обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






Рождение "Культуры"

История создания телеканала из первых рук

Сергей Красавченко

Ректор Международного университета в Москве

Красавченко Сергей Николаевич окончил экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, работал в Академии наук СССР (Институт Латинской Америки, Научный cовет по проблемам научно-технической революции и Институт научной информации по общественным наукам), Академии народного хозяйства при Совете министров СССР, заместителем главного редактора журнала "Вопросы экономики". В 1990 г. был избран народным депутатом РСФСР, членом Верховного Совета РСФСР. В 1990-1993 гг. - председатель Комитета по экономической реформе и собственности Верховного Совета РФ. В 1993-1999 гг. - первый заместитель руководителя Администрации, советник Президента РФ. С 2001 г. - ректор Международного университета в Москве

- Сергей Николаевич, в ноябре этого года исполняется 10 лет телеканалу "Культура". За эти годы к нему привыкли, а молодежь вообще не знает, что раньше его не было. Тогда Вы были первым заместителем руководителя Администрации Президента РФ, советником Президента и, по отзывам телевизионных профессионалов, внесли решающий вклад в создание этого канала в очень непростое для России время. Вспоминаете об этом?

- "Решающий" - в оценке моего вклада - сильное преувеличение. Главную, определяющую роль в создании канала сыграли наши видные деятели культуры, выдвинувшие и "пробивавшие" идею канала, формировавшие общественное мнение и непосредственно повлиявшие на принятие решения Президентом Б.Н. Ельциным. Непростое, скажу вам, решение Президента, потребовавшее от него не только государственной мудрости, но и свойственного ему мужества, если учесть условия и обстоятельства, при которых он это решение принимал: тяжелое экономическое положение при дефицитности госбюджета, политическая и социальная напряженность, острая борьба за ключевые СМИ, в том числе и за "5-ю кнопку" метрового телевидения. Что и говорить: экономические, социальные и политические условия в нашей стране в то время действительно отнюдь не способствовали принятию решения о создании такого телеканала на государственные средства, да и к тому же без рекламы. Но, вместе с тем, была и объективная потребность в нем.

При смене общественного строя, системы экономических отношений, формировании основ и условий цивилизованного развития страны и общества роль культуры трудно переоценить. В условиях ограниченности возможностей государства задачу финансовой поддержки существования и развития культуры должен решать рынок, а для формирования рыночного спроса на качественный продукт культуры, искусства необходимы не только традиции (они существуют), но и потребность в подобных продуктах у реальных потребителей. И потребности такие - в масштабах страны - можно и нужно формировать.

Именно поэтому те деятели культуры и их союзники во власти, которые были озабочены цивилизованным развитием нашей страны, сохранением и развитием российской культуры, добивались того, чтобы в тяжелых экономических и сложных социальных условиях СМИ, и в первую очередь - телевидение, были союзниками и, если хотите, проводниками культуры. И потому задача создания специализированного на вопросах культуры федерального телеканала стала одной из главных в деятельности Президентского совета по культуре.

- Да, мы знаем, что Совет по культуре при Президенте России, деятельность которого Вы курировали, внес значительный вклад в создание канала "Культура". Можно несколько слов о Совете и о том, кто из его членов был наиболее деятельным и активным в этом проекте?

- Совет при Президенте РФ по культуре и искусству был создан в июне 1996 г. Его председателем стал Б.Н. Ельцин. В Совет вошли видные деятели нашей культуры. Первым заместителем председателя стал Марк Захаров, заместителями - Кирилл Лавров и Евгений Велихов. Мне поручили организацию работы Совета в качестве его секретаря. Отдельными комиссиями Совета руководили Григорий Бакланов, Михаил Ульянов, Сергей Соловьев, Ролан Быков, Николай Петров, Екатерина Гениева.

