обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Кинопрограммы

Главная редакция кинопрограмм.

Отделы: публицистических передач; художественных фильмов; документальных фильмов.

Основные рубрики: «Документальный экран», «Кинопанорама», «Очевидное — невероятное», «В мире животных», «Клуб кинопутешествий», «Вечера телевидения социалистических стран», «В буднях великих строек», «В гостях у сказки».

Среднемесячный объем вещания —180 часов (собственные передачи — 14 часов).

Тысячи писем приходят в адрес таких популярных у телезрителей передач, как «Клуб кинопутешествий», «Очевидное — невероятное», «Документальный экран», «В мире животных», «Кинопанорама». Все эти передачи готовит главная редакция кинопрограмм Центрального телевидения. Помимо этого она организует показ всех художественных, документальных, научно-популярных, мультипликационных фильмов.

«Очевидное — невероятное» (I пр., первая и третья суббота каждого месяца, 60 мин., 18.15). Ведущий — профессор С.П. Капица. Впервые передача, рассказывающая о проблемах науки и техники, о загадках природы, знакомящая телезрителей с открытиями, новыми изобретениями, вышла в эфир в 1973 году. Ее авторы стремятся к тому, чтобы в каждом выпуске были элементы и «очевидного» и «невероятного». Последние годы были знаменательны, в частности, тем, что в эфир выходили передачи тематические, посвященные какой-нибудь одной сложной проблеме науки, — к примеру, об искусственном разуме, об агропромышленных комплексах, научным гипотезам о происхождении Вселенной.

Одна из передач была посвящена математической экономике. О ее проблемах рассказал директор Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН СССР, академик А.Г Аганбегян. Он познакомил телезрителей с моделью экономического развития района БАМа. В программах, затрагивающих такие сложные научные проблемы, особенно важно найти общий язык со зрителями, заинтересовать их, «втянуть в игру». Авторам «Очевидного —невероятного» это нередко удается.

В передаче, о которой идет речь, помощником ведущего стала... известная сказка о сороке-белобоке: оказывается, с точки зрения экономиста, эта народная притча может быть соотнесена с задачей по распределению ресурсов. Сказочный «зачин» — не упрощение, а образное введение в сложную и очень важную тему, о которой идет профессиональный, но понятный широкой аудитории разговор. Рассказ академика А.Г. Аганбегяна об оптимальном плане и о массовом применении математических методов в народном хозяйстве удачно иллюстрировали фрагменты из документальных фильмов «Этюды завтрашнего дня», «Это мы», «Эти емкие доли секунды». В этой интересной, полезной и высокоавторитетной передаче участвовал также известный советский ученый, лауреат Ленинской и Государственной премий, а также Нобелевской премии, академик Л.В. Канторович.

Научная проблема, поставленная в этой передаче, требовала, однако, дальнейшего развития. И вот группа, готовящая передачу «Очевидное — невероятное», отправилась в экспедицию на восток, в одну из молодых «столиц» БАМа — Тынду. Для чего? На этот вопрос ответил с экрана профессор С.П. Капица: «Для того чтобы на месте окунуться в атмосферу этой большой стройки и понять, как конкретно реализуются экономические свершения, увидеть, как вместе работают десятки тысяч людей над осуществлением большого общего дела». Так телезрителям удалось под новым углом зрения посмотреть на сооружение гигантской магистрали, из первых рук, на месте получить важную и «зримую» научную информацию.

В программах «Очевидное — невероятное», освещавших вопросы международного научно-технического сотрудничества, выступали многие известные зарубежные ученые — такие, как Эрих Буроп, профессор Лондонского университета, президент Всемирной ассоциации научных работников, ученик Резерфорда, крупный специалист в области физики высоких энергий. Гостями передачи были и профессора Вольфганг Пановский, директор Стенфордского ускорителя (США), Гленн Сиборг — лауреат Нобелевской премии, иностранный член АН СССР, физик (США), Мирослов Домбровский (ПНР), Френк Бальдевейг (ГДР), Эрик Свандвелл (Швеция) и многие другие.

Дальнейшее совершенствование рубрики «Очевидное — невероятное» несколько сдерживается ограниченностью фонда научно-популярных фильмов, затрагивающих сложные научные вопросы. Их производится еще недостаточно. Между тем интеллектуальные запросы телезрителей за годы научно-технической революции значительно выросли, и удовлетворять интерес нашей аудитории к науке без широкого притока новых фильмов становится все сложнее.

«В мире животных» (I пр., вторая и четвертая суббота каждого месяца, 60 мин., 18.15). Передача выходит в эфир с 1968 года. Ведущие — лауреат Ленинской премии В.М. Песков, а также кандидат географических наук Н.Н. Дроздов.

