обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Второй передел телевизионной собственности

В 1992 году казалось еще возможным сохранить государственное телевидение. Стоявший в это время во главе «Останкино» Е. Яковлев, настоящий профессионал от газетной журналистики, обладавший достаточной волей для обуздания растущих аппетитов новоиспеченных владельцев программопроизводящих телекомпаний, к тому же имевший опыт управления газетным концерном в новых социально-политических и экономических условиях, пожалуй, мог бы остановить процесс распада государственного телевидения и повернуть его развитие в другое русло. Думается, политическая команда, работавшая в то время вместе с Ельциным, могла бы убедить президента принять за основу иную управленческую модель государственного ТВ (сходную, например, с английской Би-би-си) — и последующее акционирование «Останкино» не привело бы к тому, к чему оно привело. Но Е. Яковлев явно не рассчитал свои силы и силы своих явных и тайных противников, ему не хватило познаний в области телевизионной специфики. 24 ноября 1992 года полной неожиданностью для всех стало заявление пресс-секретаря президента о том, что на заседании глав республик Б. Ельцин пообещал немедленно подписать указ об освобождении Е. Яковлева от должности председателя телерадиокомпании «Останкино» за серьезные ошибки в освещении межнациональных конфликтов.
Казалось бы, именно после прихода Яковлева на телевидение стали утверждаться такие качества, как полнота, объективность, плюрализм информации, в том числе касающейся национальной тематики. Сама фигура, политическое лицо главы телевизионной компании были слишком яркими, его приход на этот пост после августовского путча 1991 года знаменовал победу демократических принципов, он много сделал для утверждения этих принципов и для победы самого Ельцина в борьбе за власть.
Как только журналисты, аккредитованные в Кремле, сообщили эту новость, немедленно собрался совет директоров ТРК «Останкино», который, отстаивая право прессы всесторонне освещать любые события, обратился к Ельцину с просьбой дезавуировать заявление пресс-секретаря. Через час «Новости» первого канала сообщили, что указ подписан.

