обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






«ГОЛУБОЙ ОГОНЕК» (КРАСНО-БЕЛО-ГОЛУБОЙ ОГОНЕК)

 

Эта телепрограмма объединяла большую страну даже в те годы, когда ее уже ничего не объединяло. Сменяли друг друга генсеки и президенты, а она оставалась. И всенародно избранной была именно она – «Голубой огонек». Собственно, ее история – это история СССР и России.

В стране должно быть что-то неугасаемое и есть. Это Вечный огонь и вечный «Голубой огонек ». И тому и другому государство всегда придавало важное воспитательное значение. В последнем случае воспитывали, развлекая.

В 1962 году телевидение показало передачу «Телевизионное кафе», которая потом стала называться «На огонек», затем «На голубой огонек» и, в конце концов, «Голубой огонек ».

Сначала «Огоньки» шли еженедельно. В дальнейшем их стали приурочивать к праздничным советским датам – Дню космонавтики, 8 марта, 1 Мая, дню святого Валентина, Хэллоуину… Нет, двух последних прадников тогда еще, кажется, не было. За 40 с лишним лет многое в истории «Огоньков», как и в истории страны, перепуталось. Даже дата первой программы, по одним источникам, 5-е, а по другим – 6 апреля 1962 года.

Популярные новогодние передачи сменили свое название с началом перестройки. Им придавали несколько иную форму, хотя по сути они оставались «Голубыми огоньками». В конце 90-х канал «Россия» вернулся к прежнему названию.

Сейчас «Огонек», как и раньше, состоит из песен и шуток. Его создатели говорят, что, поскольку канал государственный, участники не имеют права шутить ниже пояса. Правда, заметим, сам пояс уже давно опустился. В моде – заниженная талия.

«Огонек » (уже наш, не телевизионный) решил проследить, как в «Голубых огоньках» отражалась эпоха. Как доярок и космонавтов за столиками сменяли Слиска и Жириновский, а Пугачеву и Кобзона не сменил никто. Иосиф Кобзон в декабре, на съемках «Голубого огонька», сказал, что у него это 45-й «Огонек ».

Историю жанра, несмотря на его многолетнюю популярность, кажется, мало кто изучал. Лишь в 2002 году, к 40-летию «Голубых огоньков», Авторское телевидение подготовило программу «Традиционный сбор», на которую пригласило создателей и участников «Огоньков» разных лет. Программу показал канал «Россия», но в нее вошел далеко не весь собранный материал. Часть его используется в нашей публикации.

60-е. Переменное ток-шоу

Сначала «Голубые огоньки» шли в прямом эфире. Не от смелости руководства – записи просто не существовало.

Версия, как появился «Огонек», такая: в 1962 году главному редактору музыкальной редакции позвонили из ЦК КПСС и попросили придумать музыкально-развлекательную программу. Тогда, в начале 60-х, власть поняла значимость телевидения. В 1960 году вышло постановление ЦК «О дальнейшем развитии советского телевидения, в котором это самое телевидение провозглашалось «важным средством коммунистического воспитания народных масс в духе марксистско-ленинской идейности и морали, непримиримости к буржуазной идеологии». Поскольку примерно в этом духе надо было ухитриться придумать развлекательную передачу, то справиться с этим никто не мог. Тогда кто-то, увидев в коридоре Шаболовки молодого сценариста Алексея Габриловича, попросил его подумать, и тот согласился – правда, тут же об этом забыл. Через пару недель его вызвали к начальству. Сценарист, накануне отмечавший что-то в кафе, на ходу придумл форму кабачка, куда актеры приходят после вечерних спектаклей и рассказывают забавные истории.

Первыми ведущими «Огоньков» были актер Михаил Ножкин и певица Эльмира Уразбаева. На программе АТВ «Традиционный сбор» вспоминали, как в одном из первых «Огоньков» в живом эфире Уразбаева начала петь песню под фонограмму и подошла к одному из столиков. Ей протянули бокал с шампанским. Она пьет, а в это время в студии звучит ее голос. От ужаса она поперхнулась и закашлялась – песня продолжала звучать. Потом возмущенные зрители писали на телевидение, что, оказывается, Уразбаева вовсе не певица.