Активную работу в Совете вели Фазиль Искандер, Михаил Пиотровский, Зураб Церетели, Владимир Васильев, Юрий Карякин, Геннадий Хазанов, Мариэтта Чудакова, Владимир Дашкевич, Элина Быстрицкая... Вошел в Совет и кинорежиссер Савва Кулиш, которого пригласили не только как известного режиссера, но и как активного общественного деятеля: обладая огромным общественным темпераментом, он его активно реализовывал и в Союзе кинематографистов Москвы, и в созданном им Движении в защиту российской культуры. С 1992 г., когда мы познакомились с Саввой Яковлевичем и начали сотрудничать в деле развития и поддержки российской культуры, он постоянно и настойчиво говорил о необходимости привлечения к поддержке российской культуры средств массовой информации, а главное - телевидения. Савва Кулиш мог бы возглавить в Совете Комиссию по кинематографии, об этом его просили и его коллеги. Но он предложил создать, а затем возглавил отдельную комиссию -"Культура и СМИ", в которую вовлек членов Совета Ролана Быкова, Мариэтту Чудакову, а также известных журналистов - Святослава Бэлзу, Сергея Капицу, главного редактора газеты "Культура" Юрия Белявского, завотделом культуры газеты "Известия" Ядвигу Юферову, главного редактора газеты "Сцена и телевидение" Александра Авдеенко, Константина Эрнста, начинавшего свою телевизионную деятельность с кинематографических проектов, Артемия Троицкого и др. И вот эта комиссия во главе с Саввой Кулишом, созданная в конце лета и начавшая активно работать с осени 1996 г., главной своей целью поставила подготовку государственного решения о создании телеканала "Культура".

Савва Кулиш был хорошо знаком с руководителем Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию Валентином Лазуткиным и говорил мне, что "именно этот человек нам нужен для нашего дела. Валя знает, как такой канал создавать, сколько денег на это потребуется, как проходить бюрократические препятствия". Они составляли идеальную пару: Кулиш - это идея, порыв, талант общения, привлечение людей и включение их в общее дело. Лазуткин - практика, знание мирового опыта, высокий профессиональный авторитет. Поддержав идею канала, В. Лазуткин стал самым активным участником процесса, много сделал для информационного и документального обоснования нашей общей позиции. На заседаниях комиссии С. Кулиша и нашего Совета мы раздавали собравшимся подготовленные В. Лазуткиным большие подборки материалов, однажды - целый том, страниц в 200, по зарубежному опыту создания и функционирования аналогичных каналов в Европе и США.

Поддержали позицию нашего Совета и руководители телевизионных каналов. Помню, как на заседаниях Совета по культуре и его комиссии по СМИ выступали и Константин Эрнст, и Олег Добродеев, который представлял тогда компанию НТВ, и Анатолий Лысенко, и Владимир Кулистиков, и Игорь Малашенко - все поддержали создание канала "Культура", понимая его роль и значение не только для страны и ее граждан, но и для самого телевидения. И действительно, представьте себе сегодняшнее российское телевидение - со всеми его метровыми и дециметровыми, развлекательными и новостными каналами - без канала "Культура"! Это будет совершенно другая картина. И другие участники телевизионного рынка не могут не понимать значения этого канала не только для содержания работы, но и общей атмосферы телевидения. Такая складывалась тогда ситуация: с одной стороны, бедное государство, нищий бюджет и малые технические возможности, с другой - общественная потребность, осознавая которую, деятели культуры и некоторые государственные и общественные деятели настойчиво работали над созданием канала, посвященного исключительно культуре.

- В те годы на общенациональных телеканалах были сильны позиции олигархических кругов. Говорят, что судьбу двух каналов, отданных в управление Березовскому и Гусинскому, Iw должен был разделить и 5-й (петер-|м бургский) телеканал, на частоте кото-11_ рого в итоге и был создан телеканал |О "Культура". Но этого не случилось...

- Проблема с техническими возможностями и частотой, на которой должен был работать канал, была, и проблема серьезная. Естественно, чтобы иметь действительно национальное значение, он должен был базироваться на федеральной сети распространения сигнала.

