обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Самый необычный радиосериал оказался самым живучим

 «КОАПП»!

        5 июля 1964 г. Всесоюзный радиоэфир впервые пронзил диковинный, неизвестно кому принадлежащий крик. После того как трижды повторенный глас умолк, зазвучала таинственная мелодия, и тихий голос, от которого мурашки побежали по спине, произнес: «Репортаж о событиях невероятных!»

         Так начались передачи «КОАППа» – «Комитета охраны авторских прав природы». На заседаниях «Комитета» присутствовали: председатель – Кашалот, сентиментальная дамочка Стрекоза, остряк Гепард, восторженный Удильщик, мудрая Сова, вечно влипающая в разные истории Мартышка и Птица-Секретарь, которая вроде бы только и делала в передаче, что довольно-таки уныло «квакала», открывая и закрывая заседания «КОАППа»!

        Для детей 60-70-х они были как живые, даром что одни голоса. Но чьи голоса! Михаил Погоржельский, Сергей Цейц, Зинаида Нарышкина, Юлия Юльская, Вячеслав Невинный, Людмила Шапошникова – созвездие. Почему-то в основном – Театра имени Моссовета.

        Ну, а за кулисами всего происходящего по воскресеньям на поляне «КОАППа» неизменно с хитрой ухмылкой таился моряк и писатель, поэт, эрудит и драматург Майлен Константиновский.

        В рассказ об истории «КОАПП» на Всезоюзном радио я включил фрагменты из   интервью с автором знаменитого радиосериала, подготовленного в 1996 г. к 70-летнему юбилею ее автора.

       В.Лачинов: - Майлен Аронович, как появилась идея «КОАППа»?

      М.Константиновский: - Случайно, хотя в каждой случайности есть определенная закономерность. Я начал заниматься сочинительством в том возрасте, когда порядочных литераторов уже убивают на дуэли. По образованию я радиоинженер морского флота. Как-то написал заметку об одной технической проблеме и отнес ее в журнал «Знание – сила». Одним из редакторов журнала был талантливый человек – Владимир Ковалевский, сотрудничавший с детской редакцией Всесоюзного радио. В 63-м году он написал для них текст о молодой науке бионике. Редактор Татьяна Красина текст забраковала – он был слишком наукообразным. Тогда Владимир предложил написать мне. Подумав, я решил: раз бионика – наука о заимствовании изобретений природы, а права изобретателей должны охраняться, нужно создать комитет охраны авторских прав природы. Вот и написал пьесу – учредительное собрание этого комитета. Первый блин оказался не комом. Он сразу был одобрен. Так появилась эта воскресная передача в программах Всесоюзного радио для детей. Её редакторами  в разные годы были Валентина Ядрова, Татьяна Красина, Нина Стукова, Вениамин Лачинов, а режиссером Татьяна Сапожникова.

         В.Л.: Немаловажную роль в успехе передачи сыграла сама её идея, тема. Тогда, в 60-е годы, новая наука Бионика вызывала большой интерес во всем мире. Бионика получила свое название от древнегреческого слова "bione" – элемент жизни или, точнее, элемент биологической системы. Формальной датой рождения бионики принято считать 13 сентября 1960 г. – день открытия первого американского национального симпозиума на тему "Живые прототипы искусственных систем – ключ к новой технике". Тогда на симпозиуме было констатировано, что за многие миллионы лет в результате эволюции природа создала на земле гигантскую сокровищницу, в которой не счесть изумительных образцов живых инженерных систем, функционирующих очень точно, надежно и экономично. Задачей бионики было определено следующее – перенести в технику по возможности наибольшее количество этих выдающихся незапатентованных творений матери-природы. Появились многообещающие открытия, но вскоре выяснилось, что живые технологии со свойственными им точностью, экономичностью и безотказностью прямому техническому копированию неподвластны. Природа оказалась не только изобретательнее, но и мудрее человека. С этим в конечном счете пришлось согласиться даже самым упорным оптимистам. И всё же это был прорыв в мир неведомого. Полученные при этом знания о законах, действующих в многомиллиардном сообществе существ, живущих рядом с нами на планете Земля, вызвали всеобщий интерес и уважение к братьям нашим меньшим. А вместе с тем и запоздалое осознание того, что Homo Sapiens отнюдь не единственно разумное творение Создателя.

         Как известно, самыми любознательными и восторженными исследователями мира всегда были и остаются дети. Именно к ним, пользуясь открытиями ученых разных областей науки, и обращался в своих радиоспектаклях о живой природе автор незабвенного "КОАППа". Обращался к их сердцам, ставя при этом во главу угла неизменный триединый критерий – "знание, уважение и любовь". Тридцатилетний неугасимый интерес к многосерийному радиоспектаклю «КОАПП» убедительно показал, что эти семена любви , интереса к неведомому были брошены на добрую почву.

       - Скажите, а настоящая природная птица-секретарь действительно издает звуки, регулярно открывающие и закрывающие заседания коапповцев?

       М.К.: - Тут вот какая история. Костя Устюгов – озвучивавший Человека и Птицу-Секретаря – каждый день, как на службу, ходил в зоопарк, чтобы услышать, как же все-таки кричит птица-секретарь «в натуре». Костя ходит, а птица молчит. Ну не хочет издавать ни звука! И все-таки, в конце концов, услышал что-то вроде «О-о-А-а-а». Почти – «коапп». Когда Костя, ворвавшись в студию, сообщил всем эту новость, Сергей Цейц под общий хохот сказал: «Это она от тебя научилась».

        Хочу здесь заметить, что все замечательные артисты озвучивали коапповских героев с воистину искренним почтительным восторгом. И всякий раз шли на очередную запись как на праздник. Например, артист Михаил Погоржельский. У него с годами все сильнее и сильнее начинали болеть ноги. В конце концов, болезнь привела коапповского Кашалота в больницу. А тут запись очередного выпуска «КОАППа». Больной артист не мог представить себе, что коапповцы соберутся на очередное заседание без него, и очень переживал. Тогда режиссер Татьяна Сапожникова взяла передвижку и устроила запись по фразам прямо в больничной палате. Надо отдать должное медицинскому персоналу – в больнице стояла гробовая тишина, поскольку на двери палаты Погоржельского висела табличка: «Тише! Здесь пишется «КОАПП».

      В.Л.:  - Яркое свидетельство того, что передачу вместе с детьми любили и их родители. Но нам также известно, что не только радиослушатели, но и клыкастые страшные собаки с пониманием и обожанием относились к «КОАППу».

      М.К.: – Однажды у меня действительно такое подозрение возникло. В тихий солнечный день золотой осени мне надо было срочно написать очередной выпуск. И я пошел в закрытый парк Тимирязевской академии. В тихом безлюдном местечке легкомысленно разделся до плавок, уселся под солнышком на штабель бревен, положил на колени картонку с чистыми листами бумаги и принялся сочинять. И вдруг боковым зрением, как в страшном сне, увидел, что ко мне мчатся две огромные сторожевые. С ужасом понял, что не успею сигануть через забор, и сейчас эти псы порвут на мне не только плавки. Оставалось положиться лишь на волю провидения. Собаки подбежали и встали приблизительно в двух метрах от меня. Видимо, от нервного напряжения я не нашел ничего лучшего, чем промямлить: «Вот сижу, пишу «КОАПП»… И было такое ощущение, что они приняли это к сведению, только что не кивнули. Повернулись и так же стремительно умчались. Надо сказать, что в тот день мой «КОАПП» писался удивительно быстро и легко.

 
В оглавление 1  2   Далее >>  

 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001