обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






ВЕХИ ИСТОРИИ ГЛАВНОЙ РЕДАКЦИИ ИНФОРМАЦИИ ЦТ

     Главная редакция информации Центрального телевидения была создана в феврале 1965 года. До этого выпуски «Теленовостей» и еженедельная программа «Эстафета новостей» создавались и выходили в рамках Главной редакции общественно-политических передач. На момент создания ГРИ ЦТ председателем Комитета по радиовещанию и телевидению был Н.Н.Месяцев, зампредом по телевидению – Г.А.Иванов, первым главным редактором ГРИ ЦТ был назначен Н.С.Бирюков. В новую редакцию вошли журналисты и режиссеры, готовившие на Шаболовке выпуски «Новостей»,  еженедельную программу «Эстафета новостей», а также отвечавшие за праздничные трансляции первомайских и ноябрьских торжеств, съездов  партии и  других крупных событий в жизни страны. В редакции были созданы тематические отделы – от общественно-политического до сельского хозяйства и культуры, а также святая-святых – отдел выпуска, где окончательно выверялись и верстались все материалы, полученные из ТАСС, снятые в Москве и присланные из различных студий страны и из-за рубежа.  К этому времени в стране уже работали 120 телецентров. Телевидение развивалось бурными темпами. Через 2 года,  в 1967 году, вступил в строй Останкинский технический телецентр, его полукилометровая башня обеспечивала непосредственный прием телеканалов  в радиусе до 130 километров. В этом же году из Москвы начались регулярные цветные передачи. Л.И.Брежнев и Политбюро, видимо, уже хорошо понимали, какой мощью обладает телевидение в качестве нового СМИ для укрепления авторитета партии. Во всяком случае, это четко прослеживается даже в изменении названий ведомства. В июле 1970 года  Указом  Президиума Верховного Совета СССР Комитет по радиовещанию и телевидению при СМ СССР был преобразован в союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию, а в июле 1978 года создан Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию. Это была констатация приоритета более молодого и могущественного СМИ.
     Создание новой структуры в рамках Центрального телевидения благотворно сказалось на подготовке всех информационных передач. Появилось больше самостоятельности, творческих и технических возможностей.  И финансовых тоже. Наладилось планирование, значительно лучше стали связи с местными студиями. Чтобы поднять качество информационных выпусков, стали больше привлекать внештатных  авторов, корреспондентов газет и журналов, способных студентов. Для съемочных групп, работавших на крупных событиях, главный редактор ГРИ своим распоряжением теперь мог увеличить лимит всегда дефицитной 16-мм кинопленки. Это было чрезвычайно важно при съемке депутатов, передовиков труда, представителей разных республик страны, чтобы можно было выбрать наиболее «живой» фрагмент из снятого интервью. Стали больше закупать за границей новую портативную съемочную и звукозаписывающую технику. Студии оборудовались новыми отечественными видеомагнитофонами, на которых пока еще не предусматривался монтаж, но режиссеры ГРИ все-таки умудрялись «склеивать» отдельные эпизоды в единый сюжет для «Новостей».
      Практически все делалось на энтузиазме. Поощрения в основном были моральными – грамоты и благодарности от руководства, редко – премии. Премией считалась командировка за рубеж или в экзотические регионы страны, «где еще не ступала нога журналиста и оператора ГРИ ЦТ». Таких мест в 60-х годах было немало. Съемочную группу там встречали всегда с радостью. Подвоха не ожидало ни местное руководство, ни люди на предприятиях. Все знали, что в теленовостях в основном показывают ударный труд, «ростки нового» и успехи коллективов, посвященные большим праздникам, а с проблемами в рабочем порядке разберутся на местах.