К тому времени всего у нас было 6 каналов с федеральным охватом, один из которых - Санкт-Петербургский, находившийся на 5-й кнопке. По разным причинам он увядал как экономически, так и программно. За него развернулась борьба: канал хотели акционировать, сделать коммерческим. Говорили, что за право обладания им боролись "Газпром", "Онэксим", "Лукойл". Понятно, что за этими претендентами стояли и влиятельные политические группировки, и большие деньги. Мыв свою очередь возлагали надежды на превращение спорной частоты в канал, посвященный культуре, с государственным финансированием. И упорно работали в этом направлении -и Совет по культуре, и Комиссия, возглавляемая Саввой Кулишом, при активной поддержке Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию. Используя свои творческие союзы, другие организации и возможности, активно действовали Ролан Быков, Марк Захаров, пианист Николай Петров, академик Евгений Велихов.

Тогда же без тени сомнения и с энтузиазмом согласился подключиться к этой работе и Дмитрий Сергеевич Лихачев. Мы воспользовались тем, что Д.С. Лихачев имел полученное им от Б.Н. Ельцина (во время их встречи в Кремле по поводу 90-летия академика) право беспрепятственной личной переписки с ним и попросили Лихачева написать Президенту письмо в поддержку создания на базе 5-го канала телеканала "Культура". Д.С. Лихачев направил такое письмо, положив "на чашу весов" Президента и свою весомую гирьку.

(Уже потом, когда решение в пользу "Культуры" было принято, у нас возникли разногласия с Д.С. Лихачевым - он, вместе с питерскими коллегами, полагал, что штаб-квартира канала должна находиться в Петербурге. На его стороне в этом случае оказался и В. Лазуткин, предложивший с этой целью реанимировать строительство нового здания телецентра на Комендантском аэродроме).

- До обидного мало сказано о том, какую роль в принятии Б.Н. Ельциным решения о канале сыграл М.Л. Ростропович. Давайте восстановим справедливость.

- Действительно, М.Л. Ростроповичу принадлежит особая и очень важная роль в принятии решения о создании канала "Культура". Причем исполнение этой роли добавило в историю создания канала своеобразную драматичную интригу. Мы знали, что Б.Н. Ельцин хорошо относится к культуре, понимает ее значение для страны. Но теперь всем уже известно, как и кем после выборов 1996 г. формировалась его позиция, как готовились и принимались большинство его решений. И у нашего Совета, и у меня возможности личного контакта с Президентом и влияния на него стали минимальными. Думаю, что люди, которые предполагали передать "5-ю кнопку" в частные руки для коммерческого использования, были значительно более спокойны и уверены в успехе, чем те, кто "ставил" на "Культуру". Но, повторяю, понимая ситуацию, мы все же надеялись, и надежда наша была связана с тем, что Борис Николаевич, как часто бывало в его жизни, проявит политическую волю и примет неожиданное, но верное решение. Но для этого необходим был какой-то стимулирующий импульс - событие ли, встреча ли, человек... И тут так удачно сложилось: и человек появился, и событие подоспело, и встреча состоялась. Человек - великий маэстро, потрясающая личность - М.Л. Ростропович, событие - его 70-летие, встреча - его с Президентом Ельциным. Мы с М.Л. Ростроповичем дружили, много общались, он согласился быть членом нашего Совета по культуре. Не принимая личного участия в заседаниях (напряженный и весьма разнообразный график и география его творческой и общественной деятельности практически исключали это), он тем не менее интересовался нашими делами, давал дельные и мудрые советы, поддерживал и словом, и делом. Естественно, он активно поддержал и инициативу создания телеканала " Культура". В тот 1997 г., 27 марта, Ростроповичу исполнялось 70 лет. Мы очень хотели - и он дал согласие, - чтобы именно в этот день празднование юбилея состоялось в Москве. И уже началась подготовка, но - не случилось. (Отдельная история - почему, кто и как помешал.) 27 марта 1997 г. празднование юбилея Мстислава Ростропо-вича состоялось не в Москве, а в Париже, под патронажем его друзей - Президента Франции Жака Ширака и его супруги. В праздновании приняла участие и небольшая делегация из России: официальные лица, дочь Б.Н. Ельцина - Татьяна Борисовна, его друзья - Эдвард Радзинский, Геннадий Хазанов... В знаменитом зале Champs-Elysees состоялся торжественный концерт, посвященный юбиляру, а затем в его честь Ж. Ширак устроил прием в своей президентской резиденции - Елисейском дворце.

