обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






ОТ «РАБЫНИ ИЗАУРЫ» ДО «ИСТОРИЧЕСКИХ ХРОНИК»

 

Наше новое телевидение началось с перестройкой. По сравнению с периодикой телевидение раскачивалось со скрипом. Поначалу были лишь выпуски программы «Время», обновленные содержательно, но не реконструированные по форме. Они пополнились приложением «Прожектор перестройки», чье происхождение велось от документальных сюжетов «Фитиля».

В конце 1985-го появились международные телемосты, которыми телевидение демонстрировало свои могучие коммуникативные способности. Некоторые новации в режиссуре появились в программах «Мир и молодежь» и «12 этаж», но вся новизна сводилась к тому, что это была попытка создания жанра ток-шоу, предполагавшая активность участников, многие из которых не были на это способны.

До 1991 года

Зритель, однако, ждал. И 8 марта 1987 года около 23.00 в прямой эфир вышла программа Владимира Молчанова «До и после полуночи». Замечательна она была тем, что появился образ ведущего, которому не чужда харизма. Программа была настолько безупречно заточена под беседу в студии, что «выездные выпуски» привели ее к естественному разрушению. Октябрь 1987 года, в эфир вышел «Взгляд». Сейчас странно вспоминать об этом, но его первые выпуски были абсолютно провальными – ведущие, например, не зная, чем занять зрителей, читали завтрашние газеты. Программа стала набирать зрительский интерес, когда в ней появился Александр Политковский, «человек в кепке», который перед скрытой камерой провоцировал различные острые ситуации.

В то же время программой московского канала «Добрый вечер, Москва!» был открыт жанр не трансляционного, а содержательного «телеканала». Особенность его заключалсь в том, что все программы вечернего выпуска от начала и до конца связывались конферансом ведущего. Этот же прием был применен на еще существовавшем тогда образовательном канале: по выходным он преобразовывался в «Канал «Мысль».

Одновременно с отечественным телепродуктом появился и импорт. Незабвенный бразильский телесериал «Рабыня Изаура» потряс аудиторию. Оказалось, что телевидение может рассказывать историю бесконечно долго.

Апрель 1988 года ознаменовался переводом на общесоюзное вещание Ленинградского канала. Два его произведения стали ключевыми в истории нашего ТВ. Длившиеся 10 минут ежедневные «600 секунд» Александра Невзорова положили начало всей нынешней криминальной хронике, а еженедельный многочасовой телеканал «Пятое колесо» заполнил особую лакуну, не имеющую аналогов до сих пор. Вместе с программами Ленинградского ТВ заняли свое место программы телевидения Эстонии. От «Телевизионного знакомства» Урмаса Отта произошли впоследствии все студийные интервью со звездами, а от «Бесед о русской культуре» Юрия Лотмана, продолживших традицию устных рассказов Ираклия Андроникова, - все студийные исторические рассказчики во главе с Эдвардом Радзинским.

1988 год отмечен выходом в эфир программы «Пресс-клуб», родоначальницы всех современных ток-шоу. Сначала в «Пресс-клубе» обсуждались не словесно сформулированные проблемы, а телевизионные сюжеты, в которых шел поиск новых телевизионных форм. Через год «Пресс-клуб» развился в компанию АТВ, где этот поиск продолжился.

25 мая 1989 года – в телеэфире начались «трансляции съездов». Сейчас уже мало кто помнит, о чем говорила страна. Но одно помнят наверняка: ничего, кроме этих съездов, телевидение тогда не показывало. И женская аудитория смотрела их как сериалы., переживая за всех, кто стоял на трибуне, а мужская, болея «за своих» и «чужих». Если «Рабыня Изаура» доказала, что сюжет теленовеллы может развиваться долго, то съезды побили рекорд бесконечно однообразной показываемой «картинки».

1989 год примечателен тем, что осенью программа «Взгляд» преобразуется в телекомпанию «ВИД». Сейчас можно припомнить лишь «Матадор» Константина Эрнста, идущую ежемесячно, представлявшую зрителям качественную до гламурности программу с безупречным монтажом и операторской работой.

Тогда же начались показы уникальных сеансов психотерапии Анатолия Кашпировского. Они вызвали гигантский резонанс, но как оказалось, их главной задачей было выяснить степень способности внушаемости населения посредством телевидения. 1989-й ознаменовался и выходом программы ТСН («Телевизионная служба новостей»), заложившей основы всего современного новостного вещания, идущего от факта и события, которые подавались с предельной объективностью. А в ноябре на пустующей утром московской частоте появился канал «2х2». Начав с простой демонстрации современных музыкальных видеоклипов, канал постепенно структурировался. Показав всю телевизионную театральную классику из архива Гостелерадио, он начал транслировать в переводе новостные выпуски зарубежных каналов, завел собственную новостную службу и начал выпуск собственных программ преимущественно развлекательного характера.