Главными героями «Огоньков» 60-х, конечно, были космонавты. Устраивались даже специальные «космические» «Огоньки» - после полетов. Рейтинг таких программ, наверное, тоже был космическим, только тогда никто не считал. Николай Месяцев, бывший председатель Гостелерадио СССР, вспоминал, что директор Куйбышевской гидроэлектростанции всегда просил его заблаговременно сообщать, когда будет «Огонек», чтобы можно было подключить два дополнительных турбогенератора. Таким образом, «Голубые огоньки» были первыми в прямом смысле ток-шоу.

70-е. Не вечно живой эфир

Постепенно «Голубые огоньки» становятся искусственными, как многие новогодние елки. С появлением записи программу стали снимать частями: участники и гости сидели за столиками и хлопали исполнителю номера так, как будто они его только что видели, хотя номер записывался в другой день. Сначала на столиках стояли настоящее шампанское (или хотя бы настоящий чай и кофе) и свежие фрукты. Потом уже наливали лимонад или подкрашенную воду. А фрукты и сладости уже были из папье-маше. После того, как кто-то сломал зуб, участников «Голубого огонька» предупреждали, чтобы они не пытались ничего откусить.

В 70-е массовка в зале соответствовала времени: например, за столиками могли сидеть девушки из Министерства сельского хозяйства.

В «Голубом огоньке» возникли первые клипы, хотя тогда никто не подозревал, что это так называется.

При отсутствии желтой прессы и светской хроники люди узнавали о событиях в личной жизни кумиров из «Огоньков». Муслим Магомаев и Тамара Синявская поженились в ноябре 1974 года и вскоре спели в новогоднем «Огоньке» дуэтом.Так страна поняла, что они стали мужем и женой.

В 70-е годы председателем Гостелерадио СССР был Сергей Лапин.. При нем запрещалось выходить на экран мужчинам в кожаном пиджаке, в джинсах, без галстука, с бородой и усами, женщинам – в платье на шнуровке, в брючных костюмах, с декольте и с бриллиантами. Валерия Леонтьева в его облегающих костюмах вырезали из программ.

Остальных вырезали по иным соображениям. Степист Владимир Кирсанов вспоминал, как в середине 70-х танцевал с супругой на «Огоньке» под песню Евгения Мартынова. А когда включил телевизор, увидел себя танцующего под совершенно другую мелодию. Выяснилось, что причиной была нелюбовь руководства телевидения к Мартынову, а Кирсанову объяснили: «Скажи спасибо, что тебя оставили в эфире».

На «Огоньках» главными были два любимых жанра власти – цыганский романс в исполнении Николая Сличенко и оперетта в исполнении Татьяны Шмыги. А сама власть стала лично обращаться к народу в новогоднюю ночь. Правда, последний раз Брежнев сделал это в 1973 году, потом народ снова поздравляли безликие ЦК, Верховный Совет и Совет Министров.

80-е. Голубые прожекторы перестройки

Новогоднюю ночь уже невозможно представить себе без Деда Мороза и Филиппа Киркорова. Причем Дед Мороз бывает не на всех каналах. Киркоров первый раз появился в «Огоньке» к 8 Марта 1981 года благодаря режиссеру Светлане Аннапольской: «Я увидела Филиппа в редакции народного творчества и подумала, неплохо было бы его снять , - рассказывает Светлана Ильинична. – Но потом началась борьба, потому что Филиппа считали слишком красивым и похожим на Захарова. Тогда же возникли проблемы с Тамарой Гвердцители. И я написала заявление: если мне не разрешат снимать Киркорова и Гвердцители, я этот «Огонек» делать не буду. И мне разрешили».

Студия оформлялась в советские годы скромненько: мишурой, серпантином и шариками за 5 копеек. Как-то после эфира Сергей Лапин, увидевший витражи с масками и конфетти, начал кричать на художников: «Новый год – это рубеж перехода нашей страны на новый этап социализма. Витражи должны быть с заводами, фабриками и новостройками!".

Но вскоре Лапин ушел с ТВ.

