обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






О ЛИТЕРАТУРНО - ДРАМАТИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧАХ НА ТВ

В России театр всегда был любимым зрелищем – за демократизм, за гуманистические идеи, за то, что стремился дать ответы на главные вопросы жизни. Но только телевидение сделало то, о чем недавно не могли и мечтать. Лучшие спектакли лучших театров смотрит вся страна. Телеаудитория – это такая сила популяризации театра и литературы, с которой ничто не может сравниться. Есть своя закономерность в возникновении существующих форм на ТВ, которые сложились в области театральных и литературных передач.

Театральный спектакль на телеэкране

1. Репортаж. Трансляция спектакля со сцены театра в присутствии зрителя. Доносится атмосфера спектакля и зрительного зала, праздничность театрального зрелища. Телезритель, сидящий у своего телевизора, ощущает творческий подъем актеров как ответную реакцию на внимание зрительного зала и заражается атмосферой театра, включается в общий процесс сопереживания. Это – достоинства подобных передач. Есть и потери - неподвижность камер, театральная мизансцена, которая не всегда удачно вписывается в рамки телевизионного кадра, форсированный актерский голос, рассчитанный на заполненный зрительный зал.

Для театральных спектаклей, которые сопровождаются активной реакцией зрителей, особенно для спектаклей комедийного жанра, такая форма прямого репортажа весьма целесообразна. Для достижения художественного качества спектакль, если надо, записывается при помощи ПТС (передвижной телевизионной станции) несколько раз, а потом отбираются лучшие дубли и планы для монтажа. Например : «Протокол одного заседания» А.Гельмана – спектакль БДТ им.Горького (Ленинград); «Странная миссис Сэвидж» Д.Патрик – спектакль театра им.Моссовета.

2. Запись театрального спектакля со сцены театра без зрителя. Уходит атмосфера зала, реакция зрителя. Передача приобретает некоторые черты студийности. Актеры работают с учетом камеры, мизансцена приспосабливается тактично к экрану, свет корректируется с учетом телевизионных технических норм. Спектакль сохраняет свой образ, свою театральную условность, но исполнение актеров обогащается теми нюансами, которые невозможны при звуковом посыле, рассчитанном на театральный зал. Психологические спектакли, при таком способе их передачи в эфир, могут приобрести большую выразительность, чем при записи в присутствии зрителя.

3. Театральный спектакль, снятый многокамерным способом на видео- или кинопленку. Создается фильм-спектакль, рассчитанный на длительное хранение. Здесь другая технология, другие нормативы, другая заинтересованность театра. За 8-часовую смену необходимо снять 8 минут. Естественно, что для фильмов-спектаклей мы отбираем лучшие театральные работы. Основная творческая задача: сохранение образа спектакля. Вся корректура, происходящая во время съемок, учитывает эту цель. Условность театра, непосредственно перенесенная на экран, может выглядеть фальшиво. Особенно это относится к пластической стороне. Фронтальность театральных мизансцен может нарушить правду происходящего при их прямом перенесении на экран. Наше деликатное, «косметическое» вмешательство должно привести к тому, чтобы театральная мизансцена, сохраняя свою образность, приобретала больше жизненного правдоподобия, к которому экран так чуток. Разумеется, все это делается в контакте с режиссурой театра. Однако бывают в нашей практике случаи, когда театральное решение спектакля оказывается неприемлемым для экрана. Оно выглядит скучно, «бедно». Тогда ставится вопрос о существенной, а может быть, и коренной перестройке постановочной (внешней) стороны спектакля. Так было со спектаклем Театра им.Маяковского «Старомодная комедия» по пьесе А.Арбузова в постановке А.Гончарова.

В нашей фильмотеке сегодня около 200 театральных спектаклей, которым обеспечено длительное хранение. Вместе с тем, в нашем собрании есть названия, которые давно сошли с репертуара, но мы восстановили эти спектакли для телевидения, конечно, с участием театральной режиссуры. «Оптимистическая трагедия» В.Вишневского – спектакль Малого театра; «Время и семья Конвэй» Дж-Б-Пристли – спектакль Театра им.Ермоловой ; «Марат, Лика и Леонидик » А.Арбузова – спектакль театра им.Ленинского комсомола.

Театральная афиша

Ежемесячная передача длительностью до 1 часа. На первый взгляд, это чисто информационная передача. Она состоит из 5-6 сюжетов. Каждый сюжет – интервью с режиссером и фрагмент спектакля. Иногда еще календарный, связанный с какой-либо датой.

