обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Музыкальный отдел Литдрамы ЦТ

Давыдова Людмила Дмитриевна


Я пришла работать в музыкальный отдел Главной редакции литературно-драматических программ в начале 1970 года. Моими коллегами были высокопрофессиональные музыканты, имевшие опыт исполнительской, педагогической или искусствоведческой работы. Назову их всех: Татьяна Михайловна Гудкова, Марина Аркадьевна Крутоярская, Ия Вахтанговна Пааташвили, Софья Степановна Трушкина. Анастасия Васильевна Шершенева, Маргарита Станиславовна Савич. Руководил отделом до конца 80-х годов Анатолий Львович Клиот. В таком составе отдел просуществовал до середины 80-х годов, когда в нем появились новые лица: Маргарита Николаевна Ермишева, Наталья Николаевна Ефимова, Марина Интерновна Андрусенко и Людмила Семеновна Вейцман.

Тематика программ нашей редакции была очень разнообразной: литературные передачи и альманахи, программы по изобразительному искусству, передачи о театре и кино, литературно-музыкальные композиции, постановочные передачи и телеспектакли - все это требовало от музыкального редактора большой гибкости подхода к материалу и свободной ориентации в нем.

В нашей небольшой комнате на 11-м этаже Останкинского телецентра постоянно звучала музыка. Замечательные литдрамовские режиссеры старшего поколения - Лев Яковлевич Елагин, Павел Романович Резников, молодежь - Юрий Кротенко, Константин Антропов, Василий Давидчук, Галина Самойлова, Александр Прошкин, Константин Худяков и многие другие увлеченно рассказывали нашим музыкальным редакторам о своих творческих замыслах, обсуждали с ними сценарии будущих передач, тщательно отбирали для них музыкальный материал. Вспоминается многолетний творческий союз Георгия Васильевича Зелинского и Татьяны Гудковой в знаменитом "Кабачке 13 стульев". Были и другие постоянные творческие тандемы: режиссер Лидия Павловна Краснопевцева и музыкальный редактор Ася Шершенева создавали изящные телевизионные зарисовки о творчестве русских художников, Ольга Васильевна Кознова и Маргарита Савич сделали много передач, посвященных русской и советской     литературе.     Незабываема    эмоциональная     атмосфера, созданная Ией Пааташвили с помощью музыки Брамса в спектакле «Будденброки» по Томасу Манну (режиссер Александр Орлов) или широкая музыкальная панорама, собранная Софьей Трушкиной для знаменитого «Эрмитажа». Хочется вспомнить и о работе над сериалами более позднего времени: «Державы вечная любовь» об архитектуре и интерьерах Московского Кремля (режиссер Борис Конухов) и «Дом на Волхонке» по экспозиции Музея изобразительных искусств им. Пушкина (режиссер Владимир Венедиктов). В этих сериалах принимали участие и наши молодые коллеги Наталья Ефимова, Марина Андрусенко, Людмила Вейцман.

У нашей музыкальной молодежи также успели сложиться постоянные союзы с режиссерами: Наталья Ефимова много работала с Юрием Кротенко (очень удачным был их спектакль «Слуги старого века» по русской классике) и с Борисом Конуховым - запомнилась их программа «Дом, где сохраняются сердца» (на материалах Музея им. Бахрушина). Марина Андрусенко сотрудничала с Еленой Гудиевой в цикле «Серебряный шар» (с ведущим программы Виталием Вульфом), Людмила Вейцман - с Галиной Вуль в передачах Эдварда Радзинского.

Кроме готовых аудиозаписей у нас в отделе часто звучала и живая музыка: фортепианная, гитарная, вокальная, даже небольшие инструментальные ансамбли. Иногда это были репетиции или отбор готовых музыкальных номеров для спектаклей или постановочных передач, таких, например, как «Театральные встречи» или «Вокруг смеха»; но чаще всего это были показы на нашем стареньком пианино эскизов оригинальной музыки, сочиненной специально для того или другого телевизионного спектакля. В этих тройственных встречах -композитор, режиссер и музыкальный редактор - рождался музыкальный образ спектакля, возникали неожиданные режиссерские и музыкальные идеи. Процесс записи музыки (как правило, мы работали с Государственным симфоническим оркестром кинематографии), последующего монтажа и озвучения снятого драматического спектакля, как мне кажется, была наиболее творчески интересной для всех нас.

Среди авторов оригинальной музыки к спектаклям литературно-драматической редакции были многие известные композиторы, такие как Юрий Саульский, Эдуард Артемьев, Евгений Птичкин, Георгий Гаранян, Александр Журбин, Юрий Левитин, Ираклий Габели, Виктор Лебедев, Геннадий Банщиков и другие. Назову здесь такие работы как «Тайна Эдвина Друда» с музыкой Эдуарда Артемьева (музыкальный редактор Марина Крутоярская ), «Такая короткая долгая жизнь» с музыкой Юрия Левитина (музыкальный редактор Маргарита Савич), «Игроки» с музыкой Геннадия Банщикова (музыкальный редактор Людмила Давыдова), многосерийный спектакль «Мелочи жизни» с музыкой Ираклия Габели (музыкальный редактор Наталья Ефимова), «Шагреневая кожа» с музыкой Давида Кривицкого (музыкальный редактор Людмила Давыдова).

Особенно хочется отметить выдающихся музыкальных мастеров, сотрудничеством с которыми наша редакция могла по праву гордиться. Так, теперь уже признанный одним из классиков XX века Альфред Шнитке написал музыку к нескольким телевизионным спектаклям, неизменным музыкальным редактором которых была Татьяна Гудкова: «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин» по Пушкину, «Былое и думы» по Герцену... Известный музыкальный мэтр Николай Каретников был автором музыки к спектаклям «Тиль Уленшпигель» по Шарлю де Костеру, «Бесприданница» по А. Островскому; музыкальным редактором в этих спектаклях была Марина Крутоярская. Она же работала с замечательным композитором, теперь уже тоже классиком Эдисоном Денисовым в спектакле «Воспитание чувств» по Флоберу и с одним из самых талантливых авторов теле- и киномузыки Микаэлом Таривердиевым (многосерийный фильм «Ольга Сергеевна» по сценарию Эдварда Радзинского).

Необходимо иметь в виду, что эти яркие творческие личности испытывали в 70-е - 80-е' годы прошлого столетия известные трудности; в силу понятных причин их сочинения не всегда могли открыто звучать на Родине. Тем ценнее для них была возможность реализовать свои творческие идеи с помощью телевизионных или киноработ, и тем важнее отметить высокий профессионализм и творческую инициативу наших музыкальных редакторов, привлекавших к работе очень разных музыкантов - известных, популярных, талантливую молодежь и, как уже отмечалось, выдающихся композиторов, имена которых украшали телевизионные программы и спектакли, многие из которых вошли в золотой фонд отечественного телевидения.

 
В оглавление  

 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001