обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Литературный отдел Литдрамы ЦТ

 Н. Н. ФОМИНА
Старший редактор отдела литературных передач

Летом 1962 года я пришла в Главную редакцию литературно-драматических программ Центрального телевидения, куда меня приняли на работу редактором в отдел литературных передач. Редакция размещалась в здании Телевизионного театра на площади Журавлева. Главным редактором был Николай Пантелеймонович Карцов, его заместителем – Энвер Назимович Багиров, главным режиссером – Виктор Семенович Турбин.

В первый мой рабочий день я сразу попала на редакционную летучку. Помню очень эмоционально выступавшую Любовь Ивановну Федотову и других режиссеров: Павла Романовича Резникова, Бориса Эдуардовича Ниренбурга и молодого румяного Гришу Зискина (тогда – помощника режиссера), который начал свое выступление словами: «Эта передача напомнила мне старые добрые времена», вызвав дружный и добродушный смех собравшихся.

Вообще, обстановка в редакции мне сразу показалась очень доброжелательной и интеллигентной, а работа – удивительно интересной.

Отделом литературных передач руководил Ростислав Владимирович Семячкин, друг С.А. Муратова и других «основоположников», человек довольно мягкий, иногда – забывчивый, но достаточно настойчивый, когда этого требовало дело. Он старался не проглядеть ничего интересного вокруг (а вокруг были 60-е годы!), пробирался на чтения и обсуждение новых книг в ЦДЛ, устраивал в отделе обсуждение журнальных новинок, предлагал нам все время следить за планами журналов и издательств. Помню, как Ростислав Владимирович принес в отдел на несколько часов машинописный полуслепой экземпляр «Ракового корпуса» Солженицына, и мы спешно читали, сколько успеем, передавая листы друг другу.

Самым опытным, заинтересованным и самозабвенным в работе человеком была Наталья Николаевна Успенская, редактор первых передач Ираклия Луарсабовича Андроникова, «Рассказов о героизме» Сергея Сергеевича Смирнова и многих-многих других передач, хранитель лучших традиций литературного отдела, сложившихся за годы его существования.

Работу режиссеров в отделе курировал Павел Романович Резников, один из создателей литературного театра на телевидении, уже известный своим телеспектаклем «Хорошо!» по поэме Вл. Маяковского (1961 г.). Затем, в 1962-1967 годах, выходили в эфир его новые работы в этом жанре, подготовленные в нашем и других отделах редакции. Это:
            «Поэт и время» с Евгением Урбанским (1963 г.)
            «Суд памяти» Егора Исаева
            «Анна Снегина» Сергея Есенина
            «Сонеты Шекспира»
            «При свете дня» Эммануила Казакевича и другие
            Кроме собственных работ П.Р.Резников занимался поиском и приглашением режиссеров для подготовки передач литературного отдела. Какие-то сценарии он предлагал коллегам в редакции, другие – приглашенным режиссерам. Надо сказать, что у П.Р. Резникова было удивительное режиссерское чутье и точный глаз, позволявший ему, принимая передачу, сразу отметить, что удалось и посоветовать, как исправить то, что не получилось.

Часто вспоминаю, как пушкинист Т.Г. Цявловская, придя на запись передачи и забыв фамилию Павла Романовича, спрашивала у нас: «Где ваш режиссер типа Мейерхольда?»

Работы у нас в отделе было много, интересной и разнообразной. Достаточно вспомнить беседы К.И.Чуковского о русском языке «Живой как жизнь» (редактор – Инна Пименова) и фильм «Музей-усадьба Абрамцево» (авторы и режиссеры Юрий Мякушков-Калев и Константин Осин); передач об искусстве перевода (с участием Арсения Тарковского, Вильгельма Левика, Льва Гинзбурга) и литературный театр по арктическим дневникам Юхана Смуула «Ледовая книга» с Ростиславом Пляттом в главной роли; первую трансляцию поэтического вечера Евгения Евтушенко из МГУ (режиссер – П.Резников, редактор Т.Осипова) и передачу, посвященную Антуану де Сент-Экзюпери (ведущие – переводчик Морис Ваксмахер и летчик-испытатель и писатель Марк Галлай).