- Тогда «Огоньки» еще принимали представители Гостелерадио и ЦК КПСС, курирующие телевидение, - вспоминает режиссер Игорь Иванов. – Таким звездам, как Пугачева, Ротару, Леонтьев, разрешалось исполнять по две и даже три песни. В новогодний «Огонек-86» Алла Борисовна записала три песни. «Балалайку» запретили, но она прозвучала в новогодней «Утренней почте». А вообще в эфир не пустили песню «Белая панама», посчитав кабацкой. Кроме того, Лапин категорически не желал видеть в эфире Михаила Жванецкого. Но когда я уже монтировал программу, Лапин ушел с телевидения. Я позвонил Жванецкому, и мы его сняли отдельно – съемки в студии ведь уже закончились. Так Жванецкий в 1986 году впервые был показан в новогоднем «Огоньке». Дальше он уже был всегда.

«Огонек » строился по определенной схеме: сначала классика, потом народные песни и лишь затем эстрада. Кроме того, были выступления исполнителей из соцстран. Схема перешла от доперестроечных «Голубых огоньков» и в конце 80-х еще выдерживалась. Перелом наступил в 1990-м. По словам Игоря Иванова, это был первый «Огонек », в котором появился жанр варьете.

90-е. Старые песни о славном

«Машиной времени» можно было считать в 90-е не группу Андрея Макаревича, выступавшую в «Голубых огоньках», а продолжавших петь под Новый год Иосифа Кобзона, или Софию Ротару, или Аллу Пугачеву. И, кажется, их присутствие на экране оставалось единственным признаком стабильности в стране.

Сброшенная было с макушки елки пятиконечная звезда в середине 90-х вернулась на место: наступила тоска по советской жизни. На телевидении эту тоску уловили и эксплуатировали ее в том числе и в Новый год.

На РТР в 1998 году появляется программа под прежним названием – «Голубой огонек », со слоганом «А «Титаник» плывет». Всплыл «Титаник» очень удачно. Сенсацией, как писали «Известия», стало то, что РТР в новогоднюю ночь обошел популярное в то время НТВ и вышел на второе (после ОРТ) место.

С 1999 года и по сей день «Голубые огоньки» на втором канале снимает Хуан Ларра (он же Игорь Морозов):

- Наша команда «Голубые огоньки» возрождала, - рассказывает главный режиссер и режиссер-постановщик. – До того была дыра в десяток лет – видимо решили, что стране такая форма надоела и нужны другие зрелища. Сейчас наша команда, наверное, является носителем формата. Ни одному каналу воспроизвести его не удалось, хотя вроде бы делают то же самое. Когда я переехал из Петербурга в Москву, первый «Огонек» уже снимался. Меня попросили помочь, и не было времени смотреть старые «Огоньки». Потом, уже после эфира, я взял записи, и мы даже в каком-то из «Огоньков» сделали полную реконструкцию черно-белого «Огонька» тех лет. Создали черно-белые декорации, ведущими пригласили Моргунову и Петросяна. Но в принципе мы не пытались реконструировать те «Огоньки». Мы скорее опирались на свои ощущения от них. Наверное, это важно. Может, из-за этого, у нашей команды и получилось. «Помнишь, - говорили мы, - там же сидели доярки, и они всегда произносили какие-то светлые слова». Доярок у нас быть не могло. Вычленялось другое: это же было очень позитивное действие. Ну кому нужны в новогоднюю ночь социальные и политические шутки?! Поэтому шутки – общечеловеческие, атмосфера – позитивная. Ведь даже если в стране не все хорошо, у людей должны быть паузы.

2000-е. Новые русские байки

В ХХI веке и власть, и «Голубые огоньки» сменили дислокацию. Новогодние поздравления Путин стал произносить, стоя на улице, на фоне Спасской башни Кремля. А новогодняя программа хоть и называется «Голубой огонек» на Шаболовке», снимается в павильоне «Мосфильма» - там больше места. Все, что осталось в передаче от Шаболовки, - это Шуховская башня в декорациях.

«Огоньки» нового века отличаются иными техническими возможностями и оформительскими достижениями. Так, в этом году студия покрыта специальным пластиком, внутри которого проходят светодиоды. И в зависимости от освещения создается ощущение, что артист находится в подвешенном состоянии или же сцена плывет.

- Декорации выполнены в лучших традициях Европы, - считает один из ведущих новогоднего шоу Николай Басков. – Я часто бываю на Рождество в Испании и могу с уверенностью сказать, что наши «Огоньки» на порядок выше, чем рождественские испанские программы.

