обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Спорт на телеэкране

Главная редакция спортивных программ.

Отделы: информации; олимпийский.

Основные передачи: трансляции со спортивных соревнований, итоговые передачи по различным видам спорта, спортивная информация для программы «Время» и «Новостей», выступления комментаторов с обзорами в программе «Время», тиражи «Спортлото», уроки «Утренней гимнастики».

Среднемесячный объем вещания —52 часа.

В январе 1976 года отдел спорта Центрального телевидения и Всесоюзного радио был преобразован в главную редакцию спортивных программ телевидения и радио. Ее создание вызвано растущей ролью физической культуры и спорта в жизни советских людей, постоянно увеличивающимся количеством спортивной информации, прямых трансляций, передаваемых по телевидению и радио. Летние Олимпийские игры 1980 года будут проводиться в Москве, и на вновь созданную редакцию возложена обязанность подготовки и проведения теле- и радиопередач с этих крупнейших соревнований.

Главная задача редакции — планирование, организация и проведение телевизионных трансляций, а также подготовка спортивной информации для программы «Время» и телевизионных выпусков «Новостей».

Развитие телевизионной связи, особенно космической, сделало возможным трансляцию практически из любой точки земного шара. Поэтому сейчас любители спорта могут наблюдать за состязаниями, проходящими как в Советском Союзе, так и в других странах.

Количество спортивных трансляций по телевидению растет с каждым годом. Если совсем недавно существовали такие «привилегированные телевизионные» виды спорта, как футбол, хоккей, фигурное катание, гимнастика, то теперь нет практически ни одного вида спорта, который не был бы представлен на голубом экране. Соревнования по борьбе, лыжам, фехтованию, плаванию и некоторым другим видам спорта, долгие годы считавшимся «не телевизионными», привлекают сейчас не меньшее внимание зрителей, чем те виды, телевизионный век которых исчисляется десятилетиями.

Прогресс телевизионной техники позволил превратить трансляцию соревнований в эмоциональное зрелище. Телезритель порою гораздо лучше, чем посетитель стадиона, может разобраться и в психологии спорта, и в задачах, поставленных тренером перед спортсменом, и в том, как спортсмен эти задачи выполняет. К примеру, замедленное повторение кадров дает возможность препарировать на мельчайшие составляющие самые сложные технические элементы фигурного катания, спортивной и художественной гимнастики, акробатики и т. д. Прыжки в воду долгое время считались «нетелегеничным» видом спорта: сам полет продолжается доли секунды, разглядеть технику и фигуры, которые выполняет спортсмен в эти мгновения, способен далеко не каждый. Но вот с помощью аппаратуры, замедляющей движения спортсмена на телеэкране, прыжок как бы «растягивается» во времени, и теперь мы уже в мельчайших подробностях различаем необыкновенную сложность всех движений прыгуна, в очередной раз поражаемся безграничным возможностям человека.

Благодаря крупным планам мы видим совсем близко лицо спортсмена в момент установления им рекорда, видим, как готовится он, настраивается на победу перед стартом, как ведет себя в эти минуты его тренер, его товарищи по команде, его соперники.

Современная техника ставит перед работниками телевидения новые, более сложные задачи. Комментатор и режиссер должны быть настоящими специалистами своего дела, глубоко разбираться в тех видах спорта, о которых они рассказывают, должны предугадывать события на площадке, уметь осмыслить их.

Все это привело к тому, что среди режиссеров, и особенно среди комментаторов телевидения, развивается узкая специализация. Если раньше один и тот же комментатор вел репортажи о соревнованиях чуть ли не по любому виду спорта, то теперь он специализируется в одном-двух, максимум — трех. Вот почему рядом с опытными журналистами, много лет работающими у микрофона, все чаще появляются в телевизионном эфире известные спортсмены. Важнейшие спортивные передачи по Центральному телевидению ныне ведут заслуженные мастера спорта — известный футбольный вратарь В. Маслаченко, чемпионка мира по баскетболу Н. Еремина, олимпийский чемпион по борьбе А. Иваницкий, многократная чемпионка страны по теннису А. Дмитриева, популярный хоккеист Б. Майоров.