Выполнив свою миссию - поздравив юбиляра от имени Президента РФ, я по возвращении в Москву написал записку Борису Николаевичу с предложением провести юбилей Мстислава Леополь- довича в Москве на таком же уровне, как во Франции. Борис Николаевич, естественно, согласился, и было принято ре- шение, что юбилей великого российского музыканта и гражданина будет организован на государственном уровне. И празднование юбилея состоялось. Его программа включала в себя торжественный концерт в Большом зале консерватории, большой прием в Государственном Кремлевском дворце, а начиналось все торжественной церемонией награждения юбиляра орденом "За заслуги перед Отечеством II степени" в Большом Кремлевском дворце. Награду - в присутствии многочисленных российских и зарубежных деятелей культуры, руководителей Правительства РФ и Администрации Президента, а также приехавших со всего мира друзей Ростроповича - вручал Б.Н. Ельцин. Протоколом была предусмотрена и 10-15-минутная беседа Ельцина с Ростроповичем в Зимнем саду перед их выходом к публике во Владимирский зал. Мы решили использовать эту возможность для попытки -кто знал, может быть, другой уже не представилось бы - в такой благоприятный во всех отношениях момент повлиять на решение Президента о судьбе частоты 5-го канала. Опыт таких встреч, включая и опыт личных встреч и бесед М.Л. Ростроповича с руководителями государств, многие из которых - короли, президенты, премьеры, министры - были его друзьями и поклонниками его творчества, свидетельствовал об их склонности интересоваться проблемами и пожеланиями маэстро и представляемого им искусства и намерениях идти навстречу его предложениям. Мстислав Леопольдович, узнав о предстоящей беседе в Кремле, сам сказал, что надо обсудить, какие вопросы поставить перед Президентом.

День, предшествовавший встрече в Кремле, выдался, впрочем, как почти всегда во время визитов М.Л. Ростроповича в Москву в те годы, довольно напряженным: прилет, посещение строящегося Храма Христа Спасителя, встречи с коллегами и друзьями, журналистами, - поэтому мы уже только ночью, около половины второго, смогли спокойно поговорить о делах предстоящих и, главное, - о содержании беседы с Б.Н. Ельциным. Я напомнил Ростроповичу о том, что времени будет мало, поэтому надо заранее четко сформулировать те задачи, о которых он будет говорить с Президентом и решения которых ждет российская культура. "Главное, конечно, - сказал я, - создание на 5-м канале канала "Культура". Слава, попроси Бориса Николаевича, найди убедительные слова. Такое решение Ельцина было бы прекрасным подарком к твоему юбилею и тебе, и всей российской интеллигенции". Он быстро согласился, добавив, что этим государство и самому себе сделает хороший подарок. Я предложил ему еще попросить Бориса Николаевича о помощи в создании Фонда поддержки российской культуры в странах СНГ для укрепления влияния русской культуры, языка, литературы как фактора развития интеграции. "Ну и, -говорю, - третье..." Тут он меня перебил: "Знаешь, давай-ка мы третье и второе уберем. Из трех пунктов какой самый главный? Телеканал. Вот на нем и остановимся. У меня большой опыт общения с главами государств. Просить нужно только об одном, чтобы не давать возможности впоследствии выбрать тот пункт, который легче выполнить. Так что - телеканал "Культура" - и все". Я, конечно, согласился. На следующий день, 20 мая 1997 г., М.Л. Ростропович вместе с Г.П. Вишневской приехали утром в Кремль, помню, заставив понервничать Службу протокола Президента: они прибыли буквально за несколько минут до встречи с Б.Н. Ельциным. У Саввы Кулиша в его проекте "100 фильмов о Москве" есть фильм о М.Л. Ростроповиче - "Ростропович... и немножко нервно". Там есть очень трогательные кадры из того солнечного майского дня: Ростропович буквально взбегает вверх по парадной лестнице Кремлевского дворца, торопясь на встречу с Президентом... Проводив Славу до дверей Зимнего сада, где его уже ждал Борис Николаевич, я вышел в зал и занял свое место. Ждать оставалось недолго. Через 10-15 минут мы, приветствуя и поздравляя Славу, должны были узнать, сбудется ли и наша надежда на благоприятный исход разговора, а значит, и успех в большой работе по "отвоева-нию" канала для культуры. Далеко не уверенных в этом, нас, тем не менее, не покидало какое-то предощущение чего-то приятного, радостного. И это шло от общего настроения праздника, связанного с большим, светлым и любимым нами человеком, и от оптимистичного настроя, уверенности самого Ростроповича. (Потом уже мы выяснили, что шансов на благоприятный исход нашей затеи было чрезвычайно мало: может быть, 5-10 из ста).