            «Эстафета новостей» - детище Юрия Фокина

      Когда в 1965 году создавалась редакция информации, на ЦТ уже несколько лет регулярно выходили «Телевизионные новости» и очень популярная, говоря современным языком, фирменная авторская еженедельная программа «Эстафета новостей». Первый выпуск «Эстафеты» вышел в эфир почти полвека назад – в четверг 3-го декабря 1961 года. Естественно, она выходила только живьем, видеомонтажа еще не было.  Хронометраж  практически не ограничивался, особенно в дни больших событий и праздников. Иногда она продолжалась 3 и даже 3,5 часа. Сменялись герои, темы, жанры, включались живьем разные города. Сейчас даже трудно представить себе, каким образом можно было с теми возможностями организовать столько прямых включений и собрать столько гостей, которые бы заинтересовали в четверг до поздней ночи многомиллионную аудиторию.
     К гостям в студии относились с уважением и радушием. Не выкладывали на стол наручные часы с секундной стрелкой, не прерывали на полуслове. И гости чаще всего, действительно, чувствовали себя почти как дома,  раскованно – даже по тем временам. Главным и бессменным ведущим «Эстафеты новостей» в течение нескольких лет был Юрий Валерьянович Фокин. Он был душой редакции и генератором лучших идей. Но самое главное – он сумел создать в коллективе настоящую творческую атмосферу, когда каждый из нас старался работать с полной отдачей. Каждый стремился найти какую-то «изюминку» при подготовке странички для программы – в тексте, во время съемок, в вопросах для гостя. Программу делала практически вся редакция. Кроме Юрия Фокина, «Эстафету новостей» вели и своими руками создавали известные советские тележурналисты Леонид Золотаревский, Ирана Казакова, Александр Хазанов, Юрий Гальперин, Алла Мелик-Пашаева, Георгий Кузнецов, Георгий Зубков. У каждого из них был свой стиль в разговоре с гостями, свой взгляд на события. Но главным было то, что люди на экране были живыми, думали в кадре. Может быть, не всегда гладко формулировали мысль, но зато впервые на советском телевидении наш человек говорил по-человечески, без бумажки, без подсказки, с присущей ему интонацией. В отличие от вождей страны, которых мы видели в основном на трибуне или в другой официальной обстановке. Но, возможно, что такого рода нюансы стали причиной того, что в 1970 году программа была закрыта.  Возглавивший в этот год Гостелерадио СССР Сергей Георгиевич Лапин был дипломатом, эрудитом, знатоком искусств. Еженедельные летучки, которые он проводил в конференц-зале на Пятницкой, проходили как великолепно поставленный спектакль. В умении поймать наши ляпы в телерадиоэфире и высмеять их на летучке Сергей Георгиевич, пожалуй, не уступал лучшим юмористам. Но Лапин не мог не понимать, что руководители предприятий и областей во время трансляций торжественных собраний обычно «рапортовали» ЦК партии о достижениях своих коллективов  стандартно, сухо и скучно, а Фокину в «Эстафете новостей» рассказывали о своих делах по-человечески, с деталями, с улыбкой, иногда даже с юмором… Программу закрыли, многие ее создатели продолжили работу над другими  передачами, а Юрия Валерьяновича на  несколько лет «сослали» заведующим корпунктом Гостелерадио в Афинах. 
     За свою недолгую жизнь «Эстафета новостей» сумела задать высокую планку для всех журналистов, работающих в информационных жанрах. Позже, в 90-х годах, лучшие традиции «Эстафеты» возродились в авторских программах редакции информации с другими названиями. Но это уже были совсем другие времена, с другими техническими и финансовыми возможностями. И иными задачами.  А фокинская «Эстафета» была первой – прапрародительницей.

                         
Программа «Время»

