обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ЭКРАН»

 

Если я говорю, что тружусь в творческом объединении «Экран», непременно вижу на лице собеседника добрую улыбку, которая быстро сменяется таинственной задумчивостью… Творческого объединения «Экран» нет уже давно, а телезрители (не только старшего поколения) с непременным уважением вспоминают о том времени, как будто прожитом лично. (В 1989 году решением Правительства СССР - Постановление №1207 от 15 октября 1988 г. - творческое объединение «Экран» было преобразовано в творческо-производственное объединение «Союзтелефильм»; ныне это Федеральное государственное унитарное предприятие «Союзтелефильм».) Фильмы, которые создает его правопреемник, родственно близки к творению предка. Но их так мало. И хотя на многих смотрах и фестивалях их одаривают призами, в программах центральных телеканалов России они незаметны.

Телекино

Сказать, что была такая «империя кино» - т/о «Экран», - мало. Было доброе кинематографическое время, когда на телевизионные экраны страны (той) каждый день выходил новый фильм. Жанр – разный, но фильм обязательно новый. (Пишу об этом и думаю: сдерживай себя в суждениях. Ведь всяк судит да рядит, как ему выгодно, и не скупится, конечно, на выводы в пользу своего суждения. Мнение человека - всегда во власти его пристрастия. .. Ну, не могу я быть беспристрастным! Уж больно величественной и достойной, гордой и работящей была кинодержава по имени «Экран», к которой я прикоснулся краешком своей творческой судьбы).

В 1968 году была создана первая в стране (СССР) профессиональная организация, которой предписывалась творческая задача – создание телевизионных фильмов. Даже в киношной среде не все знают, что среди волонтеров, посмевших первыми переступить порог этого мирокиноздания, были М.Хуциев и М.Захаров, Э.Рязанов и А.Прошкин, Е.Ташков и Э.Лотяну, С.Говорухин, А.Бланк, Т.Левчук, С.Дружинина, Э.Уразбаев, В.Зобин, В.Мотыль, В.Дербенев, В.Басов, А.Карпов…

Сергей Николаевич Колосов своим многосерийным фильмом первым вызвал на себя огонь пристрастия к телевизионному кино. Сколько было радости и восхищения, благодарности и личной признательности появившемуся экранному авторитету за то, что в своем киноромане «Вызываем огонь на себя» (4 серии) он в деталях, так похожих на подлинные, рассказал об отчаянных действиях подпольной организации и партизан, оказывавших Советской Армии бесценную помощь в уничтожении крупной авиационной базы фашистов на Брянщине.

Те, кому за пятьдесят, помнят, как с замиранием сердца каждый вечер ждали в гости «Адъютанта его превосходительства» и героев «Операции «Трест»… А несколькими годами позже на всех телеэкранах будут медленно проходить перед зрителем семнадцать мгновений весны, и режиссер фильма Татьяна Лиознова в одночасье станет примой телевизионного телеискусства. По иронии судьбы, мы станем свидетелями не похожей на нашу жизни – благодаря таланту мастера, окропившего страну «легким паром». И гений Эльдара Рязанова многие годы подряд будет возвращать нас в ту новогоднюю ночь, которая впервые явила нам рожденное им телевизионное чудо.

«Был месяц май…» М.Хуциева и «Ах, водевиль, водевиль» Г.Юнгвальд-Хилькевича, «Авария» В. Жалакявичуса и «Анна Павлова» Э.Лотяну, «Батальоны просят огня» А.Боголюбова и В.Чеботарева, «Благочестивая Марта» Я.Фрида, «Бешеные деньги» Е.Матвеева, «Дети солнца» Л.Пчелкина, «К.Вавилов» А.Прошкина… Боже мой, сколько их было!

