обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






А.И.Ахтырский

Общественно-политические программы Всесоюзного радио.
(История, содержание, основные рубрики)

Общественно - политическое радиовещание или радиопропаганда в нашей стране появилась с первого дня регулярного радиовещания для населения страны, с 23 ноября 1924 года. Конечно , с некоторой натяжкой можно сказать, что началом информационного и политического радиовещания следует считать  октябрь 1917 года, когда по радио было передано воззвание «К народам России!», в котором сообщалось о победе революции. До этого радио использовалось исключительно как средство связи. Но это, действительно, будет некоторым лукавством ради престижа.

С ноября 1924 года начинается официальное регулярное радиовещание для населения Советского Союза. В эфир выходят  ежедневные выпуски «Радиогазеты РОСТА» ( РОСТА -  Российское телеграфное агентство, потом ТАСС, сейчас ИТАР-ТАСС) и другие программы. Радио становится самым оперативным информатором, агитатором и пропагандистом. С первых же дней радиовещания к микрофону приглашались наиболее авторитетные люди страны - А. В. Луначарский, М.И.Калинин, Н.К.Крупская, В.В.Куйбышев, Г.М.Кржижановский. Практически, каждый руководитель, деятель науки, культуры готовы были выступить у микрофона Всесоюзного радио.  Некоторые из таких выступлений становились началом, отправной точкой для целых жанров и рубрик общественно-политического радиовещания. Так, 1926 году прошла первая беседа в эфире М.И.Калинина с крестьянами. Был создан отдел, готовящий передачи для села. И уже с 11 апреля 1926 года стала выходить в эфир «Крестьянская радиогазета», положившая начало всем дальнейшим программам для сельских слушателей.

В 1929 году А.В.Луначарский выступил на радио с «Дневником народного комиссара просвещения». И эта передача стала началом не только новой рубрики «Дневник наркома», но и вообще одного из принципов радиопропаганды - выступлениям, отчетам перед народом руководителей. Действенный, отработанный за многие последующие годы принцип. Нарком (министр) рассказывает о том, что сделано, какие успехи отрасли, какие недостатки. Аудитория, массы слушателей с одной стороны получают определённую информацию, в общем-то достаточно достоверную (хотя и не полную), а, главное, ощущают себя высоким собранием, перед которым отчитывается сам министр.

Это создавало нужный пропагандистский эффект. Эффект единения власти и народа, сопричастности обычных граждан тому, что делается государством, властью. И даже как бы контроля народа над властью.

В Советском Союзе радио с первых же дней работы радиовещательных станций стало практически главным и единственным информатором и толкователем событий и декретов советской власти. Действительно, тогда только с помощью радио можно было мгновенно доставить в самые отдалённые города России новости и постановления правительства.

С этого времени радио стало обретать функции коллективного пропагандиста и агитатора масс. Причем, с каждым годом,  по мере развития технической базы и средств приёма программ, всё более мощного и эффективного средства воздействия на массы. Становится той самой газетой «без бумаги и расстояний» по выражению В.И.Ленина, которая способна мгновенно донести информацию до сотен тысяч, а очень скоро до десятков миллионов граждан. Это было не по силам печати. В те годы, действительно, не было ни бумаги в нужном количестве, ни возможности быстро доставить газеты в разные концы огромной территории страны с её полуразрушенным транспортом и разбитыми дорогами.

30-е годы - это уже время зрелости радиопропаганды, общественно-политического радиовещания. Расширились его радиожурналистики. В эфире проводились радиособрания, радиомитинги в поддержку новых планов. Всё новые темы и направления общественно-политического радиовещания превращались в рубрики, серии передач.

 Основное внимание уделялось передачам по вопросам экономики, развитию промышленности, колхозному строительству. Первые пятилетки, индустриализация, строительство мощных электростанций, железных дорог - всё это было главными темами общественно-политических программ радио, создавали в радиоэфире мажорное настроение героики трудовых дел и трудовых подвигов.

 

Работа радио в годы Великой отечественной войны - это особая тема. Сложная и, одновременно, очень простая. Потому что вся работа радио, включая, разумеется, информацию и общественно-политические программы, была направлена на одно, на борьбу с врагом , на будущую победу. А затем годы восстановления народного хозяйства, сложный период выхода из послевоенной разрухи.  На этот послевоенный период 40-х и начала 50-х годов  вплоть до XX съезда партии приходится расцвет культа личности и, в сущности, вся пропаганда, в том числе, разумеется, и на радио была подчинена одной генеральной линии. Все дела, все победы (а были только победы) связывались только с  одним именем.

В конце 50-х годов и начале 60-х после XX съезда КПСС многое изменилось в жизни страны и, конечно, в характере, содержании общественно-политических программ радио.  Развенчан культ личности. Все перегибы, репрессии были определены как последствия культа личности и связаны с именем И.Сталина.   Появилась возможность говорить о том, что раньше было немыслимо увидеть на страницах газет или услышать по радио. Общество поверило в большую свободу, открытость, демократизм взаимоотношений с властью.

