обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






 «ВОКРУГ СМЕХА»

Гарий ЧЕРНЯХОВСКИЙ, режиссер-постановщик

18 сентября 1978 года на Центральном телевидении в Останкино, в Главной редакции литературно-драматических программ, впервые вышла в эфир передача «Вокруг смеха».

Нужно сказать несколько слов о том, что такое 1978 год. Апофеоз застоя, квинтэссенция застоя, когда на телевидении было достаточно занудное вещание про вести с полей, бесконечные награждения. Застой был везде, был и на телевидении. Можно говорить, какое телевидение лучше – занудное или разнузданное? В занудном была возможность хотя бы сохранить какой-то уровень культуры, уровень культурного языка. А в разнузданном, кроме разнузданности речи, ничего нет.

Еще надо сказать о развлекательных программах того времени вообще на телевидении.    В Главной редакции литературно-драматических программ была развлекательная передача телевизионного театра миниатюр – «Кабачок «13 стульев». К этому времени и персонажи  этого театра миниатюр, и ситуации взаимоотношений если не устарели, то, можно сказать, приелись зрителям, да и самим замечательным актерам, которые участвовали в «Кабачке «13 стульев». Музыкальная редакция Центрального телевидения потчевала телезрителей помпезными «Огоньками» к датам, как правило. Было много звезд, передовиков производства, вымученные шутки, репризы, достаточно фальшивая, как данность, интонация, к которой уже все привыкли. В Молодежной редакции ничего веселого вроде бы не было -  «Веселых ребят» еще не было, КВНа уже давно не было. В общем, было все как-то достаточно серо.

И вот на фоне обыденного, довольно серого телевизионного вещания вдруг в эфире появляется программа «Вокруг смеха» с новыми лицами на экране. Это был первый выход на голубой экран Михаила Жванецкого и не так часто появлявшегося на ТВ Григория Горина, то есть появились сатирики, писатели-сатирики. В качестве ведущих – Александр Иванов, заведующий отделом  16-й полосы «Литературной газеты», Виктор Веселовский, заведующий отделом сатиры и юмора той же газеты. Возникла какая-то свежая, живая интонация. Это было тогда первое настоящее ток-шоу на советском телевидении.

Я сейчас уже не помню, точнее сказать, не знаю, кому принадлежала идея создания такой вот программы, но совершенно очевидно, что телевизионное начальство и вообще начальство того времени понимало, что должна быть такая программа, которой может быть позволено несколько больше, я имею в виду остроты, чем другим программам в других редакциях.

Говорят, первый блин комом. Но именно первый выпуск «Вокруг смеха» во многом  определил всю дальнейшую и достаточно длинную телевизионную жизнь программы. Редактором стала Татьяна Паухова, первым автором сценария был Аркадий Инин, режиссером-постановщиком – театральный режиссер Гарий Черняховский, художником – Игорь Морозов, музыкальными редакторами – Марина Крутоярская и Соня Трушкина. Соня в дальнейшем стала  единственным музыкальным редактором. Телевизионным режиссером – Надежда Марусалова. Позднее необходимость в телевизионной режиссуре отпала, остались ассистенты режиссера, и можно сказать, что неизменным ассистентом режиссера была Светлана Кокотунова, помощником на всех дальнейших  выпусках – Лена Кузнецова. Все – сотрудники литературно-драматической редакции. Приглашенных - три человека: Аркадий Инин, Игорь Макаров и Гарий Черняховский. Надо сказать, что лидером этой творческой группы стала Татьяна Паухова. Она была не просто редактором, но, как сейчас говорят, продюсером, т.е. человеком, на котором замыкались все пути создания программы «Вокруг смеха». Татьяна Паухова обладала необыкновенным чувством стиля, вкуса, предъявляла высокие требования к качеству и литературных, и музыкальных, и  эстрадных номеров, не допускала пошлости и дешевки.

Как появилось название «Вокруг смеха», я, сказать по правде, не помню. Один из вариантов названия, которое предложил Аркадий Инин , - «Предъявите улыбку в развернутом виде». Понятно, что оно не прижилось. А вот название «Вокруг смеха», несмотря на то, что возможны всякие разговоры: вокруг да около, а где смех, ну и т.д., прижилось, и мало того, что прижилось, оно действительно соответствовало духу этой программы, потому что не было самоцелью, чтобы было обязательно смешно.

Постоянным ведущим стал Александр Иванов, принесший в программу элементы иронии, сарказма.

Кстати, к названию «Вокруг смеха» был еще такой подзаголовок – Вечер юмора в Концертной студии Останкино, и соответственно на этом вечере юмора присутствовали зрители, поэтому съемка была, что называется, на публике.

На первой программе были: Рина Васильевна Зеленая, поэт Андрей Дементьев, Виктор Веселовский, Татьяна и Сергей Никитины. Были представлены литераторы, писатели-сатирики  - Григорий Горин и  Михаил Жванецкий. Театр был представлен фрагментом из спектакля  Театра Советской Армии по пьесе Г.Горина «Тот самый Мюнхгаузен» с участием Людмилы Касаткиной и Владимира Зельдина. Были еще главный режиссер Театра имени Ермоловой Владимир Андреев,  клоун Николаев, певица Ирина Понаровская, музыкальный ансамбль «Контрданс», так он, по-моему, назывался.

