обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Музыка на радио

Главная редакция музыкального радиовещания.

Отделы: симфонической и камерной музыки; музыки народов СССР; песни и эстрады; писем и концертов по заявкам; оперативных передач; планирования и выпуска.

Основные рубрики: «Радиоуниверситет музыкальной культуры», «Новости музыкальной жизни», «Воскресные музыкальные вечера», «Музыкальные вечера для юношества», «Избранные симфонические произведения русских композиторов», «Избранные симфонические произведения советских композиторов», «Выдающиеся исполнители», «Мастера вокального искусства», «Голоса оркестра», «Музыкальный кроссворд», «Радиослушатели о народной песне», «Из истории народных инструментов», «Встреча с песней», «До-ре-ми-фа-соль», «Добрый вечер», «Музыкальный глобус», «Мелодии друзей», «В рабочий полдень», «Труженикам села», «Субботние литературно-музыкальные концерты по заявкам радиослушателей».

Среднемесячный объем вещания — 2400 часов.

Музыкальное радиовещание — одна из основных форм идейно-эстетического воспитания трудящихся. Его важнейшими задачами являются пропаганда выдающихся достижений русской, советской и мировой музыкальной культуры, активное формирование художественных вкусов слушателей, а также удовлетворение интересов аудитории в области музыки.

В музыкальных передачах Всесоюзного радио используется все многообразие форм и жанров музыкального искусства — от опер до народных песен, от концертов симфонической музыки до развлекательных программ.

Необыкновенно широк и тематический диапазон передач. Знакомство с классикой, рассказы о крупнейших советских и зарубежных композиторах, дирижерах, мастерах вокального искусства, трансляции опер, оперетт, публицистические передачи о современной советской и зарубежной песне, показ пути развития национальной культуры народов СССР, информация о крупных событиях музыкальной жизни в стране и за рубежом — все это составляет содержание передач, которое формируется на основе изучения писем, замечаний, предложений слушателей.

Одни передачи рассчитаны на самую широкую аудиторию, другие — на более подготовленных слушателей, желающих расширить свои знания по тем или иным вопросам истории и теории музыки, исполнительского мастерства и т. д.

Важнейшим направлением музыкального вещания является пропаганда русской, советской и зарубежной классики.

Почти двадцать лет звучал в эфире цикл популярных передач под общим названием «Радиоуниверситет музыкальной культуры» (I пр., два раза в месяц, 60 мин., 19.00), рассчитанный на широкий круг слушателей. Руководил радиоуниверситетом лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, профессор А. Хачатурян. К подготовке отдельных выпусков передачи привлекались такие известные советские мастера искусства, как Е. Светланов, Г. Уланова, М. Плисецкая, О. Тактакишвили.

Каждый сезон радиоуниверситета отличался своей тематической направленностью. Так, в 1974—1975 годах передачи цикла были посвящены творчеству русских классиков; в сезоне 1975—1976 годов прозвучали передачи о выдающихся советских композиторах — Н. Мясковском, С. Прокофьеве, Ю. Шапорине, А. Хачатуряне, Т. Хренникове, Г. Свиридове, Д. Кабалевском.

В преддверии празднования 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции перед слушателями открылись страницы истории многонациональной советской музыки — от ее становления до наших дней. В передачах прозвучали произведения ведущих композиторов нашего времени. Познакомились слушатели и с молодыми композиторскими школами союзных республик.

На менее широкую аудиторию рассчитана постоянная рубрика «Воскресные музыкальные вечера», которую уже более двух десятков лет ведет профессор Московской консерватории К. Аджемов. (В зависимости от того, по какой программе идет передача, избирается тема: по I программе — более популярная, по III — для подготовленного слушателя; два раза в месяц; до двух часов; 19.30.)

Для слушателей школьного возраста Всесоюзное радио готовит ежемесячную передачу «Музыкальные вечера для юношества», которая проводится в форме концертов-лекций с участием симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением М. Шостаковича. Вечера ведет лауреат Ленинской премии, народный артист СССР, композитор Д. Кабалевский.

Темы концертов-лекций разнообразны — они посвящаются творчеству отдельных композиторов, различным направлениям в музыке, взаимовлиянию музыки и литературы и т. д. После 20—30-минутного пояснительного слова ведущего идет полуторачасовой концерт. Вечера транслируются как по радио, так и по телевидению и пользуются заслуженным успехом у слушателей и зрителей.

