обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






                         Нерешенные проблемы профессора Чука

     Все дети становятся взрослыми. Каждый из них получает рычаги управления – миром, страной, собственной судьбой. Что это будет за рычаг – стартовый ключ звездолета или педаль сброса атомной бомбы – определяется в детстве. В позитивном советском детстве, когда цветной телевизор считался роскошью, но радио присутствовало в любой «глубинке», образовательные радиопрограммы были самыми слушаемыми в «самой читающей стране». Помните их названия? «Радионяня», «КОАПП», «В стране литературных героев», «Клуб знаменитых капитанов». А лично для меня самым слушаемым с 1978 года стал радиосериал с длиннющим названием «В гостях у профессора Чука, или Семинар нерешенных проблем». С тех пор образовательный радиоэфир кардинально изменился. Одни программы прекратили свое существование вместе с уходом их ведущих («Клуб знаменитых капитанов», «Радионяня»), другие закрыли «сверху», третьи не пережили «рынок», который не нуждался в образованных людях…

     Сегодня мы беседуем с автором этой одной из «топовых», как сказали бы сейчас, радиопрограмм – доктором биологических наук, ведущим научным сотрудником НИИФХБ им. А. Н. Белозерского Татьяной Васильевной Потаповой.

– Татьяна Васильевна, насколько это было сложно в те годы – придумать познавательную программу для детей и запустить ее проект на Всесоюзном радио?

     Меня тянуло к просветительству и я пыталась сотрудничать с «Очевидным-невероятным»: это было интересно, но очень непредсказуемо в организационном плане… Мое увлечение стало известно коллеге, родственница которой искала автора для создания в детской редакции Всесоюзного радио новой научно-популярной программы. Так что инициатива исходила от Радио, но волей случая адресовалась ко мне. Меня познакомили с редактором В.И. Ядровой, которая в те годы выпускала в эфир КОАПП.

     СПРАВКА «ЗМ»

     Передачи «КОАППа» – «Комитета охраны авторских прав природы» начались 5 июля 1964 г. и представляли собой радиоспектакль на основе познавательных рассказов М.Константиновского об удивительных явлениях в природе и животном мире. На творческом объединении «Экран» в 1984-1990 годах снят сериал из 18 кукольных мультфильмов по мотивам произведений М. Константиновского. Уже в нашем веке, в 2000-2001 годах на телеканале ОРТ выходила телевизионная версия КОАПП, где роли животных исполняли актёры. В их числе Вячеслав Невинный, Александр Леньков, Лариса Удовиченко.

     Создателю КОАППа, талантливому советскому популяризатору науки Майлену Константиновскому «Заря молодежи» посвятит отдельную публикацию.

     Валентина Исааковна терпеливо рассматривала мои пробные работы и в конце концов приняла идею домашнего радиосеминара, где в гостях у профессора Чука в неформальной дружеской обстановке будут обсуждаться злободневные научные проблемы. В конце концов, именно этот вариант был утвержден начальством и успешно просуществовал около 10 лет (98 выпусков). Кстати, закончился он не по решению «сверху», а как-то угас сам собой, постепенно теряя основоположников: последней каплей был мой отъезд (по личным причинам) из Москвы, куда я вернулась после перестройки, но восстановить программу уже было невозможно.

- Пресловутая «командно-административная идеологическая система» мешала или помогала?

     - Передача была запланирована «сверху» и темы передач планировались на год вперед. Это придавало работе определенную стабильность, хотя на каждый из ежемесячных выпусков со мной заключался отдельный договор, который иногда мог быть не исполнен по воле «верхов» - так случалось, если эфир нужно было срочно занять политически важной информацией. Определенные проблемы создавала многоступенчатая цензура. Например, целиком сняли передачу про магнитные дороги, так как пока я готовила запланированный выпуск семинара, тему магнитных дорог засекретили. На любые упоминания данных космических исследований (даже из популярных журналов) требовалась особая виза. При нынешней открытости информации все эти ограничения выглядят нелепостями, но нам с ними приходилось считаться.

- Вы – биолог, но тематика передачи была самой широкой: лично я помню, как писал по заданию «профессора Чука» о цивилизации майя, о загадках железной колонны в Индии, о путешествиях во времени. Программу делал «человек-оркестр» Татьяна Потапова, или целый академический коллектив?

     - Академического коллектива не было, но были друзья, которых я старалась привлекать к подготовке передач. Ряд сценариев написан мной в соавторстве с физиками, биологами, геологами, геофизиками, журналистами, математиками. На саму идею семинара меня вдохновили знаменитые семинары по клеточной биологии, который проводил в те годы великий математик И.М. Гельфанд и в которых я участвовала как его сотрудница.

     СПРАВКА «ЗМ»

     Изра́иль Моисе́евич Ге́льфанд (1913—2009) — один из крупнейших современных математиков, педагог и организатор математического образования.

     Домашние семинары практиковали в те годы мои друзья – выпускники знаменитого Физтеха, одного из которых приятели звали Чуком. «Чук» впоследствии меня очень выручал, обсуждая со мной по телефону материалы, подготовленные для очередного сценария. Идеи нескольких передач целиком принадлежали живому «Чуку» (о персональных компьютерах, о поисках братьев по разуму и др.).

     Так что я старалась по возможности выступать в роли дирижера, но очень часто приходилось быть и самим оркестром. В любом случае за создание сценариев в соответствии с редакционными планами отвечала я одна.