Первый выпуск программы вышел в эфир более 40 лет назад -1 января 1968 года.   Как это ни странно, в первых выпусках не было дикторов, не было даже привычной студии, программа состояла из прямых включений из разных городов Советского Союза, и корреспонденты сами передавали друг другу слово в эфире. Конечно, это было безумно сложно в плане техники и организации. Хотя неизбалованный зритель в те времена особенно ценил «сиюминутность» и «эффект присутствия», то есть все, что шло живьем, пусть даже с шероховатостями. Но через пару недель все-таки решено было, чтобы программу вели дикторы из московской студии. Видимо, руководству Гостелерадио так было спокойнее и удобнее.
     Идею создания ежедневной общесоюзной информационной телепрограммы с фиксированным выходом в эфир, начиная с 1967 года, вынашивали и обсуждали те же тележурналисты и режиссеры первого поколения, которые на Шаболовке готовили выпуски «Теленовостей», «Эстафету новостей» и вели праздничные трансляции. К концу года Леонид Золотаревский, Ирана Казакова, Леван Дзаридзе вместе с главным режиссером редакции Алексеем Петроченко разработали концепцию будущей программы. В первый день нового года она вышла в эфир и постепенно начала  обретать свое лицо. Но по-настоящему авторитетной, современной, вобравшей в себя все лучшее, что было к тому времени в мировой тележурналистике, она стала лишь в 1970 году, когда на усиление телевидения был направлен Юрий Летунов – выдающийся советский радиожурналист, создатель круглосуточной радиостанции «Маяк».
     Новорожденная программа «Время» довольно быстро завоевала огромную популярность в стране. Многие уже тогда прекрасно понимали, что наступает «золотой век» отечественного телевидения.  Вслед за Юрием Фокиным и Юрием Летуновым в редакцию информации телевидения пришли талантливые радиожурналисты из «Последних известий», «Маяка», радиостанции «Юность» и иновещания. В их числе: Дамир Белов, Евгений Синицын, Герман Седов, Нинель Шахова, Светлана Розен, Леонид Хатаевич,  Юрий Гальперин, Эдуард Мнацаканов, Ольвар Какучая, Дмитрий Голованов, Виктор Любовцев, Григорий Шевелев, Александр Любимов, Александр Тихомиров, Павел Каспаров и многие другие. К сожалению, не все из них дожили до сегодняшнего дня. Нервная, напряженная работа приносила не только славу и награды, но и преждевременную утрату здоровья, инфаркты и инсульты.
     Создатели Главной редакции информации и программы «Время» тогда не думали и не гадали, что этой передаче суждено по продолжительности жизни побить все рекорды на отечественном телевидении и стать прародительницей для многих  сегодняшних информационно-аналитических   программ. Правда, лишь к 1972 году руководству ГРИ удалось добиться того, что в сетке вещания выход программы «Время» был железно затвержден в 21.00. Это было важно чисто психологически. Источников информации было мало. И у большинства населения огромной страны постепенно выработалась привычка – к  21.00 по возможности быть дома, под звуки музыки Георгия Свиридова из фильма «Время, вперед!» сесть у телевизора и из уст Нонны Бодровой и Игоря Кириллова узнать почти обо всех новостях в стране и в мире.     Выпускающая бригада старалась каждую новость подкрепить хоть какой-то картинкой – видео, кино, фото, в крайнем случае – материалами из досье.  Считалось, что программу “Время” смотрело практически все взрослое население страны, т.е. около 150 млн человек. В первые годы «Время» в 14 часов передавалось по «Орбите» для Дальнего Востока, в 19.00 — для зрителей Средней Азии и Казахстана, в 21 час — для европейской части страны. В 18 часов в цвете выходил выпуск «Новостей», который транслировался по системе Интервидения на социалистические страны. На всякие новшества и задумки, которые неизбежно появлялись на ЦТ и, в частности, в программе «Время», С.Г.Лапин реагировал сдержанно: «Не увлекайтесь многочисленными красивыми картинками, главное для людей - широкая и правдивая картина жизни страны и мира в этот день». Конечно, все понимали, как должна выглядеть эта «картина». Так она и выглядела.