Прямые эфирные репортажи еще долго будут, по-видимому, главным жанром спортивной тележурналистики. Но постепенно все большую популярность приобретают так называемые итоговые передачи по отдельным видам спорта. Дело в том, что большая протяженность во времени отдельных состязаний лишает возможности показать их полностью — ведь иные из них длятся по многу часов, и не один день. Вот почему на телеэкранах все чаще и чаще появляются не прямые репортажи, а итоговые передачи. Они состоят из отобранных комментатором и режиссером отрывков записанных на видеоленту репортажей. В таких передачах не просто фиксируется событие, а делается попытка осмыслить его, подвести итог, показать самое интересное, значительное, что произошло на этих соревнованиях. Такие передачи начинают приобретать все большую популярность у телезрителей и заняли прочное место на голубом экране.

Редакция стремится во время прямых репортажей рассказывать не только о данном соревновании, но максимально информировать телезрителей о других важнейших спортивных событиях дня. Например, специальный редактор занимается сбором информации о состязаниях, проходящих одновременно с идущим в эфир, передает эти сведения комментатору, который сообщает их зрителям. В последнее время все чаще любители спорта узнают новости во время репортажа с помощью субтитров, появляющихся на экране. Причем о матчах футболистов и хоккеистов информация дается сразу же после изменения счета в той или иной встрече. Иногда во время футбольного репортажа из Москвы производится кратковременное включение в эфир видеозаписей о других важнейших спортивных событиях дня, проходящих одновременно, например, в Ленинграде или Киеве. Все это позволяет любителям спорта, наблюдая за основной телевизионной трансляцией, быть в курсе и других спортивных новостей.

Весьма перспективным, хотя и недостаточно еще распространенным на Центральном телевидении, является жанр спортивных телеперекличек. Он был применен впервые в 1973 году во время Универсиады, которая проводилась в Москве. Тогда телекамеры, установленные на нескольких стадионах столицы, включались в наиболее интересные, наиболее важные моменты состязаний.

Выпуски спортивной информации ежедневно включаются в программу «Время» и телевизионные «Новости». В информационной программе «Время» спортивные новости продолжительностью 4-5 минут ведут комментаторы Н. Озеров, В. Маслаченко, Н. Еремина, Г. Сурков, А. Дмитриева, Н. Дымарский, Г. Саркисьянц. Их выступления сопровождаются телекадрами и фотографиями. Они отбираются в первую очередь из тех видеозаписей, которыми в этот день располагает редакция. Здесь и фрагменты передач, которые уже прошли в эфир, и специальные сюжеты, снятые для программы «Время». Для подготовки таких сюжетов на стадионы выезжает бригада работников телевидения, оснащенная телекамерой и видеомагнитофоном. Для рассказа о важнейших спортивных событиях дня используются также киносюжеты, подготовленные корреспондентами телевидения в Москве, в других городах страны и за рубежом, а также фотографии, переданные фотохроникой ТАСС, таблицы, схемы и т. п. Другим источником иностранной телеинформации являются оперативные выпуски Интервидения и Евровидения.

Повышенные требования к спортивной информации предъявляет телевизионный выпуск «Новостей», идущий ежедневно в эфире в 18.00. Подготовленные для него сюжеты ретранслируются в страны Интервидения и Евровидения. В этих сюжетах рассказывается не только о важнейших спортивных событиях, происходящих в нашей стране (чемпионаты мира, Европы, крупные международные турниры), но и о той или иной советской команде, которой предстоит выступать за рубежом, о развитии массового физкультурного движения, о национальных видах спорта, существующих в СССР. Многие зарубежные телестудии охотно используют также очерки или зарисовки об известных советских спортсменах, сюжеты о всесоюзных соревнованиях, в частности о матчах с участием футболистов киевского «Динамо», хоккеистов ЦСКА, состязаниях фигуристов, гимнастов и т. д.

Привлечь к регулярным занятиям оздоровительной физкультурой различные возрастные группы зрителей — такова задача рубрики «Утренняя гимнастика» (I пр., ежедневно, 20 мин., 8.35). Каждую субботу показывается новый комплекс упражнений.

Официальные тиражи «Спортлото» проводятся в телестудии или на стадионах в перерывах транслируемых по телевидению спортивных соревнований два раза в неделю — по средам и субботам.