В репертуаре музыкального вещания широко представлена симфоническая музыка. Так, в цикле передач «Избранные симфонические произведения русских композиторов» были исполнены симфонии П. Чайковского, С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина, А. Глазунова, А. Скрябина, С. Танеева, А. Аренского, В. Калинникова. Цикл передач «Избранные симфонические произведения советских композиторов» познакомил с произведениями Н. Мясковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича. Д. Кабалевского, Г. Свиридова, Т. Хренникова, А. Хачатуряна, Р. Глиэра и др. Систематически звучали также сочинения зарубежных композиторов — Бетховена, Моцарта, Брамса, Шумана, Шуберта, Берлиоза, Гайдна, Мендельсона, Бизе, Онеггера, Сибелиуса и других.

В 1976 году Всесоюзное радио вышло в эфир с циклом передач «Полное собрание фортепианных сочинений Ф. Шопена». Любители музыки вновь встретились с творчеством композитора, работавшего в самых различных жанрах. Отдельные передачи были посвящены экспромтам, сонатам, балладам, ноктюрнам. Это давало слушателям возможность почувствовать, сколь богата и разнообразна музыкальная палитра Шопена, выявить своеобразие каждого сочинения. Бессмертные шопеновские творения были представлены в интерпретации Э. Гилельса и Л. Оборина, Г. Нейгауза и Е. Бекман-Щербины, В. Горностаевой, С. Нейгауза, М. Воскресенского. Причем некоторые передачи сопровождались комментариями самих исполнителей.

Пропаганде исполнительского искусства посвящены такие циклы передач, как «Выдающиеся исполнители», «Мастера вокального искусства» и другие.

Передача «Выдающиеся исполнители» (I пр., еженедельно, 35 мин., 22.30) выходит в эфир с 1972 года. В выпуски включаются записи виднейших музыкантов XX века. За последнее время слушатели познакомились с искусством Ф. Шаляпина, Л. Собинова, А. Неждановой, Н. Голованова, В. Софроницкого, К. Игумнова, С. Мигая, Н. Обуховой, А. Гольденвейзера. В рамках передачи звучали записи крупнейших зарубежных исполнителей — Б. Джильи, Т. Гобби, 3. Франческатти, Д. Фишера-Дискау, Л. Бернстайна, П. Булеза.

Большинство записей, используемых в передачах, составляет «золотой» фонд Всесоюзного радио. Многие из них, относящиеся к периоду 1920—1940-х годов, реставрированы в Государственном Доме радиовещания и звукозаписи. На основе фондовых записей был задуман и осуществлен цикл передач «Искусство Ф. Шаляпина», вызвавший восторженные отклики слушателей. «Каким величайшим талантом наградила природа этого человека. Рад, что сохранились записи великого русского певца», — пишет горьковчанин А. Сатирский.

Большое место в музыкальном вещании занимает пропаганда советского исполнительского искусства. Так, в 1976 году в эфир вышли передачи, посвященные творчеству дирижеров Е. Мравинского, К. Иванова, Е. Светланова, Ниязи, А. Гаука, С. Самосуда; певцов С. Лемешева, И. Козловского, Е. Шуйской, М. Михайлова, И. Архиповой, Г. Отса; пианистов С. Рихтера, Л. Оборина, А. Ведерникова; скрипачей Л. Когана, Д. Ойстраха, С. Третьякова; виолончелистов С. Кнушевицкого, К. Георгиян и других выдающихся исполнителей, завоевавших своим мастерством мировую известность.

Одна из основных задач музыкального вещания — знакомство слушателей с отечественной и зарубежной оперой.

В эфире прозвучали такие произведения этого жанра, как «Мазепа», «Иоланта», «Пиковая дама» П. Чайковского, «Борис Годунов» и «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, «Демон» А. Рубинштейна, «Иван Сусанин» М. Глинки, «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева, «Кола Брюньон» Д. Кабалевского, «Миндия» О. Тактакишвили, «Искатели жемчуга» Ж. Бизе, «Валькирия» и «Лоэнгрин» Р. Вагнера, «Вертер» Ж. Масснэ, «Фауст» Ш. Гуно и многие другие.

Впервые прозвучала по радио опера Д. Гершвина «Порги и Бесс». Силами солистов Центрального телевидения и Всесоюзного радио были подготовлены монтажи опер советских композиторов: Ю. Мейтуса «Молодая гвардия» и Д. Кабалевского «Семья Тараса» (с последующей записью в фонд). Из монтажей, созданных на основе фондовых записей, наибольший интерес слушателей вызвала радиокомпозиция по опере Н. Римского-Корсакова «Садко», в которой использовались фрагменты русских былин. Главные партии исполняли Г. Нэлепп и Е. Шумская; дирижер — Н. Голованов.