Савва Кулиш, зная, что в ходе мероприятия возможны интересные повороты, и действуя как опытный режиссер, попросил меня помочь: через службу протокола рассадить в зале "наших" -членов Совета по культуре - среди высших чиновников, поставил в зале две камеры, которые снимали не только юбиляра и Президента, но и реакцию сидящих в зале: нам была совсем небезынтересна позиция и реакция на возможную информацию о судьбе телеканала тех людей, в чьих руках были основные рычаги принятия решений и чья публичная позиция не всегда совпадала с их реальными намерениями и действиями - в том числе и в отношении "5-го канала".

...Наконец двери, ведущие в Зимний сад, отворились. Вошли и спустились по лестнице Борис Николаевич и Мстислав Леопольдович, сели в кресла. Затем был зачитан Указ Президента о награждении Ростроповича, Ельцин вручил ему орденские знаки. Слава выступил с короткой речью. И тут-то и произошло то, чего мы, мало надеясь, ждали, и что на многих других произвело эффект внезапно разорвавшейся бомбы. После выступления Ростроповича Борис Николаевич еще раз взял слово и заявил примерно следующее (не могу точно процитировать, но передаю смысл): "Еще раз поздравляю Мстислава Леопольдовича с юбилеем и хочу сказать, что мы с ним сегодня побеседовали, обсудили один вопрос - думаю, что лучшим подарком для Ростроповича в день его чествования будет подарок всей нашей культуре: объявляю в этот день, в этот час, в присутствии моего друга Славы, что нынешний Санкт-Петербургский 5-ый телевизионный канал будет каналом "Культура". И решительным жестом, как бы подводя черту под дискуссией, завершил: "Прошу подготовить Указ!"

То, что последовало в зале дальше, надо было видеть и слышать! Финальная сцена из "Ревизора" блекнет перед той, что предстала перед нами. Благодаря предусмотрительному и изобретательному Савве Кулишу мы узнали, кто что говорил, кто как выглядел, запечатленный телекамерой. Деятели культуры, Славины гости, конечно, очень обрадовались, ликовали, а вот некоторые чиновники... Кто-то воспринял слова Президента как удар, кто-то выругался: "Не успели!", "Может, что-то сделать до подписания Указа" и т.д. -это не все из сохранившихся в памяти реплик.

- Даже не верится, что заинтересованные в "коммерциализации" 5-го канала лица могли так просто отступиться от задуманного.

- Нет, конечно. Несмотря на то что те, кто хотел получить в свои руки федеральный канал, и некоторые сановники, ориентированные на это, были обижены и расстроены, в их распоряжении оставались способы и средства спустить это решение на тормозах, ссылаясь на отсутствие денег, технической базы и т.п. Было бы желание и хороший стимул, а причину и способы не выполнить принятое решение опытный чиновник найдет. Мы, конечно, беспокоились - и, как оказалось, не напрасно. Уже в этот же день после поздравлений в Кремле семья Президента пригласила семью Ростроповича на обед в загородный ресторан "Царская охота". Самого Бориса Николаевича на обеде не было. Прошло несколько часов, мне позвонил Ростропович уже из машины: "Слушай, Сереженька, все нормально, мы уже возвращаемся.