Рассказывая о новом спектакле, по-существу, мы его рекламируем, поддерживаем, рекомендуем зрителю. Значит, это не просто информация. Поэтому мы стремимся в отборе материала проявить максимальную требовательность. Не каждый спектакль, даже имеющий успех, попадает на страницы «Театральной афиши». Важно качество этого успеха. Не всегда то, что показано на сцене театра, который заполняет 800-1000 человек, целесообразно демонстрировать многомиллионной аудитории телевидения. Творческие портреты мастеров театра, литературы и искусства

К кругу мастеров, имеющих право на такую передачу, принадлежат самые выдающиеся представители литературы и искусства. В таких передачах мы избегаем стандарта, стремимся, чтобы личность художника раскрылась во всех гранях. Поэтому в передаче есть и разговор мастера со зрителем, его раздумья, а также фрагменты спектаклей и фильмов, показ произведений искусства, исполнение стихов и прозы. Не забываем и о воспитательном значении, эстетическом и идеологическом характере передач.

Театральные встречи

Передача-репортаж из гостиной Всероссийского театрального общества. Или из одного из помещений ЦТ. В ней, кроме актеров и других творческих профессий, участвуют гости – знатные люди труда. Это передача о жизни и творчестве. Она как бы приоткрывает завесу над той стороной жизни театра, которая не видна зрителю. Мы стремимся, чтобы в этой передаче личность актера раскрывалась в двух аспектах : творческом и гражданском. От разговора о том, как создавалась роль (куда входят и размышления о действительности, и рассказ о жизненных наблюдениях), актер переходит к непосредственному исполнению сцены. Таким образом зритель наблюдает сам процесс перевоплощения, а не только его результат. Для нас очень важно, чтобы зритель понимал, что творчество актера, как всякое творчество, это труд, что известное выражение «муки творчества» - это не простые слова, что успеху предшествует кропотливая, упорная, каждодневная работа, а часто и бессонные ночи. Присутствующие гости делятся своими мыслями о жизни и судьбе, о том, что значит для них искусство, рассказывают о работе своих трудовых коллективов. Мы не стараемся, чтобы характер таких передач был узко театральным, разговором только об искусстве, нет, в конечном результате тематика их довольна широка. Иногда «Театральные встречи» связываются с датами – Новый год, 1-е Мая, 8 Марта и т.д.

Передачи идут давно, более десяти лет, пользуются неизменным успехом. Ведут их популярные актеры и режиссеры. Для нас очень важна атмосфера этих передач, ее можно определить как доброжелательную откровенность. Этим во многом объясняется оптимистическая заразительность «Театральных встреч».

Рассказы о театре

Цикл передач, идущих под этим названием, надо отнести к передачам проблемного характера. Это серьезный разговор о коренных вопросах театрального искусства. Попытка в популярной форме рассказать зрителю о сложных и глубоких проблемах театра. Например : «Правда театра и правда жизни», «Монолог», «Эпизодическая роль», «Музыка в спектаклях драматического театра», «Личность художника и творчество». К участию в передаче приглашаются выдающиеся мастера театра. Из постоянных циклов «Рассказы о театре» - наиболее теоретический в смысле эстетического воспитания, с идеологической направленностью. Иллюстративный материал всегда слит в нем с теоретическими положениями, высказанными в беседе и интервью.

«Театр одного актера»

Сценарная основа может строиться из произведений одного автора : композиция романа, несколько рассказов, поэмы, стихи или из произведений разных авторов, подчиненных единому замыслу. Можно назвать: М.Ульянов –«Рассказы В.Шукшина»; А.Калягин – «Гаргантюа и Пантагрюэль». Рабле (страницы) ; А.Покровский – «С.Есенин. Стихи и песни» ; Л.Филатов – «В.Маяковский. «В.И.Ленин» и др. В этой форме присутствие постановочных элементов минимально. Бесспорное преимущество слова.

Телетеатр

В рубрике «Телетеатр» можно выделить три основных направления : 1. Телевизионный спектакль по пьесе, написанной для театра. Иногда проводится адаптация пьесы, но бывает, что телевизионная редакция не отличается от театральной, или почти не отличается.

2. Экранизация. Рассказы. Повести, романы. Рядом был опыт кинематографа и радио. Телевидение не могло пройти мимо. Если театральная пьеса в известной степени определяла формы телеспектакля, то экранизация дала больше простора для творческого поиска. Появилось много форм и оттенков. От литературного театра с условным или минимальным оформлением, где перед актером не стояли задачи полного перевоплощения (он выступал от лица персонажа, а иной раз, когда в спектакле отсутствовал автор как действующее лицо, сам персонаж комментировал поступки), до капитальных, достоверных во всех своих компонентах спектаклей, где актерское исполнение отмечено подробной психологической разработкой и достигает подлинного перевоплощения. Хронометраж - от 30-минутных спектаклей до 3-х частных, занимающих три вечера.

