обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






ЯМКОВСКАЯ Валерия Викторовна, художник-постановщик

Лучшее в сокровищнице телевизионного фонда

Литературно-драматическая редакция в советский период истории нашей страны была особым островом культуры в структуре Центрального телевидения, хотя партийно-правительственная линия и цензура имели мощное влияние на репертуарную политику редакции, ведь телевидение – организация идеологическая. Однако, наряду со злободневными советскими пьесами, ставились телеспектакли по русской и зарубежной классике, детективы и фантастика.

Литературно-драматическая редакция – редакция многолюдная. (Каждую неделю по выходным дням шли по телевидению оригинальные телеспектакли, а раз в месяц – цикловые, как: «Кабачок «13 стульев», «Следствие ведут Знатоки», «Комиссар Мегрэ» и др.)  И художников нужно было много, человек тридцать.                       

Первые художники появились на телевидении в начале 50-х годов ХХ века.

Виктор Анисимович Челышев – главный художник литдрамы, пришел после окончания ВГИКа, он не только руководил большим коллективом, но и много работал как художник-постановщик. Самая заметная его работа -  сериал «Сибирь» (режиссер В.Рыжков).

Н.Д.Чернявский, А.Д.Грачев, Н.А..Махно, Н.Чистов, В.Г.Вахромеев, Ю.М.Ефимов пришли из художественного училища им.1905 года. А.Резинкин и Р.Потапова – из «Строгановки».

Поработал немного в литературно-драматической редакции и Дмитрий Плавинский, ныне всемирно известный художник-авангардист и философ.

Художники по костюму: И.Гмыря, Г.Таар, Н.Антипова, Е.Верховская окончили театрально-художественное техническое училище – единственное место в Москве, готовящее художников по костюму для театра, кино и телевидения.

В начале 60-х годов на телевидении появилась мощная группа выпускников ВГИКа: Л.Платов, М.Карташов (позднее они перешли в объединение «Телефильм» на «Мосфильме»), В.Лыков, И.Морозов, Ф.Петровский.

В связи с открытием Останкинского телецентра творческий состав работников телевидения значительно пополнился, в частности, за счет выпускников курсов по подготовке творческих работников телевидения и ряда проведенных свободных конкурсов. Художники, пришедшие на ТВ, были выпускниками различных творческих вузов Москвы, в том числе МАРХИ (С..Морозов, С..Резников, Г.Добрынина)  и Текстильного института (М.Крупнова, Л..Мурашко, О.Гончаренко, Н.Ложникова, В..Ямковская).

И началась работа по поиску новых решений оформления студийного пространства для постановки телеспектаклей и телефильмов. Традиционное «киношное» решение декорационного оформления «под натуру» присутствовало в художественном вещании с самого начала существования телевидения, но время и новые эстетические вкусы требовали другого подхода, соответствующего специфике телевизионного жанра.

Ограниченные средства, сжатые сроки на творческие поиски, на монтировку и «обжитие» декораций, неоднократные перестановки декораций и вводы новых объектов, строгий график съемочного периода вынудили художников на создание единой, легко трансформирующейся установки, позволяющей иметь максимальное количество мест действия при целостности художественно-образного решения.

Первыми начали этот эксперимент А.Грачев и В.Лыков, который еще в 1968 году создал в этом ключе два больших и серьезных телеспектакля – «Портрет Дориана Грея» (режиссер В.Турбин) и «Псковитянку» (режиссер Гладышев).

Несколько вариантов конструктивных модулей и хорошая планировка позволяют сделать декорацию многогранной и многофункциональной.

Телевизионный жанр, позволяющий показать спектакль изнутри, привел художников к необходимости делать декорации замкнутыми - когда камера может работать как снаружи, так и внутри декорации без всяких перестановок. Примером может служить декорация художника И.Морозова к телеспектаклю «Этот  брадобрей  из Севильи» (конец 60-х годов ХХ века).

Такой оптимальный вариант решения студийного пространства пришелся всем по вкусу – художникам, режиссерам, операторам. В дальнейшем каждый художник развивал эту идею по-своему, и всегда находилось новое и оригинальное решение.

Вот, например, Станислав Морозов. Он самый точный из нас. Его способность к абстрактному мышлению, точная образность плюс архитектурное образование всегда давали ему возможность попадания «в десятку». Все его работы неординарны и впечатляющи. Вот некоторые из оформленных им телеспектаклей: «Ромео и Джульетта» (режиссер А.Эфрос), «Это случилось в Виши» (режиссер М.Козаков), «Портрет» (режиссер С.Евлахишвили), «Выстрел», «Метель», «Гробовщик» (режиссер П.Фоменко).       