Обед прошел замечательно, но как ты думаешь, о чем добрую половину времени мы разговаривали? Вот именно -о телеканале. Да, бомбочку мы взорвали с Борисом Николаевичем. На меня такой был нажим! Они говорили -Слава, вы понимаете, надо вернуть Борису Николаевичу слово, отложить это решение, вы понимаете, бюджет, пенсионеры... Потом, когда-нибудь, мы это сделаем обязательно, но не сейчас". Спрашиваю: "Ну и ты что?" Он отвечает: "Ты что, меня не знаешь? Я сказал: ни в коем случае! Не только не верну это слово, а буду наблюдать за тем, как оно будет реализовывать-ся. Как раз сейчас и самое время. Если вы хотите стать богатыми, чтобы у вас был хороший бюджет, надо финансировать не только добычу нефти, но и культуру, а без этого страна не будет цивилизованной, а значит, богатой и счастливой. Я от своего не отступлюсь, и если узнаю, что наш договор не будет выполняться, соберу пресс-конференцию и предъявлю счет за невыполнение этого слова Президента! Так и сказал. Так что ты не сомневайся!". Надо сказать, - к чести Бориса Николаевича, на которого тоже наверняка и после 20 мая оказывали давление, - он от своего слова не отступился и 25 августа 1997 г. Указ о канале "Культура" подписал.

- Значит подписание Указа о создании канала "Культура" прошло относительно гладко?

- Нет, конечно. Хотя Президент и "не отступился", но некоторых людей из его аппарата и правительства, думаю, не оставляли мысли о передаче "5-го" метрового диапазона в частные руки. Одним из известных в аппарате способов "снятия" нежелательной, навязанной ему, ситуации является создание таких условий ее существования, чтобы она умерла сама. В нашем случае борьба за канал перешла в стадию борьбы бумаг. Мы подготовили и представили обсужденный в Совете вариант Указа, обеспечивающий реальные и надежные условия создания, начала работы и развития деятельности канала. Коллегиальность представления (от Совета с исключительно авторитетным составом и во главе с Президентом) проекта и соответствующая ответственность за него укрепляли нашу позицию в целом и мою как советника Президента и работника его Администрации - во внутриаппаратной работе над Указом о канале. И, как выяснилось, не напрасно: основательность позиции и стойкость в ее отстаивании действительно потребовались.

Однажды в моем кабинете появился руководитель одного из управлений Администрации Президента. Он протянул мне бумаги и сказал: "Указ по каналу "Культура". Визовый экземпляр -все визы, включая Председателя Правительства (Черномырдина), уже есть. Ставьте вашу: Президент требует сдать сегодня - он через час уезжает. После вашей визы передам Юмашеву - и на подпись к Ельцину". Пригласив его присесть, я стал читать текст Указа. Как мы и предполагали, аппарат основательно поработал - серьезные, принципиально важные положения нашего (Совета) варианта были изменены - можно сказать, выхолощены, некоторые вообще исчезли. Вариант, которого мы опасались появился: при таких условиях канал появлялся, но... нежизнеспособным. Я сказал, что такой вариант Указа завизировать не могу. Надо обсуждать аппаратные новеллы, появившиеся в том тексте, который утвердил и представил Совет. И объяснил, что в таком случае Совет должен возвращаться к этому тексту: я не могу игнорировать уже высказанное им мнение. "Нет, - сказано было мне, - надо . визировать. Президент велел с Ука-I зом больше не откладывать. Если надо, Юмашев вам об I этом сам скажет".

Действительно, позвонил В.Б. Юмашев (тогда он был руководителем Администрации Президента) и в свойственной ему манере - мягко, вежливо, но настойчиво - дал понять, что надо визировать именно сейчас, добавив, впрочем, что в дальнейшем - в рабочем порядке - можно будет обсудить текст и скорректировать, может быть, с помощью других документов. Что было делать? По существу это был приказ, и я не имел права его не выполнить. Но у меня оставалось сохраняющееся за чиновником, визирующим документ, право высказать свое особое мнение. И я этим правом, к ужасу моего визави - "Вы что пишете -это же визовый экземпляр, там более десятка согласований, виз," - воспользовался. Поставив свою подпись, я под ней написал "с замечаниями" и перечислил все (кажется, 5-6) позиции текста, требующие исправления, с моей (и Совета) точки зрения, и дополнения, которые требуется внести, чтобы обеспечить необходимые для канала условия жизнедеятельности. Недовольству моего коллеги по Администрации не было предела. Пообещав, что я еще пожалею о том, что и как сделал, он ушел, унося к начальству таким образом "завизированный" документ. В результате в тот день Президент текст Указа не получил. В.Б. Юмашев понял, что моя позиция, как и стоящего за мной Совета, твердая, и согласился на доработку текста, который впоследствии, достаточно скоро, с некоторыми уступками с нашей стороны, был подписан практически в главном, в нашем варианте.