      Чтобы редакторы на выпуске не ломали головы,  с какой самой важной новости начинать сегодняшнюю программу, руководство Гостелерадио рекомендовало придерживаться затвержденной структуры. В начале программы - внутриполитические новости. Потом шла экономическая хроника – в основном это были сообщения о трудовых успехах из всех республик страны. Затем сообщались тщательно отшлифованные внешнеполитические и прочие зарубежные новости. И в конце программы -  хроника культурной жизни, спорт и обязательно погода. Если в этот день случалось большое событие с речью генсека, почти весь выпуск программы занимал отчет об этом событии и хотя бы коротко, но обязательно  – спортивные новости и погода. Умные головы понимали, что иначе можно потерять значительную часть аудитории. Хотя щелкать по кнопкам телевизора все равно было бесполезно – до 13 мая 1991 года «Время» одновременно транслировалось по первому и второму каналам Центрального телевидения (позже с сурдопереводом) и по всем республиканским телеканалам.
     За минувшие 40 с лишним лет программу «Время» вели дикторы Нонна Бодрова, Игорь Кириллов, Анна Шатилова, Аза Лихитченко, Виктор Балашов, Вера Шебеко, Евгений Суслов, Галина Зименкова,  Евгений Кочергин, Инна Ермилова, Юрий Ковеленов, Елена Коваленко, Юрий Петров, Майя Сидорова, Геннадий Чертов, Евгений Арбенин, Дина Григорьева.После 91-года «Время» стали вести только журналисты: Владимир Молчанов, Сергей Алексеев, Александр Сериков, Татьяна Миткова, Татьяна Комарова, Сергей Ломакин,  Александр Крутов, Леонид Элин, Сергей Медведев, Дмитрий Киселёв, Юрий Ростов, Арина Шарапова, Нелли Петкова, Игорь Гмыза, Игорь Выхухолев, Александра Буратаева, Кирилл Клейменов, Андрей Батурин, Пётр Марченко, Жанна Агалакова, Анатолий Лазарев. В настоящее время программу ведут Екатерина Андреева, Виталий Елисеев, Юлия Панкратова и Пётр Толстой (Воскресное «Время»).                     
     О событиях в мире спорта рассказывали Николай Озеров, Наум Дымарский, Владимир Маслаченко, Анна Дмитриева, Нина Еремина, Владимир Рашмаджан, Евгений Майоров, Георгий Саркисьянц, Георгий Сурков, Сергей Ческидов, Владимир Перетурин, Сергей Кононыхин, Виктор Гусев, Анатолий Малявин, Владимир Топильский, Константин Выборнов.
     Не было тогда у нас ни мобильников, ни компьютеров, даже домашние телефоны были далеко не у всех. Но в редакции было много толковых людей, прекрасно знающих свое дело и почти незаменимых, благодаря которым при очень скромных возможностях все работало надежно и слаженно. Замглавного редактора Георгий Акопян в любое время дня и ночи мог сказать, какие события уже известны до конца месяца, во что обойдется редакции командировка на Курилы, куда и какие съемочные группы завтра выезжают, какие бригады работают на утренних эфирах и т.д. Главного режиссера ГРИ Калерию Кислову знало все руководство страны. С ней советовались, как будут выглядеть на экране отдельные эпизоды во время предстоящей трансляции. Кинооператор Юрий Завадский часто снимал репортажи на полях Ставрополья, когда там первым секретарем работал М.С.Горбачев. Став генсеком, Михаил Сергеевич на событиях при возможности всегда сам подходил к Юрию и расспрашивал о семье, делах и здоровье.
     В редакцию приходили десятки тысяч писем, часто критических, по решению ЦК нужно было дать ответ на каждое письмо, иначе мог случиться скандал. Письма раздавали для подготовки ответов всем творческим работникам под расписку, ответы часто задерживались, бывало даже, что письма терялись. Долго эта проблема была болезненной, пока Летунов не пригласил в редакцию Юру и Лилю Гороховых, которые были настоящими профессионалами в этом деле и взяли на себя всю работу с письмами. С той поры почти в течение  30 лет главные редакторы не знали головной боли по этому поводу.
     Так было почти на каждом участке. Приходил новый человек, осваивался, привносил свой подход к сложившемуся опыту и старался доказать, что он выполнит эту работу лучше других. Так постепенно складывался дружный, мобильный, работоспособный коллектив ГРИ.  Каждый старался на своем месте быть максимально полезным для дела – подсказать  тему или поворот в ее решении, добыть дополнительную информацию о событии, чтобы обогатить и украсить репортаж, предложенный для выпуска, сверить в справочной имена и должности героев, помочь разобраться с роликами, если съемки шли с нескольких камер. В первые годы при Летунове считалось как-то даже неприличным жестом -  уйти домой до окончания программы «Время», не услышав оценку работы всего коллектива редакции от руководства Гостелерадио. Лапин звонил по «вертушке», в лучшем случае говорил, что «в целом, все неплохо», а потом делал массу замечаний -  и не только по главным сюжетам, но и по мелочам – верстке, текстам, съемкам, подводкам к репортажам, внешнему виду корреспондентов и подаче спортивных новостей. Воспитывал, нянчил, одергивал.

