обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Литература, театр, живопись на экране

Главная редакция литературно-драматических программ.

Отделы: телевизионных спектаклей; классики и занимательных передач; литературы и изобразительного искусства; театральных передач.

Основные рубрики: телевизионные спектакли, театральные спектакли, «Театр одного актера», «Рассказы о театре», «Театральные встречи», «Мастера искусств», «У театральной афиши», «Кабачок «13 стульев», «Наши соседи», «Литературные беседы», «Книжная лавка», «Страницы творчества советских писателей», «Литературные чтения», «Вечера поэзии в Останкине», альманах «Поэзия», «Рассказы о художниках», «По музеям и выставочным залам».

Среднемесячный объем вещания — 84 часа.

В свое время В.И. Ленин мечтал о том, чтобы «сокровищами науки и искусства, веками скопленными в немногих центрах, пользовалось все население, размещенное более или менее равномерно по всей стране» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 5, с. 151).

Великая Октябрьская социалистическая революция решила социальную часть этой задачи, сделав наследие художественной культуры всенародным достоянием. А такое замечательное изобретение человечества, как телевидение, явилось одним из мощных средств приобщения масс к литературе, театру, изобразительному искусству. Оно позволяет населению нашей страны знакомиться с лучшими образцами современного искусства, а также с сокровищами мировой и национальной культуры прошлого.

В своей работе главная редакция литературно-драматических программ учитывает разные интересы, вкусы, запросы, наконец, разный уровень подготовки телезрителей. Отсюда многообразие типов и форм передач. Это и информация о новинках советской литературы, о театральных премьерах, художественных выставках, и пропаганда того лучшего, что достигнуто искусством. Это и обогащение знаниями, развитие эстетического вкуса советских людей. Естественно, что порой эти типы передач переплетаются, не всегда между ними можно провести четкую грань.

Основное место в программах редакции занимают театральные и телевизионные спектакли. Они знакомят зрителей с лучшими произведениями русской, советской и зарубежной драматургии.

Еженедельно телевидение приглашает к экрану любителей сценического искусства, давая возможность увидеть спектакли московских и ленинградских театров (I пр., по понедельникам, 120 мин., 20.00).

Было бы заблуждением полагать, что показ театрального спектакля — чисто техническое действие. Если посмотреть сегодня сохранившиеся записи первых театральных спектаклей, показанных по телевидению, то они покажутся таким же анахронизмом, как демонстрация «немого» кинофильма под аккомпанемент тапера.

Многое было найдено в процессе творческого поиска — увеличилось количество камер, которыми снимается спектакль; появился крупный план, что дало возможность увидеть лучше, чем в театре, выражение глаз, мимику актера. Сочетание различных планов повлекло за собой возможность монтажа. А монтаж — одно из решающих выразительных средств, которое может усилить акцент, существующий в спектакле, или сместить его. Поэтому над записью спектакля работают уже два режиссера — театральный и телевизионный.

В редакции имеется довольно большой фонд театральных спектаклей. Это фильмы-спектакли, снятые киностудиями «Мосфильм», им. М. Горького, «Ленфильм», творческим объединением «Экран» и непосредственно главной редакцией литературно-драматических программ.

В последнее время на телеэкране прошли театральные спектакли всех ведущих московских театров, ленинградских — Большого драматического, им. А. Пушкина, им. Ленсовета, а также Куйбышевского драматического театра им. М. Горького.

В дни работы XXV съезда КПСС был показан спектакль Ленинградского академического Большого драматического театра им. М. Горького «Протокол одного заседания» по пьесе А. Гельмана в постановке Г. Товстоногова и Ю. Аксенова, вызвавший широкий отклик зрителей. Спектакль был снят в зрительном зале театра, и телевизионный зритель видел непосредственную реакцию зала.

Так же был снят в Государственном академическом театре им. Моссовета спектакль по пьесе Д. Патрик «Странная миссис Сэвидж» с народной артисткой СССР В. Марецкой в главной роли. (Отметим, кстати, что до этого в фонде Центрального телевидения не было ни одного театрального спектакля с участием В. Марецкой.)

