обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Воспоминания о литдраме 50-80-х годов

М.А.Маркова,
режиссер Главной редакции
литературно-драматических программ

В составе Комитета радиоинформации СМ СССР находился Отдел телевизионных программ. Начальником (именно так) был Сальман Абрам Ильич. Это первый человек, с которым я познакомилась, придя поступать на работу, - в мае 1950 года.

Отдел телепрограмм состоял из четырех редакций:
- Общественно-политической
- Литературно-драматической
- Музыкальной
- Детской

Руководили этими редакциями соответственно:

- Шалуновский (редактор), Степанов А.Н. (режиссер)
- Нефедова О.А. (редактор), Дорменко А.А (режиссер)
- Ливеровская Т.А. (редактор), Бравко Н.О. (режиссер)
- Вольфсон А.Н. (редактор), Зак А.Г. (режиссер)

Меня направили на работу в редакцию литературно-драматических передач, на должность  помощника режиссера вместо Волковой Александры Михайловны, которая перешла на работу в производственный отдел.
Меня познакомили с редакторами Нефедовой Ольгой Александровной  и Успенской Натальей Николаевной. Они до телевидения работали на радио и были «классными» профессионалами. 
 Режиссер, с которым предстояло сотрудничать, - Анатолий Антонович Дорменко – тоже до телевидения работал в литературно-драматической редакции на радио, в отделе «Театр у микрофона».
Люди  старшего поколения помнят трансляции спектаклей по радио. Пояснительный текст к ним читал Анатолий Дорменко.

 Это был творческий режиссер, деликатный человек. Актеры в театре относились к нему с большим уважением и почтением. Анатолий Антонович учил меня профессии, творческому отношению к любой работе. Он говорил: «Нужно всегда искать «жемчужное» зерно в куче мусора». И я, с энергией молодого человека, принялась искать это «зерно».
Тамарин Борис Петрович – до телевидения работал в театре и снимался в кино. В немом фильме «Емельян  Пугачев» он играл самого Пугачева.
Это был очень эмоциональный, «взрывной» человек. В  голову ему иногда приходили такие «фантазии», которые вызывали конфликты с постановочной частью и его помощницей. Помощником режиссера была Любовь Ивановна Федотова.

Художником литдрамредакции работал Челышев Виктор Анисимович – выпускник ВГИКа.
Редакция литературно-драматических передач готовила к показу по телевидению театральные
спектакли, концерты мастеров искусств, творческие портреты актеров. И помощник был
«правой рукой» режиссера в подготовке и проведении этих передач.
В театре шла «роспись» экземпляра пьесы, раскадровка по камерам, и все это делал помреж.
В аппаратной за пультом сидел режиссер с этим расписанным экземпляром. Техник, который делал переключение камер, то есть монтаж, не всегда точно выполнял команду режиссера, не было творческого понимания замысла. Поэтому к осени 1950 года Л.И Федотову и меня обучили работе за пультом и назвали ассистентами режиссера, а в студии понадобились новые помощники.

В 50-е годы передачи шли четыре раза в неделю:
Понедельник – концерт мастеров искусств (у многих театров был выходной день, и легко было
собрать актеров). В программе были отрывки из спектаклей (обычно МХАТа или Малого), певец, чтец, инструментальный номер. И даже балет, несмотря на то, что размер студии ограничивал возможности артистов.
Вторник и среда – передач не было. Шли трактовые репетиции.
Четверг – показывали худ. фильм.
Пятница – общественно-политическая передача или футбол. Уже тогда была ПТС, которая показывала со стадиона эти матчи. Комментатором был В.Синявский.
Суббота – спектакль драматического или музыкального (оперетта) театров. Вели их поочередно литературно-драматическая редакция и музыкальная.
Воскресенье - утром детская передача, вечером худ. фильм.

К концу 50-го года Отдел телепрограмм разросся, увеличились часы вещания и штат работников. И в марте 1951 года Отдел телевизионных программ преобразовался в Центральную студию телевидения. Директором назначили Шароеву Валентину Николаевну, а ее заместителем по технике – стал Сальман А.И.
В это время пришло много новых людей на студию. В.М.Леонтьева была принята
помощником режиссера в литдраму. Но через какое-то время ее взяли диктором.
В других редакциях тоже происходили изменения, были нужны работники. И меня перевели в детскую редакцию.
Мое «второе пришествие» в литературно-драматическую редакцию произошло в сентябре 1957 года.