               «Международная панорама»

       Она была создана в рамках ГРИ ЦТ в 1969 году и выходила в 19.00 по воскресеньям до 1987 года. Рейтинги тогда не вычислялись, но все знали, что интерес к этой программе в стране был огромен. Может быть, даже не за счет тех, кто действительно интересовался международными проблемами. А скорее всего потому, что «Панорама» была чуть ли не единственным виртуальным окошком на телевидении, сквозь которое можно было увидеть хоть какие-то картинки жизни в западных странах – улицы столиц с непривычной для нас рекламой, витрины магазинов, как одеты люди, на каких машинах они ездят. По идее, к этим картинкам не нужно было никаких комментариев, если бы эта программа была «клубом кинопутешественников».  Но «Международная панорама» задумывалась и на самом деле являлась одной из лучших информационно-пропагандистских программ советского телевидения. Ее вели известные в стране политические обозреватели  Александр Бовин, Генрих Боровик, Геннадий Герасимов, Валентин Зорин, Александр Каверзнев,  Владимир Дунаев, Борис Калягин, Виталий Кобыш, Томас Колесниченко, Эдуард Мнацаканов, Фарид Сейфуль-Мулюков, Анатолий Овсянников, Всеволод Овчинников, Владимир Цветов, Игорь Фесуненко. Много лет редакторами в «Панораме» работали Нина Иванова, Татьяна Миткова, Юрий Выборнов, режиссерами программы были Елена Поздняк и Эльвира Рахимова. Каждый из политобозревателей специализировался на одной или нескольких странах. Валентин Зорин чаще делал комментарии о со­­­­бытиях в США, Владимир Дунаев - о Великобритании и англоязычных странах, Фарид Сейфуль-Мулюков - о государствах Ближ­­­­­­­него и Среднего Востока, Александр Каверзнев - о социалистических странах, Владимир Цветов - о Японии, Игорь Фесуненко - о странах Латинской Америки. Это были не только политические сюжеты, но и но­вости из мира искусства, культуры, спорта.Естественно,  ведущие и гости программы преподносили обзор важнейших событий недели с позиций советской внешней политики, обсуждали национально-освободительные движения, говорили о «сущности буржуазной демократии», клеймили «общество потребления». Но телевизионные картинки «заморской действительности» далеко не всегда подтверждали сказанное, а скорее наоборот.   При всем этом ведущие довольно часто позволяли себе либеральные суждения и оценки событий.
     Очень популярным был Александр Бовин. Он практически не пользовался телесуфлером, никогда не приходил на эфир в галстуке, держался очень свободно и естественно – как в доме у добрых друзей. Правда, говорили, что он на госдачах участвовал в подготовке международного раздела каждого доклада Л.Брежнева, но от этого авторитет его не страдал и к каждому его суждению, высказанному в эфире, прислушивались особо. Бовина любили за то, что он мог позволить себе сказать больше, чем другие. Но именно за это  руководство ТВ советовало не слишком часто привлекать его к эфиру.
     Трагически сложилась судьба политобозревателя Анатолия Овсянникова – он погиб в автокатастрофе в 1979 году, когда возвращался на машине из Краснодарского края, где навещал своих родителей. Ему было 44 года. Анатолий Иванович свободно владел несколькими десятками иностранных языков. По крайней мере, в августе 1975 года  на Хельсинском совещании он обеспечивал общение генсека Л.Брежнева с лидерами любого из 35 государств-участников этой встречи. Его многочисленные репортажи из Японии, где он был собкором Гостелерадио, а также сюжеты для «Международной панорамы» и программы «Время» давали возможность зрителю хоть в какой-то степени увидеть мир непредвзято.
     Сашу Каверзнева  любили и уважали все – друзья и оппоненты, политики и иностранные корреспонденты, телезрители и сотрудники редакции, не говоря уж о сотрудницах. Может быть, когда-нибудь исследователи отечественной тележурналистики напишут диссертации и расскажут, в чем же заключался секрет его особой «телевизионности». Журналистов, которые могут так просто, искренне и без единого штампа донести свою мысль до миллионной аудитории, наверное, очень немного. Александр Каверзнев за годы работы на телевидении снял множество документальных фильмов и репортажей для «Международной панорамы» из самых разных точек планеты. Последней командировкой самого талантливого политического обозревателя Центрального телевидения была поездка в Афганистан в марте 1983 года, где он начал снимать фильм «Афганский дневник», в котором пытался ответить на вопрос – зачем тысячи молодых русских солдат гибнут на этой земле. Трагическую гибель самого Саши Каверзнева расследовали долго и безрезультатно. Ходили слухи, будто в кабульском аэропорту его угощал каким-то напитком афганский офицер. Но никто не верил, что его отравили душманы. Фильм «Афганский дневник» закончили друзья и коллеги Каверзнева Фарид Сейфуль-Мулюков, Леонид Золотаревский и Наталья Ильинская.В течение многих лет огромное влияние на всю работу Главной редакции информации ЦТ оказывал зампред по телевидению Энвер Назимович Мамедов – тонкий и проницательный политик, человек потрясающей эрудиции, глубокого и парадоксального ума. Поздравляя его с 85-летием в 2008 году, бывший главный редактор ГРИ ЦТ Виктор Любовцев сказал, что, «если Мамедов когда-нибудь решится написать мемуары, эта книга станет бестселлером номер один». Он пожелал юбиляру доброго здоровья и пообещал через пять лет в этот же день поздравить Энвера Назимовича  со следующим круглым юбилеем и снова услышать от него любимую фразочку "Ну, родной мой, будь повнимательнее».
     Многие журналисты, режиссеры, монтажеры проработали в редакции информации по 30 и даже по 40 лет… В памяти миллионов людей жизнь нашей страны за эти годы запечатлелась в том числе и в голосах наших корреспондентов Александра Тихомирова, Киры Григорьевой, Александра Галкина, Нинель Шаховой, Андрея Золотова, Сергея Слипченко, Натальи Черновой, Александра Бархатова, Татьяны Бодровой, Евгения Фатеева, Елены Мироновой, Валерия Голубева, Леонида Элина, Льва Максимова, Виктора Глуховцева, Юрия Черняка, Аполлона Петрова и многих других.
     За минувшие 45 лет Главную редакцию информации ЦТ (а с  марта 1996 года – Дирекцию информационных программ) возглавляли: Николай Бирюков, Юрий Летунов, Виктор Любовцев, Григорий Шевелев, Эдуард Сагалаев, Ольвар Какучая, Борис Непомнящий, Олег Добродеев, Аркадий Евстафьев, Олег Точилин, Ксения Пономарева, Андрей Васильев, Александр Любимов, Сергей Доренко, Игорь Шабдурасулов, Ашот Баблумян, Татьяна Кошкарева, Рустам Нарзикулов, Сергей Горячев, Кирилл Клейменов (в настоящее время).