Басков впервые появился в «Огоньке» в 2000-м году и спел в дуэте с Тамарой Гвердцители песню «Скажите, девушки». Это еще одна отличительная черта «Огоньков» последних лет – желание удивить зрителей неожиданными дуэтами, трио, квартетами… В прошлом году пели Иосиф Кобзон и Верка Сердючка, Анастасия Стоцкая и Евгений Петросян. Нынче вместе должны выступить та же Сердючка, но уже с Киркоровым, тот же Петросян, но с «Блестящими», Валерий Меладзе, Сосо Павлиашвили и Кристина Орбакайте, Людмила Гурченко и хор Турецкого… Они исполняют или какие-то специально написанные для «Огонька» одноразовые «капустные» номера, или же старые песни. Так, Гальцев и Воробей в прошлом году пели «Помоги мне», а Надежда Бабкина и «Новые русские бабки» вышли с композицией Sex Revolution.

Понятно, что плеяда популярных артистов не может меняться ежегодно, но добавлять к ней молодые лица, бесспорно, нужно, - говорит главный продюсер новых программ специальных проектов канала «Россия» Геннадий Гохштейн. – И мы это делаем. У нас на канале есть музыкальные конкурсные программы «Секрет успеха», «Народный артист». Победителей этих программ мы с удовольствием приглашаем в «Голубой огонек».

В советские годы тоже существовал отбор для «Огонька». Например, среди молодых писателей-юмористов конкурс был, как в уважаемый вуз: по два десятка человек на место.

В советское время программа шла два часа, а готовилась несколько месяцев. В августе исполнители приносили репертуар, в Главной редакции музыкальных программ он прослушивлся и утверждался на первом этапе. В сентябре начинались съемки. Монтаж заканчивали 31 декабря, за пару часов до наступления Нового года на Дальнем Востоке.

Сегодня программу, которая длится в эфире четыре часа, мы снимаем 17 дней по 12 часов, - говоорит режиссер на площадке Сергей Широков. – Монтаж занимает неделю: в прошлом году мы пришли на работу во вторник, а ушли домой в понедельник. Мне жена еду привозила и носки.

Сколько стоили «Огоньки» при социализме, сказать трудно: деньги были партийные и не считанные. Сегодня сказать легче, но не говорят. Уклончиво отвечают: что из развлекательных форматов это далеко не самая дорогая программа, а каких-то специальных цен на это не существует.

За столами на стульях от IKEA полторы сотни артистов массовых сцен, изображающих восторг от песни звезды, которую слушают в шестой раз, поскольку эта звезда никак не может совместить мимику с фонограммой. Но тем не менее в массовку на «Огоньки» попасть мечтают На столах – настоящие фрукты, но их никто не ест. Артистам дают бокалы с шампанским, а массовке по-прежнему наливают «Буратино».

На первых «Огоньках» в 60-е годы на столах стояли таблички с именами приглашенных гостей, чтобы операторы и ведущие не ошиблись. На «Голубых огоньках» уже давно не осталось участников, которых не знала бы вся страна. Хотя многих гостей страна знает не как певцов и актеров. Из 90-х годов в новый век перешла традиция появления в «Огоньках» политиков и депутатов. Их активность возрастает обычно в год выборов. За последние годы, допустим, Жириновский уже пел и со «Стрелками», и со «Сливками». Украшали собой «Огоньки»» Александра Буратаева, Любовь Слиска, Елена Драпеко, Георгий Боос, Виктор Черномырдин, Ирина Хакамада, Александр Починок… Можно предсказать, что через год, перед парламентскими выборами, депутаты вновь устремятся к съемочной площадке «Голубого огонька», сверкая не менее голубыми огоньками на крышах своих автомобилей.

Юлия ЛАРИНА

«Огонек» 26.12-1.01 2005-2006

ВЕДУЩИЕ «ГОЛУБЫХ ОГОНЬКОВ»:

Игорь КИРИЛЛОВ, Александр ШИРВИНДТ, Михаил ДЕРЖАВИН, Виктор БАЛАШОВ, Татьяна СУДЕЦ, Герард ВАСИЛЬЕВ, Алла ПУГАЧЕВА, Татьяна ВЕДЕНЕЕВА, Анна ШИЛОВА, Михаил ШВЫДКОЙ, Николай БАСКОВ,Оксана ФЕДОРОВА, Новые русские бабки, Иван УРГАНТ и другие.



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001