В телепрограмме о жизни природы поднимаются важные вопросы охраны окружающей среды, бережного отношения к животным.

Большое внимание В.М. Песков уделяет письмам телезрителей, с удовольствием отвечает на них и в «кадре», и по почте. Как-то на вопрос: «Чем природа близка и дорога Вам?» — Василий Михайлович ответил: «Тем, что это друг, который никогда не изменит. Это первое. Тем, что природа дает верные представления о смысле жизни и о ценностях жизни. Природа — лучший врачеватель сил и телесных, и духовных. Природа дает нам образцы вкуса, в природе не бывает фальши, суеты. В ней все всерьез и все без ошибок. Природа всегда все ставит на свое место». И ведущий всегда помнит об этом, идет ли беседа с Ю. Лединым, автором фильма «Белый медведь», или со знаменитым профессором Б. Гржимеком...

Каждая такая встреча запоминается глубокой личной заинтересованностью ведущих: они выясняют тот или иной вопрос не только для зрителей, но и для самих себя; активно ставят проблемы, решение которых зависит от определенных организаций, обращаются к ним с экрана и в письмах.

К разговору о серьезных, безотлагательных проблемах, — например, о сокращении численности отдельных видов животных и птиц приглашаются крупнейшие специалисты. В частности, в передаче о журавлях выступали советский ученый, доктор биологических наук В.Е. Флинт, американский ученый-орнитолог, президент Международного союза по охране журавлей доктор Д. Арчибальд. Почему речь зашла именно о журавлях? Оказывается, что из 15 их видов около половины занесено в Красную книгу охраны природы. «Сейчас уже очевидно, — говорил В.Е. Флинт,— что без вмешательства человека журавлям не выжить». Очень интересным был сюжет о белых журавлях, стерхах, — они гнездятся в Западной Сибири и зимуют в северной и центральной части Индии. Для того чтобы восстановить прежнюю численность белых журавлей, нужно прежде всего обнаружить места их гнездований. И ведущий приглашает телезрителей, среди которых есть немало туристов, охотников, любителей природы, следить за «окольцованными» птицами.

Все, кто смотрел передачу «Дикие животные в городе», запомнили уникальные кадры, снятые кинематографистами разных стран мира, в которых содержится интересная информация: в Москве, например, обитает более 150 видов различных птиц, в городской черте приживаются не только белки, но и еноты, зайцы, хорьки. В черте Вашингтона обычным животным стал енот-полоскун и т. д. Много интересного телезрители узнали об изменении поведения животных в новых условиях, об их быстрой приспособляемости к городу.

Среди тех, кто постоянно оказывает помощь передаче регулярными выступлениями, консультациями, — академик В.Е. Соколов, писатель Б.С. Рябинин, ученые А.Г. Банников, М.П. Павлов, Д.В. Панфилов, В.М. Галушин, олимпийская чемпионка, кандидат биологических наук Е.В. Петушкова и многие другие.

В будущем редакция продолжит уже намеченные циклы, будет чаще вести передачи с включением съемок «на природе». Готовятся и критические странички по письмам телезрителей. Порой редакции приходится активно вмешиваться, чтобы были отменены неправильные решения, нарушающие «жизнь окружающей среды».

«Документальный экран» (I пр., последний четверг каждого месяца, 75 мин., 21.30).

С 1972 года ежемесячно встречается поэт Р.И. Рождественский со своей аудиторией, беседует с ней о жизни, о фильмах, читает стихи. «Документальный экран» — это передача-размышление. Ведущий, режиссеры, редактор вместе ищут и находят актуальные темы, подбирают интересный иллюстративный материал в море документальных фильмов, стараются объединить его глубокой поэтической мыслью. «Вдумайтесь: на нашей памяти, при нашей с вами жизни успели возникнуть и стать обыденными, стать привычными телевидение, атомные электростанции, ракетные двигатели, электронно-вычислительные машины, полеты в космос и многое, многое другое.

И, по-моему, — говорил ведущий, — такая будничность, «заземленность» вчерашних сенсаций естественна, абсолютно нормальна. Потому что это — естественность жизни, будничность прогресса». Обращенность к зрителю, приглашение поразмышлять вместе — существенный элемент телепередачи «Документальный экран».

В качестве эпиграфа одной из своих встреч со зрителем Р. Рождественский взял строки из книги В. Каверина «Два капитана» — «бороться и искать, найти и не сдаваться». Этот эпиграф стал как бы стержнем передачи. Он связал воедино мысли ведущего, фрагменты из документальных фильмов, размышления, стихи, возникшие в связи с поездкой на строительство Зейской ГЭС.

А когда эти стихи подкрепляются отрывками из документального телевизионного фильма «Начальник стройки» — о руководителе строительства Зейской ГЭС А.М. Шохине, то передача становится не только более убедительной, но и глубоко поэтичной.

