обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Марина Смирнова

Главная редакция кинопрограмм ЦТ

22 марта 1951 г. Совет Министров СССР принял постановление о создании  Центральной студии телевидения (ЦСТ), в которую вошло 4 редакции, в том числе литературно-драматическая. В недрах литдрамы зародился и развивался отдел кинопередач и кинопоказа.

В 1969 г. была создана самостоятельная Главная редакция кинопрограмм, творческим ядром которой стали редакторы и режиссеры отдела кинопередач и кинопоказа.

В рамках литературно-драматической редакции кинопоказом и созданием кинопередач руководили последовательно А.Я.Юровский, И.Г.Кацев, Ф.Я.Хаскина. Ф.Я.Хаскину сменила Ж.П.Фомина.

Ж.П.Фомина1970 г. – 1972 г.
В.А.Корзин1972 г. – 1980 г.
Н.А.Севрук1981 г. – 1984 г.
Ю.С.Гробовников1984 г. – 1986 г.
С.Н.Кононыхин1986 г. – 1991 г.
В.П.Шмаков1992 г. – 1995 г.

На должности зам.главного редактора работали такие авторитетные руководители, как И.А.Железова, Б.С,Каплан, В.С.Куликов, Р.В.Олюнин, В.В. Новиков и др.

Структурно Главная редакция кинопрограмм строилась традиционно:

 

С первых дней в Главной редакции кинопрограмм работали высокопрофессиональные редакторы и режиссеры, в подавляющем большинстве закончившие ВГИК.

Бурному развитию редакции несомненно способствовало то обстоятельство, что в те годы начался подъем киноискусства в нашей стране и за рубежом. Еще в конце 50-х годов  в эфире прочно обосновались передачи о мировом  кинематографе, выдающихся режиссерах, западных кинозвездах, прошлом и настоящем зарубежного кино. Хотя в этих полуторачасовых передачах показывали фрагменты из иностранных фильмов (в те годы в нашей стране редко попадали  в прокат зарубежные фильмы), уникальные фотодокументы, но стержнем передачи был ведущий – историк кино Г.А. Авенариус. Его передачи собирали колоссальную зрительскую аудиторию не только потому, что людям хотелось посмотреть, как живут там, «за кордоном», но и потому, что Авенариус был незаурядной личностью, обладал феноменальной памятью, безукоризненно  владел предметом. Его передачи, судя по зрительской почте, вызывали бесспорный интерес.

В рубрике «История кино» (1963 г.) известный киновед Р.Н Юренев рассказывал об отечественном кинематографе, первых шагах кино в России, рождении советского художественного фильма. К участию в передачах автор привлекал авторитетных историков и кинокритиков, использовал фрагменты лучших отечественных фильмов. Отдельные выпуски были посвящены кинематографу союзных республик, уделялось внимание и развивающемуся киноискусству братских соцстран: Болгарии, Чехословакии, Польши, Венгрии, ГДР, Румынии.

В рубрике «Актеры и время» (хр. – 1ч. 30 мин.) прошли передачи о П.Алейникове, Б.Андрееве, М.Бернесе, Г.Сергеевой, А.Файте, З.Федоровой и др. Всего более 20-ти передач.

Ежемесячно выходила в эфир полуторачасовая передача «Круглый стол журнала «Искусство кино». О проблематике современного кино говорили видные киноведы, кинокритики, известные режиссеры и сценаристы.

В рамках программы «Мастера кино» (хр. – 1ч. 30 мин.) вниманию зрителя были предложены творческие портреты А.Баталова, Л.Косматова, М.Пилихиной,  М.Ромма, С.Урусевского и др.

В цикле «Мастера кино» в течение нескольких лет были представлены творческие портреты крупнейших советских и иностранных деятелей кино:  Г.Александрова, братьев Васильевых, В.Пудовкина, С.Эйзенштейна и т.д. Вел эту программу актер Театра кукол  Зиновий Гердт.

21 декабря 1962 г. на голубом экране появился первый выпуск ежемесячного кинообозрения под названием «Кинопанорама» (хр. – 1ч. 30 мин.) Передача знакомила с работой киностудий страны, с творческими замыслами ведущих режиссеров и сценаристов, премьерами большого экрана, с работами выдающихся кинематографистов и дебютами молодых. Первыми редакторами передачи были Н.Карцева и М.Сперанская. Бессменным режиссером – К.Б.Маринина. Первые два года ведущим «Кинопанорамы» был Зиновий Гердт. Умный, тактичный, обаятельный, великолепный собеседник, он создавал особую атмосферу в студии. Кукольный театр С.Образцова, в котором работал актер, отправлялся в длительные зарубежные гастроли, поэтому Гердт вынужден был уйти из «Кинопанорамы».