Отбирая театральные спектакли для показа по телевидению, редакция стремится дать зрителю наиболее полное представление об известных театральных коллективах, о различных режиссерских и актерских школах. В 1976 году Центральное телевидение показало ряд спектаклей с превосходными актерскими «дуэтами» — А. Степановой и А. Кторовым в спектакле МХАТа «Милый лжец» по пьесе Дж. Килти, Ю. Борисовой и Ю. Яковлевым в спектакле Театра им. Евг. Вахтангова «Насмешливое мое счастье» по пьесе Л. Малюгина, В. Ершовой и М. Лазаревым в спектакле Куйбышевского драматического театра им. М. Горького «Старомодная комедия» по пьесе А. Арбузова.

Глубокий образ нашего современника, женщины-судьи, в спектакле Театра им. Ленсовета «Ковалева из провинции» по пьесе И. Дворецкого создала А. Фрейндлих. Затрагивая сложнейшие этические проблемы, спектакль, показанный по телевидению, заставляет зрителя требовательнее взглянуть на себя и свои поступки.

Тему гражданской активности, нравственной чистоты в моменты крайнего духовного напряжения народа поднимает спектакль театра «Современник» по пьесе В. Розова «Вечно живые», подготовленный специально для телевидения.

Надолго останется в памяти зрителей спектакль Малого театра «Достигаев и другие», в котором последнюю свою роль на телевидении сыграл Борис Бабочкин, поставивший этот спектакль...

На Центральное телевидение приходит много писем с просьбой показывать спектакли Государственного Центрального театра кукол под руководством С.В. Образцова. В 1976 году зрители впервые увидели две работы этого коллектива — «Божественная комедия» и «А что у нас в театре».

О премьерах московских театров зрители узнают из передачи «У театральной афиши» (II пр., ежемесячно, 60 мин., 21.30). Обычно она состоит из пяти-шести сюжетов. Каждый сюжет — беседа с режиссером или актером и фрагмент из нового спектакля. Иногда это сюжет, связанный с памятной датой, юбилеем актера. «У театральной афиши» — не просто информационная передача, ее основное назначение — на примере лучших образцов современного советского театрального искусства формировать художественный вкус телезрителей. Поэтому в отборе спектаклей редакция стремится проявлять максимальную требовательность.

Ведущие — доктор искусствоведения М. Строева и театральный критик О. Кучкина.

Выпуски цикла «Рассказы о театре» (I пр., ежемесячно, 60 мин., 21.30) в 1976 году были посвящены 100-летию со дня рождения К. Тренева, встрече молодых актеров с мастерами старшего поколения и т. д. В передаче «Образ коммуниста на советской сцене» приняли участие артисты М. Царев, Р. Нифонтова, В. Андреев, рассказавшие о своих ролях в спектаклях «Оптимистическая трагедия», «Крылья», «Дарю тебе жизнь».

Ведущий — театральный критик Н. Абалкин.

В цикле «Мастера искусств» (I пр., ежемесячно, 60 мин., 21.30) зрители познакомились с творчеством О. Андровской, Б. Бабочкина, Н. Мордвинова, О. Абдулова, Ф. Раневской, А. Джигарханяна, О. Табакова и других известных актеров.

Создатели цикла стремятся к тому, чтобы личность художника раскрылась перед зрителем возможно шире, во всех гранях таланта. Это и воспоминания партнеров по спектаклю, по работе в театре, и беседа актера со зрителем, его раздумья о жизни, об искусстве. Здесь и репетиционный момент, и главный результат труда — спектакль, фильм, фрагменты из которых используются в каждой передаче.

Более десяти лет в праздничные дни появляются в эфире «Театральные встречи». Передача идет из Центрального Дома работников искусств или из Дома актера. В ней, кроме актеров, режиссеров, драматургов, участвуют гости — знатные люди труда, ученые, ветераны войны. Гости передачи делятся своими мыслями о роли театра в их жизни, рассказывают о работе своих трудовых коллективов.

В «Театральных встречах» личность актера раскрывается в двух аспектах — творческом и гражданском. От разговора о том, как создавалась роль, от размышлений о действительности актер переходит обычно к непосредственному исполнению сцены. Таким образом, зритель имеет возможность наблюдать сам процесс перевоплощения, а не только его результат.

Ведут «Театральные встречи» популярные актеры — М. Жаров, Ю. Борисова, Э. Быстрицкая, А. Роговцева, К. Лавров.

Раскрытие образа советского человека, находящегося на передовых рубежах коммунистического строительства, показ нового отношения к труду, преемственности поколений, нравственных исканий нашего современника — эти темы находят наиболее полное выражение в телевизионных спектаклях.