«Клуб кинопутешествий» (I пр., по воскресеньям, 60 мин., 18.15) — одна из самых старых цикловых передач Центрального телевидения. Еще в 1973 году отмечался пятисотый выход в эфир этой популярной программы, а впервые зрители увидели ее в марте 1960 года. Долгое время ее вел В.А. Шнейдеров, которого знали и любили миллионы людей. Раз в неделю он как бы приходил в гости к телезрителям и приглашал в кинопутешествие по странам и континентам.

После долгих поисков нового ведущего выбор был сделан: им стал участник экспедиции Тура Хейердала на папирусной лодке «Ра» врач Юрий Сенкевич. Его «теледебют» состоялся в 1973 году. С тех пор Сенкевич постоянно ведет передачи «Клуба». Зрители не сразу «признали» его. Но со временем убедились, что найден достойный преемник В.А. Шнейдерова. Ю.А. Сенкевич умеет вести беседу, современен, эрудирован.

В адрес передачи постоянно приходит много писем, которые свидетельствуют, что особым интересом у телезрителей пользуются тематические передачи «Клуба». Авторы писем просят подробнее рассказать о старинных городах нашей страны. Интерес к истории Родины, к самым древним и самым новым ее городам не случаен. Ведь именно на их примерах можно особенно наглядно увидеть достижения, которые произошли за годы Советской власти в нашей стране. И, конечно, редакция охотно откликается на эти просьбы. Уже прошли в эфир передачи о Переславле-Залесском, Каменец-Уральском, Мурманске, Куйбышеве, Севастополе, Черновцах, Кирове, Навои, Находке и других городах СССР.

В путешествиях по зарубежным странам гидами телезрителей становятся крупные ученые и журналисты-международники, политические обозреватели и корреспонденты телевидения и радио. Их знания, журналистский опыт, уникальные киноматериалы помогают нарисовать яркий портрет той или иной страны и ее народа.

Передачи «Клуба кинопутешествий» — не просто туристская «поездка» по тому или иному маршруту — это увлекательный публицистический разговор со зрителем на актуальные темы. Например, передачи цикла «Планета океан» всесторонне рассматривали проблему «Человек и среда». Речь шла и о влиянии океана на человека, о выживаемости в экстремальных условиях, об океане как будущем кормильце человечества. Но ведь запасы океана не беспредельны. И вот в передаче рассказывается о том, как человек начинает учиться разумно использовать, охранять и умножать его богатства.

Многие темы передач «Клуба» были почерпнуты из писем телезрителей. Ответам на них посвящались и специальные программы «Час письма».

В последнее время создатели передач «Клуб кинопутешествий» все чаще стали использовать любительские фильмы, которые рассказывают, почему, во имя каких целей их авторы — туристы, путешественники идут через бурные пороги и поднимаются на горные вершины. Порой эти ленты по своему мастерству не уступают профессиональным, — особенно это относится к фильмам о памятниках культуры и о тех, кто их охраняет, о походе на байдарках по труднодоступным рекам и озерам, о путешествии на Памир, на Соловецкие острова.

Увлекательным, судя по письмам, поступившим на телевидение, был рассказ о тех, кто совершил в одиночку кругосветное путешествие. На эту передачу пришло много откликов. Кстати, «Клуб кинопутешествий» из передач редакции кинопрограмм «рекордсмен» по письмам — каждое четвертое адресовано «Клубу» или его ведущему (а точнее — 17695 из 70499, полученных в 1976 году).

Не меньшей популярностью у аудитории пользуется «Кинопанорама», выходящая с 1966 года (I пр., последняя суббота каждого месяца, 90 мин., 21.30). Ведущий — кинокритик Г.А. Капралов. Передачу смотрит самый широкий круг телезрителей, ее авторам и редакторам много пишут. В почте, отражающей глубокую заинтересованность в том, чтобы передача содержала самую обширную информацию о киноискусстве, просьбы показать фрагменты из любимых фильмов, организовать встречу с популярным киноактером.

И не случайно в «Кинопанораме» появилась страничка «Встречи по вашим просьбам». В ней участвуют популярные артисты, имена которых чаще всего встречаются в редакционной почте. У всех любителей кино в памяти встречи с С. Герасимовым, Л. Федосеевой-Шукшиной, А. Мироновым, О. Далем, В. Лановым, Л. Гурченко, В. Конкиным, Ю. Никулиным, С. Никоненко, В. Талызиной, Л. Дуровым и др. Задача этих «Встреч» — не только рассказать о творческом пути того или иного исполнителя, но и познакомить телезрителей с его творческими планами, мастерской актера.

