обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






АППАРАТНО-СТУДИЙНЫЙ КОМПЛЕКС

Он объединяет аппаратно-студийные комплексы в Останкине (АСК-1), на Шаболовке (АСК-2) и Телевизионный театр.

АСК-1 включает в себя десять аппаратно-студийных блоков (АСБ) со студиями (одна — площадью 1000 кв. м, четыре —площадью 600 кв. м, пять — площадью 150 кв. м);
— восемь аппаратно-программных блоков (АПБ) со студиями площадью 60 кв. м каждая;
— централизованные аппаратные видеозаписи для воспроизведения программ в эфир (30 постов);
— централизованные аппаратные видеозаписи для консервации программ (60 постов);
— централизованную аппаратную телекино для выдачи программ в эфир (шесть постов) для пленки 35 мм;
— центральную аппаратную (АЦ);
— аппаратную диспетчера телевизионных программ;
— блок переводов на 12 языков;
— блок технического контроля.

К моменту завершения строительства телецентра в Останкине только один АСБ и один АПБ были приспособлены для цветного вещания. Однако бурное развитие цветного телевидения потребовало замены черно-белого оборудования. К концу 1976 года все десять АСБ и четыре из восьми АПБ переоснащены для ведения цветных передач. В 1977 году комплекс полностью переоборудован на цветное вещание.

В состав АСК-2 входят: шесть АСБ со студиями площадью от 40 до 600 кв. м, аппаратные видеозаписи (25 постов) и АЦ. Три АСБ оснащены оборудованием для работы в цвете.

В настоящее время на АСК-2 проводится реконструкция по замене оставшегося черно-белого оборудования АСБ на цветное и переоснащение части видеомагнитофонных аппаратных аппаратами «Кадр-ЗП» с новыми пультами управления.

АСК-2 связан с АСК-1 кабельными и радиорелейными линиями, позволяющими передавать и принимать телевизионные сигналы в обе стороны по нескольким каналам одновременно.

Телевизионный театр, так же как Концертная студия Останкинского телецентра, не оборудован собственными телевизионными техническими средствами. Однако здесь с помощью передвижных телевизионных станций создаются и записываются многие популярные передачи Центрального телевидения.

Составной частью аппаратно-студийного и кинотехнологического комплексов является служба художественно-декорационного обеспечения, которая располагает столярным, вакуумформовочным, живописным, бутафорским, декоративно-драпировочным, костюмерным, мебельно-реквизиторским и пиротехническим производствами, а также артистическими и гримерными помещениями.

Рассмотрим технологические характеристики некоторых основных звеньев АСК.

Аппаратно-студийный блок является основным звеном подготовки программ. Каждая студия оснащена 4—6 телевизионными камерами, специальной осветительной и звуковоспроизводящей аппаратурой, громкоговорящей связью и другим необходимым оборудованием. К примеру, студия площадью 600 кв. м оснащена 112 телескопическими подвесами со светильниками различного назначения и мощности. Они имеют дистанционное управление, которое осуществляется либо с центрального, либо с выносных ручных пультов. Для нужд декорационного хозяйства проложены роликовые дорожки, установлены специальные подъемники с дистанционным управлением.

Студии, специализированные для информационных передач («Время», «Новости» и др.), помимо типовой техники оснащены аппаратурой «телесуфлер», позволяющей отображать перед объективом камеры на специальном полупрозрачном зеркале текстовую информацию. В таких студиях имеются электронные устройства для формирования надписей в телевизионном изображении с русским и латинским шрифтом.

Режиссерская аппаратная АСБ позволяет осуществлять коммутацию различных источников программ разнообразными способами (мгновенное переключение сигналов, их микширование, замена одного изображения другим и т. п.). Вошел в практику и метод получения комбинированного изображения по так называемой схеме «хрома-кей», когда изображение выступающего получают электронным способом на фоне другого изображения, например диапозитива или кинокадра.

Если в аппаратно-студийных блоках телепрограммы готовятся, то аппаратно-программные блоки передают их в эфир. Поэтому АПБ имеет примерно такие же технические средства, как и АСБ, но меньшую по площади студию (60 кв. м), предназначенную для дикторских вставок. Однако у программных студий более широкие коммутационные возможности. Через центральную аппаратную АПБ может передавать сигналы в эфир с любого АСБ, любого из 30 видеомагнитофонов централизованного блока воспроизведения, любого из шести централизованных телекинодатчиков, а также принять по трем линиям источники программ от передвижных телевизионных станций, а также из другого города или другой страны.

Технология телевизионного вещания предусматривает «консервацию» подготовленных программ. Наибольшее распространение получили два способа такой «консервации»: съемка на кинопленку и видеозапись на магнитную ленту.

По сравнению с киносъемкой видеозапись имеет ряд преимуществ: после записи лента немедленно готова к воспроизведению, проще и быстрее процесс тиражирования, возможен высокопроизводительный и высококачественный монтаж при помощи ЭВМ. Поэтому основным методом «консервации» программ на телецентрах стала видеозапись.

В ТТЦ им. 50-летия Октября свыше 160 видеомагнитофонов. По своему назначению они разделяются на студийные магнитофоны, закрепленные за централизованными аппаратными, и передвижные видеомагнитофоны, установленные совместно с другим оборудованием на ПТС или установленные отдельно в автомобиле (так называемая ПВС — передвижная видеомагнитофонная станция, которая применяется в случаях, когда нет возможности обеспечить передачу сигналов с ПТС на телецентр);

— репортажные (ранцевые или ручные) видеомагнитофоны;

— так называемые дисковые видеомагнитофоны, позволяющие повторять записанные сюжеты, воспроизводить их в замедленном ритме и режиме «стоп-кадра».

Основным типом видеомагнитофонов ТТЦ являются аппараты типа «Кадр-3» и «Кадр-ЗП».

Все входные и выходные сигналы телецентра распределяются через центральную аппаратную (АЦ). Причем одновременно с видеосигналом коммутируются звуковое сопровождение, служебная связь, сигнализация и управление.

Весьма сложной технической задачей является синхронизация удаленных источников телевизионного сигнала, например, синхронизация передвижной телевизионной станции, находящейся на одном из спортивных сооружений, с сигналом студии. Для этих целей в АЦ имеется необходимая аппаратура, обеспечивающая синхронизацию удаленных источников по телефонным, радиорелейным или кабельным линиям.

В АЦ имеется специальное оборудование, которое может быть использовано для преобразования телевизионных сигналов из систем ПАЛ и НТСЦ в применяемую в СССР советско-французскую систему цветного телевидения СЕКАМ.

 
В оглавление  

 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001