обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Общественно-политические передачи

Главная редакция пропаганды. Отделы: пропаганды марксистско-ленинской теории; патриотического воспитания; общественной жизни; промышленности; сельского хозяйства.

Основные рубрики: «Ленинский университет миллионов», «9-я студия», «На вопросы году) сложились основные принципы подготовки и планирования передач. В связи с качественным изменением материальной базы системы партийного образования, изданием специальных пособий и учебников, улучшением технической оснащенности Домов политического просвещения, а также повышением мастерства отвечают политические обозреватели», «Соревнуются трудящиеся областей, краев, республик», «Сельский час», «Больше хороших товаров», «Подвиг», «Полевая почта «Подвига», «Служу Советскому Союзу!», «Сегодня — День работников...», «Человек и закон», «Движение без опасности», «Село: дела и проблемы».

Среднемесячный объем вещания —25 часов.

Главная редакция пропаганды Центрального телевидения готовит публицистические передачи на темы коммунистического воспитания советских людей, по актуальным вопросам марксистско-ленинской теории и политики КПСС, проблемам распространения передового производственного опыта в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве.

«Массовое изучение марксизма-ленинизма — важнейшая особенность развития общественного сознания на современном этапе», — подчеркнул Л. И. Брежнев в Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии (Материалы XXV съезда КПСС, с. 74). Осуществляя руководство телевидением, партия призывает к тому, чтобы содержание телевизионных программ способствовало самому широкому распространению марксизма-ленинизма в массах.

В организации массового изучения марксистско-ленинской теории важная роль принадлежит «Ленинскому университету миллионов» (I пр., четыре раза в месяц, 30 мин., 18.30). Это целая система общественно-политических передач телевидения, объединенных одной рубрикой, которая восприняла последовательность тем и методику их изложения, сложившиеся в практике партийного образования. В этих передачах освещаются проблемы марксистско-ленинской философии, политической экономии, истории партии, научного коммунизма.

Пропагандисты, лекторы, политинформаторы и агитаторы широко используют эти передачи в своей работе. Нередко пропагандисты и слушатели коллективно их просматривают и обсуждают; порой пропагандист рекомендует слушателям посмотреть ту или иную передачу, составить по ней реферат или конспект, которые становятся хорошим подспорьем при подготовке к занятиям.

Передачи «Ленинского университета миллионов» имеют, таким образом, постоянную аудиторию, мнения, запросы и интересы которой регулярно изучаются. С этой целью авторы передач обращаются к зрителям с просьбой высказывать замечания, писать рецензии, проводить обсуждения телевизионных программ на совещаниях пропагандистов; периодически организуются опросы и анкетирование слушателей в республиках и областях страны. Редакция постоянно обобщает предложения и замечания, высказанные на партийных пленумах и конференциях, изучает и учитывает в своей работе предложения ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов по тематике «Ленинского университета миллионов» на очередной учебный год в системе партийного образования.

За время существования рубрики «Ленинский университет миллионов» (первая передача состоялась в 1965 пропагандистских кадров и общеобразовательного уровня слушателей отпала необходимость в подготовке телевидением материалов сугубо учебного характера.

Теперь передачи «Ленинского университета миллионов» адресованы самой широкой аудитории.

С каждым годом все более возрастает организаторская роль телевидения, его вклад в распространение и внедрение социалистического соревнования, трудовых починов, в выявление1 резервов повышения эффективности производства и качества выпускаемой продукции. С этой целью главная редакция пропаганды Центрального телевидения организует на предприятиях рейды и контрольные посты, проводит телеконкурсы, длительные теленаблюдения за работой бригад, смен, цехов. Редакция часто возвращается в своих передачах к принятым ранее коллективами заводов, строек, совхозов социалистическим обязательствам с целью проверки их выполнения, регулярно ведет рубрики «Меры приняты» и «Командировка по письму телезрителя».

Десятая пятилетка стала принципиально новым этапом в развитии экономики страны; «...центр тяжести плановых разработок все более перемещается в сторону качественных показателей. В этом, — говорил на октябрьском (1976 г.) Пленуме ЦК КПСС Л.И. Брежнев, — находит свое отражение требование партии — работать лучше, работать эффективнее, работать с максимальной отдачей» («Правда», 1976, 26 октября). Эффективность и качество — стали девизом десятой пятилетки, всей народнохозяйственной деятельности партии и государства.