С первых своих шагов телевидение обращается к драматургическим произведениям, созданным для театра, беря пьесу целиком или адаптируя ее, приспосабливая театральную пьесу к постановке на телевидении. Не менее плодотворным является обращение к прозаическим литературным жанрам — роману, повести, рассказу.

Развитие телетеатра, становление его как самостоятельного вида искусства требовало и новой, оригинальной драматургии, т. е. пьес, написанных специально для телевидения.

Первый многосерийный телеспектакль, созданный по оригинальному сценарию, вышел на экраны в 1971 году. Это была телевизионная повесть М. Анчарова «День за днем». Затем зрители увидели телеповести «Разные люди» Н. Долининой, «Вот такие истории» Е. Каплинской, «Ольга Сергеевна» Э. Радзинского, «Такая короткая долгая жизнь» И. Ольшанского.

В 1976 году на домашний экран вышла новая пятисерийная телевизионная повесть М. Анчарова «В одном микрорайоне». Герои телеповести — люди самых разных профессий. Их работа, их жизнь, показанные неторопливо, обстоятельно, утверждают высокие нравственные принципы советского образа жизни.

По повести В. Чичкова «Эти непослушные сыновья» был создан одноименный трехсерийный видеофильм, раскрывающий процесс формирования лучших качеств молодого человека в атмосфере созидательного труда. Героя фильма Андрея Ермакова отличают высокая требовательность к себе и к окружающим его людям, чувство ответственности, стремление к активному участию в жизни коллектива строителей. Зритель видит в нем черты будущего командира производства.

Двухсерийный телеспектакль «На том стоим» по одноименному роману Е. Воеводина относится к так называемым «производственным». Действие происходит в цехе завода, в парткоме, в кабинете директора. Спектакль показывает, как в процессе труда складывается рабочий коллектив, возникают сложные человеческие отношения, как рождается тот «моральный климат», который помогает жить и трудиться.

Телевизионный спектакль по пьесе В. Катаева «Фиалка» поднимает вопросы коммунистической морали, долга человека перед обществом. Это рассказ о несгибаемой силе убежденного в верности своего пути коммуниста и о закономерной жизненной катастрофе приспособленца, примазавшегося к чуждым для него идеалам.

Роль героини спектакля Екатерины Новоселовой стала последней работой выдающейся актрисы советского театра Е.М. Шатровой.

На V Международном фестивале телевизионных театров в Софии спектакль «Фиалка» (режиссер-постановщик В. Турбин) был отмечен призом «Серебряный ларец». Приз Союза писателей Болгарии за лучший сценарий присужден В. Катаеву.

Оригинальная телевизионная пьеса В. Каверина и В. Ованесяна «Письма XII века» решает серьезные нравственные проблемы. Зритель видит и истинных ученых, которые не ищут легких путей в разработке важных научных проблем, и карьеристов, в заботе о личном благополучии не брезгующих никакими средствами.

Телеспектакль «Лунев сегодня и завтра» по пьесе С. Соловейчика рассказывает о работе советских учителей, воспитывающих молодежь в высоких моральных принципах, способствующих своим трудом формированию всесторонне развитой гармоничной личности.

Широкая панорама жизни Сибири накануне Великой Октябрьской социалистической революции показана в шестисерийном видеофильме «Сибирь», созданном по одноименному роману Г. Маркова. Это рассказ об истинных хозяевах сибирской земли, о тех, кто защищает и хранит ее богатства, кто живет и борется во имя будущего своего народа.

Значительное место в программах Центрального телевидения занимают экранизации русской и зарубежной классики.

Так, в 1976 году были показаны телевизионные спектакли по произведениям Н. Гоголя, И. Тургенева, А. Чехова, Н. Некрасова, Дж. Лондона, М. Твена, Ф. Брет Гарта, Б. Нушича, О. Уайльда, что, естественно, способствует дальнейшему приобщению многомиллионной аудитории зрителей к богатствам русской и мировой культуры.

На телевидении нет своей постоянной актерской труппы, и в этом наряду с определенными трудностями есть и значительное преимущество, которое заключается в возможности приглашать для участия в спектаклях актеров из разных театральных коллективов.

Редакция стремится к тому, чтобы в телевизионных спектаклях играли лучшие советские актеры. Назовем лишь некоторых участников телеспектаклей, показанных в 1976 году: народные артисты СССР А. Зуева, Н. Гриценко, А. Попов, И. Смоктуновский, Н. Анненков, В. Сперантова, А. Папанов, Т. Пельтцер, Н. Болдуман, Р. Нифонтова, народные артисты РСФСР Т. Доронина, В. Орлова, В. Этуш, В. Самойлов, Е. Весник, О. Табаков, Н. Подгорный, Л. Сухаревская, В. Кенигсон, М. Зимин и многие другие.