Можно еще долго – по годам и по темам, по сюжетам и жанрам – перечислять названия фильмов и имена их создателей. Потому что каждый год творческое объединение «Экран» выпускало на киностудиях системы «Госкино» и на собственных съемочных площадках до 120 одно- и многосерийных художественных фильмов, фильмов-спектаклей, фильмов-балетов, фильмов-опер и музыкальных фильмов-портретов… Все ли было удачным? Конечно, нет. Проходящие, на один показ, работы тоже были. Но, как правило, они становились предметом критического анализа редакционных советов и сценарной коллегии творческого объединения и, конечно, удостаивались обязательного внимания партийной прессы. Появлялись строгие приказы руководителей ведомства, следовали поучительные разговоры на Старой площади, втихую вползала зависть беспомощных коллег, облекаемая в «творческие записи» для парткома. .. Была, конечно, и «полка». Ее никто и никогда не видел. Но она была. И отвратительное: «Я фильма не видел, но он мне не нравится» порой на годы выбивало блистательных творцов из рядов сражающихся.

Несколько лет подряд значился в перспективном плане объединения фильм по роману М.А.Булгакова «Собачье сердце». «Нежелательно»… Кто, когда и где это говорил – сейчас вспоминать неинтересно. Но сценарная коллегия объединения настояла, и режиссер В.Бортко снял на киностудии «Ленфильм» картину по нашему заказу. На коллегии Гостелерадио все в один голос заявили, что это – «то кино, которое нужно советскому зрителю». Правда, на улицах Москвы была уже осень 1989 года…

Счастье, как говорится, на стороне отважных. А их было больше чем слабаков и трусов. Знакомясь с очередной новой работой того или иного мастера, мы убеждались, что самая большая радость жизни любого работника объединения – в творчестве. Вот имена тех, кто творил лучшее в стране телевизионное кино (и пусть меня простят те, кого я в силу простой забывчивости не назову): М.Козаков и В.Титов, Б.Дуров и Г.Шермухамедов, А.Белинский и В.Ахадов, В.Бортко, В.Краснопольский и В.Усков (их «Зов» воистину стал вечным – зов к надежде и уверенности, к тому, что называется человеческой мудростью и совестью; многосерийный фильм «Вечный зов» по роману А.Иванова стал событием, прожитым всей страной), Е.Засеев и А.Жебрюнас, А.Бренч и Б.Худойназаров, А.Бланк и Т.Левчук, С.Дружинина и Э Уразбаев, В.Зобин и В.Мотыль, В.Дербенев и В.Басов, А.Карпов и М.Орлов.

Грешно не упомянуть, что любое кино начинается с замысла. Первичным материалом нас радовали известные литераторы, журналисты, мастера сценарного искусства (вновь опасаюсь оказаться забывчивым и кого-то упустить): Юрий Визбор и Виль Липатов. Иван Менджерицкий и Борис Добродеев, Александр Белинский и Анатолий Рыбаков, Александр Галич и Станислав Говорухин, Александр Марьямов и братья Вайнеры, Кир Булычев и Марк Розовский… Спасибо им за умное, доброе слово, из которого потом получалось мозаичное кинопанно.

И эта цепочка размышлений об именах и достоинстве сделанного непременно приводит нас к воспоминаниям о когорте выдающихся актеров, которые, как и режиссеры, прошли хорошую школу телекино, великолепно показав себя во многих фильмах. Надо ли удивлять величием? Пусть звезды не гаснут: Т.Пельтцер и А.Миронов, М.Глузский и А.Ромашин, Р.Быков и А.Эйбоженко, Н.Олялин, А.Ширвиндт, С.Шакуров, В.Васильева, А.Петренко, Л.Ярмольник, Н.Гундарева, В.Меньшов, А.Ташков, Г.Беляева, Б.Хмельницкий, В.Талызина, В.Сошальский, С.Чиаурели, А.Джигарханян, Л.Касаткина, О.Янковский, Е.Проклова, А.Каменкова, М.Боярский. И.Алферова, Г.Польских, А.Мягков… Эти и многие, многие другие их коллеги-актеры страдали и ошибались, отрицали и признавали проживаемое, учили с экрана доброте и верности, трудолюбию и нежности. Но самое главное – мы вместе с ними познавали цену истины и счастья.

Документальный фильм

Слово – тоже поступок. В этом нас убеждал другой жанр елекино – документальный фильм. На этом поле игроков, равных творческому объединению «Экран», не было.