- В пору, когда конверт стоил дешевле стаканчика фруктового мороженого (6 копеек), активность радиослушателей, участвовавших в работе программы, была фантастической. Каков был примерный объем читательской почты и ее научный уровень? Ведь тогда не было Интернета, выполнение заданий профессора Чука предполагало серьезную работу с литературой.

     - Через мои руки прошло около 10000 писем наших слушателей и большинство начиналось словами: «Слушаю вас давно, но пишу первый раз…». Выполнение заданий профессора Чука довольно редко требовало серьезной работы с литературой, чаще требовалась серьезная работа ума. Задания мы старались давать на сообразительность или на примеры из повседневной жизни, так что в переписке активно участвовали и городские и сельские дети. Потрясающее впечатление иногда производил творческий уровень: например, рисунки наших слушателей о доисторических животных с удовольствием приняли на выставку в Палеонтологический Институт.

- Вклад Вашего радиопроекта в профориентацию школьников, безусловно, был огромен. Известно ли Вам, как складывалась дальнейшая судьба Ваших активных радиослушателей, для которых «Семинар нерешенных проблем» стал первым шагом в большую науку?

     К сожалению, о вкладе нашего проекта в профориентацию школьников у меня данных нет, но я хорошо помню благодарные отзывы многих педагогов о том, как были полезны им материалы передачи для занятий со школьниками на уроках и во внеурочное время.

- А с чего начинался Ваш путь в науку?

     - Наверное, с тренировки ума: я с 10 лет и до окончания школы занималась в шахматном кружке. Потом я решила покорить Ленинские (ныне – Воробьевы) горы, и мама отпустила меня из Хабаровска. На третьем курсе Биофака МГУ я попала в поле влияния И.М. Гельфанда и это, конечно, решающим образом повлияло на мое формирование как профессионального научного работника. Вокруг Гельфанда в те годы концентрировались талантливые математики, биологи и физики, которые самоотверженно трудились над созданием теоретической биологии: это была потрясающая школа научной жизни!

- Нынешняя невостребованность аналогичных образовательных проектов – мнимая? Их нет, потому что никому, в том числе государству, не хочется вкладывать деньги? Или аудитория старшеклассников – действительно другая?

     - Эта проблема меня мучительно беспокоит. Благодаря развитию научно-технической базы (включая компьютерные технологии) накопление научных данных происходит гораздо быстрее, чем их успевают осознать не только далекие от науки люди, но и ученые смежных областей. Привлекательность науки как сферы открытия новых представлений о мире падает, так как вне самой науки не видны ее горизонты. Труд ученых оплачивается в нашей стране издевательским образом, поэтому с этой стороны наука тоже особенно не привлекает молодежь. Очень жаль молодежь, которая выбирает свое место в мире, не представляя естественно-научных законов, которые миром управляют, и ориентируется только на прибыль и престижное положение в социальной иерархии. К сожалению, не могу даже вообразить, что в наши дни где-то «в верхах» родится идея научно-просветительской программы для детей, ориентированной на широкую аудиторию.

- Сравнивая студентов, выросших на «Семинаре», с сегодняшними старшеклассниками, можете ли Вы сказать, что уровень образованности молодежи снизился?

     - Не могу провести такое сравнение: нет данных. По жизни я время от времени встречаю людей, которые были слушателями семинаров профессора Чука: педагогов, научных работников, талантливых художников, – но до объективного анализа как-то дело не доходило. Хотя, конечно, мне было бы очень интересно узнать, как повлияло на судьбу моих слушателей их общение с моими героями.

- Если заседания «Семинара» из архива Всесоюзного радио сейчас выпускать на аудиодисках – они будут поняты и приняты юными слушателями? Каким языком и каким способом сейчас нужно рассказывать детям о профессиях, о науке?

     - К сожалению, архивных аудиозаписей не сохранилось: все, что осталось от профессора Чука – слепые машинописные копии сценариев. Часть из них я набрала вручную, договорилась с ведущими современными учеными и оформила в виде книги «Семинар нерешенных проблем: век XXI». Сверстала книгу аспирантка мехмата, оплатил издательские расходы мой НИИ ФХБ как просветительскую работу с детьми. Я мечтала довести книгу до тех, кто слушал профессора Чука в прошлом веке, но при тираже 300 экземпляров этого не достичь.

     Сейчас я понимаю, какую важную проблему решал наш радиосеминар: он давал слушателям хорошие образцы выражения словом очень серьезных мыслей, примеры доброжелательного ведения принципиальных дискуссий и рождения в споре новых мыслей. Без культуры выражения личных представлений в устной речи немыслимо развитие мыслительного процесса у конкретного человека. Форумы, «ЖЖэшки», «ЛиРушки», «Аськи» и СМС-ки этого не могут заменить! Совершенно необходимы беседы о науке для детей и лучше всего – в той самой форме, которую мы удачно нашли в прошлом веке.

- Кто из нынешних студентов и аспирантов помогает Вам сегодня в реализации проекта «Ученые детям» (http://kids.genebee.msu.su/), в популяризации науки для детей?

     - Школьники, аспиранты, сотрудники и студенты МГУ, – многие с удовольствием помогают в конкретных делах (они представлены на сайте «Ученые – детям»). Сейчас я готовлю реконструкцию сайта, чтобы представить на нем как можно больше конкретных примеров исследований природы вместе с детьми: это так важно в наше время! В ближайшее время планирую полностью разместить на этом сайте книгу «Семинар нерешенных проблем: век XXI» (пока там есть только одна из глав).

- Большое спасибо за ответы и за Вашу программу!!!!

Беседовал Андрей Фурсов



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001