Сколько инсценировано произведений А.Чехова – «Учитель словесности», «Крыжовник », «Дуэль», «Дом с мезонином», «Скучная история», «Цветы запоздалые», «Драма на охоте»… Это все полнометражные телеспектакли. А коротких рассказов не перечесть. Много инсценировано произведений русской и мировой классики ; произведений советских писателей – М.Шолохова, А.Толстого, А.Фадеева, Д.Фурманова, Л.Леонова, К.Паустовского, К.Симонова, Э.Казакевича и т.д. и т.д.

3. Оригинальная телевизионная пьеса. Развитие телетеатра, его становление как самостоятельного искуства требовало оригинальной телевизионной драматургии. Сейчас у нас есть не лишенный интереса опыт в этой области.

Многосерийность и цикличность. М.Анчаров, прозаик и драматург, написал для ТВ многосерийную повесть, а вернее, телероман в 2-х частях, 17 сериях, точнее, главах. Нас привлекла его авторская позиция, его отношение к жизни и людям. Он умеет увидеть хорошее, побеждающее начало в жизни и в человеке. Исключительный успех этой формы подтолкнул телевидение на активное ее развитие. Наталья Долинина написала для ТВ многосерийную повесть «Разные люди». Опыт продолжили : Э.Радзинский – «Ольга Сергеевна», И.Ольшанский - «Такая короткая долгая жизнь», М.Анчаров – «Микрорайон», И.Ольшанский и В.Ольшанский «Месяц длинных дней». Вывод, который телевидение сделало, многосерийность чрезвычайно увлекает зрителя. Судьбы героев ему становятся особенно близкими, и процесс сопереживания – самое главное в конечном итоге - приобретает исключительную полноту.

Из цикличных передач несколько примеров : «Дело ведут Знатоки». Приключенческий жанр. О работе милиции. Основные герои постоянные : следователь Знаменский, эксперт Кибрит, работник уголовного розыска Томин. Каждый спектакль (обычно двухсерийный) – история преступления и его расследования. Мы стремимся, чтобы это не были просто уголовные истории, Для нас этот цикл – одна из форм правового и нравственного воспитания. Перед авторами и режиссерами стоит задача создания полноценных характеров с их философией, с глубоко разработанными психологическими ходами.

«Наши соседи». Жизнь одного дома. Началось с его заселения. Сначала одна семья, потом вторая, третья… Это главным образом бытовая комедия. Решаются вопросы семьи, воспитания детей, взаимоотношений, общественной жизни дома… Проблемы этики и морали. «Кабачок «13 стульев». Однажды инсценированные рассказы польских писателей были объединены общей средой, т.е. действие происходило в кабачке, где посетителей любезно принимали пан Юзеф и официантка пани Зося. Передача зрителям понравилась, сделали вторую, третью… В итоге – 117 выпусков.

Благодаря телевидению, актер, активно работающий на нем, приобретает огромную, часто всенародную популярность. И эта популярность становится притягательной силой для зрителя, заполняющего театральные залы. Например : когда Театр сатиры, в котором работает основная часть постоянных участников «13 стульев», приезжает на гастроли в какой - либо город, то интерес к театру чрезвычайно возбуждают именно эти актеры. Они приобрели исключительную известность. Хочется отметить и опыт в области занимательных передач - «Альманах «Сатира и юмор»- такая форма даст возможность наиболее свободного использования юмористической литературы. Редакция литературно-драматических программ создает в год : в жанре телевизионного театра – 52 премьеры ; театральных спектаклей – 26 премьер Повторов по всем каналам в год : телевизионных спектаклей – 156, театральных спектаклей – 130. Мы работаем в обстановке взаимного влияния и взаимопроникновения телевидения, театра и кинематографа. Конечно, мы много делаем для театра и литературы, давая им многомиллионную аудиторию, воспитывая зрителя, но и сами питаемся их соками. Но вряд ли стоит считать, кто для кого больше делает. В конечном итоге, мы делаем общее дело, удовлетворяя стремление зрителей к культуре, пробуждая и воспитывая в них художников.

И.Г. КАЦЕВ

Зам.главного редактора Главной редакции литературно-драматических программ

1970-1980 гг.



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001