     6 ноября 1982 года в выпуске программы «Время» в 21.00 был показан сюжет о вручении шестого ордена Ленина и Золотой Звезды Героя Социалистического Труда председателю Гостелерадио СССР С.Г.Лапину. Вручил награды генсек ЦК КПСС Л.И.Брежнев. Говорили, что в тот день Виктору Любовцеву стоило немалых трудов уговорить Лапина показать это событие на 35 сек. До этого он резко отчитывал главного редактора, если в каком-нибудь сюжете о заседании Верховного Совета СССР или в кулуарах во время Пленума ЦК  нечаянно проскакивал план, где был виден Лапин.
     На следующий день, 7 ноября, Брежнев стоял на трибуне мавзолея в течение всей трансляции парада и демонстрации. Выглядел уставшим, крупно его старались не показывать. Через три дня, 10 ноября 1982 года, Л.И.Брежнев, руководивший страной 18 лет, скончался. 
     Продолжалась долгая череда похорон руководителей партии и государства. С января 1980 года по март 1985 года редакция информации транслировала похороны: генеральных секретарей Л.И.Брежнева, Ю.В.Андропова и К.У.Черненко, членов Политбюро  А.Н.Косыгина, М.А.Суслова, А.Я.Пельше, Д.Ф.Устинова. Многие и сейчас помнят, что в связи с кончиной генерального секретаря ЦК партии в стране объявлялся трехдневный траур. Для редакции это были очень трудные дни – трансляции во время прощания и похорон, репортажи во все выпуски, другие материалы тоже делались с учетом траурного события. Значительную часть выпусков занимали соболезнования от иностранных компартий, глав государств и общественных организаций.
 
     Программа «Время» наглядно рассказывала о наших успехах в Космосе, в строительстве атомных подлодок, ГЭС и стадионов, но по-прежнему умалчивала о том, что за проданную на Запад нефть и древесину в страну ежегодно ввозилось от 30 до 50 млн тонн зерна и масса всяческого и всегда дефицитного ширпотреба. Очень многие уже хорошо видели неэффективность экономики и понимали, что фундамент старой системы не только трещит по швам, но и рушится на глазах.
     В марте 1985 года, став генсеком, М.С.Горбачев провозгласил курс на гласность и демократизацию. В декабре был отправлен на пенсию С.Г.Лапин. Во всех передачах ГРИ ЦТ впервые открыто заговорили о снижении темпов экономического роста в стране, отставании отечественного машиностроения и необходимости повышения жизненного уровня граждан. Было прекращено глушение «вражеских голосов», потому что наши СМИ, в том числе и ГРИ ЦТ, критиковали власть на порядок круче, чем западные радиостанции. В мае-июне 1989 года редакция информации впервые в прямом эфире транслировала абсолютно все заседания 1-го Съезда народных депутатов СССР, проходившие в течение трех недель. Это был лучший народный университет для 300-миллионной страны, жившей за железным занавесом и никогда не знавшей, что такое демократия.
     Поездки Горбачева, как внутренние, так и заморские, освещать стало гораздо труднее. Экспромт, беседы с людьми на улице, реплики генсека во время собраний и заседаний с его участием – все это нужно было снять, смонтировать с нескольких камер. Впервые на советском ТВ во время таких визитов стали освещать «вторую программу» - встречи Раисы Максимовны с представительницами женских организаций, посещения предприятий, университетов, школ, роддомов. Подготовке этих сюжетов во время визитов генсека уделялось столь же серьезное внимание, как и основным материалам.
     С первого дня создания ГРИ ЦТ съемки сюжетов для информационных выпусков обеспечивали кинооператоры первого поколения, работавшие в творческом объединении «Экран»:  Борис Соколов, Григорий Мозер, Владимир Дубов-Дубовик, Марк Волынец, Вили Горемыкин, Владимир Грезин, Аркадий Громов, Вадим Вязов, Наталья Шумова, Владислав Гайдамович, Владимир Александрович Гусев, Владимир Васильевич Гусев, Николай Кепко, Владимир Ковнат,  Лев Довгвилло, Инна Корецкая, Марина Голдовская, Виталий Долина, Анатолий Иванов, Валерий Контарев, Владислав Микоша, Игорь Гальперин, Роман Кармен, Рубен Казганьянц, Виктор Бабаев, Алексей Бабаджан, Дмитрий Серебряков, Петр Назаров, Юрий Прокофьев, Игорь Муравьев, Юрий Коваленко, Вячеслав Воронов, Андрей Колошин  и многие другие.

     13 января 1978 года в программе «Время» и выпусках новостей был показан репортаж о вручении дипломов и знаков лауреатов Государственной премии двенадцати сотрудникам Главной редакции информации ЦТ: главному редактору Юрию Летунову, заместителю главного редактора Виктору Любовцеву, главному выпускающему редактору  Юрию Владееву, заведующему отделом союзной информации Нине Севрук, главному режиссеру Калерии Кисловой, дикторам Игорю Кириллову и Нонне Бодровой, комментаторам Дамиру Белову, Евгению Синицыну и Светлане Бестужевой, кинооператорам Вилли Горемыкину и Льву Довгвилло. В дипломе было записано -  «за художественно-публицистическое освещение общественно-политических событий во Всесоюзной телепрограмме «Время». Трижды - в 2002, 2006 и 2007 годах - программе “Время” присуждалась самая престижная на российском телевидении  профессиональная награда — премия ТЭФИ в номинации “Лучшая информационная программа”.

