обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Борис Иванович Сударов
(работал заведующим отделом и заместителем главного редактора Главной редакции литературно-драматического радиовещания)

 

Литературные вечера.

(передача выходила на Первой программе Всесоюзного радио 1-2 раза в месяц в 20 часов, зв. 60 мин)

Разумеется, это была не первая передача, рассказывающая о литературе, о литературном процессе. Но впервые появилась программа, в которой так полно и разнопланово была представлена современная литература, а главное, в очень простой, ориентированной на самую широкую аудиторию форме, и в то же время на высоком профессиональном. уровне. Не ликбез, а серьёзный разговор с читателем, не информация о достижениях советской литературы, а желание авторов передачи и её гостей поговорить о важном, душевном, о том, что действительно ценно и актуально в современной литературе.

Это была одна из нетрадиционных и  весьма популярных передач Главной редакции литературно-драматических программ Всесоюзного радио. Она появилась в эфире  1 марта 1964 г. и выходила с небольшими перерывом в течение одиннадцати лет. Готовил её и вёл талантливый радиожурналист Юрий Гальперин. Помогала редактор Элеонора Новикова.

Передача представляла собой беседу у микрофона известных писателей и поэтов страны. В эфире выступали А.Твардовский, К.Симонов, А.Сурков, Н.Тихонов, И.Андроников. Б.Ахмадулина, Е. Евтушенко, Р.Рождественский, Р.Гамзатов, К.Кулиев, Ч.Айтматов, М.Карим и ещё очень многие известные советские и зарубежные писатели, литературные критики. Участники программы говорили об актуальных проблемах литературы и искусства, о новых книгах, фильмах, читали стихи и отрывки из новых  повестей и романов.

С первого выхода в эфир  передача стала подлинным явлением в культурной жизни и , что  также очень важно, новым жанром в советском радиовещании.

Успех передачи определялся в первую очередь личностью и профессионализмом  её ведущего - Юрия Гальперина.

Он был создателем и первым ведущим этой программы. Именно он создал тот неповторимый образ передачи, который определил её многолетний успех у слушателей. Это была одна из тех, программ, которые уходили от официоза, от вещательности , официальности на всесоюзном эфире, приближали радио к нормальному , доверительному разговору у микрофона государственного радио, настоящему «беседованию». В данном случае это были беседы ведущего со своими гостями, и не просто журналиста,  берущего очередное интервью, а беседа знающего и заинтересованного литератора с писателем, литературоведом.

К сожалению, тогда не были приняты прямые включения в эфир телефонных звонков и вопросов радиослушателей. Передача записывалась до эфира в студии и затем только в записи выходила в эфир. Это позволяло её ( как и другие передачи Всесоюзного радио) выдавать в эфир из Москвы несколько раз с учетом разницы поясного времени для восточных регионов страны. Как известно, страна наша располагается на 11 часовых поясах. И было важно , чтобы «Литературные вечера» можно было слушать в воскресенье в удобное вечернее время ( в 19 или 20 часов местного времени) и на Дальнем востоке, и в Сибири , и на Урале. Разумеется , предварительная запись передачи позволяла существенно отредактировать её, вырезать то, что с позиций официальной пропаганды было нежелательно. Это был несомненный минус, но такое положение было общим для всех СМИ советского времени. Невозможны были, как уже сказано, и прямые телефонные контакты  со слушателями во время эфира. Но реакция аудитории, письма и вопросы радиослушателей обязательно использовались при подготовке следующих выпусков. На основании этих вопросов и предложений готовились отдельные передачи, встречи с литераторами.

Но были и плюсы в предварительной записи передачи.  Во-первых, была возможность не только вести беседы с писателями, поэтами, но и знакомить слушателей с фрагментами из новых произведений , причем в исполнении хороших артистов, включать  репортажные записи с мест событий, включать архивные фонограммы. Всё это для прямого эфира в то время было затруднительно. Но тем не менее, именно контактностью, естественностью общения у микрофона, умным и непринужденным разговором ведущего и его собеседников выделялись «Литературные вечера» среди многих других передач Всесоюзного радио. Ведь писатели, деятели культуры и раньше довольно часто выступали по радио. Были неплохие постоянные рубрики, такие, как «Писатели у микрофона», «Поэтическая тетрадь». Но в данном случае  обаяние и привлекательность программы , повторяю, определялись личностью и манерой общения у микрофона ведущего Юрия Гальперина.

О нём надо сказать особо.

Юрий Мануйлович Гальперин не имел специального журналистского образования, но в области журналистики  и особенно теле-радиожурналистики был настоящим мастером.  

Журналистикой он стал заниматься сразу после войны. Лётчика старшего лейтенанта Юрия Гальперина война  застала на  одном из аэродромов под Хабаровском. Он сразу пишет рапорт с просьбой отправить его на фронт, но получает отказ: "Вы нужны здесь» .  И тогда они с женой военным врачом Ниной Смирновой решили собрать деньги на строительство самолёта.

Продали всё, что могли, друзья добавили недостающие  и необходимые сорок с половиной тысяч   рублей на строительство  самолёта  вместе с телеграммой Сталину были отправлены в Москву. Вот дословный текст телеграммы:

"Москва, Кремль. Товарищу Сталину.

Дорогой Иосиф Виссарионович!  

Движимые беззаветней любовью к матери-Родине, мы, молодая советская семья, внесли наши сбережения на постройку самолёта в сумме 40.500 рублей. По нашей просьбе командование разрешило нам на приобретённом на наши средства самолёте отправиться в Действующую армию. В эту самую счастливую минуту в нашей жизни мы обращаемся к Вам , наш родной и любимый товарищ Сталин, и заверяем Вас, что, отдадим все свои силы, а если понадобится, и жизнь благородному делу победы над врагом.