Новые веяния

Май 1991 года, в эфир под маркой РТР на втором канале впервые выходит программа «Вести». Это было новое телевидение, не входившее в Гостелерадио. Предполагалось, что программы РТР будут наращиваться постепенно и займут весь канал года через четыре. Но события августа 1991-го все перевернули: РТР был предоставлен весь второй канал, который надо было срочно заполнять. В этот период, продолжавшийся до осени 1993-го, основу жанров РТР составляли дискуссионные программы, программы, основанные на поэтике репортажа, и интервью. Было еще колоссальное количество латино-американского «мыла», среди которого выделялась длительностью «Санта-Барбара», отснятая в США.

Импровизационность, с которой набирал силу канал РТР в 1991-1993 годах, породила особую стилистику. В лучших ее образцах всегда ощущалась живая «задоринка» прямого эфира, пусть даже программа при этом шла в записи. Сейчас элементы этого стиля сохранились, пожалуй, только в ночном «Открытом проекте» на канале ТВЦ.

В 1992 году на канале ОРТ вышла программа «Тема», сначала ее вел Владислав Листьев, а затем она пережила несколько ведущих, череду которых завершил Юлий Гусман. «Тема» была первой на телевидении программой, которая стала именовать себя именно «ток-шоу», тематически не ограниченной.

1994 год начался с появления в эфире канала НТВ, который первые два года своего существования представлял собой образец качественного телевидения. Прежде всего, это касалось новостных программ. Именно НТВ той поры создало у нас в полной мере информационное телевидение, начало которого было положено в программе ТСН, чей стиль подхватила программа «Сегодня». Вместе с этим НТВ прокатал на экране все, о чем в годы изоляции от мирового кинопроцесса только слышали истинные киноманы.

В этом же году, с началом полноценного вещания канала ТВ-6 началось разрастание канала «вширь» - канал занял последнюю, до того свободную метровую частоту. Эволюция канала ТВ-6, в чьем эфире показывались и познавательные и социальные программы, была связана с тем периодом, который последовал за выборами 1996 года. Он состоял из двух чрезмерностей –политической, в которой упражнялся пока еще выглядевший соразмерным канал НТВ, и поп-музыкальной, где ТВ-6 оказался лидером. А его квинтэссенцией стал «Диск-канал», возникший из «МУЗ-обоза», созданного еще в 1989 году в блоке программ «ВИДа».

1996 год – расцвет жанра ток-шоу. Его прародитель программа «Пресс-клуб» пережила за это время некоторую эволюцию. Если первоначально это была программа о телевидении, то еще в 1992 году «Пресс-клуб» на канале РТР стал дискуссионным клубом журналистов различных изданий.

С ростом программ ток-шоу на разных каналах возникла тенденция к тематическому разнообразию. На ТВ-6 одно за другим появились – «Я сама», трактующая женскую тему, «Мужской клуб Артура Крупенина», «Сделай шаг», куда приглашались люди необычной судьбы, поп-артистов же интервьюировали в «Акулах пера».

«Женские» ток-шоу завершились недавно весьма специфически: программой канала «Россия» «Что хочет женщина?», «мужские» - до недавнего времени пытался возродить канал ТВЦ программой «Только для мужчин». Тема отношения полов развивалась и в первом ток-шоу на сексуальные темы «Про это» в ночном эфире на канале «НТВ». В «Моей семье» Валерия Комиссарова (РТР) семейная тема переходила все грани приличия.

Едва появившись на телевидении, жанр ток-шоу тут же обрел пародию в идее программы «Человек в маске», где в центре обсуждения желавший выступить перед публикой скрывал свое лицо и паспортные данные. Программу спасало только мастерство ведущего Владимира Познера, способного разговорить, кажется, и телеграфный столб.

В 1999 году особо выделялась выходившая на РТР «Марьина роща», заявленная уже как «реальное ток-шоу», где о всякой жизненной белиберде из выпуска в выпуск болтали «взятые из жизни» персонажи. «Марьина роща» предварила появившиеся позднее «Окна». Но главное, что именно из ток-шоу на семейные темы, так же, как и из криминальной хроники, вышли герои следующей эпохи – эпохи отечественных телесериалов.