Начались поиски новой кандидатуры на роль ведущего. Зрителям очень повезло, когда был приглашен известный сценарист А.Каплер. Личное знакомство Каплера с большинством видных отечественных кинематографистов, да и его собственная репутация несомненно вызывали интерес в телевизионной аудитории. Он умел внимательно слушать гостя, легко общаться со зрителем, ненавязчиво давал информацию о фильме, вызывая интерес к той или иной ленте. В те годы зрители горячо обсуждали новые фильмы. На понравившиеся ходили не один раз. Тогда было иное отношение к кинематографу. Рассказывая о прошлом и настоящем кинематографе, Каплер напоминал об исторических событиях, которые находили отражение в фильмах или побуждали режиссеров приступать к съемкам картины. При  этом Алексей Яковлевич использовал по мере надобности фрагменты из неизвестных или забытых кинолент, демонстрировал редкие фотографии. Для «Кинопанорамы» годы с Каплером были «золотым веком».

С уходом А.Каплера передача стала сдавать свои позиции. Редакция пыталась найти нового ведущего, но достойной замены не появлялось. Более 40 человек побывали в кресле ведущего «Кинопанорамы». Среди них режиссеры и актеры С.Герасимов, Н.Михалков, О.Ефремов, О.Табаков, Р.Нифонтова, В.Коршунов, Е.Матвеев, Ю.Яковлев, Р.Плятт, кинокритики Д.Орлов, Г.Капралов и др. Наконец пришел кинорежиссер Эльдар Рязанов, который вел «Кинопанораму» до 1988 года. С этого года до 1991 г. ведущим был кинодраматург В.Мережко.Редакторами передач в эти годы были И.Лесневская и С.Ялович.

Индивидуальность каждого ведущего находила свое отражение в выпусках «Кинопанорамы». Например, при Капралове появилась новая страничка «Встречи по вашим письмам», возникшая на материале обширной зрительской почты; состоялись встречи с С.Герасимовым, Л.Федосеевой-Шукшиной, А.Мироновым, О.Далем, В.Лановым, Л.Гурченко, В.Конкиным, Ю.Никулиным, С.Никоненко, В.Талызиной, Л.Дуровым и др.

В 1975-1976 годах в паре с К.Марининой сменным режиссером на «Кинопанораме» работал А.Гуревич, тогда ведущим был актер Ю.Яковлев. И в этот период также внимание уделялось зрительской почте. Был подготовлен «Круглый стол» по откликам зрителей на фильм А.Кончаловского «Романс о влюбленных». В обсуждении приняли участие общественные деятели, социологи, съемочная группа, режиссер А.Кончаловский и зрители.

В «Кинопанораме» были подготовлены многочисленные тематические выпуски, сюжеты, страницы,среди них:

        - Первая режиссерская работа Н.Михалкова – художественный фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» (встреча со зрителями на Камчатке с участием творческой бригады фильма);

       - После премьеры художественного фильма «Юнга Северного флота» встреча в студии с участниками исторических событий на Соловках в годы Великой Отечественной войны, ставших прототипами героев фильма, съемочной группой, зрителями. Собравшиеся обсуждали фильм, делились воспоминаниями;

      - К празднику Победы была подготовлена страничка о военных кинооператорах (К.Славине, Р.Кармене, В.Микоше);

      - Сюжеты о разных кинематографических профессиях, о людях, которых мы не видим на экране, но без которых не было бы фильма (операторы, осветители, гримеры, бутафоры, художники, костюмеры, редакторы, монтажеры и др.);

      - Сюжет о юбилее неувядающего шедевра советского кино – фильма «Белое солнце пустыни» (с участием Г.Лучай, редактора киноредакции,  снявшейся в этом фильме);

      - Страница о возвращении в кинематограф актрисы Л.Гурченко после десятилетнего перерыва;

      - О последнем фильме Григория Александрова «Скворец и лира» с участием Л.Орловой (на съемочную площадку актрису привозили из больницы) и показом уникальных фрагментов.

 

Празднование 60-летия Советской власти «Кинопанорама» отметила рубрикой «Биография фильма», в которой рассказывалось о лучших  советских фильмах, о том, как они создавались и как они повлияли на отечественное и мировое кино.

Редакция широко освещала Московские международные кинофестивали, подробно рассказывая о конкурсных и внеконкурсных фильмах, об участниках и гостях фестивалей. На телеэкран выходили не только «Дневники фестиваля», но и «Круглые столы», для участия в которых приглашали знаменитых зарубежных кинематографистов, приехавших в Москву, чтобы показать свои лучшие фильмы, познакомиться с советскими коллегами и московским зрителем. На московских фестивалях побывали М. Антониони, Ф. Феллини, Ив Монтан, С.Синьоре, С.Лорен, Д. Мазина, А. Вайда и др. И все эти кинозвезды  принимали участие в программах  киноредакции.

Долгое время передачи шли «живьем», поэтому трансляция «круглого стола» осуществлялась через ПТС, которая стояла возле гостиницы «Москва», где жили иностранные кинематографисты и где в трех номерах  размещался штаб «Кинопанорамы» (одна  комната -  для съемочной техники, другая выполняла роль студии, а третья – для творческой бригады). «Прямой» эфир, кроме технических и организационных трудностей, таил в себе массу неожиданностей, тем более при общении с зарубежными гостями, поэтому фестивальная страда для бригады «Кинопанорамы» всегда была тяжелым, хотя и интересным периодом.

 
В оглавление 1  2  3  4   Далее >>  

 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001