Для постановки телевизионных спектаклей редакция приглашает ведущих театральных режиссеров. Плодотворно работают на телевидении А. Эфрос, П. Фоменко, Л. Хейфец, В. Богомолов, В. Андреев, Г. Волчек и другие.

Регулярно появляются в эфире спектакли телевизионного театра миниатюр «Кабачок «13 стульев» и «Наши соседи» (I пр., ежемесячно, 60 мин., 20.00).

Более 100 выпусков «Кабачка «13 стульев» было показано в эфире за десять лет существования этой популярной передачи, построенной в основном на рассказах писателей-сатириков социалистических стран. В ней используются также материалы, которые телезрители присылают в редакцию специально для «Кабачка». В письмах содержится также много предложений, замечаний, свидетельствующих как о популярности передачи, так и о желании зрителей видеть любимый «Кабачок» более интересным, остроумным, веселым.

В спектаклях цикла «Наши соседи» главными являются нравственные проблемы, будь то история на семейно-бытовую или производственную тему.

Первые спектакли цикла в основном использовали чисто эстрадные приемы, носили сугубо развлекательный характер, легко приходя в финале к самоочевидной морали. Сегодня — это своеобразный телевизионный театр одноактной пьесы, театр, верный нравственным, морально-этическим проблемам, достаточно широкий по кругу тем и спектру авторских манер. Важным направлением работы редакции является пропаганда художественной литературы. Отчасти эту задачу помогают решить телевизионные и театральные спектакли. Кроме того, редакция готовит ряд специальных циклов и рубрик.

Передача «Книжная лавка» (I пр., ежемесячно, 45 мин., 15.45) призвана ориентировать зрителей в огромном мире книжной продукции. В 1976 году помимо рассказов писателей о новых произведениях «Книжная лавка» стала знакомить свою аудиторию с работой библиотек, народных книжных магазинов при московских заводах, с деятельностью Всесоюзного добровольного общества любителей книги.

В передаче «Книжная лавка» принимали участие Г. Марков, В. Озеров, В. Закруткин, К. Кулиев, М. Шагинян, Е. Винокуров, Б. Полевой, Ю. Нагибин, В. Белов, В. Астафьев, В. Каверин, С. Залыгин и многие другие известные писатели.

Около десяти лет выходит цикл передач «Литературные беседы» (I пр., ежемесячно, 45 мин., 15.45), который ведет Герой Социалистического Труда поэт А. Сурков. Передача отличается широким тематическим охватом проблем литературы и жизни.

В 1976 году «Литературные беседы» приглашали телезрителей на встречу писателей — делегатов XXV съезда КПСС с рабочими завода им. Владимира Ильича, рассказывали о поэте-коммунисте Матэ Залке, о книгах гидростроителя И. Комзина, рабочего В. Ермилова, актрисы Е. Шатровой, хирурга С. Долецкого. Своими впечатлениями о поездке по стране поделились писатели О. Смирнов, С. Куняев, В. Боков, Ф. Таурин.

Передача «Страницы творчества советских писателей» (I пр., ежемесячно, 45 мин., 15.45) рассказывает о жизни и деятельности виднейших представителей советской литературы. В эфир вышли передачи о творчестве Б. Лавренева, В. Пановой, Я. Смелякова, Ю. Бондарева, О. Гончара, И. Друцэ...

Как наиболее удачную зрители отметили передачу, посвященную А. Твардовскому (автор и ведущий К. Симонов). Это был серьезный, взволнованный разговор о выдающемся советском поэте, прозвучали его стихи в великолепном исполнении М. Ульянова. Зрители узнали немало интересного о многогранной литературной и общественной деятельности А. Твардовского.

«Авторы этой передачи К. Симонов и М. Ульянов нашли отличную форму для беседы об этом очень не простом, очень талантливом человеке. Образ Твардовского был нарисован в ней строгими, точными штрихами. Да, он и был таков. Большое спасибо», — так отозвался об этой работе редакции Борис Полевой.

Передачи рубрики «Литературные чтения» (I пр., два раза в месяц, 30 мин., 12.45) разнообразны как по форме, так и по наполнению, содержанию. В одном случае — это рассказ, в другом — фрагменты повести или романа. Основная задача — донести слово писателя.