Лётчик, старший лейтенант Гальперин Юрий Мануйлович.

Врач, старший лейтенант медицинской службы Смирнова Нина Григорьевна."

Самолёт на средства Ю.Гальперина и Н.Смирновой построили, однако на фронт их не отпустили. Гальперина направили в перегоночный полк. В течение трёх лет войны он перегонял новые самолёты с заводов на фронтовые аэродромы.  С опозданием в три  года 24 марта 1944 года телеграмма Гальперина и Смирновой вместе с ответом Сталина были опубликованы в газете "Красная звезда".

Вот ответ И.Сталина:

«Хабаровск, Красная речка, «Горка».

 Лётчику старшему лейтенанту Юрию Мануйловичу Гальперину,

 врачу, старшему лейтенанту медицинской службы Нине Григорьевне Смирновой.

Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Юрий Мануйлович и Нина Григорьевна, за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. И.Сталин.»

После публикации в газете Ю.Гальперин снова пишет рапорт об отправке его на фронт. На этот раз просьба лётчика удовлетворена.

 На всю жизнь запомнил Юрий Мануйлович волнующий момент, когда на стоянку аэродрома выкатили новенький штурмовик с надписью красным по зелёному: "Построен на средства Ю.Гальперина и Н.Смирновой".  Поздравления товарищей, цветы, добрые напутствия. На фронт Гальперин попал уже в конце войны, когда шли ожесточённые бои за Берлин. Был командиром эскадрильи, уничтожал вражеские опорные пункты, бомбил боевые порядки немцев на Зееловских высотах, уничтожал  артиллерию в Берлинском пригороде Шёнефедьде, где и встретил День Победы.

Нельзя сказать, что поступок и военная судьба Ю.Гальперина для того времени была уникальна. Многие советские люди поступали так или похоже. И не потому, что были партийными функционерами или испытывали особую любовь к «отцу народов». Любовь была к своей стране, которую надо было защитить. И искренняя вера в правоту нашего строя.

После войны Юрий Гальперин пришёл на радио в Главную редакцию Последних известий Всесоюзного радио и сразу стал одним . из ведущих комментаторов радио, а затем и Центрального телевидения. Он вёл    прямые телерепортажи с Красной  площади о праздничных парадах и демонстрациях, о прибытии в Москву иностранных правительственных делегаций, о зарубежных поездках первых лиц нашей страны.

В 1955 роду Гальперин провёл репортаж о встрече партийно-правительственной делегации Вьетнама во главе с президентом Хо Ши Мином.

- Внимание ! Говорит и показывает Москва! Наши микрофоны и телевизионные камеры установлены на Центральном аэродроме Москвы /сейчас на этом месте аэровокзал/.

Передача длилась всего полчаса. Не считая спортивных репортажей Вадима Синявского, это был первый оперативный прямой телерепортаж с места актуального события. Позже таких репортажей будет проведено множество, но этот был первый.

В начале 60-х годов Ю.Гальперин пришёл в Главную редакцию литературно-драматического радиовещания, где  успешно работал более десяти лет.

Но и после ухода из литературной редакции радио он продолжал сотрудничать с радио и телевидением, участвовал в различных программах. Так, например, в  1995-96 г.г. в Государственном литературном музее проводились «Андрониковские чтения». В одном из выпусков в декабре 1995 г. принимал участие Ю.М.Гальперин.

Умер Юрий Гальперин в октябре 2000 года на 86-м году жизни и похоронен на Донском кладбище в Москве.

А его передача «Литературные вечера» сохранилась в радиоэфире. После некоторого перерыва, вызванного тем, что Ю.М.Гальперин перешел на самостоятельную творческую работу, «Литературные вечера» были возобновлены в программах Всесоюзного радио. Передачу стала готовить новая команда. У программы появились новые ведущие - писатель Сергей Викулов и редактор Главной редакции литературно-драматического радиовещания Сания Давлекамова.

Новые авторы и ведущие программы постарались сохранить её образ. В обновленном виде программа вышла в декабре 1975 года и просуществовала до мая 1977 года.

Оставался широким диапазон передачи : новые имена в литературе, новые публикации, планы и то, над чем работают известные писатели, репортажи с конференций литераторов, встреч в ЦДЛ, юбилеи, премии, награды, обзоры планов и новых  работ крупных издательств, ответы на вопросы радиослушателей о писателях, произведениях.

Немало материалов было о том, что происходит на стыке искусств. Например,  беседа с композитором Никитой Богословским , который рассказал  о своей работе над музыкальной драмой по блоковской «Незнакомке» ( и, разумеется, показал фрагменты из своей новой работы), или, например, специальный материал к 525- летию Леонардо да Винчи (Трактат о живописи) , или рассказ о премьере балета по повести Ч.Айтматова «Тополёк мой в красной косынке» ( беседа в писателем).

В «Литературных вечерах» впервые прозвучали фрагменты из последнего интервью В.Шукшина, которое он дал незадолго до своей гибели.

И всё же надо сказать, что конец 70-х – начало 80-х годов существенно отличались от времени, когда «Литературные вечера» появились. Время «оттепели» ушло, и передача, которая в основе своей строилась, как откровенный разговор о творчестве, о литературе и проблемах, которые волнуют писателей, уже не могла существовать в прежнем виде. В мае 1977 года в эфир вышел её последний выпуск.

 
В оглавление  

 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001