Пожалуй, даже во времена откровенного тоталитаризма с такой легкостью не принимались столь ответственные решения: руководителя высокого ранга и одновременно общественного деятеля, хорошо известного в стране и за рубежом, в политической борьбе (или в политических интригах?), как пешку, небрежно смахнули с шахматной доски. Впрочем, несмотря на шок, вызванный скоропалительным решением президента, сразу стало ясно: уход Е. Яковлева — безусловная потеря для демократического движения в России, но вряд ли она приведет к большим переменам на телевидении.
Теперь об этом можно сказать определенно: Е. Яковлева отправили в отставку не за политическую близорукость при включении в программу фильма АТВ, посвященного межнациональным проблемам на Кавказе, — его убрали набиравшие силы частные телекомпании, уже тогда представлявшие интересы влиятельных политических и финансовых группировок. Истинной причиной ухода Яковлева была его попытка воспрепятствовать переделу жирного пирога телевизионной собственности, изменить соотношение сил на ТВ, отодвинуть от щедрой кормушки телегероев прошлых лет, подвизавшихся теперь в амплуа продюсеров и президентов телекомпаний. (Справедливости ради, следует отметить, что Е. Яковлев, по-видимому, был готов к такому повороту событий, исподволь готовил «тылы»: будучи председателем ТРК «Останкино», он сумел заблаговременно и за государственный счет существенно обновить ее издательскую материально-техническую базу, а затем сделать своей собственностью, успешно выиграв судебные процессы у поздно опомнившейся, все еще нерасторопной государственной организации.)
Итак, уже в 1992 году стало ясно, что главные редакции, отделы, производственно-творческие объединения и другие структуры, действующие в рамах государственного телепроизводства, не могут производить собственные оригинальные программы: нет кадров, достаточного финансирования, да, пожалуй, и желания. Используя статус этих структур, частные или получастные телепрограммы («Портрет на фоне» под грифом ТПО «Политика», «50x50» с грифом студии музыкальных и развлекательных программ и т. д.) получили возможность пользоваться льготными коэффициентами в оплате услуг телецентра, получать хорошее эфирное время.
На государственном телевидении начинает складываться такая же ситуация, как в торговле: крупный универсам большую часть торговых площадей сдает частникам и живет за счет арендной платы, а его работники становятся своеобразными рантье, скучая у своих неказистых прилавков, ибо самим торговать им нет никакой нужды... Разве не та же схема действий была, скажем, у молодежной редакции «Останкино», реорганизовавшейся в студию «Эксперимент», которая фактически не существовала, но входила в состав учредителей таких телефирм, как ВИД, АМИК и др.? В том же ряду студия «Публицист», самостоятельно не производившая ни одной телепрограммы, но дававшая статус таким популярным передачам, как «Час-пик», «До и после», «Взгляд с...».
Государство было не в состоянии содержать свои каналы, ни «Останкино», ни РТР не могли самостоятельно заполнять эфирное время. Попытки укрыться за латиноамериканскими сериалами лишь подтверждали это. Даже собственные программы государственные компании вынуждены были делать либо на деньги спонсоров, либо при содействии частных телекомпаний.
Новые телевизионные структуры умело пользовались открывшимися возможностями. Постепенно набирала обороты политика эфирной и творческой экспансии со стороны частных фирм. Телекомпания ВИД, будучи государственной, производила в 1989 — 1990 годах еженедельно один час собственных программ. Став частным, ВИД увеличивает производство: в 1991 году — 3 час. 15 мин., в 1992-м — 7 час., в 1993-м — 8 час. 10 мин., в 1994 году — 7 час. 30 мин. плюс вещание на вновь открытом шестом телеканале.
Параллельно со становлением негосударственных вещательных структур и частного телебизнеса в стране началось бурное развитие теле- и радиорекламных агентств, что в конце концов привело к тотальной коммерциализации «Останкино» на всех уровнях. Каждый из вновь приходящих председателей компании начинал свою деятельность с обещания покончить с коррупцией, но через небольшое время сталкивался с очевидной невозможностью сколько-нибудь действенной борьбы против этого явления. В итоге можно смело сделать вывод о том, что при экономической системе, установившейся в «Останкино», возможности политических органов государственного уровня влиять на деятельность компании зачастую были значительно меньше возможностей того или иного рекламного агентства, ежемесячно вкладывающего в оборот сотни тысяч долларов. С полной ясностью это доказала, например, предвыборная кампания 1993 года.

