обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






ЛИТДРАМА. РЕЗНИКОВ П.Р.

Е.Гальперина

Конец пятидесятых, начало шестидесятых годов  явились годами становления  телевидения как самостоятельного вида творчества. Авторы, режиссеры,  редакторы операторы, художники, музыкальные редакторы, актеры и даже администраторы искали специфику телевидения. Создатели программ, газетные и журнальные  критики  видели в нем новое искусство. Поиски своего языка, своей образной системы  велись не одно десятилетие.

26 октября 1980 г. газета "Правда" писала:
"Хотелось бы, чтобы новое искусство, отказавшись от подражания старшему собрату, больше учитывало собственные достижения, опыт, накопленный в недрах самого телевидения".
Одним из первопроходцев на ниве художественного телевидения был режиссер Павел  Резников.

 

ПАВЕЛ РЕЗНИКОВ.

 Из листка по учету кадров: 
 "Родился 7 ноября 1915 года в Харькове.
 В 1918 году родители умерли. Воспитывался в детдоме. Учился в ФЗУ. Работал  слесарем турбинного завода. Окончил театральное училище.
Работал  актером, режиссером  русской драмы. В 1942 году вступил в партию. Был на фронте в частях 2-го белорусского фронта.
В 1961 году стал режиссером литературно-драматической редакции Центрального  телевидения".

Павлу Романовичу Резникову исполнилось в том году 46 лет, и он практически начал новую жизнь. На телевидении начала 60-х еще не было мастеров, все были дилетантами, и все самоотверженно искали  особенности  новой музы. В том, что это муза никто не сомневался.

"Я долго не мог привыкнуть к новому режиму работы, к бурному ее темпу, к импровизации на всех ее уровнях.... На телевидении  всячески подчеркивали особую специфику деятельности - не такую как в театре, не такую как в кино, не такую как на радио....".

Спустя восемнадцать лет он выпустит книгу о своей работе на телевидении, назовет ее " Литературный телеэкран", где мы прочтем, как начиналась его творческая жизнь". В свое время на Центральном телевидении режиссер литературно-драматической редакции должен был быть универсалом. Мы тогда  делали передачи самых разных жанров - от репортажей из театров... книжных магазинов до съемок на пленку полнометражных документальных лент, от небольших студийных литературных передач до крупных телеспектаклей. Кроме того, режиссер  участвовал в сложном процессе формирования различных циклов и рубрик. Большой объем работ, и требование жизни поднять качество передач повлекло за собой специализацию режиссуры. Появились режиссеры-постановщики. Они  стали заниматься только крупными игровыми формами, в которых нужно  было умение работать с актерами".

Павел Резников  начал  с поэтического театра, где "Слово,- как писал Ю. Марцинкявичюс - является не игрой, а судьбой. А значит и драмой, ибо драма развертывается там, где  начинается судьба". Так  появился поэтический спектакль  по поэме  В.Маяковского "Хорошо". В том же стиле П.Резников создал  спектакль-диспут о месте поэта в рабочем строю, основу которого составили стихи Маяковского. В роли  поэта выступил  Евгений Урбанский.

Поиски особого языка телевизионного театра привели режиссера к созданию спектаклей, которые он обозначил как "новая драматическая литература". Эпиграфом к ним  мог бы стать заголовок к одной из глав его книги - "С доверием к автору". Драматургия этого  доверия строилась на  исповеди, на драматическом монологе, на открытом конструировании жизни литературного произведения на глазах у зрителей.  Так были созданы спектакли " Что делать?" по Чернышевскому, "Шагреневая кожа" О.Бальзака, "Возвращение" по  И.Тургеневу, "Капитанская дочка"А.Пушкина и др.  

Вершиной телевизионного прочтения литературного произведения стали спектакли, главную роль в которых исполнил  Б.Бабочкин. Это " Скучная история" А.Чехова  и  " Плотницкие рассказы" по повести  В.Белова.

Исполнение Б.Бабочкиным "Скучной истории" пресса назвала выдающимся событием советского искусства. Б.Бабочкин "раскрылся как великий телевизионный актер, сумев потрясти зрителей поразительным даром душевной откровенности, лирической пронзительностью таланта" ("Советская культура" 1971 г., 9 сентября)

Павел Резников, создавший эти спектакли, предстал перед зрителем как мастер телевизионного театра, но приоритет он отдал Б. Бабочкину, заявив" Я горд оттого, что почти десять последних лет был творчески связан с этим большим человеком, необыкновенно интересным, уникально талантливым, неповторимым в своей противоречивой сложности".

