обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Горизонты малого экрана

ТЕЛЕЭСТРАДА: НАДЕЖДЫ И ОГОРЧЕНИЯ

Потехе хотя бы час – уже не один год вздыхают телезрители. Но количество и качество развлекательных программ ЦТ пока не меняется.

Лучшие времена «Кабачка…» или «Клуба веселых и находчивых» подернуты в нашей памяти розовой дымкой. Мы были зрителями неискушенными, а ТВ предлагало «с доставкой на дом» юморески, разыгранные популярными артистами, и остроумные студенческие капустники. Пусть не все остроты были безупречны: просчеты искупались новизной зрелища. Зрители искали в тех передачах лучшее – и находили (ни к чему снисходительные усмешки: какие это «развлекательные вершины» достигнуты ныне, чтобы с них свысока взирать на программы пятнадцатилетней давности?).

Вслед за В.Кривошеевым («СК» 3 августа) вздыхаю: прошла безоглядная всепрощающая любовь к телевидению. Зритель стал строже и требовательнее. Он столько раз, глядя на домашний экран, убеждался: ведь могут же работать! Видел многое, но ждал большего. И думается, ни в чем на ТВ предложение так хронически не отставало от спроса, как в передачах развлекательных.

…Подъезд старого дома на улице Софьи Перовской в центре Ленинграда. Вместо привычных «Оля+Коля» стены испещрены надписями: «Боб, мы тебя любим». В этом доме живет руководитель группы «Аквариум» Борис Гребенщиков. По самым приблизительным сведениям, современная музыка занимает сегодня не только в досуге, но и в образе жизни молодежи значительное место. А без кумиров она сейчас немыслима. И их выбор – пусть специфическое, но довольно точное свидетельство настроений нынешних молодых. В апрельском выпуске программы «Мир и молодежь» был показан фрагмент разговора, в котором о рок-музыке с молодыми москвичами говорили Ю.Саульский, Т.Гвердцители, Б.Гребенщиков. Даже краткая часть диспута свидетельствовала: большинство ребят умно и со знанием дела говорят о том, что считают в этой музыке главным, какие требования предъявляют к авторам и исполнителям.

А программы телевидения – стали ли они надежными лоцманами в бурном море современных ритмов, помогают ли юному меломану отделять злаки от плевел?

В одном из выпусков той же программы «Мир и молодежь» промелькнул замечательный сюжет из Таллина о Р.Раннапе, музыканте самобытном и разнообразном: он пианист, исполнитель классической музыки, автор симфонических произведений, джазовый импровизатор. «Что должен знать современный музыкант?» - спрашивает корреспондентка Раннапа. «Всё: джаз, симфонию, свинг, рок – всё! А иначе…» «Иначе что?»- переспрашивает корреспондентка. «Ерунда», - темпераментно отчеканивает Раннап. Что тут начинается на экране: стоп-кадр, рамка, смещение кадра и прочие режиссерские акценты позамысловатее раннаповского. Недвусмысленно дается понять: вот оно, главное в сюжете. Главное? Полноте: одно слово порезче и непомерная эквилибристика спецэффектов. Следующий эпизод: Раннап играет на рояле свою переработку «Подмосковных вечеров». Сделал из В.Соловьева-Седого регтайм, а зачем? – недоуменно может спросить зритель. И будет прав. Нет, вовсе не нужно, чтобы сюжет только давал ответы и не задавал вопросов. Но на вопрос о принципе работы Раннапа – музыканта непростого, не общедоступного – хоть в некоторой степени ответить стоило. Есть адресованные молодежи литература, кинематограф, театр – острые, проблемные, не сглаживающие углы. Есть у нас и проблемное, порой остропублицистичное молодежное телевидение. Но почему тогда концертные вставки этих в целом интересных программ – среди них «…До шестнадцати и старше», «Молодежные вечера в Останкине» - от проблематики передач отстоят еще дальше, чем от современной музыки?

Несколько лет назад в коллективном труде «Телевизионная эстрада» признавалось: из числа солистов самого большого концертного объединения - Москонцерта – на ТВ выступает не больше десяти процентов. Самоустранившись от процесса музыкальных новаций, программы малого экрана обеднили себя сами. Приходится тасовать одну и ту же колоду: Пугачева – Вески – Леонтьев – Ротару – Йоала – балет телевидения ГДР. Не всегда доволен телезритель, особенно, помоложе.