Главные рычаги повышения эффективности и качества — использование новейших достижений науки и техники, совершенной технологии, прогрессивных видов материалов, внедрение комплексной механизации и автоматизации производства, совершенствование планирования и управления, повышение уровня образования и квалификации трудящихся.

Эти темы постоянно находятся в центре внимания главной редакции пропаганды. Были подготовлены, например, передачи о различных системах управления качеством (львовской, минской, ярославской, кременчугской), об опыте предприятий Москвы и Ленинграда. Многие передачи рубрики «Больше хороших товаров» посвящаются качеству отдельных видов изделий. Цикл очерков, вышедший в эфир в 1976 году, рассказал о проблемах повышения качества сельскохозяйственной продукции.

Проблемы повышения качества продукции и эффективности производства освещаются редакцией по трем основным направлениям.

Первое — показ отдельных факторов, влияющих на качество продукции (эффект реконструкции, производительность труда, внедрение достижений научно-технического прогресса, укрепление дисциплины труда и производства, экономия сырья и материалов и т. п.). Например, в передаче «Перекличка предприятий черной металлургии» рассказывалось о том, как влияют реконструкция и освоение современных технологических процессов на качество металла. Опытом своей работы поделились с телезрителями вальцовщик Череповецкого металлургического завода А.Н. Демидов, директор Первоуральского новотрубного завода, лауреат Ленинской и Государственных премий, Герой Социалистического Труда Ф.И. Данилов, рабочий Нижнетагильского металлургического завода, Герой Социалистического Труда А.Т. Бокарев.

В изготовлении машин, станков, приборов даже средней сложности участвуют ныне десятки предприятий различных отраслей промышленности. В результате их совместного труда конечный продукт будет отвечать необходимым требованиям только в том случае, если каждый узел, каждая деталь строго соответствуют стандартам или техническим условиям. Повышение качественных требований распространяется в равной мере на все предприятия, прямо или косвенно участвующие в производстве. Отсюда возникает второе направление, по которому ведется телевизионная пропаганда борьбы за качество продукции, то есть показывается взаимосвязь различных факторов и их влияние на конечный результат.

Так, в серии репортажей с Волжского автомобильного завода было показано, как кооперация многих предприятий, борьба каждого из них за качество своего изделия дала возможность завоевать автомобилю «Жигули» государственный Знак качества.

О проблемах, связанных с повышением качества сельскохозяйственной продукции, идет речь в передачах «Сельский час» (I пр., еженедельно по воскресеньям, 60 мин., 12.30). Журналисты, режиссеры, редакторы этой передачи пытаются рассмотреть во взаимосвязи все процессы, определяющие качество зерна: использование элитного семенного материала и своевременная вспашка, высокая культура полей и должная подготовка техники, отлаженность уборочного конвейера — от поля до элеватора. Раскрывая эти темы, передача «Сельский час» пропагандировала опыт передовиков: бригадира колхоза «Кубань» Усть-Лабинского района Краснодарского края, Героя Социалистического Труда М.И. Клепикова, звеньевой колхоза «Путь Ленина» Песчанокопского района Ростовской области, Героя Социалистического Труда Н.В. Переверзевой, звеньевой кукурузоводческого звена совхоза «Золотаревский» Ростовской области, Героя Социалистического Труда Р.Ф. Горожаевой и других. Труду и быту сельских тружеников посвящена и передача «Село: дела и проблемы», которую ведет журналист Ю. Черниченко.

Показ инициативы передовиков производства и ударников социалистического соревнования, поддержка и распространение их опыта и прогрессивных патриотических починов — третье направление, по которому редакция ведет пропаганду борьбы за повышение эффективности и качества.