Регулярно выходили в эфир передачи о новых книгах (например, моноспектакль артиста Николая Волкова по книге Сергея Крутилина «Липяги», автор сценария – Р.Семячкин), о журнальных публикациях, о произведениях, выдвинутых на соискание Ленинской премии.

Помню, как работали мы с режиссером Валерием Горбацевичем над передачей о повести С.П.Залыгина «На Иртыше», выдвинутой на эту премию. Мы обратились к Андрею Михайловичу Туркову, который сразу (в отличие от многих своих коллег, писателей и критиков) дал согласие представлять эту книгу, смело и по-новому рассказавшую о коллективизации в нашей стране. Кроме выступления ведущего передача включала еще инсценировку отрывков из книги, где в роли главного героя страстно и убедительно выступал Евгений Урбанский. Все бы хорошо, но передачу нашу отдел планирования поставил (от греха подальше) на 2-ю программу, радиус вещания которой был очень ограничен, под фигурное катание на 1-й программе, чтоб ее почти никто не увидел. А эфир был живой, без записи на пленку.

В те годы с телевизионного экрана часто звучало поэтическое слово. Транслировались поэтические вечера из Лужников, Центрального дома литераторов, из Большого театра - например, вечер, посвященный 75-летию со дня рождения Владимира Маяковского (режиссеры трансляции Александр Шорин и Надежда Марусалова).

Выходили в эфир передачи из циклов «Пять минут поэзии» (режиссер Алексей Савкин), «История одного стихотворения», «Страницы поэзии», спектакли поэтического театра, рассказы о творчестве поэтов русских и зарубежных. Это могла быть передача о поэзии Некрасова (режиссер Григорий Зискин), американский фильм о Роберте Фросте (его комментировал и переводил поэт Михаил Зенкевич) или рассказ о монгольском поэте Нацагдорже (режиссер Лев Елагин).

В авторском исполнении звучали стихи и совсем молодых тогда поэтов Владимира Британишского, Риммы Казаковой, Инны Кашежевой, Татьяны Кузовлевой и поэтов фронтового поколения Константина Ваншенкина, Александра Межирова, Льва Ошанина, Евгения Винокурова. Сохранилась кинопленка, где Александр Твардовский читает главы из поэмы «За далью - даль» (режиссер Леонид Пчелкин). Свои стихи читали Михаил Светлов, Роберт Рождественский, Эдуардас Межелайтис, Вероника Тушнова, Расул Рза, Сильва Капутикян, Владимир Солоухин и многие другие.

И, конечно, готовились композиции к праздничным датам и значительным событиям в жизни страны.

В то время (60-е годы) многие режиссеры начинали свои «поиски и находки» в жанре литературного театра, пробуя различные способы прочтения прозы, поэзии, писем, воспоминаний, документов на телевизионном экране.

Очень интересны были уже первые работы выпускника ВГИКа Давида Ливнева. Это:

«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина (артисты Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская); ассистент режиссера – Н.Баринова;
«Смерть Пушкина» (документальная драма с участием артистов Евгения Завадского, Валентины Талызиной, Бориса Иванова, Александра Лазарева и других);
«Угощаю рябиной» Александра Яшина (через несколько лет, в 1976 г., свой фильм-концерт по этому произведению снимет П.Р.Резников в «Экране»);
«Кровь и пепел» Юстинаса Марцинкявичюса (перевод А.Межирова)

Над спектаклями литературного театра работали:
Борис Ниренбург 
«Гренада, Гренада, Гренада моя» (поэтический спектакль с участием артистов Вахтанговского
театра и поэта Михаила Светлова, телевизионный режиссер Ольга Кознова)
 «Что-то будет» (по рассказу Виктора Лихоносова)