Хочется всецело поддержать В.Семеновского («СК» 8 августа) который пишет о стремлении Ленинградского телевидения искать новые имена, смело приглашать молодых исполнителей. Пример тому – последовательно сменявшие одна другую программы «Дискотека», «5х5», «Музыкальный почтальон». Принцип построения программы «5х5» был несложен: пять песен и пять вопросов к популярным коллективам и исполнителям. Такой мини-бенефис был устроен практически всем нашим заметным ансамблям конца 70-х – начала 80-х. «5х5» - едва ли не единственный случай, когда дискуссия о современных ритмах шла не в одни ворота: право голоса получили не только критики, но и критикуемые. Программа отнюдь не носила характера комплиментарного: разговоры велись нелицеприятные, острые, случалось – язвительные. Сейчас «5х5» уступила место другим программам, но участие коллективов и исполнителей (причем, расспрашивают их теперь и журналисты, и собираемая в студии молодежь) – по-прежнему непременное условие. Уже год выходит в эфир передача «Кружатся диски», стержень которой – непременное участие группы «Секрет». Удачно был найден ведущий Максим Леонидов. И вся тональность программы – чуть стилизованная, чуть ироничная, чуть насмешливая. Через неожиданные ассоциативные образы подаются песни. И при всей традиционности структуры «реприза – песня – реприза – песня» «Кружатся диски» смотрится свежо, она сейчас на подъеме. Ценный опыт: развлекательных передач у нас не хватает, а сделанных умело и со вкусом – подавно. Ведь как ни крути, как ни выстраивай очерк развития развлекательных программ, стройная структура не сложится. Нет никакой тебе гармоничной смены старого новым. Сколько раз мы были свидетелями крушения только что начавшихся развлекательных циклов, и как редки здесь сюрпризы премьер.

Кто сегодня назовет периодичность выхода в эфир «Что? Где? Когда?», «Мелодий и ритмов зарубежной эстрады» - ежемесячно? ежеквартально? Кто объяснит принцип формирования выпусков «Песня-85»? Они так отличаются друг от друга, что невольно думаешь: разве это одна и та же передача? Говорю о структуре, о содержании разговор особый.

Одна, кажется, этого рода программа ЦТ обрела за последнее время устойчивость – «Джазовая панорама». Вообще отрадно, что этот музыкальный жанр – пусть с большим запозданием – получил-таки достойное место на телеэкране. Есть система, а не просто от случая к случаю концертный номер – многие такому положению дел позавидуют. Передача развивается. Так, поначалу смущало резкое разграничение: сперва весьма академичный комментарий, потом собственно музыка. И в этом смысле органичнее выглядел недавний выпуск, посвященный диксиленду. Вообще комментарий в музыкально развлекательных передачах – одна из главных творческих проблем. Есть практика программ «Видеоритм» Латвийского телевидения. Комментарии сжатые – 2-3 минуты, подаются неординарно. Недавний пример: после шумного и, как обычно, очень дымного выступления «Землян» на экране появляется ведущий. По подбородок в клубах дыма, напущенного по такому случаю в павильон. Невозмутимо говорит, что лазеры, стробоскопы, дымы – все это хорошо, но хочется услышать что-нибудь посодержательнее, чем оглушающий рокот. Подобные инсценировки – не единственный путь, свой ход при желании можно найти для каждого случая. И еще об одной передаче ЦТ, которая, увы, в прошедшем времени. О «Веселых ребятах». В развлекательных программах это был, по-моему, единственный случай, когда предложение обогнало спрос. Когда ТВ не шло за зрителем, а вело его за собой. Это была передача, успешно решавшая не только задачу – сверхзадачу тоже. Потому что была очень смешной и при этом очень серьезной. Она была именно телевизионной – в том смысле, что находила именно телевизионные формы разговора о вкусах ли, о семейной ли жизни. Обычно отмечают режиссерскую изобретательность – здесь для зрителя, видимо, было особенно много откровений. Думаю, остроумие режиссера все-таки вызывалось к жизни остроумием сценариста: как и всегда, в начале было слово. О «Веселых ребятах» и Ю.Богомолов вздыхает ностальгически («СК» 31 августа). Но то, действительно, не по прошлому ностальгия - ностальгия по настоящему.

