обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






«ОРБИТА». ЧТО ОНА ДЛЯ НАС?


Я живу в Хабаровске, в городе, не обделенном культурой. У нас три театра, филармония, институт культуры, училище искусств и музыкальное. Приезжают на гастроли музыканты, чтецы, танцоры, большие художественные коллективы, театры. И есть телевидение, есть настоящее чудо – «Орбита», которая может перенести нас в лучшие театры Москвы и Ленинграда. Какие возможности!

Я давно хотела написать о программах «Орбиты», вернее, о тех ее передачах, которые видят хабаровчане и которые адресованы любителям искусств. Начала письмо в апреле и тогда же попыталась сравнить телевизионные программы – московских каналов и «Орбиты». Сравнила, например, их 5 апреля. В Москве смотрели: фильм «Инженер Прончатов», спектакль, еще один фильм, три концерта, передачу о Д.Ойстрахе и две программы документальных фильмов, кроме того, передачу об одном из заводов страны и три передачи хоккея. А жителям Хабаровска были предложены два хоккея, спектакль «Следствие ведут Знатоки» (в который раз!) и передача «Песни Мурадели». В субботу 7 апреля москвичам показали семь концертов, два фильма, передачи «Киноленты прошлых лет», «По концертным залам Москвы», «Шедевр», «Русская речь» (две последние нам не показывают вовсе). А по «Орбите» - выступление писателя Ю.Рытхэу, фильм «Тайна железной двери», музыкально-литературную композицию «Медный всадник» и «Кинопанораму», которую передали не до конца. Москвичи имеют возможность посещать великолепные спектакли и концерты, смотреть много телепередач, посвященных искусству. А для Дальнего Востока? Поймите меня правильно, я вовсе не хочу, чтобы важные передачи были «урезаны» в пользу музыки или фильмов. Я понимаю: время ограниченно, всего не покажешь, тем более по одному каналу. Но в таком случае надо строже подходить к отбору, показывать только то, что действительно ценно в художественном отношении. Да и сам репертуар «Орбиты», к сожалению, грешит однообразием. С удивительным постоянством нам показывают «Кабачок «13 стульев», «Наши соседи», «Наполовину всерьез», иногда с повторами. К чему, спрашивается, такой крен в область сатиры и юмора? Музыкальных передач много. Но, согласитесь, зачем телевидению повторять то, что делает, например, радио. Музыку, песни мы имеем возможность слушать по четырем радиопрограммам, в магнитофонных и грамзаписях (пластинки с записями эстрадной и классической музыки у нас продаются во всех промтоварных магазинах, не считая специализированных). И вместе с тем пропаганда музыки по телевидению нужна. Надо пропагандировать и разъяснять в передачах лучшие современные произведения, впервые прозвучавшие в концертных залах.

Что же касается спектаклей, концертов танцевальных ансамблей, то их мы пока можем смотреть только по телевидению. Но видим мы их еще мало. Центральные газеты исправно печатают рецензии на лучшие спектакли театров Москвы, Ленинграда, союзных республик, заботливо оповещают о приезде в страну на гастроли артистов из-за рубежа. Нам же остается только вздохнуть. Приходится довольствоваться только кусочками, отрывками. Зато, когда в программе хороший, большой спектакль – какой это всегда праздник! Самыми счастливыми для меня были вечера, когда показывали балет «Спартак» (два раза, с интервалом примерно в год) в записи из Большого театра. Сохранится ли эта драгоценная, несмотря на многие недостатки операторской работы, запись?