«Литературные чтения» — это всегда маленький спектакль, часто — моноспектакль. Так, рассказ А. Толстого «Русский характер» прозвучал в исполнении Г. Фролова, рассказы И. Бунина — в исполнении И. Соловьева, Б. Чирков и М. Булгакова прочли фрагменты повести С. Антонова «Разорванный рубль», а М. Глузский и Т. Дегтярева — отрывки из повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».

Значительное место в работе редакции отводится пропаганде лучших образцов отечественной и зарубежной поэзии.

В день открытия XXV съезда КПСС в эфир прошла поэтическая композиция «Партия — бессмертие нашего дела». В залах Центрального музея Вооруженных Сил СССР была снята передача по стихам советских поэтов «Слава тебе, краснозвездный герой!».

Когда только задумывался цикл поэтических вечеров в Останкине, одним из главных стало условие: поэт один разговаривает с аудиторией. Так родился новый цикл «Вечера поэзии в Останкине».

Эти передачи призваны показать богатство поэтических дарований, гражданственное звучание советской поэзии, продолжение ведущими современными поэтами традиций классической русской и советской поэзии.

Гостями Концертной студии были А. Вознесенский, Р. Рождественский, А. Межиров, Б. Ахмадулина, К. Симонов, Д. Самойлов, В. Солоухин, М. Дудин. Поэты читали свои стихи, отвечали на многочисленные вопросы.

В октябре 1976 года вышел первый выпуск телевизионного альманаха «Поэзия». При его подготовке были учтены многочисленные пожелания зрителей, которые помимо знакомства с новинками поэзии хотели услышать серьезный разговор о проблемах поэтического творчества, о наиболее интересных явлениях в литературной жизни.

Альманах «Поэзия» открыл один из старейших советских поэтов П. Антокольский. Его вступительное слово было посвящено истокам советской гражданской поэзии, творчеству ее родоначальников — А. Блока и В. Маяковского. Зрители стали свидетелями беседы С. Наровчатова и А. Межирова о преемственности поэтических традиций, о профессии и призвании поэта, о новых тенденциях в современной поэзии. На разных страницах альманаха с чтением стихов выступили М. Дудин и народная поэтесса Узбекистана Зульфия, В. Боков и В. Соколов. Своими мыслями о проблемах поэтического перевода поделились А. Межиров и Г. Абашидзе.

В 1967 году Центральное телевидение впервые показало репортаж из Михайловского, где проводился первый Всесоюзный Пушкинский праздник поэзии. С тех пор эти передачи стали традиционными. Миллионы телезрителей слышат бессмертные пушкинские строки, слышат стихи, обращенные к великому поэту.

Центральное телевидение провело также передачи о поэтических праздниках, посвященных Н. Некрасову, А. Блоку.

Существенна роль телевидения в удовлетворении зрительского желания познакомиться с сокровищами живописи и скульптуры, хранящимися в Эрмитаже или в Третьяковской галерее, выставками произведений зарубежного искусства. Каждый имеет возможность увидеть шедевры мирового изобразительного искусства на экранах телевизоров — увидеть подробно, неторопливо, с обстоятельными пояснениями искусствоведов.

В 1976 году был показан цикл передач о коллекциях Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Передачи цикла «Сокровища Третьяковской галереи» познакомили с полотнами русских и советских художников, в которых наиболее ярко раскрывается современная и социально-историческая проблематика.

Регулярно выходила в эфир передача «Рассказы о художниках» (I пр., два раза в месяц, 30 мин., 11.30). В 1976 году зрители побывали в мастерских художников Е. Зверькова, братьев Ткачевых, Е. Кибрика, Ю. Кугача, Б. Щербакова и др. В передачах рассказывалось о творчестве В. Маковского, И. Крамского, К. Коровина, С. Коненкова, В. Фаворского, А. Голубкиной, А. Пластова.

В последние годы у редакции установились тесные творческие связи с Союзом писателей СССР, Союзом художников СССР, с Академией художеств СССР, с Всероссийским театральным обществом, с Союзом архитекторов СССР. Большую помощь оказывает редакции пресса, которая публикует отклики на художественные передачи, помогая тем самым дальнейшему повышению качества литературно-драматических программ.

Такое содружество позволяет телевидению лучше удовлетворять постоянно растущие духовные запросы многомиллионной аудитории.

 
В оглавление  

 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001