Эти события, настроения в обществе. естественно, отражались на содержании общественно-политических передач радио, на их тональности Радио стало более открытым, меньше  ощущался идеологический пресс.  Хотя, разумеется, общие принципы общественно-политического радиовещания оставались прежними.

Существенной составной частью общественно-политического радиовещания в 60-80-е годы было освещение важных событий, праздников. Их было много, очень много. Они превращались постепенно в своего рода пропагандистский допинг, этакое эмоционально-идеологическое подстёгивание аудитории.  Заблаговременная подготовка к очередному съезду партии, многочисленные серии передач, рассказывающих о достижениях за отчетный период. А в дни работы съездов  прямые многочасовые трансляции открытия и закрытия съезда, записи многочисленных выступлений на съезде, Дневники съезда, материалы с одобряющей реакцией людей на документы и решения съезда и, наконец, развёрнутая детальная пропаганда его решений.

И почти также солидно освещались менее значимые события - Пленумы ЦК КПСС, государственные  юбилейные даты  , такие, как 100-летие В.И.Ленина, 50-и и 60-летие Великой Октябрьской революции, 40-летие и 50-летие образования СССР, юбилейные даты Победы в Великой отечественной войне, достижения в Космосе и т д. Всё это в значительной мере определяло общую тематику общественно-политических программ и их тональность.

В то же время  повседневные программы Всесоюзного радио в   60-х-80-х годы отличалось стабильностью и тематическим разнообразием.  Среди довольно большого количества общественно-политических передач, которые готовила преимущественно Главная редакция пропаганды, приоритетными были рубрики и циклы, непосредственно призванные разъяснять, пропагандировать основные ценности социалистического строя.

Одной из таких основополагающих передач  был «Ленинский университет миллионов». Уже из самого названия передачи ясна её суть. Это были двадцатиминутные лекции, призванные обосновать с позиций науки пути развития общества и страны в современных условиях, научно обосновать принятые решения партии. Выходила она еженедельно в вечернее время (с учётом того , что многие уже успевали домой после работы – 18.40 московского времени) и в ней выступали   авторитетные ученые, занимающиеся марксистско-ленинской теорией. И хотя передача в основном готовилась в помощь руководителям всяких пропагандистских школ и кружков, она, тем не менее, выходила на самой главной программе Всесоюзного радио (на Первой программе) и в самое слушаемое время   , когда дома у приёмников могли быть те, кому в первую очередь адресовалась эта программа – активная, работающая часть аудитории. Готовили эти передачи радиожурналисты Г.Виноградова, В.Кучин, К.Воеводина. Один раз в месяц выходила в эфир передача по письмам – «Почта Ленинского университета миллионов», в которой давались ответы на вопросы слушателей.

В 60-е годы как бы заглавной передачей общественно-политических программ была «Рабочая радиогазета». Ежедневная получасовая программа, как это видно из названия, была адресована рабочему классу и рассказывала о достижениях на производстве. Конечно, она предназначалась и для всех слушателей, но основная её тема – промышленность, трудовые успехи в промышленности и заодно все остальные сопутствующие темы – социальные, бытовые, культура и отдых – всё, чтобы показать многогранность интересов трудового народа и чтобы  жизнь рабочего класса не выглядела только лишь борьбой за выполнение планов.

«Время , события, люди». Эта ежедневная получасовая программа стала выходить с  1976 года и заменила прежнюю «Рабочую радиогазету». Передача выходила в постоянное время в 12 часов. Это была первая попытка создать достаточно оперативную актуальную и всеохватную по темам общественно-политическую программу. Открывалась она коротким выпуском новостей, то есть, самой свежей информацией, а затем в записи шли актуальные материалы о важнейших событиях в жизни страны. У программы была четко определённая пропагандистская задача – ярко и убедительно показывать социалистический образ жизни и достижения в строительстве коммунистического общества. Разумеется,  в значительной мере тематика и характер передачи были посвящены экономике –корреспонденциям, репортажам  с великих строек, с колхозных полей, но были здесь и очерки, репортажи, интервью на темы науки, культуры, сферы быта, торговли, словом, вся палитра общественной жизни. (журналисты, готовившие эту передачу – Б.Тоддес,  О.Кокучая, А.Ревенко, К. Кухолев, Л.Борщевский и др.). Эта программа была адресована всем, а не какой то части аудитории и, что очень важно, была попытка сделать передачу более живой, разговорной, сделать её почти оперативной, сегодняшней, вводя новости прямо с ленты ТАСС и от корреспондентов радио. Конечно, основные материалы всё равно записывались заранее и тщательно редактировались, но тем не менее, это был несомненный прогресс.

 
В оглавление 1  2  3  4   Далее >>  

 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001