Концерты зачастую длятся всего 20-25 минут. Редко рассказывает телеэкран о народном творчестве – и народов СССР, и народов мира. Правда, есть передача «Творчество народов мира», но и она очень коротка и бывает нерегулярно, хорошо, если три раза в год. Почему-то очень мало подлинных народных песен звучит на телеэкране (по крайней мере, в телеконцертах): чаще песни, похожие на народные, но еще чаще – друг на друга. Помню, после первого курса университета я была на фольклорной практике в одной крохотной деревеньке. Мы слушали чудесные песни – настоящие, народные. Ни до, ни после этого подобных песен я не слышала. А ведь они (или их варианты) записаны фольклористами. Были когда-то передачи, в которых выступали студенты музыкальных учебных заведений Москвы, знакомя зрителей с песнями, танцами, обрядами, записанными ими в селах. Есть и профессиональные, и самодеятельные ансамбли, пропагандирующие народное искусство. Почему мы так редко их видим? Да и искусство народов социалистических стран пропагандируется весьма скупо. Почти нет передач, посвященных старинной музыке – русской и зарубежной (Средние века, эпоха Возрождения), а интерес к ней огромен. Расшифрованы крюковые записи древней русской музыки, когда она зазвучит для телезрителей?

«Орбита» гораздо более щедра по отношению к сибирякам: для них регулярно показывают «Киноленты прошлых лет» (нам стали демонстрировать лишь недавно), «Почту музыкальных встреч», «Музыкальную афишу», «По концертным залам Москвы», «О балете», «Творчество народов мира». Они чаще смотрят театральные спектакли, оперу, балет. Сами новосибирцы признают не без чувства превосходства, что у них программы «Орбиты» лучше. А ведь в Новосибирске свой прекрасный театр оперы и балета, там нередко бывают гости из Москвы и из-за рубежа.

Теперь о времени показа передач. Мы работаем до 18 часов, домой попадаем часам к 19 (не все, конечно, но очень многие: город у нас довольно большой). Между тем в январе – феврале до 19 часов по «Орбите» прошли такие передачи, как «В доме на Самотеке» (о театре С.Образцова), «Музыкальные интервью (Е.Светланов, М.Плисецкая), «Творчество народов мира», «Музыкальный календарь», «По концертным залам Москвы», фильмы о Станиславском и Вахтангове и другие. А почему бы не показать их позже, часов даже в одиннадцать вечера (я везде говорю о хабаровском времени). Те, кто любит искусство, не откажутся лечь попозже. Или показать в выходные дни, когда передачи «Орбиты» идут дольше обычного. Чтобы времени для интересных встреч было больше, вовсе нет необходимости переносить на другие дни «Здоровье» или «Время» - надо просто не включать в программу плохие фильмы. Сколько у нас великолепных картин, которые иногда просто невозможно посмотреть в кинотеатрах. Почему бы не пропагандировать хотя бы некоторые из них? Можно ведь пригласить в студию режиссеров, актеров, искусствоведов – умная популяризация должна помочь и прокату. Существует мнение о том, что телевидению вообще лучше отказаться от показа кинофильмов, что его передачи должны всегда соответствовать специфике «десятой музы» - телефильм, телеспектакль и т.д. Конечно, и фильмы, и спектакли многое теряют на телеэкране, но уж если показывать их (а показывать необходимо), то выбирать следует лучшее. Мне кажется, чем лучше фильм, спектакль, тем и потери меньше.

Не было ли у кого-нибудь такой мысли: организовать на центральном телеэкране кинолекторий, где говорилось бы не только об успехах кино, не только о хороших фильмах, но и о плохих, о недостатках фильмопроизводства. Такие передачи могли бы стать не менее популярными, чем «Кинопанорама», и не менее полезными. Они способствовали бы интереснейшим дискуссиям. И участие в них зрителей должно быть самым активным. Ведь не все, к сожалению, читают рецензии на фильмы. А телепередачи смотреть будут все. Очень много значит наглядность, выступления любимых актеров и режиссеров.

Мне кажется, передачи «Орбиты» должны помочь жителям «периферии» не чувствовать себя обделенными в культурном отношении. Значит, необходимо более строгое отношение к составлению программ. Художественный вкус зрителей надо воспитывать серьезно, по-настоящему, всеми средствами, включая и возможности телевизионные, конечно.

Вот и все. Работаю я в Хабаровской краевой детской библиотеке. Мне 23 года.

Ирина ЮРЬЕВА
«Советская культура» № 72, 7 сентября 1973 г.



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001