К тому времени главным редактором была Галина Борисовна Младковская, главным режиссером – Михаил Иванович Каширин.
Возвращение мое в литдраму имело печальную предысторию. На телевидении к тому времени среди прочих была и киноредакция. Возглавлял ее Юровский Александр Яковлевич, старшим редактором был Донатов Андрей Иосифович. Редактором – Сперанская Марина Евгеньевна, режиссером – Маркова Майя Алексеевна, ассистентом – Щелканова Валентина Олеговна, помощником режиссера – Политковская Кира Павловна.
И вот, в августе 1957 года, впервые отмечался Московский День кино. По Москве в открытых лимузинах проехали «звезды» отечественного кино. В Зеленом театре ЦПКиО был концерт киноартистов.

Наша редакция готовилась к этому: по сценарию в студии, в интерьере квартиры, сидела «среднестатистическая» московская семья (Евгений Моргунов – «отец», Георгий Вицин – «сын», Валентина Телегина – «мать» и еще несколько «соседей»). Эту интермедию ставил Леонид Гайдай. «Семья» должна была реагировать на концерт по «телеку». А из Зеленого театра в студию предполагалось привозить актеров с их номерами.
Но то, что хорошо в Зеленом театре, - зрители видят живых актеров, и им неважно, что они говорят и делают, - то не всегда пригодно для телеэкрана. Да еще в те годы.

Не помню, была ли четко согласована программа «живого» концерта и наша, но первым номером в  студии оказались два актера: Масоха и Кулаков. Они разыграли какую-то сценку, а наша «семья» реагировала на это. Но тут нужно заметить, что Масоха и Кулаков в кино были «отрицательными» героями, играли всегда «врагов народа», «шпионов» и др. У нас они отыграли первый номер с отрицательным акцентом. Вторым номером появилась Лидия Смирнова – «Я тут проходила мимо студии, и оператор схватил меня и привел к вам…» - дальше она не знала, что говорить. А мы не знали, что  делать.
В общем, передача была сорвана. Вместо концерта дали фильм, а мы получили: кто увольнение, а кто выговор.

Но не будь этого печального факта в нашей биографии, МГУ (факультет журналистики) не имел бы профессора Юровского А.Я., не появился бы и «Телефильм», создателем и главным редактором которого стал Андрей Донатов.
Таким образом, Марина Сперанская, Валентина Щелканова и я были переведены в
литературно-драматическую редакцию, в отдел – журнал «Искусство», на «перевоспитание».
Руководила отделом Успенская Наталья Николаевна, она же курировала литературную рубрику. Семячкин Ростислав Владимирович – театральную тему, Епишева Елизавета Александровна – изобразительное искусство. А с нашим приходом добавилась и рубрика о кино – ее вела Марина Сперанская.

В редакции журнала работали: театровед Нелли Моисеенко, Галина Боровик (до отъезда в Америку).
Хронометраж журнала «Искусство» - 1 час, что позволяло представить 5-7 сюжетов о культурной жизни страны. В журнале выступали видные деятели литературы, изоискусства и театра, режиссеры, актеры, кинодеятели. В рамках журнала мы сняли очерк о работе «Мосфильма». В то время Сергей Колосов снимал фильм «Вызываем огонь на себя».
Я проработала в журнале «Искусство» более двух лет, а в 1960 году была переведена на «укрепление» снова в детскую редакцию.

В те годы в коллективе активно обсуждался проект Останкинского телецентра. Каждая редакция давала свои предложения. Строились грандиозные планы на будущее.
К осени 1967 года заканчивалось строительство первой очереди Останкино. До его пуска все передачи шли с Шаболовки, было только три программы, а с пуском Останкинского телецентра появилась возможность открыть Четвертую телепрограмму. Она замышлялась как культурно-просветительская. Главный редактор литературно-драматической редакции Н.П.Карцов и главный режиссер В.С Турбин активно формировали состав сотрудников для работы на Четвертой программе. Возглавил эту новую программу Семячкин Р.В., режиссерскую группу – Елагин Л. Я., сценарный отдел – Гальперина Е.В. Отдел ИЗО возглавила Епишева Е.А., в составе ее отдела появился редактор Венедиктов В.Ю. Режиссерами были С. Розанова и Н. Баринова, ассистентами – Л. Краснопевцева и Г. Сидорова. Редакторами в этот отдел позже пришли работать Н. Фомина и Н. Сологубова.