Ведущего не сразу нашли. Ни Андрей Миронов, ни Юрий Яковлев не смогли быть. После раздумий и прикидок разных вариантов остановились на А.Иванове. Пожалуй, Сан Саныч Иванов очень мало соответствовал понятию шоумена, ведущего. Но жизнь показала, что во многом лицо программы как раз определилось благодаря тому, что он был выбран ведущим. Почему? Да потому, что есть достаточно привычное, стереотипное представление, каким должен быть ведущий программы такого типа. Этот человек должен быть реактивным, уметь легко импровизировать, свободно делать чужой текст своим, обладать положительным обаянием. Александр Иванов был замечательным пародистом. Но высокого, худощавого, если не сказать, тощего  А.Иванова трудно было представить в роли ведущего. Тем не менее рискнули, и этот риск оправдал себя на 100%.  Несмотря на то, что он в дальнейшем ни один текст писавших для него авторов – Жванецкого, Арканова, Инина, Горина, Славкина – «обжить»  и даже выучить его не мог. В нем  было своеобразие, обаяние.Он был единственным в своем роде ведущим, который тексты предваряющие или игровыее, предлагающие выход очередного участника программы, или тексты, предваряющие какую-то игру, читал. Но зрители, сидевшие в Концертной студии,  и телезрители  относились к А.Иванову с доверием. Может, за счет его литературного авторитета -  пародии  Иванова чрезвычайно нравились публике. В общем, он сумел занять свое, ни на кого не похожее место телевизионного ведущего.

Надо сказать несколько слов о чисто творческих сложностях. Это был вечер на публике, который нужно было снимать за один раз. Позже стало понятно, что одной съемки для такой программы мало. Нужно снимать хотя бы два вечера, чтобы потом из двух  записей сделать телевизионный вариант, полуторачасовой, отобрав лучшее – и по атмосфере, и по ритму, и, конечно, по исполнению.

Но первую программу мы снимали только один вечер.
Съемка, как правило, любой программы длилась 2,5-3,5 часа, в эфире же всего 1,5 часа. Во-первых, снимали, естественно, больше, бывали паузы, досъемки, к тому же позволялось участникам  для «разогрева» публики  больше читать или исполнять номеров… В конечном счете, после монтажа материала каждый из компонентов программы находил как раз тот временной промежуток, который ему, как нам казалось, был необходим. Таким образом, не возникало перевеса  или в сторону музыки, или смешного, или какого-то высокого литературного материала…

В первой программе «Вокруг смеха» автор сценария Аркадий Инин предложил разделы: литературный, музыкальный, театральный, поэтический. И для каждого из этих разделов существовал свой консультант. Так, например, консультантом по театру был Владимир Андреев, он представлял театральный  фрагмент. Консультантом по юмористической литературе – Виктор Веселовский  и т.д.

Что же касается музыкальных номеров, то в дальнейшем приглашались более игровые музыкальные ансамбли, как скажем, грузинский музыкальный ансамбль под управлением Басилая , или рок-ансамбль «Апельсин» из Таллина, или такой ансамбль, как «Секрет» (сейчас это «Шерлок Холмс»), ансамбль «Браво» с Жанной Агузаровой, или пародийно-игровой музыкальный ансамбль «Бим-бом» (потом появился «Экс-Бим-бом»), или чисто пародийный ансамбль из Киева «Бурлеск» - своеобразная аранжировка классической музыки. Был в  «Вокруг смеха» и ансамбль «Машина времени».  Еще принимал участие ансамбль фольклорной музыки Дмитрия Покровского и ансамбль Надежды Бабкиной. Даже принимал участие в программах  такой ансамбль, как «Кохинор и рейсшинка» Центрального дома архитектора.  Я перечисляю для того, чтобы был понятен диапазон и интерес.

Первый выпуск «Вокруг смеха» определил, в общем, структуру дальнейших программ.
Как это делалось? Когда собиралась публика в Концертной студии Останкино, выходил на сцену, еще до съемки, Александр Иванов и общался с публикой. Говорил, как они  должны себя вести, как реагировать на появление участников -  писателей, актеров, музыкантов… Это была своеобразная репетиция, если можно так сказать, не тракт телевизионный, а такой игровой момент, который, казалось бы, и неважный, но он создавал перед съемкой атмосферу легкости и непринужденности. А потом начиналась собственно съемка программы.

Начало – вступительный монолог Иванова, потом на сцену выходил Виктор Веселовский ( иногда вместо него был Павел Хмара или кто-то еще из 16-й полосы «Литературной газеты») со всеми рубриками , среди них  и  « музей Евгения Сазонова».

Предлагалась зрителям и фотография «Что бы это значило?». К концу записи зрители должны были прислать свои ответы, а компетентное жюри отбирало несколько лучших.  В финале  любой программы  «Вокруг смеха» Сан Саныч Иванов читал свои пародии и награждал победителя в конкурсе « Что бы это значило?» своей книжкой пародий.

Надо сказать, что такой конкурс объявлялся и для телезрителей, и программа имела огромную почту. Но думаю не только из-за конкурса. Ирина Васильевна Добржанская, редактор по письмам, разбирала эти огромные мешки, которые приносили в литдраму. В письмах было много потешного, связанного не только с ответами на вопрос « Что бы это значило?», но и многочисленные просьбы и предложения Сан Санычу Иванову. Помню, была какая-то история, связанная с пародиями Иванова на стихи известного поэта, кому-то это не понравилось. Кстати, в первом же выпуске  «Вокруг смеха» были пародии Иванова на стихи Беллы Ахмадулиной и Андрея Вознесенского, то есть программа начиналась с пародий на настоящих поэтов, у  которых  Сан Саныч нашел  что-то возможное для пародирования.

Итак, корреспонденция программы «Вокруг смеха» была огромной, были просто залежи. Ведь, кроме ответов на вопрос «Что бы это значило?», приходило много бандеролей в «музей Сазонова».

 
В оглавление 1  2  3   Далее >>  

 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001