Потом состоялся еще один, и весьма непростой, раунд борьбы, связанный с утверждением ряда регулирующих деятельность канала документов, в том числе Положения о попечительском совете канала "Культура", но в основном мы свои позиции отстояли, и базисные условия для создания и развития канала были обеспечены. Так что, как говорится, наша взяла (хотя достижение это и его последствия наши влиятельные оппоненты нам не простили - и я, и В. Лазуткин впоследствии вполне ощутимо испытали на себе их недовольство). Указом Б.Н. Ельцина главным редактором канала "Культура" был назначен Михаил Швыдкой. Пришедший на канал (собственно, канала-то и не было, было только решение о нем) в конце августа 1997 г., М. Швыдкой, проявив незаурядные качества руководителя и творческой личности, решил задачу, казавшуюся невыполнимой: собрав практически менее чем за два месяца команду талантливых, энергичных и трудолюбивых людей, среди которых была и нынешний руководитель "Культуры" Татьяна Паухова, он обеспечил выход канала в эфир 1 ноября 1997 г. Не остались в стороне от своего детища и члены Президентского совета по культуре. В сентябре-октябре 1997-го в Совете шла интенсивная работа над концепцией деятельности канала, проектом Положения о попечительском совете канала, в комиссиях Совета активно обсуждали направления деятельности, содержание программ, предлагались проекты конкретных циклов и отдельных передач. Григорий Бакланов и Ролан Быков, Савва Кулиш и Марк Захаров, Владимир Васильев и Михаил Ульянов, Михаил Пиотровский и Владимир Дашкевич, Мариэтта Чудакова и Элина Быстрицкая, Николай Петров и Юрий Карякин, Екатерина Гениева и Евгений Велихов, Сергей Капица и Андрей Макаревич - вот далеко не полный список тех членов нашего Совета, его комиссий, кто стремился словом и делом помочь становлению желанного канала. Почти во всех заседаниях в Кремле и на Старой площади принимал участие и М. Швыдкой. И надо отдать ему должное: многое из того, что было тогда высказано, "выспорено", было им не только внимательно выслушано, но и реализовано в деятельности канала, вышло в эфир.

- Были ли еще попытки изменить направленность канала?

- Да, в 1998 г. была еще одна попытка - пустить на канал рекламу. По этому поводу в Кремле собирался созданный к тому времени попечительский совет "Культуры". Взаимосвязи в телевизионной схеме "содержание передач" - "рейтинг" - "рекламодатель" - "программирование" - "сетка" - "содержание и форма передач"... были понятны, и ясно, чем угрожали содержанию и качеству работы канала "Культура": самому его существованию. Были памятны еще слова Константина Эрнста на значимом для нас и уже упоминавшемся выше заседании Совета, который, поддерживая идею, говоря о трудностях с источниками финансирования деятельности проектируемого канала, четко и образно определил тогда явные противопоказания присутствию на нем рекламы. И потому на том заседании попечительского совета подавляющее большинство его членов (помню яркие выступления Саввы Кулиша, Эдварда Радзинского, Сергея Капицы, Николая Петрова) высказались против рекламы на "Культуре". А некоторые из них, посвященные в историю схватки за "5-ю кнопку", усмотрели в намерении протащить на "Культуру" рекламу своеобразную попытку реванша. Слава Богу, и эта атака на "Культуру" была отбита.

- Мы, к сожалению, мало знаем о том, как реализовались проекты, подобные каналу "Культура", об их отцах-основателях.