Основное внимание обращается на освещение, поддержку и развитие тех патриотических починов, которые были отмечены на XXV съезде партии. Это — инициативы московских рабочих под девизом «Пятилетке качества — рабочую гарантию» и рабочих горьковских предприятий под девизом «Ни одного отстающего рядом». Они направлены на ускорение научно-технического прогресса и увеличение выпуска продукции высшего качества, на повышение производительности труда. Широкое освещение в телепередаче «Соревнуются трудящиеся областей, краев, республик» (I пр., четыре раза в месяц, 45 мин., 19.00) получила работа бригадира кузнечного цеха московского электромеханического завода им. Владимира Ильича Н.В. Метелкина и его товарищей — бригадира токарей И.Г. Амосова и бригадира сборщиков Н.П. Кузнецова, шахтерских бригад Г.Н. Смирнова, В.Г. Мурзенко, М.П. Чиха, передовых текстильщиц Е.Г. Амосовой, А.В. Смирновой, В.Н. Плетневой, В.И. Бобковой.

За серию телерепортажей и передач о социалистическом соревновании коллективов предприятий и строек столицы, борющихся за повышение эффективности производства и качества работы, отделу промышленности главной редакции пропаганды Центрального телевидения присуждена премия исполкома Моссовета и Московской городской организации Союза журналистов СССР за 1976 год.

Важное значение редакция придает действенности выступлений. Создатели таких передач, как «Соревнуются трудящиеся областей, краев, республик», «Сельский час», «Больше хороших товаров», «Человек и закон», считают, что работа над материалом не заканчивается с выходом его в эфир.

Интересен опыт работы творческой группы передачи «Больше хороших товаров» (I пр., дважды в месяц по субботам 30 мин., 11.00). Главная задача этой передачи — способствовать улучшению качества товаров народного потребления. Одним из средств достижения этой цели является критическая направленность передач. Обратив внимание общественности на конкретные недостатки в производстве товаров широкого потребления или в организации торговли, авторы передачи стремятся выявить и показать имеющиеся резервы и пути устранения недочетов.

В результате критических выступлений по телевидению сняты с производства такие некачественные товары, как ленинградская пряжа «Звездочка», молдавские холодильники «Ярна», увеличен выпуск товаров повышенного спроса.

В основе всех передач «Больше хороших товаров» лежат письма телезрителей. В самой передаче существуют специальные рубрики: «Рассказывают телезрители», «Телевизионный фельетон», «Командировка по вашим письмам», «Актуальные проблемы качества».

Какой бы острый вопрос ни поднимался в передаче «Больше хороших товаров», редакция обязательно возвращается к нему до тех пор, пока не заканчивает тему разделом «Меры приняты».

Действенность передачи «Больше хороших товаров» была бы немыслима без той поддержки, которую оказывают ее создателям Комитет народного контроля СССР и Госстандарт СССР. Критические письма телезрителей нередко проверяются совместно с работниками этих органов, при их содействии принимаются меры к устранению недостатков.

Много пожеланий высказали телезрители в канун XXV съезда КПСС. Некоторые их предложения, например о необходимости строительства предприятий торгово-бытового обслуживания вблизи крупных заводов и фабрик, были использованы при доработке проекта «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы».

Вопросы повышения эффективности производства и качества продукции освещаются и в передаче «Человек и закон» (I пр., дважды в месяц, 30 мин., 18.30).

Вот несколько сюжетов из этой популярной программы. В июньском выпуске 1976 года рассказывалось о положении дел на Правдинской обувной фабрике Калининградской области. Серьезной критике было подвергнуто качество выпускаемой продукции. В передаче использовались письма телезрителей на эту тему. В телевизионных интервью с работниками фабрики были вскрыты причины, порождающие брак. Вскоре после выхода в эфир этого сюжета редакция получила ответ заместителя министра легкой промышленности РСФСР Л.И. Логунова, который сообщил о мерах, принятых по выступлению тележурнала.

О пагубном влиянии бесхозяйственности на качество строительства тележурнал «Человек и закон» рассказал в репортаже с райбыткомбината поселка Средняя Ахтуба Волгоградской области. В письме Волгоградского областного комитета народного контроля, полученном после выступления журнала, говорилось не только о наказании конкретных виновников бесхозяйственности, но сообщалось и о мероприятиях по усилению контроля на строительных объектах.