Впрочем, не стоит смотреть на сложившуюся тогда ситуацию чересчур критически: наряду со всеми отрицательными ее последствиями стоит отметить и несомненные плюсы. Во-первых, за счет независимой успешной финансовой политики и аккумуляции лучших творческих кадров частные телекомпании производили продукцию гораздо более высокого качества, чем номинально остававшиеся государственными студии. Во-вторых, финансовые вложения частных компаний в производственные мощности позволили хоть сколько-нибудь поднять технологический уровень отечественного телевидения, что было бы затруднительно для бюджетного вещания в связи со все большим урезанием государственных дотаций на обновление технической базы.
Фактически первой частной телекомпанией в России стало товарищество РенТВ, учрежденное в сентябре 1991 года бывшей сотрудницей «Останкино» Иреной Лесневской, ее сыном Дмитрием и его друзьями-однокурсниками. (Название компании придумал Д. Лесневский: в основу легло имя его матери, но слово «ren» на латыни означает «почка» — начало жизни.) Начало жизни у основателей компании было сложным. Они арендовали у Гостелерадио съемочное оборудование. Перед камерой в комнате, которую собственноручно украшала новоиспеченная телекоманда, посадили достаточно симпатичного астролога, который и зачитал звездный прогноз на месяц. Тридцать ежедневных программ было записано за один раз. После монтажа телекомпания пометила программу своим соруright'ом (авторскими правами) и с этой видеопленкой стала обходить каналы. РТР, заинтересовавшись передачей, подписало с РенТВ контракт на год. Так с 15 ноября 1991 года стал выходить в эфир «Астрологический прогноз», произведенный телекомпанией РенТВ. Разумеется, на покупку программ денег у молодого Российского телевидения не было и рассчитывалось оно рекламным временем. В РенТВ создали небольшой отдел рекламной службы, задача которого состояла в перепродаже рекламного времени.
Как известно, это было время появления предприятий, банков, акционерных обществ, никому практически не известных и остро нуждающихся в рекламе. Телекомпании удалось, например, продать рекламное время солидному банку на длительный срок. На полученные деньги был расширен штат, удалось привлечь к сотрудничеству высокопрофессиональных авторов и гарантировать им достойный гонорар.
Все шло хорошо, но в самой телекомпании стало происходить то, что нередко случается в подобных организациях. «Наши партнеры, — рассказывал Д. Лесневский, — не справились с прессом обрушившихся на них денег и возможностей, стали покупать себе машины, квартиры. А в итоге ситуация сложилась так, что в один прекрасный момент нам нечем было платить людям зарплату. В конце концов мы ушли и зарегистрировали свою собственную компанию РенТВ».
Для закупки оборудования и аренды помещения Лесневская заложила в банк собственную квартиру. Конечно, всех проблем на эти деньги было не решить, но телекомпания развивалась и постепенно становилась на ноги. В нее пришли известные журналисты — В. Молчанов с программой «До и после полуночи» и У. Отт с циклом «Телевизионное знакомство». Пришел кинорежиссер Э. Рязанов. (Лесневской пришлось приложить немало усилий, чтобы вернуть Рязанова на телевидение. После того, как он демонстративно расстался с «Останкино», режиссер стал на ТВ персоной нон-грата.) Вскоре в эфир вышла «Ирония судьбы, или с Рождеством Христовым» — передача из «Матвеевского», где живут ветераны кино. Потом появились «Восемь девок, один я», трехсерийная программа о Параджанове, «Загадка Лилии Юрьевны Брик», цикл передач с Ю. Никулиным.
Каждый из авторов, приходя в РенТВ, находил свою нишу. Ю. Рост смастерил «Конюшню». Программа Л. Филатова «Чтобы помнили...» посвящена людям, которые пусть недолго, но были знамениты, узнали вкус славы, но подчас еще при жизни оказались забыты. Телекомпания старалась работать не только на интеллектуальную аудиторию, но и воспитывать своего зрителя. Яркий пример — многосерийная программа Е. Евтушенко «Поэт в России больше, чем поэт».
Став первой в России частной телекомпанией, РенТВ первой за годы своего существования прошла путь от программопроизводящей к вещательной организации, выкупив контрольный пакет акций одного из московских дециметровых каналов и приступив к созданию седьмого эфирного телеканала.
Заинтересованность в российском телевизионном рынке начали проявлять и иностранные телекоммуникационные и информационные структуры. Несмотря на нестабильность политической и экономической ситуации в стране, они активно внедрялись на российский телерынок. Об этом свидетельствует образование ряда совместных телевизионных компаний, занимающихся продажей и производством программ.
Примером такого активного участия зарубежных бизнесменов в развитии телевизионной инфраструктуры России может служить совместное российско-американское предприятие «Космос-ТВ», созданное в начале 1992 года. Фактически с российской стороны была предоставлена новой компании только телебашня, необходимая для трансляции сигналов со спутника. Все остальное техническое оборудование для спутникового телевещания — специализации «Космос-ТВ» — обеспечила американская сторона в лице «Интернешнл Телселл груп», в которую входит ряд американских телекоммуникационных фирм и частных лиц.
1 января 1993 года начал работу канал «ТВ-6 Москва», созданный на основе соглашения о совместном предприятии между Московской независимой вещательной корпорацией (МНВК) и американской корпорацией «Тернер бродкастинг систем» (Ти-би-эс). Американская сторона, кроме финансовых средств, предоставила для нового телеканала программное обеспечение (прежде всего, новости Си-эн-эн, художественные и мультипликационные фильмы). Президент МНВК и председатель Совета директоров «ТВ-6 Москва» Э. Сагалаев, по его словам, тоже вложил деньги в создание независимого телевидения, заложив в банке свой автомобиль. Правда, это составило лишь 4 процента уставного капитала компании. Американцы же довольно осторожно вкладывали деньги в развитие вещания: проблема переоборудования приемной телесети Москвы решалась не с помощью Т. Тернера, а при содействии российских коммерческих структур.
МНВК получила лицензию в тяжелой конкурентной борьбе с другими претендентами. С самого начала новое предприятие было заявлено как «первый независимый телеканал России». Как говорили участники пресс-конференции, организованной по случаю начала вещания, этот канал обращен непосредственно к зрителям и рассказывает о проблемах, волнующих людей: «ТВ-6 Москва» не несет политической нагрузки, в его фокусе — человек, его жизнь, удачи, трудности, его дом, дети, бизнес, он предназначен для семейного просмотра.