На радио были осуществлены музыкально-сценические композиции «Демон» по опере А. Рубинштейна и поэме М. Лермонтова, «Пер Гюнт» по драме Г. Ибсена (музыка Э. Грига) и «Снегурочка» по весенней сказке А. Островского (музыка П. Чайковского).

Большую популярность приобрели циклы передач, сочетающие познавательный и игровой элементы. Это — «Голоса оркестра» и «Музыкальный кроссворд». Первый из них рассчитан на более подготовленную аудиторию.

В передаче «Голоса оркестра» рассказывается об отдельных инструментах, о характерных особенностях оркестровых школ. К микрофону приглашаются известные советские музыканты. Так, передачу об оркестре Баха вел Г. Рождественский; оркестру Римского-Корсакова посвятил свое выступление Е. Светланов.

Передача «Музыкальный кроссворд» (I пр., два раза в месяц по субботам, 30 мин., 11.00) в занимательной форме предлагает слушателям самые разнообразные вопросы — от названий произведений и инструментов до музыкальных терминов.

Такая форма передачи приглашает любителей музыки обратиться к литературе об искусстве, дает разнообразную информацию, вызывает интересные письма слушателей с вопросами, которые подсказывают темы следующих выпусков и помогают узнать широту музыкальных познаний и интересов адресатов передачи. Вот что пишет ростовчанка Е. Сизенцева: «Если бы вы знали, как обогащают нас ваши передачи! Листая справочники, либретто, просматривая клавиры, узнаешь так много нового, становишься духовно богаче, постепенно входишь в волшебный мир музыки».

Слушатели настолько заинтересовались передачей, что присылают кроссворды собственного сочинения. Таким постоянным участником передачи стал, например, рабочий из Горьковской области В. Харламов. Регулярно готовит кроссворды и московский математик А. Вересков. Фамилии слушателей, приславших правильные и наиболее полные ответы, объявляются в очередных выпусках передачи.

Одним из важнейших направлений в музыкальном вещании является пропаганда фольклорной музыки. С 1975 года выходит в эфир передача «Радиослушатели о народной песне» (I пр., ежемесячно по воскресеньям, 20 мин., 12.10). Ее появление сразу же было замечено слушателями разных возрастов и специальностей, горожанами и жителями сельской местности. В откликах на передачу они размышляют о судьбах народной песни, о ее роли в патриотическом и эстетическом воспитании советских людей.

«О народной песне пишут много — каждый по-своему. И все равно кажется, что о ней сказано не все, потому что народная песня — это поистине чудо, вечно живое и юное. Она волнует и будет волновать людские сердца» (Учитель Н. Мальков, село Ленино Пензенской области).

О народных инструментах и их характерных особенностях, об исполнительском мастерстве рассказывает ежемесячная передача «Из истории народных инструментов». Определенный интерес вызывает цикл передач «Музыкальный фольклор народов мира», которые строятся на использовании поступающих из-за рубежа материалов.

Любителям хорового пения регулярно предлагаются передачи о лучших хоровых коллективах страны — Омском, Волжском, Рязанском, Уральском, Северном, Оренбургском, Воронежском народных хорах, Кубанском казачьем хоре, Ансамбле песни и пляски донских казаков, Академическом хоре русской народной песни им. Пятницкого, Академическом хоре русской песни Центрального телевидения и Всесоюзного радио, Украинском хоре им. Веревки и др. Ряд передач был посвящен творчеству народных оркестров — Русского народного оркестра им. Осипова, Академического русского народного оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио, Новосибирского русского народного оркестра, Русского народного оркестра им. Андреева и других.

Неизменной популярностью слушателей пользуются монтажи оперетт советских и зарубежных композиторов.

В эфире прозвучали такие произведения этого жанра, как «Белая акация» И. Дунаевского, «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова, «Весна поет» Д. Кабалевского, «Севастопольский вальс» К. Листова, «Трембита» Ю.Милютина, «Самое заветное» В. Соловьева-Седого, «Сто чертей и одна девушка» Т. Хренникова, «Огоньки» Г. Свиридова, «Левша» А. Новикова, «Фиалка Монмартра» И. Кальмана, «Цыганская любовь» Ф. Легара и др.

Пропаганда песенного творчества советских и зарубежных композиторов — также одно из важных направлений музыкального вещания.

Наиболее популярной среди передач, посвященных этому жанру, является «Встреча с песней» (I пр., два раза в месяц по пятницам, 60 мин., 21.00). Ведущий — В. Татарский. В январе 1976 года в эфир вышел 200-й выпуск передачи.

«Встреча с песней»— это встреча с музыкой, с незабываемыми песнями военных лет, песнями современными, народными, со всем жанровым песенным многообразием. Это еще и размышления о песне. Это письма слушателей, представляющие иной раз удивительные человеческие документы, в которых есть мысли о музыке и о жизненных событиях, связанных с той или иной песней.