     Драматические события 1991 года не могли не отразиться на программе «Время», которая была одним из главных «политических рупоров» советского руководства. Знакомое в течение десятилетий название главной информационной программы  страны исчезло из эфира на целых четыре года и было возрождено только в 1995 году. Пережив политические бури, программа «Время» Дирекции  информационных программ 1-го канала и сегодня остается главным источником новостей для миллионов людей в России и странах ближнего зарубежья. С июля 2003 года «Время» стало выходить в эфир и по воскресеньям. Эти выпуски носят не только информационный, но и аналитический характер. Сохранив лучшие традиции, накопленные в течение 40 лет, программа стала еще более оперативной, насыщенной и динамичной.

                    Другие телепроекты ГРИ и ДИП

    Один из самых памятных проектов редакции информации ЦТ – передача «Минута молчания», впервые вышедшая в эфир  9 мая 1965 года. По поручению председателя Комитета Н.Н.Месяцева  программу создавали комментатор Ирана Казакова, радиорежиссер Екатерина Тарханова, телережиссер Наталья Левицкая, текст читала диктор радио Вера Енютина, редактором была Светлана Володина. Очевидцы рассказывают, что при первом просмотре «Минуты молчания» не могли сдержать слез ни Месяцев, ни создатели программы. Правда, позже в текст пришлось добавлять фрагмент, связанный с «Малой землей». Потом этот фрагмент изымали, что-то переделывалось. В связи с тем, что Вера Енютина уехала в Америку, текст заново озвучил Игорь Кириллов. И в наши дни каждый праздник 9 мая в 18 часов 50 минут  страна погружается в «Минуту молчания» - один из самых торжественных и скорбных ритуалов нашего времени.
     В 1989-1990 году по воскресеньям вместо программы «Время» шло часовое информационно-аналитическое обозрение «Семь дней», автором которого был Эдуард Сагалаев, до этого принимавший участие в создании «Взгляда» и молодежной передачи «12-й этаж». В 1990 году программа была закрыта по распоряжению Политбюро ЦК КПСС. "Нас обвинили в необъективном отражении сегодняшней действительности. Я написал заявление об отставке и ушел в никуда", - рассказывал позднее Э.Сагалаев об этом периоде своей жизни.
     С января 1990 года по декабрь 1991 года по первому каналу  Центрального телевидения выходила «Телевизионная Служба Новостей», которую вели журналисты ГРИ Татьяна Миткова, Александр Гурнов, Юрий Ростов, Борис Костенко и Дмитрий Киселев. За то, что Миткова отказалась
зачитывать комментарий о событиях в Вильнюсе 13-14 января 1991 года, она была уволена из ГТРК "Останкино"   вместе с ведущим ТСH Дмитрием Киселевым. После августовского путча 1991 года Татьяна Миткова, изучив архивы КГБ, сделала 10-минутный репортаж в программе "Hовости" о сотрудничестве высших иерархов Русской православной церкви с "органами". Осенью 1991 года американская организация защиты журналистов присудила Татьяне Митковой премию "За высокопрофессиональное выполнение журналистского долга".

     «Итоги» - это первая в истории нового российского телевидения авторская информационно-аналитическая передача. Она была создана по инициативе Олега Добродеева и Евгения Киселева при поддержке  руководителя Российской телерадиовещательной компании «Останкино» Егора Яковлева после провала путча в августе 1991 года.  Программа начала выходить в прайм-тайм по воскресеньям с 5 января 1992 года. Для анализа главных политических событий в стране и в мире   приглашали  самых известных политиков, общественных деятелей, журналистов и зарубежных гостей. «Итоги» выходили на первом канале до июня 1993 года, затем на НТВ, ТНТ, ТВ-6 и с февраля 2004 по декабрь 2006 года - на радио «Эхо Москвы». Евгений Киселев был признан лучшим журналистом 1993 года, в 1996 году стал лауреатом премии ТЭФИ. Его работу отмечали многие зарубежные коллеги и  издания.
    