Игорь Кузнецов 
«Материнское поле» (по повести Чингиза Айтматова; редактор – Инна Пименова)

Ольга Кознова
«Стендаль» (по дневникам и произведениям писателя; автор – Ольга Перебатова, артисты Юрий Соломин, Игорь Ясулович, художник – Александр Бойм)

Юрий Калев, Константин Осин
«Темные аллеи» (по рассказам и стихам Ивана Бунина; в главной роли – Марк Прудкин)

Лев Елагин
«Эдуард Багрицкий» К 70-летию поэта (Автор – Н.Карцева, артисты Борис     Хмельницкий и Людмила Гаврилова)
Лев Яковлевич Елагин пришел в редакцию в 1965 году по приглашению П.Р.Резникова и начал много и интересно работать над спектаклями поэтического театра. Это были:
«Дума про Опанаса» Э.Багрицкого,«Моя Африка» Бориса Корнилова,«Трагедийная ночь» Александра Безыменского,«Любава» Бориса Ручьева,«Стихи о Прекрасной Даме» Александра Блока

В середине 60-х, в 1965(?), в литературном отделе свою первую, мне кажется, работу на телевидении осуществил режиссер Петр Наумович Фоменко. Это был телевизионный рассказ о писателе Михаиле Кольцове, где его представляли несколько актеров. Постепенно, по мере того, как сгущались тучи над головой писателя, актеры, сидевшие за столом, поднимались и уходили один за другим, пока в кадре не остались только пустые стулья, панорама по которым проходила под жизнерадостную победную мелодию популярной советской песни «Все выше и выше, и выше, Стремим мы полет наших птиц…»

После этого спектакля П.Н.Фоменко, отказавшись, к сожалению, от следующей постановки в ближайшее время, рекомендовал вместо себя на режиссерскую работу Леонида Алексеевича Буслаева, который потом много лет работал на Центральном телевидении.

Первой работой Л.А.Буслаева в нашей редакции стал спектакль по произведениям американской писательницы Дороти Паркер «Три новеллы» (в одной из них очень интересно представляла свою героиню артистка Инна Ульянова). К сожалению, работа эта вышла в эфир долгое время спустя, сразу ее почему-то не приняли.

Я попыталась рассказать только о некоторых передачах нашего литературного отдела, о тех, которые мне особенно запомнились, или в подготовке которых я принимала участие.

А сколько еще вышло в эфир передач, спектаклей и фильмов… Сколько интересных работ сделали в это время мои коллеги, старшие и младшие - Наталья Николаевна Успенская, Татьяна Кузьминична Осипова, Инна Пименова, Михаил Подгородников, Борис Ткаченко, Ольга Перебатова, Юлия Косарева, Зинаида Удальцова, Мария Тер-Аванесова и другие. Простите, пожалуйста, что не могу назвать всех, с кем встречалась, дружила, соглашалась и спорила, с кем имела счастье вместе работать.

Думаю, это были очень хорошие годы в жизни литературно-драматической редакции, потому что художественное вещание набирало силу, мы все были молоды, если не годами, то духом, а во главе редакции стоял умный, интеллигентный, любящий литературу и искусство человек – Николай Пантелеймонович Карцов.

Осенью 1967 года была создана новая, IV программа (прообраз нынешнего канала «Культура»). Я была переведена, как записано в трудовой книжке, «на должность старшего редактора сценарно-редакторского отдела Главной редакции литературно-драматических передач по IV программе». Руководителем этой программы (и заместителем Главного редактора литдрамы) стал Ростислав Владимирович Семячкин, художественным руководителем – Лев Яковлевич Елагин, заведующей сценарно-редакторским отделом – Елена Владимировна Гальперина.

Там, на IV программе прошли три незабываемых года жизни. Но разговор о них – не сейчас. В заключение я хочу только приложить перечень передач, вышедших в эфир по IV программе в 1968 году, редактором которых довелось быть мне. Может быть, этот список даст какое-то представление о нашей работе в те годы.

 
В оглавление  

 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001