Руководство было профессиональным, но с легким оттенком цинизма. Указаения (весьма авторитарные) строго сиполнялись всеми структурами (и, конечно, режиссерми). Коллектив студии документальных фильмов был очень разнообразным, я бы сказал, раз-деленным на «виды» и «отряды», почти по Дарвину.

Первый – так называемые «признанные художники»: Габрилович, Зеликин, Рабинович, Беляев. Они держались вместе, независимо, с некоторой фроондой; правда, беспрестанно искали любви у начальства. На остальные «виды» и «отряды» поглядывали свысока: так смотрят кони на пони.

Второй – хорошие производственники: Осьминин, Демин, Будков, Соболева, Толкачев, Кожин. «Ре5бята они ничего, - говорили «художники», - но не нашего «племени».

Был еще третий «вид» - Лисакович и Белянкин. Проработав десятилетия, они так и не ответили на вопрос, кто они, хотя были отмеченыы высшими званиями и премиями. Двадцать шесть серий фильма «В.И.Ленин. Страницы жизни» В.Лисаковича стоили объединению самых громких похвал Старой площади, безумной зависти в коллективе и явного его деления на две доли: «Талантлив» и – «не очень, но талантлив».

Айсбергом плавала в океане творчества Галина Михайловна Шергова. Она умела все и то, что делала – высшей пробы. Она – прораб , мастер, инженер и духовный наставник документалистики – высокой публицистики и гражданского поступка.

Но все вместе – коллектив документальной студии творческого объединения «Экран» делали очень важную и нужную продукцию. Что можно поставитьим в заслугу? Прежде всего – внимание к человеку, к его внутреннему миру. Личный, я бы сказала., неофициальный разговор со зрителем. Фильмы-потреты, которые сейчас вообюще исчезли как жанр. Обрахзность монтажа, сейчас, увы, замененная словом репортера. Искренность и серьезность в подчас в подаче подитических тем. А недостатки? Это своеобразие эпохи, в которой мы жили. Одно скажу, не только мне ыло интересно работать, протому что мы ощущали свою нужность. Все ли – не знаю.

Хроника

С чего начиналась судьба творческого объединения «Экран»? 24 февраля 1964 года на натурные съемки в Москве впервые выехали пять кинооператоров. На Шаболовке был создан ОПФ – Отдел производства фильмов. В том же 1964 году хроникеры впервые показали нам житье-бытье матушки-Родины, проехав по дорогам страны – от Москвы до Владивостока. Двадцать пять лет спустя операторов было более трехсот. Они снимали фильмы, работали за рубежом на корреспондентских пунктах системы, выезжали в бесконечные поездки по стране и миру и, конечно же, туда, где случались не только радость, но и горе. Афганистан, Никарагуа, Куба, Абхазия, Узбекистан, Карабах. Были сняты Красноярская и Братская ГЭС, Тольятти и Бурея, Сахалин и Северный Полюс, БАМ и Чернобыль… В 1990 году студия хроники наработала более двух тысяч кино и видеоматериала.

Всегда ли был объективен «объектив» хроники дня, представляемой творческим объединением «Экран» для показа в эфире? Безусловно, нет! Но, суммируя все успехи и недостатки жизни страны, по тому, что мы видели на телевизионных экранах, можно было представить, чем наполнен каждый день державы, что читает народ, на какой фильм не достать билет, что идет в Большом и кто из гостей посетил Эрмитаж. Шахтеры вселяли энтузиазм своими рекордами, селяне удивляли урожаями, космические полеты героев завораживали таинством Вселенной. Словом, - обо всем и обо всех. Только не всю правду. А ту, что была пропущена цензурой.

Студия хроники, без которой не могло вещать центральное телевидение страны – это «могучая кучка» мастеров, ныне ветеранов: Марина Голдовская и Вилий Горемыкин, Юрий Прокофьев и Феликс Кефчиян, Юрий Завадский и Валентин Лебедев, Юлий Чернятин и Валерий Иванов, Анатолий Автондилян и Евгений Величко, Вадим Гайдамович и Василий Марченков. Иных уж нет, а те… Разметала жизнь по разным городам и весям.

