обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Телеспектакли

Каширникова Эмилия Андреевна

 

В июле 1966 года я пришла на работу в Главную редакцию литературно-драматических программ телевидения Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР.

Руководил в это время редакцией Николай Пантелеймонович Карцов. Я его знала еще в институте, он вел у нас семинар по Маяковскому, любимому его поэту. На телевидении он был уже в это время уважаемым человеком, в редакции все стремились участвовать на летучках, которые он вел, потому что летучки были не только разбором прошедших в эфир передач, но, благодаря глубоким, энциклопедическим знаниям Н.П.Карцова, еще и учебой, вдумчивой и расширяющей наше понимание культуры и искусства.

Во всех сложных вопросах он брал на себя ответственность. Когда за какую-то передачу вызывали на «ковер» (а такое случалось  нередко), он ехал всегда сам, и мы никогда не ощущали на себе гнев начальства.

    Когда Н.П.Карцов стал главным редактором телевидения, мы не переставали обращаться к нему за советом или просто рассказывать про свои проблемы, как творческие, так и личные. Я считаю его своим главным учителем на телевидении и всю жизнь стараюсь, чтобы ему не было стыдно за мою работу.

В это время в отделе телепостановок было создано новое творческое объединение «Приключений и фантастики» (или как ласково называли тогда - ПиФ).

В ПиФе руководителем объединения был Борис Эдуардович Ниренбург, окончивший в свое время ГИТИС, уже известный тогда телевизионный режиссер. Директором объединения стал известный театральным кругам человек, бывший директор Театра драмы и комедии на Таганке, работавший еще в Камерном театре у Таирова,_- Александр Зиновьевич Богатырев. Этих двух людей хорошо знали и любили актеры и режиссеры московских театров.

У Б.Э.Ниренбурга было много друзей среди театральных деятелей и в других городах. Об этом я узнала позже, когда вместе с ним стала ездить в командировки по СССР для приема телевизионных спектаклей, созданных по заказу Центрального телевидения. Так, когда мы приехали в Ленинград принимать двухсерийный спектакль «Дело по обвинению...» (по роману И.Хантера), который ставил на Ленинградском телевидении Георгий Александрович Товстоногов, я узнала, что Б.Э.Ниренбург учился вместе с Товстоноговым в ГИТИСе. А в Калининграде главным режиссером телевидения и постановщиком спектакля по пьесе Ф.Дюрренматта «Судья и палач» ( для нашего объединения) оказался его соученик - И.Каждан.

Итак, в первые месяцы существования ПиФа нас было всего трое: Ниренбург, Богатырев и я в качестве редактора. Необходимо было создавать «портфель» объединения. И в этом самую первую помощь мне оказала умная, деловая и необыкновенно обаятельная Инна Ивановна Веткина (руководитель отдела постановок), окончившая сценарный факультет ВГИКа, автор многих сценариев телефильмов и телеспектаклей. Она очень

быстро улавливала любую фальшь в тексте, могла подсказать, как исправить тот или иной сценарий (если он заслуживал, с ее точки зрения, внимания), обожала способных молодых и талантливых людей, ненавидела бюрократическую волокиту в работе, поэтому всегда старалась не «засушивать» идеи, толковые предложения, отметала все недостойное саркастическими репликами. Ее уважали за мужской ум и боялись «острого язычка».

Б.Э.Ниренбург с самого начала работы объединения требовал, чтобы в основе сценариев была не просто хорошая литературная основа, но и классическая литература, в которой можно было найти детективную сюжетную линию. Так, в первые годы работы объединения были созданы
спектакли: «Гендель и гангстеры» по одноименному рассказу Дж.Б.Пристли в постановке В.Бровкина, где были заняты замечательные актеры - Р.Я.Плятт, С.Годзи, А.Баранцев и М.Львов , а также - «Драма на охоте»по мотивам повести А.П. Чехова в постановке Б.Э.Ниренбурга с участием Ю.Яковлева,    В.Самойлова,    А.Кайдановского,    А.Граве, А.Покровского и Н.Дрожжиной. Автор сценария — Э.Тадэ.

Позже в ПиФе стали работать редакторами - Владимир Надинский, Илья Суслов (пришедший на телевидение из «Литературной газеты»), ассистентами режиссеров - Константин Антропов ( в то время учившийся во ВГИКе на режиссера документального кино и ставший позже режиссером-постановщиком на телевидении), Валерий Белый, Раиса Осетрина, помощниками режиссеров- Татьяна Струкова, Раиса Князькова, Елена Шмальц ( ставшая режиссером телевидения). Внештатными режиссерами в нашем объединении были вахтанговцы: Владимир Шлезингер, Александра Ремизова, режиссер Театра им .Моссовета Инна Данкман и другие.   