Вначале эфир ТВ-6 включал популярные отечественные картины (рубрика «Кинотеатр»), ретроспективу лучших режиссеров российского кино, бестселлеры из фильмотеки Т. Тернера (рубрика «Золотая фильмотека»), новости Си-эн-эн с синхронным переводом и мультфильмы для детей. Объем программ составлял пять часов в день — с 19 до 24 часов. К концу 1993 года вещание увеличилось до 10 часов в день.
На первом этапе принимать «ТВ-6 Москва» из-за технической неоснащенности могли только 10 — 15 процентов москвичей. После проведенного переоборудования приемной сети телеканал уверенно принимает вся Москва и центральная часть России. В дальнейшем МНВК перешла на сетевой (принципиально новый для России) принцип распространения своих программ, присутствующих в программной сетке всех филиалов партнеров.
Если ТВ-6 возникло как совместное предприятие, то НТВ — детище отечественного нетелевизионного бизнеса. Вот данные о компании на момент ее создания. Форма собственности — товарищество с ограниченной ответственностью (в пределах уставного капитала). Распределение акций: 65 процентов — группа «Мост», 25 процентов — банк «Альфа-капитал», 10 процентов — «Инкомбанк»; ни одного процента у телевизионных людей; средняя зарплата сотрудников — 500 — 600 долларов, что по тем временам на порядок превышало заработки служащих государственных телекомпаний. Общая оценка проекта — банковская тайна за семью печатями, но порядок суммы предположить можно: до середины 1995 года в НТВ вкладывалось 2 — 3 миллиона долларов ежемесячно.
НТВ начало свои передачи 10 октября 1993 года получасовой информационной программой новостей под названием «Сегодня» на Санкт-Петербургском канале государственного телевидения. Оно сразу же привлекло внимание аудитории не только именами самых известных журналистов, которые перешли работать на НТВ, но и абсолютно новым, западным способом подачи информации. Прошло немного времени, и телекритики, а главное — значительная часть аудитории единодушно констатировали, что НТВ стало явлением российского вещания.
Концепция вещания НТВ довольно проста, но, безусловно, эффективна. Канал не делает принципиальных ограничений для аудитории. Его работники исходят из того, что человек в окружающем его мире должен иметь прежде всего качественные информационные программы. «Новости — наша профессия» — девиз, или, как сейчас принято говорить, слоган, избранный руководством НТВ. На первом этапе компания производила самостоятельно программы «Сегодня» — ежедневные информационные выпуски, «Намедни» Л. Парфенова и «Итоги» Е. Киселева.
Канал ориентируется прежде всего на зрительские симпатии и предпочтения. В связи с этим НТВ стоит на позиции показа тех фильмов и программ, которые интересны аудитории. Они закупались отделом спецпроектов во главе с бывшим телекритиком «Известий» В. Арсеньевым, вкус которого оказался чуть ли не эталонным. Так, при показе документального телесериала «Самые громкие преступления XX века» никто не ожидал, что в 18.30 можно собрать у телеэкранов 20 процентов аудитории. Большую аудиторию собирают также современные отечественные картины, идущие под рубрикой «Наше новое кино», но таковых, к сожалению, мало.
Практически все программы НТВ в рубрике «Ретро-ТВ» («Кабачок 13 стульев», «Вокруг смеха», «Что? Где? Когда?») в ночное время смотрели около 12 процентов зрителей. Это означает, что потребности аудитории были просчитаны весьма точно. Для сравнения: оригинальную, особо выделявшуюся телекритиками программу «Пресс-экспресс» на первом канале примерно в то же время смотрели всего лишь 2 процента аудитории.
Необходимо отметить, что при переходе с Санкт-Петербургского на четвертый канал телеаудитория НТВ увеличилась почти вдвое. Хорошо, по оценкам социологов, были приняты зрителями практически все без исключения документальные, мультипликационные и игровые фильмы — их аудитория составляла от 10 до 20 и более процентов.
Телекомпания НТВ стала известна не только информационными программами и классными фильмами, но и ограниченным количеством рекламы. Но негосударственная коммерческая телекомпания не может не пытаться окупить огромные затраты. Намерениям президента НТВ И. Малашенко стремиться к тому, чтобы реклама не нарушала целостности программ и художественных фильмов и была ограничена разумными пределами, не суждено было сбыться.
На первом этапе телеканал заключил договор, согласно которому все права на размещение рекламы принадлежали агентству «Видеоинтернешнл» и рекламному агентству НТВ. Договор был составлен таким образом, чтобы оба агентства сохраняли намеченный уровень цен на рекламу. Такая централизация рекламных поступлений позволила избежать ситуации останкинского рекламного беспредела, при которой первый канал, упустив контроль над рекламой, оказался, в известном смысле, заложником нескольких фирм.