Наиболее интересными передачами главной редакции спортивных программ безусловно являются репортажи с Олимпийских игр. В 1976 году зимняя Олимпиада из Инсбрука была показана практически целиком, за исключением соревнований по бобслею и санному спорту, пока мало популярных в нашей стране. Полностью, с первой до последней минуты, транслировались лыжные гонки, состязания биатлонистов, конькобежцев, фигуристов, многие хоккейные матчи. В значительном объеме показывались соревнования горнолыжников. В передачах о Белой Олимпиаде использовались все жанры телевизионного вещания: прямые репортажи (в дневное время — о соревнованиях лыжников, конькобежцев, биатлонистов, в вечернее — хоккейные матчи, выступления фигуристов), итоговые передачи в видеозаписи, где повторялись наиболее интересные фрагменты дневных репортажей, спортивная информация в «Новостях» и программе «Время», интервью со спортсменами, выступления комментаторов.

В заключение советским телезрителям была показана передача «Олимпиада в Инсбруке», в которой подводились итоги игр, повторялись наиболее интересные эпизоды состязаний, рассказывалось о новых олимпийских чемпионах.

Летние Олимпийские игры по количеству соревнований, по их разнообразию значительно превосходят Белую Олимпиаду. Естественно, показать всю программу игр по телевидению невозможно. Поэтому заранее, до открытия Олимпиады, в одном из выпусков информационной программы «Время» комментатор Н. Озеров обратился к любителям спорта с просьбой помочь в составлении плана телевизионных трансляций из Монреаля. Многочисленные письма, пришедшие в адрес редакции, позволили расставить олимпийские виды спорта по той степени популярности, какой они пользуются у зрителей. В зависимости от этого и были спланированы трансляции. Как показали результаты анкетного опроса, проведенного Центром научного программирования Гостелерадио СССР среди телезрителей, в целом расписание телепередач из Монреаля было составлено удачно, удовлетворило любителей спорта, предоставив им возможность «побывать» на всех самых интересных олимпийских состязаниях.

Сейчас советское телевидение готовится к передачам с Олимпиады-80, которая состоится в Москве. При этом внимательно изучается опыт работы телевидения и радио на предыдущих Олимпиадах в Мехико, Мюнхене, Монреале. Совместно с техническими службами, проектными и строительными организациями разработана технология подготовки телевизионных передач, рассчитано количество аппаратуры, рабочих помещений для комментаторов, режиссеров, технических работников из многих стран мира. Составлены подробные схемы расстановки камер на всех стадионах и других спортивных сооружениях, где будут соревноваться олимпийцы. Эти схемы используются проектировщиками и строителями при сооружении новых и реконструкции существующих спортивных объектов.

Еще летом 1975 года был составлен первый, предварительный план телевизионных трансляций с Олимпиады-80. Он учитывает опыт предыдущих соревнований и в какой-то степени превосходит существовавшую практику. Основной принцип трансляций состоит в том, чтобы наибольшее количество соревнований, прежде всего финальную их часть, показывать оперативно и в полном объеме. Продолжительные по времени соревнования планируется транслировать методом «телепереклички». Кроме того, в течение всех дней Олимпиады предполагается оперативно распространять «экспресс-информацию». Она будет выходить в эфир во время обычных трансляций или перерывов и сообщать самое главное о том, что происходит в этот момент на других аренах.

Таким образом, телезритель, наблюдающий за любым олимпийским соревнованием, будет в курсе абсолютно всех новостей, происходящих на спортивных аренах Москвы.

Теперь, после официального одобрения программы соревнований Олимпиады-80 на сессии Международного олимпийского комитета главная редакция спортивных программ ведет работу по составлению окончательного варианта телевизионных передач из Москвы.

В преддверии московских игр вышла в эфир первая передача цикла «Олимпиада-80», посвященная достижениям советских спортсменов на Олимпийских играх, истории их выступлений на этих соревнованиях. С 1977 года 45-минутные передачи этого цикла выходят в эфир регулярно — раз в три месяца. Кроме того, в «Новостях», идущих по Интервидению, регулярно даются сюжеты, зарисовки, репортажи, которые знакомят советских и зарубежных телезрителей с подготовкой московской Олимпиады. Большой интерес за рубежом вызвали, в частности, киносюжеты о пребывании в Москве президента МОК лорда Килланина, репортажи об олимпийских новостройках Москвы, о работе Оргкомитета «Олимпиада-80».

 
В оглавление  

 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001