

Цикл «ПЕСНИ И ТАНЦЫ НАРОДОВ МИРА» был целиком построен на письмах зрителей.

Цикл «НАРОДНЫЕ МЕЛОДИИ»  рассказывал о мастерах игры на баяне, домре, балалайке, гитаре. Выступали прославленные государственные коллективы – оркестры народных инструментов.

В конце 1976 года вышла в эфир первая передача эстрадной программы «ШИРЕ КРУГ!» (60 минут, 1 раз в квартал). Она сразу привлекла внимание возможностью участия в ней молодых самодеятельных певцов, танцоров, любителей циркового искусства. Гостями передачи были известные композиторы, популярные исполнители, зарубежные артисты эстрады.

Вершиной деятельности Главной редакции народного творчества стал Всесоюзный фестиваль самодеятельного художественного творчества, проводившийся в 1976-1977 г.г. По-настоящему многообразный, подлинно массовый, он вывел на свою орбиту 15,5 млн человек, выступивших в трех его турах.

На страницах газеты «Правда» от 2 октября 1977 года   секретарь ВЦСПС Л.А.Земляннинова, председатель оргкомитета фестиваля, отмечала: «Фестиваль стал значительным событием в общественной и культурной жизни страны. Только его лауреатами стали три тысячи хоров, музыкальных, хореографических ансамблей, народных театров, студий, агитбригад, 80 тысяч рабочих, колхозников, студентов, учащихся профтехучилищ, военнослужащих».

В ходе фестиваля укрепились связи самодеятельного искусства с профессиональным. Свыше 15 тысяч профессиональных артистов, писателей, художников вошли в состав оргкомитетов, творческих секций, жюри республиканских, областных и краевых конкурсных комиссий.

Творческие секции Всесоюзного оргкомитета возглавляли видные деятели культуры: композитор Т.Хренников, директор Малого театра, народный артист СССР М.Царев, писатель Г.Марков, кинорежиссер Л.Кулиджанов, художник Н.Пономарев.

Лучшие самодеятельные артисты были приглашены в Москву на заключительный концерт, который состоялся 7 октября 1977 года в Кремлевском дворце съездов.

Трансляцией  концерта по Центральному телевидению руководил Д.Г.Кознов.

Своеобразным рупором фестиваля все годы его подготовки и проведения было телеобозрение «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» (45 минут, 1 раз в месяц). В нем рассказывалось о ходе фестиваля в республиках, краях и областях, об отдельных коллективах, о людях, нашедших свое второе призвание в искусстве: самодеятельных певцах, танцорах, художниках, музыкантах, кинолюбителях.

Сам фестиваль и телевизионные передачи о нем способствовали приобщению к творчеству  миллионов людей, раскрытию в народе новых ярких и самобытных талантов.

Надо сказать, что 70-е годы были расцветом не только самодеятельного искусства, но и Главной редакции народного творчества. Затем с каждым годом наблюдался некоторый спад. Во многом это объяснялось позицией руководства Гостелерадио СССР, которое основное внимание обращало на политические передачи, меньше на художественные (как бы чего не «проскочило») и еще меньше не редакцию народного творчества. Помню пару скандалов из-за слишком «вольного» репертуара вокально-инструментальных ансамблей, да выволочку нам по поводу выступления в брюках одного из женских эстрадных коллективов.

Несмотря на отчаянную борьбу главного редактора К.В.Анненковой, которая кидалась с упреками на руководителей за непонимание значения народного творчества, эфирное время редакции всё сокращалось и сокращалось.

29 ноября 1994 года президент Б.Н.Ельцин подписал указ, предусматривающий создание акционерного общества «Общественное Российское телевидение» (ОРТ). Постепенно оно вытеснило все главные редакции Центрального телевидения, в том числе и народного творчества.

А жаль. Зрители лишились живого родника народного искусства.Ведь не только самодеятельным артистам, но и почти всем профессиональным народным коллективам доступ на экран был закрыт.

Сейчас, глядя на экран телевизора, возникает такое впечатление, что 90% современнной эстрады – это невысокого уровня самодеятельность, оторванная от национальных корней, перенимающая отнюдь не лучшие образцы западного шоу-бизнеса.

Думается, что не надо ждать, пока в стране вновь разовьётся до прежних масштабов художественная самодеятельность. Она не умерла и продолжает существовать. Надо собирать ее по крупицам, создать какую-то регулярную (кроме «Играй, гармонь!» и «Шире круг!») часовую программу и помочь возрождению самодеятельного художественного творчества. Ведь стремление к художественной деятельности существовало и будет существовать всегда.

Вот как сказала об этом в одной из наших передач народная артистка СССР  Инна

Макарова: «Бывает и так: не получилось у человека в детстве занятий искусством. То ли время было трудное, то ли возможностей не было…Стал человек взрослым, получил интересную специальность, обзавелся семьёй. И вдруг овладевает им  какое-то беспокойство, тянет  заняться то ли музыкой, то ли живописью…Знакомые говорят, да что ты, в твои годы, куда тебе! А я считаю, что возраст не помеха увлеченным людям. Я убеждена, что любой человек талантлив от природы. Только у одного этот талант лежит на поверхности, а у другого – запрятан где-то глубоко, в самых потаенных недрах натуры. Он дремлет. И вдруг однажды…». Вот этим «однажды» может быть любое событие, в том числе и телевизионная передача о самодеятельном  художественном творчестве.

            И ради этого стоит постараться!

 

 

В.Н.КОЗЛОВСКИЙ

Заместитель главного редактора

Главной редакции народного творчества в 70-е годы



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001