обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






КИНОПАНОРАМА

 

21 октября 1962 года в эфир вышел первый выпуск "Кинопанорамы", телевизионной передачи, которая выходила в эфир 33 года, и, без сомнения, ставшей одной из любимых передач зрительской аудитории. Автором идеи, вдохновителем программы и ее постоянным режиссером была Ксения Борисовна Маринина, ныне народная артистка Российской Федерации. Рассказывает К. Б.Маринина: «До этого мы делали отдельные творческие портреты, репортажи со съемочных площадок, но все это ограничивалось очень небольшим временем, и пришла идея все это объединить в журнал, в который бы входили разные страницы: биографии актеров и режиссеров, сообщения о новостях киноискусства и так далее. У нас была такая компания: продолжает К.Маринина, - я, редакторы Н.Карцева и М.Сперанская, которые работали вместе со мной. Они эту идею подхватили, наверное, она тоже жила в них. Мы были объединены этой мыслью, она совпадала с нашими общими желаниями, и мы вместе, втроем, начали делать эту программу». Форма тележурнала, состоящего из отдельных страничек-рубрик, не всегда связанных тематически, требовала авторского комментария. Создатели программы стали убеждать Зиновия Ефимовича Гердта в том, что ведущим должен быть именно он и обязательно в кадре.

Началась первая передача после вступительного слова ведущего с представления нового фильма "Молодо-зелено", которое включало в себя показ фрагментов фильма и интервью с постановщиком картины К. Воиновым и актером Ю. Никулиным. Далее ведущий Зиновий Ефимович Гердт перешел к рубрике "На съемочных площадках страны", где показывались съемки фильма "Мой младший брат" по произведению В. Аксенова. Отдельная рубрика была посвящена творчеству специалистов кинематографа, которые находятся "за кадром". Был показан сюжет "Пластический грим". В первом выпуске зрители познакомились с новым документальным фильмом А. Колошина "Мексика, которую мы любим". Стремясь привлечь внимание зрителей к творчеству начинающих кинематографистов, в выпуске была представлена курсовая работа студента ВГИКа Э. Климова "Жиних". Затем шел сюжет "Кинодокументы эпохи". В нем были показаны рабочие моменты съемок фильмов "Броненосец "Потемкин", "10 дней", "Чапаев". В рубрике "На экранах в ноябре" речь шла о премьерах фильмов в кинотеатрах страны. В заключение, в "Зарубежной хронике" сообщалось, где снимаются известные зарубежные актеры (Б. Бардо, А. Делон) и над чем работают выдающиеся режиссеры (Л. Висконти, Ф. Феллини). Небольшой рассказ был посвящен М. Монро, погибшей летом 1962 года.

«Когда начали делать передачу, мне, – продолжает рассказ К.Б.Маринина,- пришла в голову мысль сделать песенную начальную "шапку". Одна молодая журналистка написала текст (по-моему ее фамилия была Александрова), ее положили на музыку, которую написала очень хороший композитор Нина Елютович . И мне хотелось, чтобы Майя Кристалинская ее спела. Слова были такие:

Добрый волшебник из сказки и детства

Яблочко с блюдцем людям дарил,

И если оно начинало вертеться,

Можно было увидеть весь мир.

Отложите дела, разговоры и споры.

На улицах стало темно.

И в дом к Вам приходит волшебник,

Который теперь называется просто - Кино.

С этой начальной «шапкой» в исполнении М.Кристалинской, которую записали на узкую кинопленку во дворе студии на Шаболовке, мы стали выходить в эфир спустя несколько передач после первого выпуска и выходили с ней довольно долго.»

Ведущий "Кинопанорамы" З.Е. Гердт, работая в театре С.В.Образцова, много снимался в кино и не мог регулярно принимать участие в передаче. Время от времени ему приходилось выезжать из Москвы на гастроли и съемки. В 1963 году он провел всего три выпуска. Поскольку "Кинопанорама" не записывалась, приглашали других ведущих: О.Табакова, И. Саввину, Т. Лаврову. Несколько выпусков провел Г.Чухрай и Г.Александров. Некоторые выпуски проходили вообще без ведущего. С конца 1964 года "Кинопанорама" перестает выходить в эфир, но уже в сентябре 1965 года в связи с проведением 1 съезда Союза кинематографистов СССР "Кинопанорама" вновь вернулась на экран.