- К несчастью, автор идеи и один из главных борцов за создание канала "Культура", рано ушедший от нас Савва Кулиш, не может радоваться достижениям своего детища и творчески помогать ему, но хотелось бы, чтобы память об этом его благородном деле сохранялась. Должна сохраниться на канале и у его зрителей огромная благодарность, увы, ушедшим от нас М.Л. Ростроповичу и Д.С. Лихачеву, Р.А. Быкову, М.А. Ульянову, К.Ю. Лаврову... Безусловно, должна сохраниться великая благодарность Борису Николаевичу Ельцину: в то время нужно было быть не только мудрым, но и мужественным, чтобы принять такое решение, которое многим было не по вкусу и которым он противопоставил себя мощным силам, имевшим на этот канал другие виды. Но, конечно же, наша благодарность -тем, кого я упоминал в нашей беседе и кто, слава Богу, с нами.

- Сегодня Вы возглавляете Международный университет в Москве, много работаете с молодежью. Можно ли сказать, что молодые люди составляют значительную часть аудитории телеканала "Культура", ищут на нем ответы на свои вопросы?

- Конечно, рейтинг канала "Культура" у большинства молодежи не самый высокий, но, я знаю, что среди наших студентов немало зрителей "Культуры". Это и те, кто занимаются в наших университетских творческих студиях, и те, кто слушает курсы по современной литературе и искусству, организован-I ные кафедрой, возглавляемой писателем Виктором Ерофеевым. И, конечно, его "Апокриф" - популярен. Так же, как передачи А. Архангельского, С. Бэлзы, конечно же, "Культурная революция" М. Швыдкого. Думаю, что канал становится год от года мощнее, содержательнее и тем самым привлекательнее и для молодежи. Уверен, что мою позицию благодарного зрителя циклов "Острова", "Линия жизни", многих кинофильмов и замечательных концертов разделяют не только мои коллеги-преподаватели, но и возрастающее число студентов.

- "Культура" в эфире уже 10 лет. Канал оправдал Ваши личные надежды и ожидания?

- Безусловно. Без канала "Культура" у нас была бы другая жизнь. Сколько раз вы слышали от людей, скептически оценивающих сегодняшнее TV: "Что смотреть по телевизору, разве что "Культуру". И зачастую бывают правы. Это - отдушина, родник для людей. Когда-то, в середине прошлого века, многие советские люди слушали радиопередачи "Театр у микрофона", и те, у кого не было возможности посещать московские театры, приезжать в Москву, приникали к радиоприемникам, приобщаясь к театральной культуре. А сейчас, благодаря "Культуре", люди в провинции, в маленьких городах, деревнях могут смотреть спектакли лучших театров страны. И "Культура", неся культуру по российской земле, не просто расширяет кругозор, но и будит, стимулирует молодые таланты. Спросите у молодых писателей, актеров, художников, музыкантов, приехавших из провинции, из глубинки, и завоевавших и российское, и мировое признание: "Что вам дал канал "Культура"? - и поймете нужность и важность канала.

Кроме того, совершенно согласен с В. Лазуткиным, который как-то сказал, что канал "Культура" нужен не только народу, обществу, культуре. Он нужен и самому телевидению - что-то утверждая, на что-то указывая, к чему-то побуждая, от чего-то оберегая. Вместе с тем хотелось бы, чтобы аудитория канала была шире, разнообразнее, больше было его влияние на ситуацию в российском обществе. Канал слабо борется за общественное мнение, за PR своего содержания. Расширяя аудиторию, надо идти к молодежи через школы и школьных учителей, вузы и их преподавателей. Нужны специальные PR-акции канала. Если бы, например, канал привез концерт оперных звезд под своим брендом в провинцию, то у передач Святослава Бэлзы наверняка появилось бы больше зрителей.

А именно о них, зрителях, о культуре нашей, о стране думали и заботились отцы-основатели канала и те, кто своим талантом и трудом материализовали их идеи в эфире, кто достойно представляет его сегодня. Честь и хвала им всем за это.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2007



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001