В 1990-2000 годах ведущим в программах ГРИ был также Сергей Доренко. За это время он несколько раз уходил из редакции по своей и не по своей воле, в мае 1998 года был назначен главным продюсером информационных программ ОРТ, а с сентября 1998 года  стал ведущим ежедневной программы "Время". В декабре 1998 года из-за разногласий с гендиректором ОРТ Игорем Шабдурасуловым Доренко покинул эфир, но уже в январе 1999 года вновь вышел в эфир со специальной аналитической программой. Фактически информационные программы, которые вел Сергей Доренко, были «авторскими», благодаря чему он мог обрушиваться с резкой критикой на банкира Владимира Потанина, мэра Москвы Юрия Лужкова, вице-премьеров Бориса Немцова и Анатолия Чубайса и  даже премьер-министра Евгения Примакова.
     Вот уже почти четверть века на первой кнопке отечественного телевидения выходит утренний информационно-развлекательный канал. С 1986 года он много раз менял названия – сначала это были «60 минут», потом «90 минут» и «120 минут», «Утро» и, наконец, «Доброе утро». За эти годы программу вели известные журналисты, работавшие в Главной редакции информации:
Владимир Молчанов, Евгений Киселев, Сергей Доренко, Сергей Ломакин, Максим Никулин, Нинель Шахова, Татьяна Миткова, Михаил Осокин, Павел Огородников, Ирина Зайцева, Владислав Флярковский, Марина Назарова, Андрей Малахов и многие другие. Сегодня зрителей Первого канала по утрам приветствуют Арина Шарапова, Лариса Вербицкая, Екатерина Стриженова, Александр Мирзаян, Борис Щербаков. Внутри программы много полезной и практической информации. Неизменны в "Добром утре" - новости политики, бизнеса, науки, искусства и спорта.
     
    
В ночь с 7 на 8 марта 1987 года первый раз вышла в прямом эфире, как и «Время», программа Владимира Молчанова  «До и после полуночи».  Она стала одним из знаковых журналистских прорывов времен перестройки, перевернув представление советских зрителей о современном телевидении. Передачу сравнивали с легендарной программой «Взгляд», потому что в этой программе можно было сказать то, о чем до сих пор говорили только с близкими друзьями. Передача выходила по субботам поздно вечером - раз в месяц - до 1991 года. Её первым гостем был народный артист Андрей Миронов. В эти же годы Владимир Молчанов был ведущим в программе «Время».

     С апреля 1999 года начало выходить и до сих пор выходит авторское информационно-аналитическое приложение к программе «Время» под названием «Однако». Как правило, это комментарий ведущего Михаила Леонтьева с иллюстрациями и видеосюжетами на наиболее злободневные темы в России и за рубежом.

     С понедельника по пятницу в 14.00 Дирекция информационных программ Первого канала предлагает зрителям «Другие новости».  Это 15-минутный выпуск неполитических новостей. Сюжеты посвящены злободневным вопросам: качество жизни, потребительская корзина, транспорт, экология, образование, спорт, досуг и развлечения. Сделанные  в яркой и динамичной форме, такие выпуски дают возможность зрителю расслабиться, узнать что-то полезное для себя, а заодно заставляют не переключаться на другой канал.

     В течение 8 лет на Первом канале по воскресеньям выходила информационно-аналитическая телепрограмма «Времена» Владимира Познера, в которой чаще всего бывали четыре гостя – депутаты, ученые, члены правительства. Одним из участников программы был  неспециалист – так называемая «свежая голова». В сентябре 2008 года стало известно, что программа больше выходить не будет. В интервью радиостанции «Эхо Москвы» В.Познер заявил, что решение о закрытии программы принял он сам. По его мнению, "программа в какой-то степени исчерпала себя». Теперь по воскресеньям мы смотрим авторскую программу-интервью "Познер". Владимир Владимирович задает вопросы известным в стране людям - политикам, ученым, деятелям культуры и искусства. Иногда тема беседы связана с событиями недели. Бывает, что разговор не имеет прямого информационного повода. Но эта неторопливая  беседа всегда интересна и самому Владимиру Познеру, и миллионам зрителей.

    
Для многих телевизионных звезд и нынешних руководителей российских телеканалов Главная редакция информации ЦТ стала прекрасной школой профессионального мастерства. Евгений Киселев, Олег Добродеев,  Эдуард Сагалаев, Владимир Молчанов, Татьяна Миткова, Михаил Осокин, Сергей Медведев, Сергей Доренко, Александр Тихомиров,  Кирилл Клейменов, Борис Костенко, Михаил Пономарев Михаил Пономарев,  - все они выходцы из программы «Время».

     В подготовке и выдаче в эфир программ редакции информации, как и всех остальных передач ЦТ и Первого канала, участвовали и сегодня участвуют сотни специалистов Останкинского телецентра,  почти 150-ти региональных телецентров, а также служб космической связи по всей стране. Инженеры и техники, чья работа связана с эксплуатацией портативного и студийного оборудования и организацией всей технической части вещания, тратят не меньше необратимых клеток во время эфира, чем редакторы и режиссеры. И, наверняка, ветераны ТТЦ тоже могут рассказать на сайте WWW.TVMUSEUM.RU немало захватывающих и драматических историй, связанных с рождением и становлением  отечественного телевидения.
      
Владимир Степанюк,
       корреспондент ГРИ ЦТ (ДИП 1-го канала) с 1961 по 2004 г.г.

 

 



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001