В июле 1967 года я снова вернулась в литературно-драматическую редакцию на Четвертую программу. Наш отдел – альманах «Искры» возглавила Виноградова Эльвира Николаевна. Состав отдела: редактор А.Саблин, режиссер М.Маркова, ассистент режиссера Г.Фадина, помощник режиссера В. Летуновская.
Альманах «Искры» (название придумал Карцов Н.П.) явился как бы продолжателем журнала «Искусство», но он строился больше на исторических материалах. Мы искали «жемчужные зерна» в истории нашего искусства и литературы. Знакомили зрителей с музеями-квартирами Чехова, Толстого, Гиляровского и др. На экране появлялись собиратели, например, Ильин собирал прижизненные издания Александра Блока. Мы выезжали к нему домой и снимали его библиотеку. До революции в Москве был салон, где проходили так называемые «Телешевские четверги». И  вот мы представили на экране потомка Телешевых, который уже в наше время организовал клуб любителей литературы и у себя в квартире собирал людей, которые читали произведения любимых авторов.

Очень приятно было работать с сотрудницей Литературного музея А.С.Пушкина Фрумкиной Анной Соломоновной. Она была автором рубрики «Адресаты пушкинской лирики». Постоянной ведущей рубрики стала народная артистка СССР Елена Алексеевна Фадеева. Из музея мы получали весь «зрительный ряд» с фотографиями адресатов, а в студии в красивых выгородках актеры читали стихи Пушкина.
Очень плодотворно мы работали с Шиловым Львом Александровичем. Он был заведующим фонотекой в ЦДЛ. В его распоряжении были записи голосов советских писателей. И это давало нам возможность делать интересные сюжеты, автором и ведущим которых он был.
Историко-литературный альманах «Искры» просуществовал до мая 1970 года.

Вновь произошла реорганизация, изменилась структура редакции. Сменился главный редактор: вместо Карцова Н.П. и.о. главного редактора стал Козловский В.Н.
В конце 1970 года был организован Отдел фондовых театральных спектакле. Его задачей была съемка на пленку лучших театральных работ. Зав. отделом стала Виноградова Э.Н. Редакторами были: Гнездовская М.Ю., Лебедева И.М., Никитина А.М. Режиссерами – Казьмина А.В., Холопова Г.А., Маркова М.А., Герасимова И.М. Ассистентами: Паухова Т.О., Сидорова Г.В., Баринова Н.В., Дарьяльская Т.И.
Первым снимали спектакль Театра им. Гоголя «Верхом на дельфине», поставленный Б.Г.Голубовским по пьесе Леонида Жуховицкого. Телевизионным режиссером был Дмитрий Михайлов. К сожалению, этот спектакль был «однодневкой». Он был хорош для своего времени, но не составлял «золотой фонд» театрального искусства. Но… лиха беда – начало!

Следующим был спектакль Театра им. Маяковского «Таланты и поклонники» по пьесе А.Н. Островского в постановке М.О.Кнебель и Н.Зверевой. Телевизионным режиссером была Маркова М.А., ведущим оператором – Шапорин А.Г. В этом спектакле были заняты М.Штраух. Е.Градова. А.Лазарев, Вл.Самойлов, В.Орлова, Г.Анисимова и др.
За время моей работы в отделе я как телевизионный режиссер сняла 23 спектакля. Среди них:
Малый театр – К.Симонов «Русские люди» в постановке Б.И, Равенских; И.Друцэ  «Возвращение на круги своя» в постановке… В первом снимались  Н.А.Анненков и Ю.Каюров. Во втором – И.В.Ильинский, Т.А.Еремеева, Г.А.Кирюшина, С.Н.Фадеева и др.

Театр Моссовета – «Эдит Пиаф»
Театр «Современник» - В.Розов «Вечно живые» в постановке О.Н.Ефремова и Г.Б.Волчек с участием О.Даля, М.Нееловой, О.Ефремова, Г.Волчек и др. М.Рощин «Спешите делать добро» в постановке Г.Б.Волчек с участием В.Гафта, И.Кваши, А.Покровской, М.Нееловой, Л.Ахеджаковой, Л.Крыловой и др.
Театр им. Вахтангова – Л.Малюгин «Насмешливое мое счастье» в постановке А.И.Ремизовой с участием Ю.Борисовой, Ю.Яковлева, Е.Добронравовой и др. «На золотом дне» (по Мамину-Сибиряку) в постановке А.И. Ремизовой с участием Ю.Борисовой, Н.Тимофеева, В.Покровского, В.Шалевича и др.

Снимала и спектакли «Ленкома», Театра им. Пушкина, Ленинградского театра им. Ленсовета (с участием Алисы Фрейндлих) и др.
Наш отдел фондовых театральных спектаклей снял на пленку около 200 фильмов, которые до сих пор показывают по каналу «Культура».
С перестройкой Отдел фондовых спектаклей прекратил свое существование.

 

 
В оглавление  

 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001