Авторы и редакторы программы стремятся оперативно откликаться на удачный дебют молодого актера или режиссера, рассказать о работе ведущих киностудий, сделать «достоянием гласности» нелегкий труд тех, кто остается «за экраном», — каскадеров, актеров, дублирующих фильмы.

Все чаще обращается «Кинопанорама» к работам мастеров зарубежного кино, к мультипликации, к киноархиву. Поиски новых форм пропаганды киноискусства не прекращаются.

В связи с 60-летием Советской власти в эфир выходила рубрика «Кинопанорамы» — «Биография фильма». Она рассказывала о лучших советских кинофильмах, об истории их создания, о влиянии этих картин на развитие киноискусства.

Главная редакция кинопрограмм организует показ по телевидению художественных фильмов. Работники редакции включают фильмы в тематические рубрики, занимаются переводом и дублированием зарубежных многосерийных телефильмов.

Среди наиболее популярных рубрик и циклов «Этапы большого пути», «Экранизация литературных произведений», «Страницы исторических биографий», «Кинокомедия на экране», программы мультфильмов для детей и для взрослых, «В гостях у сказки», «Впервые на экране ЦТ».

В дни подготовки к XXV съезду КПСС появилась рубрика «Люди Страны Советов». В ней было показано свыше 30 фильмов — «золотой» фонд отечественной кинематографии. Их демонстрации предшествовали выступления участников съемок и тех, чей жизненный путь близок судьбам героев фильма. Среди них можно назвать заместителя генерального директора, в прошлом рабочего завода им. Лихачева С.П. Карандеева — перед фильмом «Директор», Героя Социалистического Труда, члена Президиума Верховного Совета СССР 3.П. Пухову — перед фильмом «Светлый путь», потомственного судостроителя с Балтийского завода Н.В. Бирюкова — перед фильмом «Большая семья» и многих других.

Рассказ о героях фильма, об актерах и режиссерах, о создании киноленты работники редакции считают важной частью своей работы. В рубрике «Экранизация литературных произведений» перед показом кинокартин выступают ведущие кинокритики, режиссеры, писатели, литературоведы.

К 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции редакция подготовила к показу лучшие художественные фильмы, объединив их в цикл «Этапы большого пути»: «Броненосец «Потемкин», «Конец Санкт-Петербурга», «Человек с ружьем», «Депутат Балтики», «Мы из Кронштадта», «Чапаев», трилогия о Максиме и др. Перед каждым фильмом с рассказом о его авторах, о значении ленты для советского и мирового кино выступал ведущий цикла доктор искусствоведения А.В. Караганов.

У юных телезрителей популярна рубрика «В гостях у сказки». Праздничные, нарядные заставки как бы вводят ребят в чудесный мир сказки. Они ждут нового свидания со своими любимыми героями и актерами, ждут встречи с тетей Валей. Валентина Михайловна Леонтьева расскажет им о фильме и о книжке, которую обязательно нужно прочитать, попросит прислать свои рисунки. И вот уже летят разноцветные конверты с веселыми, красочными картинками, с ответами на вопросы и с просьбами еще раз показать, повторить, отыскать «хороший, смешной, страшный, заколдованный» фильм. В декабре 1976 года редакция получила 6114 писем, а в декабре1977 года — 85 600 писем. И поток их не прекращается.

Лучшие документальные фильмы редакция группирует по темам. Например, под рубрикой «Твой труд — твоя высота» демонстрируются в основном фильмы, рассказывающие о героях пятилетки, о крупных стройках, о работе лучших коллективов фабрик и заводов. Редакторы «выстраивают» также показ фильмов и по студиям. К примеру: фильмы творческого объединения «Экран» или «Программы документальных фильмов социалистических стран». Ежемесячно зрители могут посмотреть до 150 документальных и научно-популярных фильмов.

К XXV съезду КПСС начала выходить передача «В буднях великих строек» (I пр., дважды в месяц, 60 мин., 14.30). Она обычно строится тематически. В нее включается несколько документальных фильмов, которые представляют и комментируют ведущие. Так, например, передачу о молодых городах, появившихся на карте нашей страны в последние годы, вели писатель В. Захарченко и заместитель начальника строительства Братского лесопромышленного комплекса В. Напалков.

Редакция готовит также «Вечера телевидения социалистических стран» (I пр., к юбилейным датам, 165 мин., 18.15).Они идут в эфире уже более пяти лет. Посвящаются эти передачи национальным праздникам каждой республики. В них рассказывается о последних достижениях в развитии промышленности и сельского хозяйства, о научно-техническом прогрессе и культуре, о подъеме благосостояния народов стран социалистического содружества. Завершается программа художественным фильмом или эстрадным концертом с участием известных артистов.

В творческом портфеле редакции — новые маршруты «Клуба кинопутешествий», интересные материалы о развитии советской науки, новые циклы передач.

 
В оглавление  

 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001