Анимация

Повествование об империи телевизионного кино – творческом объединении «Экран» - будет неполным, если мы не упомянем о самом увлекательном, трогательном, самом кропотливом в творческом плане жанре – мультипликационном. Ежегодно на суд зрителей (а большую часть этой аудитории составляли дети) представлялось до 60 часов рисованных и кукольных фильмов. Кто не знает Кота Леопольда Анатолия Резникова или не сопереживал Алисе в Стране Чудес вместе с режиссером Евгением Пружанским? Дети с удовольствием усваивали «Бабушкин урок » вместо ленивого внучонка, который не хотел помогать старушке в домашней работе (реж.Г.Тургенева). Десять вечеров мы грустили и смеялись над загадочными приключениями смешного человечка: не зря старались режиссер А.Солин и художник И.Пшеничная, чтобы их Великолепный Гоша всем нам понравился. Три с половиной часа мы блуждали по Волшебной стране, чтобы не оставить в беде девочку Элли. Фильм «Волшебник Изумрудного города» по сказке Волкова создавали десять режиссеров, десять операторов, десять художников и автор сценария А.Кумма.

Творческая состязательность, заразившая мастеров мультипликационной студии на многие годы, позволила опробовать несколько новых технологий, подготовить замечательную плеяду представителей всех профессий в жанре анимации, вывести школу Александра Татарского на общенациональный (интернациональный) уровень, а фильмы – на призовые места государственных и международных фестивалей! Их и сегодня с удовольствием смотрят во всем мире.

О тех, кто…

Семнадцать лет бессменным директором объединения был Борис Михайлович Хесин. Человек неукротимой энергии и новаторства, сумевший выстроить структуру отношений так, что она смыкала воедино системы телевидения и кино на благо телевизионного кинематографа. При нем набирали творческую силу студии собственного производства.

Герман Александрович Грошев – бессменный главный редактор объединения, руководитель сценарной коллегии. Круг творческих контактов, полученное образование, собственная практика кинокритика позволяли Герману Александровичу выстраивать правильную сценарную политику не только на день сегодняшний, но и на перспективу.

Особого почтения заслуживает Валентина Николаевна Муразова. Объем и нагрузки, которыми снабжали ее документалисты, сделали из спокойной и мудрой женщины – кремень. Директор студии документального кино знала все: от содержания заявки на следующий фильм до списка удач и просчетов по всему тематическому плану месяца, квартала, года.

Можно и дальше называть тех, кто не просто наполнял своими фамилиями штатное расписание, а творил судьбу «Экрана». В объединении (на январь 1991 г.) работало 1816 человек: директора картин, ассистенты операторов и звукооператоров, операторы, звукооператоры, художники, монтажники и монтажеры, декораторы и осветители, костюмеры и реквизиторы, специалисты ремонтной службы, бухгалтеры и экономисты, редакторы и руководители студий, члены сценарной коллегии и руководители объединения…

Живым – живое, а тем, кто ушел – доброе слово и светлая память.

Итог

Все годы, что были так плодотворны в творческом плане, полные поиска и находок в сфере телевизионного кино, объединение работало не просто в контакте, а в профессиональной смычке с коллективом Телевизионного технического центра. Павильоны с их известными мастерми-операторами, кудесники света и контражура, звукооператоры и звукорежиссеры, несшие на экран полутона и грамотность речи, мелодичность песен и точность классики… Да что говорить! Что б мы делали без цеха обработки пленки? А кто удивлял нас декорациями?.. Спасибо Вам!

Возвращаясь к главной мысли, следует сказать, что за десятилетия активной деятельности «Экраном» создано более 36 тысяч фильмов всех жанров… 712 создателей стали лауреатами Госпремий СССР, народными артистами СССР и РФ, заслуженными деятелями искуссств России, заслуженными работниками культуры РФ, лауреатами многих российских, союзных и международных фестивалей телевизионных программ.

Уже их дети и внуки делают телевизионное кино. Какое? Судите сами…

Григорий ТАРАНЕНКО

Кандидат филологичеких наук, доцент, заслуженный работник культуры РФ, член Союза журналистов и кинематографистов РФ, академик Евразийской академии телевидения. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (СССР) и Орденом мужества (РФ).



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001