В сентябре 1966 года Б.Э.Ниренбург пригласил на работу в качестве режиссера-постановщика Вячеслава Владимировича Бровкина, чьи работы на телевидении были уже известны в редакции. В.В.Бровкин окончил ГИТИС им.А.В.Луначарского, сначала - актерский факультет, затем- режиссерский. Работал режиссером в театрах Белоруссии, затем- в Театре на Малой Бронной и Театре им.К.С.Станиславского. В его постановке были потом созданы основные телеспектакли и видеофильмы из цикла « Следствие ведут Знатоки», цикл телеспектаклей о комиссаре Мегрэ, спектакли по сценариям Симона Соловейчика и Аркадия Ваксберга и многое другое. Он пришел в редакцию, где работали такие известные режиссеры, как Л.А.Пчелкин, В.С.Турбин, П.Р.Резников, А.М.Наль, В.М.Рыжков (который на телевидении работал с 1955 года).

Первый спектакль в ПиФе В.Бровкин поставил по телевизионному варианту пьесы «Второе лицо». Дорабатывали этот вариант с переводчиками И.Брауном и Т. Осмаковой-Браун. А главную роль в спектакле сыграл любимый нами Ростислав Янович Плятт.

Моей же первой самостоятельной редакторской работой была инсценировка рассказа замечательного писателя-фантаста Севера Гансовского   «Голос».   Главную   и   единственную   роль в телеспектакле, поставленном Александрой Ремизовой, сыграл Владимир Этуш, который долгие годы вспоминал нашу совместную работу и гордился удачей этой постановки. Значительное место в спектакле занимала итальянская музыка, которую подбирал опытнейший музыкальный редактор Анатолий Клиот. Оператором-постановщиком был Андрей Тюпкин. Ассистентом у Ремизовой был Константин Антропов.

Наиболее значительными работами ПиФа были:

В 1967 году -двухсерийный телевизионный спектакль «Курьер Кремля» (авторы сценария - Андрей Донатов и Владимир Гориккер. Режиссер Б.Ниренбург. Операторы: Олег Гудков. Борис Кипарисов, Борис Ревич, Юрий Бугна). В ролях были заняты актеры театра им. Вахтангова: В.Шалевич, Ю.Яковлев, Е.Добронравова, Н.Тимофеев, А.Граве, В.Покровский и др. Главную роль исполнил молодой актер Игорь Ясулович.

В 1969 году - «Конец «черных рыцарей» в постановке В.Бровкина. В основе спектакля – инсценировка Элеоноры Тадэ по одноименной повести И.Лебедева. Тут необходимо объяснить следующее. Эту повесть в журнале «Пограничник» разыскал редактор нашего объединения Владимир Надинский. С большим трудом мы узнали, что этот журнал издается КГБ. Нам никак не удавалось выйти на автора этой повести. Но однажды нам позвонили и разрешили встретиться с ним на нейтральной территории и очень узким кругом. Нас это заинтриговало, и было принято решение встретиться с автором Лебедевым в квартире режиссера В.Бровкина в следующем составе: В.Надинский, В.Бровкин, Э.Тадэ и я. В назначенный час мы с необыкновенным интересом ждали встречи. Пришел худощавый, среднего роста, седовласый человек. Довольно тихим голосом он объяснял нам работу разведчика: поведение его в экстремальных обстоятельствах, поведение в общественных местах, еще какие-то моменты, о которых уже не помню. И началась работа над спектаклем. Мы были преисполнены важности, что постигли невероятные секреты. На прием спектакля на Шаболовку приехала комиссия из КГБ, Нам казалось, что мы и актеры Борис Иванов, Михаил Погоржельский, Сергей Годзи, Ирина Карташева, Элла Бруновская - учли все замечания нашего автора и отразили правдиво скрытую ото всех посторонних глаз работу разведчика в чужой стране. Естественно, мы не могли не задать вопрос комиссии: «Все ли правдиво?» Ответ был прост: «Если бы хоть что-то было похоже на правду, то мы не разрешили бы выдать это в эфир». Они ушли, а мы с открытыми ртами смотрели им вслед. И только когда на премьеру фильма «Мертвый сезон» В.Бровкина пригласил Д.Банионис и в прологе фильма появился наш автор -И.Лебедев, а на самом деле - известный разведчик Рудольф Абель, мы поняли, что скрывалось за всеми этими «секретными» встречами. И еще одна маленькая деталь: помощник режиссера была направлена к И.Лебедеву домой подписать сценарий для оплаты после прохождения спектакля в эфир. Сценарий я положила в ту же папку, в которой он мне передал его перед началом работы. И когда Таня Струкова вышла из лифта, то ее встречал у открытой двери Иван Степанович. Оказалось, что ждал ее у окна в квартире и по этой папке определил, кто идет к нему. Такие встречи не забываются и
через 36 лет.

 
В оглавление 1  2  3   Далее >>  

 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001