Отмечая появление НТВ как безусловный прорыв на отечественном телевизионном фронте, безусловную «образцовость» информационных программ компании, высокий профессионализм и политический авторитет аналитической программы «Итоги», нельзя умолчать о своеобразии становления авторской передачи Е. Киселева.
Как известно, деятельность программы «Итоги» начиналась на первом государственном канале в качестве одной из бюджетных передач государственной редакции ИТА (Информационного телевизионного агентства). Собственно, моделирование программы, штатная комплектация лучшими творческими кадрами ИТА, постановка в прайм-тайм, а следовательно, и «раскрутка» программы происходила за госсчет, на государственном телевидении. Когда же программа встала на ноги, набрала популярность, произошла незаметная для аудитории и руководства ТВ регистрация «Итогов» в Минпечати как самостоятельного средства массовой информации, затем последовал «конфликт» ведущего с государственным телевидением: он встает, берет папку и уходит со всей программой на телевидение частное. Ситуация абсурдная и недопустимая в любой телекомпании мира, но не на государственном телевидении «Останкино».
Понятно, что деятельность таких негосударственных структур, как ВИД, АТВ, РенТВ, а уж тем более ТВ-6 и НТВ, что называется, у всех на виду. Однако процесс создания независимых телекомпаний в первой половине 90-х носит обвальный характер. Очертим деятельность лишь некоторых из них, сумевших заявить о себе (или хотя бы оставить след) в системе негосударственного ТВ России и более или менее определившихся в своих политических и творческих пристрастиях.
«Северная корона» (6-й канал; учредитель — Международный телевизионный бизнес-университет).
Этот университет возник под эгидой международного фонда «За выживание и развитие человечества». По словам его ректора В. Новикова, «в реальной помощи информационно-образовательных и культурно-просветительных программ нуждаются все, кто испытывает определенные трудности адаптации в новых, не только экономических, но и чисто психологических условиях перехода к рынку». «Северная корона» обращалась к людям, интересующимся проблемами экономики и обладающим довольно высоким интеллектуальным уровнем; несмотря на отсутствие финансирования, в вещание постоянно включались художественные, документальные, научно-познавательные фильмы и развлекательные передачи. Свою задачу телеканал видел прежде всего в расширении кругозора аудитории и повышении ее культурного уровня.
Работавшая по сути на общественных началах «Северная корона» сумела привлечь к созданию вещательных программ многие международные и российские организации, включая ЮНЕСКО и Министерство обороны РФ, региональные и иностранные телекомпании, посольства ближнего и дальнего зарубежья. Например, из США телеканал получил серию «Мир денег Адама Смита», в которой около ста фильмов, и цикл из семи картин «Откуда появился мир». Телекомпания Эн-эйч-кей предоставила 12 выпусков «Анатомии Японии». «Немецкая волна» дала согласие на показ музыкального фильма «Волшебная флейта», а также многочисленных сериалов и информационных выпусков под рубрикой «Европейский калейдоскоп». Федерация независимых профсоюзов помогла создать для телеканала цикл «Мой приватизационный чек». От студии «Нерв» «Северная корона» получала 6-серийный документальный фильм «СССР — США: большая игра». Руководство телеканала заключило соглашение на аренду спутниковых каналов связи, что позволило принимать программы в Санкт-Петербурге, а также Казахстане, Украине, Белоруссии, странах Прибалтики. Однако отсутствие средств сказалось, и «Северная корона» тихо и незаметно исчезла из эфира шестого канала к осени 1994 года.
Тем не менее полученный опыт не забыт, и «Северная корона» в 1999 году вновь выходит в эфир.