У каждого из режиссеров, есть какой-то особенно любимый период в процессе создания спектакля. У Павла Романовича - это была работа с актерами. Он их любил, и они отвечали ему взаимностью. Наверно, этим объясняется  пиршество талантов, с которыми  соприкасался зритель, когда смотрел на телеэкране его спектакли. В его время у нас не было бренда "звезда", но чутье профессионала телевидения вело его звездным путем. Одно из главных открытий телевидения - крупный план человека на экране, своеобразный рентген характера.  Высший балл давался актеру, который мог, казалось, бесконечно держать крупный план. В спектаклях  П. Резникова принимали участия помимо Б.Бабочкина такие актеры как, О.Ефремов, О.Табаков, О.Яковлева, А.Попов, Н.Волков, М.Неелова, А.Миронов, А.Абдулов, Е.Проклова, В.Самойлов, А.Кутепов, А.Дмитриева, Н.Гундарева, Л.Броневой, А.Лазарев! Планка установлена самая высокая.  И никаких компромиссов! А то, как ведь бывает, грустно говорил  режиссер: "Начинаем со Смоктуновского, а кончаем - Ныкиным - Зыкиным..."

Себя он считал " неуживчивым " режиссером.  А вот творческая бригада была у него, как правило, постоянной. И каждый - талантливый профессионал.
Надо было обладать особым даром при создании классной команды:  разглядеть в каждом  личность и повести себя с ним так, чтобы он захотел с тобой работать. Павел Романович, несмотря на свой непростой характер, обладал этим даром. Не случайно те, кого он объединил в своей творческой бригаде, работали с ним не над одним спектаклем.

Телевизионный режиссер Н. Марусалова.
Художник - постановщик - Владимир Лыков.
Оператор - постановщик  -  Андрей Тюпкин.
Музыкальный редактор -  Татьяна Гудкова.
Редактор - Н. Белозерцева.
Художник по костюмам - М. Авруцкая.

Перед каждым из них стояла главная творческая задача - найти свое решение литературного материала, уйти от иллюстративности, войти в гармонию с видением режиссера, с его ответом на вопрос - Про что? Про что будет создан спектакль по такому, казалось бы, хрестоматийному произведению как "Капитанская дочка" А.Пушкина.

Из интервью, данного по завершению работы  над спектаклем: В.Лыков:  Когда Павел Романович  предложил свою версию, я  почти  сразу нашел образное решение. Если бы это была обычная иллюстрация, то я бы искал разные варианты. А так все обозначилось сразу - рогожа.... жженое дерево...

Т.Гудкова: Мы с композитором, а им был  Альфред  Шнитке, назвали это "Бунт". Но не просто бунт, а еще и любовь... И честь...
Год выпуска "Капитанской дочки" 1978.

На  следующий день после премьеры вся творческая группа была вызвана на ковер к самому Председателю Гостелерадио товарищу Лапину. Все ломали голову - что на сей раз? Виновником неожиданно для всех и для самого себя оказался  художник-постановщик  Владимир Лыков.

Оказывается, его образное решение спектакля, главным в котором  была  рогожа, сыграло на руку полякам, которые-де давно уже говорят о том, что всю жизнь они, шляхтичи, должны быть в зависимости от русского ига бескультурья. У них  дворяне живут в домах из рогожи, офицеры квартируются в таких нищих кибитках...." А вы, многозначительно и сурово заявил Председатель Гостелерадио,- работаете им на руку, заполнив весь экран рогожей и жженым деревом.. Говорят, вы считаетесь талантливым художником, я вас таковым не считаю."
Режиссер Павел Резников  все время разговора в высоком начальственном кабинете провел в приемной с таблеткой валидола под языком.

Пройдет  четыре года и тяжело больной Павел Романович поставит свой последний спектакль  " Старинный детектив" по Диккенсу и Эдгару По.

Телевизионный театр, одним из создателей которого был режиссер Резников, переживет его
ненадолго. В начале девяностых годов теперь уже прошлого века он практически перестанет существовать.

Последняя глава книги  Павла Резникова "Литературный телеэкран" называется "Внимание, эфир". Заканчивая свои заметки, так обозначил он жанр книги, режиссер делится с нами сокровенным.

"Некогда земной шар,- читаю я у Луначарского,- плыл в эфире, и эфир имел особенность крупного распространения вокруг земного шара, но это была ничем не заполненная и никому не нужная сфера. Сейчас вся она переполнена человеческой мыслью... Эфир живет, он полон музыкой, литературой, информационными сведениями..."

Я сижу у режиссерского пульта, над которым зажигается табло: "Внимание, эфир!" И я с гордостью думаю, что, и мой труд каплей вливается в этот огромный океан человеческого творчества. Каждый раз, когда я еду по дальней дороге, мое внимание привлекают домики, стоящие на пустынных полустанках, замечаю антенны на крышах, меня охватывает волнение: и сюда, может быть, доходят мои передачи. Видели ли? Какое впечатление? Какой след оставил ?".

 
В оглавление  

 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001