Важную роль в идейно-политическом, патриотическом и интернационалистском воспитании советских людей играют телевизионные документальные фильмы. «Горизонты Нечерноземья», многосерийный «Союз нерушимый» (созданный Центральным телевидением совместно с телестудиями всех союзных республик), «На стройках пятилетки», «О БАМе», «Договор тысяч», «Хлеб Востока» и «Дорогой отцов» раскрыли сущность сложнейших экономических и социальных процессов формирования единого хозяйственного комплекса СССР, интеграции хозяйства и культуры союзных республик, создания многонациональных трудовых коллективов на крупнейших стройках.

Реализация Программы мира, борьба Советского государства за разрядку международной напряженности, успехи международного коммунистического, рабочего и национально-освободительного движений, вопросы войны и мира — таковы главные темы передач по вопросам внешней политики. Они освещаются в цикле передач «Ленинского университета миллионов», а также в передаче «9-я студия» (I пр., ежемесячно, 60 мин., 19.00), которую ведет профессор В.С. Зорин. В «9-й студии» выступают авторитетные ученые, государственные и общественные деятели, известные в нашей стране и за ее пределами. Информация «из первых уст» во многом способствует популярности этой передачи.

Особое место в программах телевидения занимают военно-патриотические передачи и фильмы о Советской Армии. Одна из таких передач — «Служу Советскому Союзу!» (I пр., по воскресеньям, 60 мин., 10.00) — пользуется, судя по поступающей почте, особой популярностью. Она близка и бывшим солдатам, и тем, кто готовится к службе в армии, родным и друзьям воинов.

Передачи цикла «Подвиг» (I пр., ежемесячно, 30 мин., 18.30) и «Полевая почта «Подвига» (I пр., ежемесячно, 30 мин., 18.30) рассказывают о преемственности революционных и боевых традиций, о ратном подвиге советских солдат, о беспримерном героизме всего народа, защитившего страну в грозные годы Великой Отечественной войны. Передачу «Полевая почта «Подвига» ведет Герой Советского Союза В.В. Карпов — человек интересной биографии, автор многих известных литературных произведений о войне. Сюжеты некоторых из них легли в основу ряда телевизионных передач, рассказавших о незаурядной судьбе, героизме и подвиге простых советских людей, бывших солдат, о том, как сложилась их жизнь в мирное время.

Темы многих передач этих рубрик возникли из писем зрителей, взволнованно повествующих о людях, чей подвиг живет в памяти народа.

Аудитория передачи «Движение без опасности» (I пр., ежемесячно по субботам, 30 мин., 11.30) разнолика; среди ее постоянных зрителей водители с многолетним стажем и новички, шоферы-профессионалы и автолюбители, преподаватели автошкол ДОСААФ и сотрудники ГАИ. Наконец, просто пешеходы, которым, учитывая возрастающую интенсивность движения, необходимо знать правила поведения на дорогах.

В передачах этой рубрики даются ответы на вопросы зрителей, комментируются пункты правил дорожного движения, демонстрируются фильмы о правилах поведения пешеходов, анализируются причины дорожных происшествий.

В одну из передач 1976 года был включен репортаж с международной выставки «Сигналдортранс-76», которая работала на ВДНХ СССР. На выставке были показаны современные технические средства, которые используются для обеспечения безопасности движения на городских магистралях и шоссе.

За последние годы произошли серьезные изменения в характере почты, поступающей в адрес главной редакции пропаганды Центрального телевидения. Письма отражают возросший идейно-политический и культурный уровень населения, политическую и социальную активность трудящихся. Большинство писем ставит вопросы, представляющие общественный интерес, содержат отклики и оценки телевизионных передач, советы и предложения по их улучшению.

Качественное изменение почты телезрителей прослеживается и в изменении соотношения индивидуальных, семейных и коллективных писем. Коллективные письма, которых с каждым годом приходит все больше, не только отражают мнение нескольких человек, но и дают более точное представление о том, какие циклы и рубрики пользуются успехом, а какие нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Только в 1976 году главная редакция пропаганды получила 189 216 писем. Этот факт — одно из свидетельств эффективности общественно-политических передач советского телевидения. Особенно много писем поступило на телевидение после опубликования в печати проекта новой Конституции СССР. Уважительное отношение к голосу трудящихся — это положение из доклада тов. Л.И. Брежнева на майском (1977 г.) Пленуме ЦК КПСС является главным критерием работы тележурналистов редакции.

 
В оглавление  

 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001