Новеллы с продолжением

Попытка создать отечественное «мыло» была предпринята еще в 1991 году «Мелочами жизни». С незабвенной «Рабыни Изауры» стало ясно, что любой сериал всегда глубоко национален. Опыты на этом трудном пути предпринимались у нас неоднократно: запускались вроде бы потенциально бесконечные по драматургии и «Мелочи жизни», и «Горячев и другие», и «Дом», но бесспорный успех выпал на долю «Петербургских тайн» и «Улиц разбитых фонарей».

В итоге за семь лет отечественный сериал практически полностью вытолкнул из эфира зарубежные. Преобладающими жанрами стали мелодрама и криминальный боевик, а вот основные сюжетные перипетии «Рабыни Изауры» реминисцировались в «Бедной Насте», фирменном произведении канала СТС. При этом именно отечественный телесериал дал первый опыт создания произведения, выходящего за пределы общей поп-культурной тенденции. Имеется в виду показ в мае 2003 года на канале «Россия» сериала «Идиот».

В 1999 году произошло максимальное расширение пределов того, что может воспроизвести сейчас стандартный телеприемник – были заполнены все дециметровые частоты. Выделился здесь недавно полюбовно отдавший свою частоту каналу «Домашний» канал «М-1», сменивший, кстати, почти забытый 31-й канал. Он был интересен именно тем, что на нем пытались производить не лицензионные программы, а созданные при помощи собственного креатива.

СТС и ТНТ каждый по-своему разрабатывают область развлекательногоТВ. Явная удача ТНТ – программа «Москва. Инструкция по применению», в которой в развлекательной форме разрабатывается тема полезных советов, долго и успешно представляемой сначала на НТВ, а потом – на канале «Россия» программой «Впрок». А вот нагиевские «Окна», запущенные вслед за памятной «Моей семьей», оказались вторичны по замыслу и фальшивы по исполнению.

С появлением каналов МТV и Муз-ТВ туда слилась вся поп-музыкальная тема, и, существуя примерно в том же тематическом объеме, наборе персонажей, перекликающаяся по уровню качества программ, она теперь никого особенно не раздражает.

Появление и уход в 2003 году из эфира канала ТВС, замена его «Спортом» оказались вполне символичными. Закончился период каналов, сделанных по модели «всего понемногу» - политики, кино, социалки, развлекухи. Специализированный канал берет свою тему глубже и подробнее, и его зритель – зритель более заинтересованный.

Октябрь 2001 года – начало эпохи «реальных шоу». Программа канала ТВ-6 «За стеклом» была заимствована с зарубежного аналога, но отечественный зритель был уже подготовлен к его восприятию жанром «мыльного» телесериала. А уникальные трансляции съездов 1989 года дают возможность утверждать, что именно наше ТВ и есть родоначальник «реальных шоу».

Буквально через несколько дней после завершения программы «За стеклом» двинулся проект ОРТ «Последний герой» - в котором две команды участников и какие-то ненормальные правила игры напоминали классический КВН 1960-1970-х. И кроме этого было в «Последнем герое» что-то удивительно советское – есть нечего, уехать нельзя, уезжающий же считается изгоем, и все время гоняют на собрания с проработкой.

Кстати, у «Последнего героя» был прямой предшественник – детская программа «Зов джунглей», которую вел трагически погибший Сергей Супонев. Уже там были резвившиеся в студии две команды – «хищников» и «травоядных», от которых и произошли персонажи «Последнего героя». А появление в шоу ведущего программы «В мире животных» Николая Дроздова превратило «Последнего героя» в исследование повадок высших приматов.

Некий оптимизм внушал канал ТНТ своим первым «Домом», где движение к реальности шло через реальное дело, хотя и закончилось тем же, чем и начиналось, то есть ничем. Как и «Тату в Поднебесной», где виртуально перед «реальным» зрелищем стояла хоть какая-то разумная цель – показать «как это делается» в поп-музыке. Более или менее ей соответствует, например, «Фабрика звезд», восходящая по своему содержанию к доисторической программе «Алло, мы ищем таланты!»

На ТНТ осуществлялась и попытка качественного скачка внутри столь некачественного зрелища, как «Квартирка». При помощи профессиональных актеров там раз в неделю разыгрывались какие-то семейные истории. Но это уже другой жанр. «Реальным» же достижением канала ТНТ считается «Дом-2. Любовь», где все происходящее является , судя по всему, началом грандиозного эксперимента по выведению новой человеческой породы – существ, чья жизнь от начала до конца должна пройти на виду у телезрителей.