Структура выпусков была примерно следующая. "Кинопанорама" начиналась с представления нового фильма ("Крепостная актриса" 1963г., "Я шагаю по Москве" 1964г., "Берегись автомобиля" 1966г.). Затем шел репортаж "Со съемочной площадки страны" ("Война и мир" 1963г., "Живые и мертвые" 1963г.). Отдельные выпуски "Кинопанорамы" велись из разных городов Советского Союза - Киева (1962г.), Таллина (1963г.). Рубрика о закадровых профессиях называлась "Читая титры фильма". Наибольший интерес у зрителей вызывали сами актеры - их представляли в рубрике "Творческий портрет" (Н.Черкасов, Н. Мордюкова, О. Борисов). Немало страничек было посвящено "Документальному кино" ("Секрет мимозы", "Ленин. Последние страницы"). Особое место занимала рубрика "Зарубежная хроника", которая знакомила с творчеством зарубежных актеров и режиссеров. "Архивная страничка" показывала кадры хроники. Были также рубрики "Творчество молодых", "Музыка в кино", "Детское кино". Нередко "Кинопанорама" заканчивалась демонстрацией нового мультипликационного фильма.

Существовали специальные тематические выпуски "Кинопанорамы". За период 1962-1966 годов их было пять (например, "Женщина и кинематограф"). Таким образом, существовало два типа "Кинопанорамы": сборная и тематическая.

Для первого периода существования "Кинопанорамы" была характерна еще не сложившаяся структура (от 4 до 9 рубрик), частая смена ведущих, нерегулярность выхода в эфир, появление с 1965 года тематических выпусков и колебание продолжительности передачи от 40 до 100 минут.

В 1966 году, после отъезда театра С.Образцова на длительные гастроли, З.Гердт окончательно оставил передачу.

В 1966 году в "Кинопанораму" пришел А.Я. Каплер, ставший ее постоянным ведущим на 6 лет. Рассказывает К.Б.Маринина. «Дело в том, что постоянного ведущего найти не так просто. Потому что это особый дар выходить в эфир и говорить о том, что ты хочешь сказать, высказывать свои мысли, свои соображения по поводу крупных событий в киноискусстве. И таким человеком, окончательно после З.Е.Гердта стал Алексей Яковлевич Каплер.»

А.Я. Каплер - кинодраматург и автор многих сценариев, отлично владел кинематографическим материалом, был живым классиком советского кино. Все выпуски "Кинопанорамы" он вел от первого лица. К.Б. Маринина вспоминает: "Этот тогда уже не молодой человек, рассказывая о событиях кинематографической жизни, вовсе не думал о том, как бы получше выглядеть на экране. Он не улыбался зрителям, не пытался их расположить к себе. В середине какого-то рассказа он мог вдруг сказать: "Ах ты, господи, забыл название! Оно было у меня где-то записано, но не могу найти запись. Ну ладно, потом найду и скажу, а вы пока посмотрите фрагмент фильма". И вот - покорил всех! Секрет его обаяния заключался в предельной естественности существования перед камерой, а зрительское доверие к нему основывалось на том, что он очень хорошо знал все, что касалось киноискусства. Была в нем еще, конечно, тайна- тайна личности, тайна таланта. Она-то и приковывала к себе зрителей. Он мог позволить себе говорить вещи совершенно неожиданные. Был случай, когда, представляя фильм, А.Я. Каплер вдруг сказал: "Да, чтобы не забыть - когда едете за город, берите с собой хлеб или крупу, чтобы покормить птиц". И никто не удивлялся, что это говорится в "Кинопанораме". Иногда он рассказывал анекдот или о происшествии, которое случилось с ним недавно. Он разговаривал со зрителями так, как разговаривают в узком дружеском кругу, где можно и отвлечься от темы, делясь мыслью, которая пришла в голову именно сейчас". ( Маринина К.Б. "…А потом была "Кинопанорама" // Шаболовка, 53. Страницы истории телевидения. - М., 1988. - с.180-181.)

А.Я. Каплер видел успех "Кинопанорамы" в прямой трансляции в эфир, в том, что она создавалась на глазах у зрителей. В этот период передача сохранила традиционные рубрики: "Новый фильм", "Творческие портреты", "Творчество молодых", "Читая титры фильма", "Документальное кино", "Зарубежная хроника". При А.Я.Каплере появилась рубрика "Наш архив", демонстрировавшая кадры кинохроники и фрагменты первых художественных фильмов. А.Я. Каплер считал очень важным "познакомить телезрителей с шедеврами мирового киноискусства, рассказать о духовных ценностях, что лежат недвижимо в хранилищах киноархивов…"( Каплер А.Я. Загадка королевы экрана. - М., 1979. - с. 81.)

"Кинопанорама" начала выходить в записи лишь с 1970 года, когда ведущему стало сложно справляться с возникающими в эфире накладкам.