Телеканал «2x2» — товарищество с ограниченной ответственностью, учредители — физические лица.
По лицензии телеканал «2x2» вещал на третьем частном канале (совместно с ТРК «Москва») с 6.30 до 18.00 и с 23.00 до 2.30. Потенциальная аудитория — 15 млн. человек. Созданный в октябре 1990 года приказом Гостелерадио СССР телеканал имел целью заполнить пустовавший в то время эфир. По словам его коммерческого директора А. Шепелева, в основу творческой концепции «2x2» был заложен принцип «семейного вещания», рассчитанного на каждого члена семьи. Канал пытался угодить всем слоям населения, с различными вкусами и пристрастиями. Для предпринимателей были предназначены рекламные блоки, для детей — мультфильмы, для домохозяек — «мыльные оперы», для молодежи — видеоклипы и музыкальные концерты. С 1 апреля1993 года на «2x2» действовала четкая сетка вещания, согласно которой каждая передача выходила в строго определенное время, в определенные дни, что всегда создает дополнительные удобства для зрителей. «Все для всех» — таков был примерный девиз «2x2» (официальный слоган — «Просто мы работаем для вас»). Однако именно эта ориентация на удовлетворение всех вкусов и запросов аудитории снижала общий качественный уровень канала, хотя понять его руководство можно: слишком серьезные передачи отпугивают потенциальных зрителей, а значит, и рекламодателей. Рекламная «специфика» «2x2» определяла его творческую концепцию «массового телеканала», ориентированного на среднего зрителя.

Именно такая «всеядность» «2x2» и делала его достаточно популярным у аудитории. По данным Центра социологических исследований телекомпании «Останкино», телеканал устойчиво занимал второе место в своем регионе вещания.
В его сетке вещания важное место занимали информационные выпуски. Заключив соглашение с рядом зарубежных телерадиокомпаний, «2x2» был пионером ежедневной трансляции информационных выпусков Си-би-эс, Би-би-си, Си-эн-эн, познакомив отечественного зрителя с новым для него стилем подачи новостей. Кроме того, 11 раз в день выходили собственные информационные блоки «Новости «2x2».
Час вещания на Москву обходился телеканалу в 2000-2500 долларов, не считая заработной платы сотрудникам, налогов и т. д. Стоимость одной минуты рекламного времени — от 900 до 1600 долларов.
В 1997 году под руководством таких мэтров эфира, как А. Лысенко и Г. Шевелев, «2x2» и МТК были объединены в единый московский телеканал федерального значения. («ТВ Центр» начал вещание в июне 1997-го.)

«Марафон-ТВ» — 27-й дециметровый канал; общество с ограниченной ответственностью; учредители: концерн «Видеофильм», НПО «Астра», Фонд развития спутниковой связи, Радиотехнический институт им. А. Минца.
Первый выход в эфир — 1 января 1993 года. Телеканал предложил новую концепцию телевещания — так называемое элитное телевидение для образованных и деловых людей. Его программа вещания должна была формироваться по трем основным направлениям: информационное; познавательное — показ публицистических лент культурно-образовательного характера; развлекательное — программы о балете, джазе, поэзии, лучшие отечественные и зарубежные фильмы.
Однако в связи с технической неоснащенностью и ограниченным количеством зрителей (потенциальная аудитория — 1 млн. человек) «Марафон-ТВ» показывал фильмы и программы небольшой художественной и коммерческой ценности. Правда, шло активное собирание программ: свои фильмы предложили ЮНЕСКО, ВОЗ, а также выпускники ВГИКа и т. д. Вначале «Марафон-ТВ» вещал около десяти часов в сутки и был намерен освоить двенадцатичасовое вещание с трансляцией через спутник на Дальний Восток и Сибирь, но вынужден был сократить программу до семи часов. Приходится констатировать, что концепция «интеллектуального телевидения» в России пока не находит большого спроса.