В.Лыков – лирик и выдумщик, виртуоз планировки. Его работы -  «Капитанская дочка»(режиссер П.Резников), «Старинный детектив» (режиссер П.Резников), «Трактирщица» (режиссер А.Белинский), «Как важно быть серьезным» и «Жигало и Жигалетта» (режиссер А.Белинский), «И свет во тьме светит» (режиссер М.Козаков).  И это далеко не все…

В литературно-драматической редакции снимались и многосерийные спектакли со многими местами действия, со съемками на «натуре» (почти фильмы). Мастером этого жанра был Игорь Морозов. Вместе с режиссером А.Орловым они сделали такие замечательные работы, как: «Тайна Эдвина Друда», «Месье Ленуар, который…», «Дядюшкин сон»;  с режиссером А.Прошкиным телефильм «Ольга Сергеевна»;  с Михаилом Козаковым – «Попечители».

А мастером детективного жанра является Лариса Мурашко. Вместе с режиссером В.Бровкиным они начинали телесериалы «Следствие ведут Знатоки» и «Комиссар Мегрэ». Добротная планировка и доскональная передача бытовых деталей всегда точно работают на образ места и времени. У нее не упущена ни одна мелочь как в оформлении интерьера, так и в подборе реквизита.

Теперь о могиканах. Самым старшим и уважаемым всеми в коллективе художников был А.К.Шепиленко. Он учился в Харькове у известного театрального художника Козлинского, позже работал декоратором в Камерном театре у Таирова, затем   -  в Театре имени Пушкина, в том же театральном здании. Александр Кузьмич был трогательным и нежным человеком. Мастером акварельной живописи. Самый известный из его телеспектаклей – «Цветы запоздалые» по А.Чехову (режиссер А.Наль).                        

Н.Д.Чернявский – эрудит, интеллектуал, человек энциклопедических знаний, живописец, работающий каждый день у мольберта, оформил много спектаклей  с оригинальным художественным решением. Один из них стал классикой телевизионного жанра – это «Скучная история» А.Чехова (режиссер П.Резников). Среди прочих его работ: «Курьер Кремля» (режиссер Б.Ниренбург), «Оптимистическая трагедия», «Костюм цвета сливочного мороженого» (режиссер И.Кузнецов). 

А.Д.Грачев – мастер точного образного решения телеспектакля. Великолепный художник-график. На его счету  самые серьезные постановки 60-70-х годов: «Он пришел» Дж.Пристли (режиссер А.Прошкин), «Будденброки» Т.Манна (режиссер А.Орлов), «Швейк во второй мировой войне» К.Чапека (режиссер М.Захаров), «Драма на охоте» А.Чехова (режиссер Б.Ниренбург), «Плотницкие рассказы» В.Белова (режиссер П.Резников), «Солярис» (режиссер Б.Ниренбург), «Дома вдовца» (режиссер Л.Галлис). Грачев первый из художников придумал образ художественно-декорационного решения передачи «Кабачок «13 стульев». Позже эту работу продолжили художники Резинкин, Ямковская и Соловых.

Много и плодотворно работал в литдраме В.Г.Лесков – художник, который параллельно оформлял спектакли и в театрах. Назову один из его ярких телеспектаклей – это «Любовь Яровая» (режиссер В.Турбин).

Р.Потапова училась в «Строгановке» у выдающегося художника кино и театра Владимира Егорова. Самая видная ее работа на телевидении – «Степной король Лир» с режиссером Анатолием Васильевым. Еще один ее успех – «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» с Анатолием Эфросом.

В середине 70-х в литературно-драматической редакции работала Маргарита Мукосеева, видный театральный художник. За этот короткий срок, когда она была членом нашего коллектива, Рита сделала две значительные работы – «Обрыв» по роману И.Гончарова (режиссер Л.Хейфец) и «Записки Пиквикского клуба» (режиссер А.Прошкин)

Художники по костюму, работавшие в литературно-драматической редакции, владели своей профессией в совершенстве. Для них не было ничего невозможного. Многолетний опыт работы, одаренность и мастерство позволяли им одинаково успешно работать как в историческом, так и в современном   жанрах.  Инга Гмыря, Елизавета Верховская, Грета Таар, Раиса Каракулакова, Маша Савицкая, Нина Ливитина, Лариса Ратникова, Рита Шмыгановская – это гордость редакции. Они владели какой-то тайной, которая делала их костюмы телегеничными.

За 30 лет существования телекомпании «Останкино» много было находок и прекрасных воплощений совместных замыслов режиссеров и художников. Лучшие работы вошли в сокровищницу телевизионного фонда. Иногда мы можем видеть свои работы по телеканалу «Культура» и вспомнить, как всё это было, с каким интересом и самоотдачей мы трудились. Бывали и неудачи. Хорошо, что пленку можно размагнитить, а то было бы сейчас стыдно. Иногда бывает и наоборот. Работа считалась неудачной, а сегодня смотришь и думаешь: «А ведь неплохо».

 
В оглавление  

 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001