В 1972 году А.Я. Каплер уходит из "Кинопанорамы", объясняя это тем, что у него не остается времени на литературную работу. Но была и другая причина - готовить "Кинопанораму" было очень сложно. Ведущий же подключался к созданию только на последнем этапе и многое переделывал. Возникал конфликт с создателями. Рассказывает К.Б.Маринина: « на каком-то этапе мы в каких-то позициях разошлись с А.Я.Каплером И дело не в том, что мы поссорились, а в том, что мы не сошлись в каких-то оценках. Один раз мы провели передачу, второй раз, и я сказала. Алексей Яковлевич! Вы такая крупная личность, что должны вести эту передачу. Но, поскольку мы не совпадаем, я придумаю другую, а Вы продолжайте вести «Кинопанораму» После 1972 года следовали попытки найти ведущего (В.И. Коршунов, Ю.В. Яковлев, О.Н.Ефремов, Р.Я.Плятт и др.). Рубрика "Наш архив" и "Ответы на письма", предложенные Каплером, с его уходом исчезли. Обе они вернулись на очень короткий срок во время ведения "Кинопанорамы" Г.А. Капраловым. За этот период был всего один тематический выпуск "Кинопанорамы", посвященный 60-летию ВЛКСМ в 1978г.

Особенностями этого периода выхода программы являлись: четкая структура передачи, относительное постоянство ведущих, регулярность выхода в эфир (1 раз в месяц), установленная продолжительность передачи в 90 минут, практическое отсутствие тематических выпусков.

Новый взлет "Кинопанорамы" связан с приходом в 1979 году на место ведущего Эльдара Александровича Рязанова - кинорежиссера, постановщика фильмов, интересного собеседника. Он обладал талантом общения, профессиональными знаниями, широким кругозором, личным обаянием.

Рассказывает К.Б.Маринина: « Э.А.Рязанов завоевал расположение зрителей мгновенно после 3-ей, 4-ой передачи. А вы знаете чем? Я поняла, что на телевидении самое главное естественное существование… Эльдар Александрович человек необыкновенно умеющий разговаривать со зрителем. Понимаете… это особый дар уметь разговаривать со зрителем, чтобы они Вас слушали. Это определяется даже не той суммой знаний, которая у человека есть, а по той способности к контакту…. Вот. У Эльдара Александровича был, кроме знаний, дар контакта».

Рязанов был не в состоянии вести все выпуски программы. Вторым ведущим становится кинокритик и драматург Д.А.Орлов, который готовил выпуски в содружестве с режиссером М.Р.Добросельской. Отдельные выпуски вели и другие ведущие - Н.Н. Губенко, С.А. Герасимов. Постепенно из передачи уходят оба ведущие.

"Кинопанорама" в эпоху перестройки становилась комплиментарной, показывала зрителям только удачи и открытия, упуская провалы и срывы. Она порой не оправдывала надежд зрителей и оказывалась поверхностной. Передача иногда приобретала тон серьезного разговора, как например, в выпуске с участиемЮ. Нагибина и А. Плахова. (редактор Г.Лучай). Пик популярности "Кинопанорама" уже миновала, получались лишь отдельные удачные выпуски. После ухода Рязанова началась опять частая смена ведущих. Наиболее заметны были выпуски с ведением кинокритиков А.Плахова и Ю.Гладильщикова. Рубрики остались неизменными. Много передач посвящалось Всесоюзным и Международным фестивалям. В рамках "Кинопанорамы" ежедневно готовились специальные выпуски "На Московском международном кинофестивале". Готовилось много тематических выпусков (про мультипликационное кино, фильмы для детей, военную тему в кино).

Последующий период «Кинопанорамы» связан с именем В.И. Мережко, пришедшим в программу в феврале 1989 года. Именно благодаря ему передача продержалась еще 6 лет. Редактором большинства выпусков этого периода была С.С.Ялович, редактором и режиссером другой бригады была И.С.Лесневская. В.И.Мережко прекрасно разбирался в кинематографе, был обаятельным и элегантным. Хотя некоторые передачи вели и другие ведущие. Сохранились все основные рубрики, к прежним фестивальным выпускам добавились выпуски о Нике, Созвездии, Кинотавре. В это же время у "Кинопанорамы" появились конкуренты на телевидении. Время требовало перемен, а "Кинопанорама" существенно не менялась. Результаты поиска новых форм были не очень впечатляющими. На время появлялись рубрики "Самый скандальный фильм", "Экспресс-информация". Уделялось много внимания молодым кинематографистам.

Но такую информацию зритель мог получить и из других программ, и в 1990-е годы "Кинопанорама" перестала упоминаться в рейтинге телевизионных передач. А в декабре 1995 года возникла новая сетка вещания ОРТ-канала, и "Кинопанорама", как и многие другие программы исчезла из эфира.

"Кинопанорама" существовала 33 года, сменилось, как отмечала К.Б.Маринина в интервью радиостанции «Эхо Москвы» 17 апреля 2005 года, более 53 ведущих, индивидуальность каждого во многом определяла лицо "Кинопанорамы". Знакомство с закадровыми профессиями, со съемочными процессами, с самими актерами во многом определяло интерес зрителей к передаче. В течение длительного времени "Кинопанорама" была одной из самых популярных и необходимых передач для зрителей. Она давала важную информацию о кинематографе, помогая понять происходившие изменения, формировала художественный вкус зрителей.



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001