«Мастер-ТВ» — товарищество с ограниченной ответственностью. Первоначально предполагалось назвать новую телекомпанию «Популярное ТВ» (или «Поп-ТВ»), однако организаторами было придумано другое, более подходящее название. «Мастер-ТВ» — это продюсерская фирма, основная цель которой — производство разнообразных программ и предложение их «Останкино». Телекомпания выпускала разные по жанру программы — «Портрет на фоне» Л. Парфенова, «О-ба-на!» И. Угольникова, международную игру «Лото-миллион». Таким образом, «Мастер-ТВ» являлась типичным представителем направления «развлечение для глаз».

«Видеоинтернешнл» — товарищество с ограниченной ответственностью. Компания появилась в 1992 году и сразу же стала основным поставщиком программ для РТР. Концепция деятельности компании охватывала несколько направлений:
— производство собственных программ. «Видеоинтернешнл» получила от американских фирм права на создание отечественных аналогов шоу «Устами младенца» и «Сам себе режиссер»;
— приобретение для показа художественных фильмов и развлекательных программ «Криминальные истории», ток-шоу «Донахью — Познер»;
  изготовление рекламы и продажа рекламного времени. Компания основной акцент делает на американские развлекательные программы, поэтому у ее продукции достаточно большая популярность, несмотря на иногда и невысокий художественный уровень предлагаемых фильмов и передач.
Российское телевидение подписало с «Видеоинтернешнл» генеральное соглашение, по которому компания имеет право размещать рекламу на РТР. Кроме того, Си-би-эс и Эй-би-си называют «Видеоинтернешнл» своим рекламным агентом в России.
Таким образом в начале 90-х годов в результате процессов демонополизации, децентрализации, деструктуризации и приватизации, бурно протекавших на отечественном ТВ, возникло и упрочилось вещание, о котором мечтали тележурналисты, критики и исследователи телевидения в период перестройки.
Столь сложные, неоднозначные, закономерные и все же неожиданные, радикальные для отечественного ТВ процессы протекали во многом стихийно, но по вполне очевидной, обусловленной логикой перемен схеме. Важнейшим итогом этих перемен стал постепенный переход к новым для нашей страны в ее новейшей истории формам собственности, попросту говоря, переход к рыночным отношениям, которые, как думалось тогда многим, менее всего затронут государственное телевидение. Следует сказать, что эволюция взглядов в этой области с особой наглядностью показала все противоречия переходного периода, не только спроецировав на домашний экран коллизии драматического перестроечного и постперестроечного времени, но и в буквальном смысле взорвав изнутри устоявшиеся за десятилетия внутрителевизионные отношения.
Главный итог этих процессов — создание конкурентной ситуации, при которой в борьбе за зрителя все телекомпании вынуждены так или иначе корректировать свою деятельность.

Чрезвычайно важно, что в это время, пусть и не безболезненно, но весьма органично, чуть ли не сама собой произошла дифференциация телевидения на вещательные и программопроизводящие телеорганизации. Первые — телекомпании, имеющие непосредственный доступ к эфиру, осуществляющие вещание, формирующие программу передач. Компании, занимающиеся только производством телепрограмм, получили название продюсерских фирм. Это — АМИК А. Маслякова, АТВ А. Малкина и К. Прошутинской, ВИД А. Любимова, ВКТ («Ваше коммерческое телевидение») В. Ананина, «Облик» Е. Яковлева и Т. Меньшиковой, «Репортер» М. Дегтяря, «Игра» В. Ворошилова и другие.

Весьма интересно, что кроме вещательных и продюсерских компаний возникли также дистрибьюторские фирмы. Это своеобразные посредники между производителями и вещателями, среди которых можно назвать такие старые структуры, как Гостелерадиофонд, Совэкспортфильм, и новые фирмы — частное акционерное общество «Гемини фильм интернешнл», кинокомпания «Мост-медиа», общество с ограниченной ответственностью «Агентство «Парадиз», акционерное общество закрытого типа «Премьер-фильм», акционерное общество открытого типа «Центр коммерческого телевидения» и др.