В сезоне 2004 года наше телевидение начало переживать «исторический» период. В основе его лежат программы канала «Культура» - авторские циклы академика Александра Панченко, программы Феликса Разумовского об истории, века эдак с семнадцатого. История же ХХ века исследовалась в программах «Намедни 61-91» и последующем приложении (НТВ), «Особой папке» (ТВЦ), а также «Гениях и злодеях» («Первый»).

Но поскольку у «больших» каналов налицо тенденция клонировать чужие достижения, появившаяся на одном канале историческая фигура неминуемо всплывает на другом. В результате возникает то, что некоторые критики называют «поп-документалистикой».

К другой категории относятся рассказы о том, что произошло уже на глазах ныне живущего поколения. Тут лидирует жанр телемемуаров. В 2003 году о событиях примерно двадцати последних лет расказал на ТВЦ Олег Попцов, а в 2006-м Михаил Горбачев на НТВ.

В этом жанровом потоке выделились: более чем семидесятисерийный фильм Виктора Правдюка «Вторая Мировая. Русская версия» (ТВЦ), который отличает невиданная доселе для одной темы концентрация материала, и цикл «Исторические хроники с Николаем Сванидзе», препарирующие ХХ век год за годом, из серии в серию. При этом, в центре каждого рассказа Николая Сванидзе оказывается судьба наиболее характерного персонажа, например, год 1946-й стал «годом Ахматовой». В том же жанровом русле созданы показанные на «Первом» циклы «Братство бомбы» и «Битва за космос», которые можно считать дилогией, хотя первая часть произведена силами самого канала, а вторая – международная копродукция с его участием.

Если историческая тематика разворачивает телевидение во времени, то сейчас ей противопоставляется другая, свернутая до размеров эстрадного скетча. Имеются в виду программы-близнецы «Смехопанорама», «Кривое зеркало» и уже ушедшая, но совершенно неотличимая от них «Шутка за шуткой». Все они построены на нарушении главного принципа развлекательности – разнообразия. В одних и тех же декорациях одни и те же исполнители эксплуатируют всего лишь два эстрадных жанра: сценку и монолог в образе, изредка сопровождаемые музыкальными куплетами.

Предшественником этих программ был «Аншлаг» Регины Дубовицкой на РТР, построенный по простому принципу «сборная солянка» - в одной программе все более менее успешно работающие в разговорном жанре авторы и исполнители. Запись программы шла в концертных залах с публикой, и этот принцип остался неизменным. Однообразные юмористические программы размножаются простым делением: на «Первом» по выходным – «Веселые картинки» Юрия Гальцева и Геннадия Ветрова, явная калька с «российского» «Городка».

Стоит упомянуть и о том, что назойливо получает зритель посредством телевидения, - это реклама. Именно под рекламную технологию создаются и однообразные по стилистике сериалы, и одноразовые ток-шоу «ни о чем».

Примером служит «заточенное» под рекламу «Поле чудес», из игры в угадывание слов программа превратилась в игру «одень и накорми Якубовича», а появляющаяся в ней одежда и продукты тематически соотносятся с рекламной паузой.

Поселедние пятнадцать лет окучивания эфира привели к тому, что телевидение в нынешнем виде создало телезрителю тот образ действительности, к чему оно и стремилось, и теперь, в обшем-то, топчется на месте, бесконечно повторяя темы, персонажей, фильмы, которые повторяются на двух десятках каналов.

Грядущий переход на цифровое вещание обещает российскому зрителю уже несколько десятков каналов за умеренную плату. Чем это чревато, если говорить об их содержании? Во-первых, «большая тройка», очевидно потеряет свое лидерство, во многом державшееся на том, что у зрителя российской «глубинки» просто не было выбора, и на той же неестественной монополии держались их высокие рейтинги. Во-вторых, надо думать, что каналы пойдут по пути дальнейшей тематической специализации, которая породит и новые типы зрелищ. Как например, уже двигаясь в этом направлении, канал «Спорт» выпустил в эфир удивительный «Преферанс по пятницам», жанр которого ближе по форме к ток-шоу, где участники обмениваются не столько репликами, сколько карточными ходами, но при этом закадровый комментарий и общий спортивный накал заставляет вспоминать о трансляциях «Формулы-1» или Чемпионата мира по футболу.

Сергей ФОМИН

ТелеЦЕНТР №3-2006



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001