Впрочем, как традиционны сейчас дискуссии о ТВ, так традиционны в них сетования на дефицит развлекательных программ. На то, что мало приятных неожиданностей – какие там неожиданности, если фонотека меломана средней руки богаче эстрадного эфира Главной редакции музыкальных программ. Пишу об этом извиняющимся тоном: мы-де понимаем, не это главное, делу время – само собой, но ведь и потехе час (даже «потехе хотя бы час», - умоляет читатель А.Шибаев из Целинограда в «СК» от 25 июля). В эфире же не одну неделю и не две «потехе» от воскресенья до воскресенья отводится полчаса «Утренней почте». Мало-помалу и в обзорах, когда речь идет о развлекательных программах, рецензенты пишут уже просто о чем-то привлекательном, просто о каких-то ростках нескучного – неважно, в какой передаче.

Тут получается такое дело: на безрыбье каждый рак видится рыбкой, да еще золотой.

31 августа первая программа ЦТ пригласила нас на музыкальный спектакль «Золотая рыбка». (Автор и режиссер Марк Розовский). На премьеру памятного «Кабачка» - телевизионного театра миниатюр. И вот он, час потехи (даже целый час и пять минут – таков эфирный отрезок «Золотой рыбки») Вот уже маг заливает воду в телевизор-аквариум, и виновница торжества поблескивает в его недрах золотистой чешуей. Справа – привычная по «Кабачку» стойка. Фойе гостиницы «Золотая рыбка» - место действия. Охотно принимаем правила игры: здесь «каждый номер – номер артиста». Одно за другим начисляем в актив передачи очки. Ведущие Ирина Понаровская и Михаил Боярский – артисты с богатыми возможностями. Действительно, они программу не только непринужденно ведут, но и выступают со своими номерами – и дуэтом, и соло. Вот парад-алле: перед камерами, получая от портье ключи, проходят участники программы – А.Джигарханян, А.Калягин, О.Табаков. Муза телетеатра не падчерица, и отрадно, что ее не чураются большие актеры. И вообще здорово, что программа, а не сборник концертных номеров. Это богаче, в этом цельный замысел, единство.

Все вроде так, но только что-то не так – фраза из детской книжки вспоминается к середине программы. Не смешно. Кощунственно звучит: артисты читают Зощенко, Жванецкого, а не смешно. Это трудно объяснить: почему смешно или не смешно, скучно или не скучно. Но вот не смешно, но вот скучно! Например, равнодушно наблюдаешь, как нечуткий директор гостиницы не только не селит известного артиста (Роман Карцев играет себя самого) в номер с удобствами, но даже выселяет из прежнего – без удобств. Он, мол, этого артиста и не любит, и не знает. Делу помогает чуткая дежурная, которая и знает, и любит. Ничего больше в юмореске Михаила Жванецкого «Вселение» не происходит.

Однако самое главное вот в чем: новая передача, но мало чего в ней, честно говоря, нового. Наоборот, то тут, то там - воспоминания о старых программах. Нет, не стойка в фойе имеется в виду. А, прежде всего, сквозной тематический стержень, призванный цементировать единство сюжетов и до боли знакомый по «Утренней почте». «Каждый номер – и номер артиста». Каждый номер - он еще и про номер. Одного персонажа в номер вселяли за взятку, другого чуть не выселил строгий директор, третий вызывает в номер телохранителя – докучливые вариации. Поневоле подумаешь: мировая литература сюжетами на эту тему не слишком богата – на сколько выпусков их хватит? Или в следующей передаче в гостинице затеют ремонт с реконструкцией и разговор будет вертеться вокруг строительных профессий? Создатели «Золотой рыбки» пошли, что называется, от достигнутого. Да, нам очень нужна передача для субботнего вечера. И свято место «Кабачка «13 стульев» все еще пусто. Надо искать, надо пробовать. Но не в «обжитой» телевидением зоне передач типа «реприза – песня – реприза – песня». Надо исходить из новых условий, новых возможностей и нового зрителя. Такой поиск, наверное, не уложится в прокрустово ложе уже найденного ранее.

Но именно такого поиска ждет телезритель. Поиска и находок. В общем, чтоб ловилась рыбка – большая и маленькая.

Л.ПАРФЕНОВ редактор Вологодского телевидения

«Советская культура»

17 сентября 1985 года



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001