Таким образом, если все «разнообразие» советского телевидения сводилось к делению на центральное, республиканское и местное, то к середине 90-х годов российское ТВ требовало уже значительно более сложной классификации:
1. По способу трансляции:
а) эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала;
б) спутниковое (например, «Космос-ТВ» — совместное российско-американское предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных компаний; в России эру непосредственного спутникового телевещания в конце 1996 года открыли четыре телеканала НТВ-плюс);
в) кабельное (компания КТВ-1 в Москве, кабельные сети в других городах России).

2. По типу деятельности:
а) вещательное (осуществляющее телетрансляцию программ; здесь встречаются компании, лишь ретранслирующие другие станции, — та же «Космос-ТВ», но в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);
б) программопроизводящее (продюсерские фирмы);
в) дистрибъюторное (своеобразная инфраструктура телевещания).
3. По принципу образования:
а) из старых структур (ВИД, АТВ и т. п.);
б) новообразованные («ТВ-6 Москва», «Русская тройка-видео» и др.).
4. По охвату аудитории:
а) общероссийское (РТР) — аналог Центрального телевидения;
б) межгосударственное (с некоторой натяжкой сюда можно отнести ОРТ);
в) региональное («Юг России»);
г) местное (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайонов).
5. По способу распространения телесигнала:
а) общенациональное (ОРТ, РТР);
б) сетевое («ТВ-6 Москва», СТС).
6. По специализации программ:
а) общие (ВИД и т. п.);
б) специализированные (Воен-ТВ).
7. По финансированию:
а) бюджетные (РТР, региональные государственные телерадиокомпании);
б) самофинансируемые — за счет доходов от рекламы («2x2», ВКТ), абонентной платы и рекламы («Космос-ТВ», «Марафон-ТВ»), диверсификации бизнеса (создания дочерних фирм, зарабатывающих деньги «нетелевизионным» путем с последующим перераспределением капитала), за счет спонсоров (подобный способ не афишируется), за счет промышленно-финансовых групп (НТВ — группы «Мост»).
8. По форме собственности:
а) государственные;
б) негосударственные, среди которых все разнообразие дозволенных законом форм собственности:
частные (РенТВ, «Гемини фильм интернешнл»);
акционерные общества — открытого типа (Центр коммерческого телевидения), закрытого типа («2x2 Телемаркет»);
общества с ограниченной ответственностью (Агентство «Парадиз»), товарищества с ограниченной ответственностью (Екатеринбург Арт Номе Video).
Здесь можно встретить и другие названия:
корпорация (Видеофильм);
киноассоциация (DIXI — создатель программы «Куклы» на НТВ);
продюсерский центр («Московский стиль» — производство программ «Момент истины», «Маски-шоу»; «Джентльмен-шоу»);
концерн («Красная площадь» — основатель, продюсер и директор Валерий Комиссаров, программы «Мужские и женские истории», «Моя семья»);
независимая телестудия (ИМИ-ТВ, «Уралфильм»);
в) смешанные компании с участием зарубежных инвесторов («ТВ-6 Москва», АОЗТ Российско-Британская творческая ассоциация «Ист-Вест»).

Что касается форм собственности в вещательных организациях, то широко распространенное и нашедшее отражение в Законе о средствах массовой информации деление на государственное, общественное и коммерческое телевидение лишь в самом общем виде отражает существующие тенденции. Приведение отечественных законодательных актов в соответствие с общемировой практикой сулит вполне мирное сосуществование следующих форм собственности в области электронной прессы: государственной, государственно-кооперативной, акционерной, арендной, общественной, частной (отдельных владельцев или группы лиц), смешанной, с участием иностранного капитала, принадлежащей зарубежным корпорациям и компаниям, иностранному капиталу.
Основные источники дохода негосударственных телекомпаний — производство и продажа видеопродукции, реклама (изготовление рекламных роликов, проведение рекламных кампаний). Именно — реклама стала тем мощным экономическим фактором, который определяет современное лицо коммерческого телевидения.
Предпринимаются попытки в какой-то степени освободиться от рекламной зависимости.

 
В оглавление << Назад   1  2  3  4  5   Далее >>  

 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001