В обозрении-конкурсе «До-ре-ми-фа-соль» (I пр., два раза в месяц по пятницам, 60 мин., 21.00) слушательское жюри определяет музыкальные и поэтические достоинства песен, анализирует исполнительское мастерство.

Каждую субботу звучит в эфире публицистическая передача «Музыкальный глобус» (I пр., 45 мин., 12.15), построенная на основе песен и популярных музыкальных произведений зарубежных композиторов.

Цикл передач «Мелодии друзей» (I пр., два раза в месяц по воскресеньям, 30 мин., 18.30) знакомит слушателей с песенным творчеством композиторов социалистических стран, с известными эстрадными певцами.

В ежемесячной передаче «Песня-76, 77...» звучат новые произведения советских композиторов в исполнении популярных артистов.

Широко пропагандируя советское песенное искусство, Всесоюзное радио нередко транслирует авторские вечера известных композиторов и поэтов-песенников, которые проходят в Колонном зале Дома союзов. Там состоялись, например, концерты композитора А. Пахмутовой, поэтов М. Матусовского, М. Исаковского.

Привлекли внимание слушателей концерт эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением Ю. Силантьева, посвященный 30-летию коллектива, и концерт народной артистки СССР К. Шульженко.

Значительное место в музыкальном вещании занимают концерты по заявкам слушателей.

Около десяти лет выходит в эфир передача «В рабочий полдень» (I пр., ежедневно, кроме субботы и воскресенья, 30 мин., 12.30), программы концертов которой составляются самими слушателями.

Регулярно звучит в эфире передача «Труженикам села» (I пр., ежедневно, 30 мин., 5.30), включающая популярные произведения различных жанров.

«Субботние литературно-музыкальные концерты по заявкам радиослушателей» (I пр., два раза в месяц, 45 мин., 19.30), как и некоторые другие передачи, были подсказаны многочисленными письмами, в которых содержались пожелания услышать большие разножанровые программы — песни советских композиторов, песни народов СССР, зарубежную музыку, русскую и западную классику, стихи, прозу и драматургию прошлого и наших дней. Учитывая пожелания слушателей «Субботних концертов», в 1976 году редакция ввела постоянные рубрики: «Танцевальный зал», «Викторина», «Премьера песни», «Страничка юмора», «Музыкальный кинозал».

Постоянно звучат в музыкальных программах концерты по заявкам участников передач Всесоюзного радио «Летопись трудовой славы», «Служу Советскому Союзу!» и других.

Определенное место в музыкальном вещании отводится передачам, посвященным всесоюзным и международным фестивалям и конкурсам. Всесоюзное радио транслировало заключительные концерты фестивалей «Русская зима», «Белорусская весна», «Закавказская весна», «Московские звезды», «Киевская музыкальная весна», «Белые ночи» (Ленинград), «Крымские зори» и др. Прозвучал также цикл передач «На международных музыкальных фестивалях».

Познакомились слушатели и с результатами IV Всесоюзного конкурса дирижеров, III Международного конкурса артистов балета, конкурсов пианистов (Монреаль), молодых оперных певцов (София), скрипачей (Белград), вокалистов (Токио) и т. д.

В создании огромного числа музыкальных передач самых различных форм и жанров основную роль играют собственные музыкальные коллективы Центрального телевидения и Всесоюзного радио — Большой симфонический оркестр, симфонический оркестр, эстрадно-симфонический оркестр, Академический оркестр русских народных инструментов, Академический большой хор, Академический хор русской песни, ансамбль советской песни, оркестр «Голубой экран», ансамбль электромузыкальных инструментов и вокальная студия солистов. Все эти коллективы входят в структуру главной редакции музыкального радиовещания. Объем их творческой деятельности только за 1976 год можно охарактеризовать следующими цифрами: участие в 300 радио- и 80 телепередачах и в 250 открытых концертах.

У каждого музыкального коллектива своя творческая биография, свои традиции в работе у всесоюзного микрофона. Все они успешно выступают не только в нашей стране, но и за ее пределами. Их концерты транслировали многие радио- и телевизионные компании европейских стран, они с честью представляют советскую исполнительскую музыкальную культуру на международных фестивалях и в зарубежных гастролях.

Возглавляют коллективы известные деятели советского искусства — народные артисты СССР К. Птица и Ю. Силантьев, народные артисты РСФСР В. Федосеев и Н. Кутузов, заслуженные артисты республики Н. Некрасов и В. Мещерин, Б. Карамышев.

 
В оглавление  

 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001