обратная связькарта сайта
TVMUSEUM.RU - logo






ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ «ЮНОСТЬ»

ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ «ЮНОСТЬ»

 

Наталья КИСЕЛЕВА

 

            Конечно, звучит немного странно: «Радиостанция «ЮНОСТЬ» - старейшая в бушующем океане отечественного эфира». Хотя на самом деле это так! Звезды определили ей судьбу стать ПЕРВОЙ! И она, рожденная в любви и муках, взяла поистине космический старт почти сразу же за Юрием Гагариным.

            Впервые мир услышал позывные «Юности» в середине октября 1962 года. Ими стала мелодия «Песни о тревожной молодости» Александры Пахмутовой. И. безусловно, уже она дарила своим слушателям особый настрой – «и снег, и ветер, и звезд ночной полет…» Не случайно теперь, оглядываясь назад, мы говорим о начале шестидесятых, как о времени одержимых романтиков, свято верящих в победу Добра над злом и в торжество Правды.

Конечно же, рождение такой радиостанции произошло не на пустом месте. У «Юности» - «высотного здания», которое еще предстояло воздвигнуть, уже был добротный фундамент. В 1957 году специальным постановлением правительства на Всесоюзном радио была создана редакция молодежного вещания для освещения Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который впервые принимала Москва. Новая команда не только успешно справилась с поставленной задачей, она внесла в  эфир дух праздничности, молодости и свободы. Передачи делались буквально «с колес», так что всевидящее (в ту пору) око цензуры вынуждено было опустить занавес век. Это был , по сути дела, прорыв в будущее, в сегодняшний прямой эфир. Это была, пусть в малой степени, победа правды и живого слова. 

            Награда, как говорится, нашла героев – после фестивального всплеска не могло быть и речи о расформировании созданной группы. И хотя потом она получила статус отдела при редакции пропаганды, это уже было неважным. Главное – молодежное вещание жило, отвоевывая в сетке передач новые и новые плацдармы.

            12 февраля 1958 года на волнах Всесоюзного радио получил прописку ежемесячный радиожурнал «Дружба». 18 сентября 1959 года вышла в свет еженедельная радиогазета «Говорит комсомолия» (родная сестра газеты «Комсомольская правда»). Подлинную любовь слушателей обрела передача «Приключения репортера молодежного». Громко заявили о себе «Студенческий радиотеатр» и «Энциклопедия студенческой жизни». Это и были, пожалуй, главные «блоки» в фундамент будущей радиостанции «Юность».

            Были у молодежников и другие отрезки, рассыпанные «кирпичиками» в программе дня: очерки о героях времени, репортажи с ударных комсомольских строек, интервью с восходящими звездами эстрады. Но, к сожалению, у них не было постоянного места в эфире и надеяться можно было лишь на случайного слушателя.

            Разумеется, это обстоятельство не могло не волновать молодежников, которых на радио в ту пору называли «бедовой» командой. Такая лестная характеристика была правомочной еще и потому, что возглавляла коллектив бесконечно преданный делу человек – Беда Александра Денисовна. В годы Великой Отечественной войны была она комсоргом полка, помощником по комсомолу начальника политотдела штаба фронта и привыкла относиться к доверенному ей с чувством высокой ответственности и любви. Именно эти качества были присущи и всей «бедовой» команде, которую даже вместе с постоянными внештатными авторами смело можно назвать «узким кругом».

            Чувство творческой неуспокоенности, вера в свои силы, дух товарищества, объединяли и роднили тех, кому выпало счастье закладывать фундамент «Юности». Это – Вячеслав Владимирович Янчевский, заместитель А.Д.Беды; журналисты Юрий Визбор, Борис Абакумов, Ксения Васильева, Динэра Визиренко, Галина Соломонова, Светлана Новикова, Людмила Москвина, Владимир Возчиков, Евгений Синицын, Александра Музыря, Дамир Белов, Олег Куденко, Аркадий Ревенко, Максим Кусургашев, Вера Соколовская; режиссеры Ирина Ельшевская, Вадим Жуков, Марина Никандрова; музыкальные редакторы Эра Айпетян (Куденко), Ирина Зинкина, Настя Пушкарева; операторы Юрий Никифоров и Ирина Белименко; машинистка Вера Малышева.

            К1962 году этот «узкий круг» стал настолько спаянным и творческим, что начал задумываться всерьез о новых горизонтах. В яростных дискуссиях родилась идея объединения разрозненных передач в одной программе молодежной радиостанции. Мечта казалась несбыточной. Но в июне 1962 года вышло постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему улучшению работы радиовещания и телевидения», в котором говорилось об активизации радиовещания для молодежи. «Бедовой» команде, как говорится, «даны были карты в руки». Мечта обернулась реальностью.

            Отрывок из книги Александры Музыри «В эфире радиостанция «Юность» (Москва. «Искусство», 1979 г):

            «Очень жаль, что не сохранилось стенограммы почти двенадцатичасового совещания в кабинете Александры Денисовны Беды, которое проводилось по методу мозговой атаки: все высказывались только за новую программу, все предлагали только то, что шло бы ей на пользу. Многие популярные в дальнейшем рубрики и циклы были определены именно в тот день. Сейчас уже невозможно установить, кто первый произнес эти слова: «Программа радиостанции «Юность»… Все как-то сразу ощутили, что найдено адекватное, точное, оптимальное определение».

            Из рассказов Юрия Визбора:

            «Я помню, каких усилий требовали первые программы «Юности». Мы не сразу осознали, что это нагрузка не на месяц, что океан надо будет переплывать ежедневно… Мы бы дрогнули перед трудностями, если бы не успели уже полюбить новую программу. И я нисколько не жалею о том тяжелом времени – это было прекрасное время поисков. Нам очень повезло в том смысле, что мы начинали совершенно новое дело…»

            Да, океан надо было переплывать постоянно, без устали. Каждый день в 17 часов 30 минут на волнах второй программы Всесоюзного радио позывные, которых стали ждать повсюду, возвещали стране:

            - Говорит радиостанция «Юность»!

            - Говорит радиостанция «Юность»!

            Новая программа Всесоюзного радио, которая звучала полтора часа, ветром весны ворвалась, буквально, в каждый дом и стала всеобщей любимицей. В пору заштампованности эфира она, действительно, стала явлением, открытием и надеждой.

            В первом же выпуске программы прозвучало обращение к радиослушателям: «Давайте думать о передачах «Юности» сообща. Ведь мы с вами вместе – хозяева новой радиостанции. Все, что вы можете подсказать, - тему дискуссии, имя интересного человека, любопытный факт, мысль, не дающую покоя, все, чем заполнена ваша жизнь, что радует или огорчает вас, - вручайте «Юности»! Первое обещание: мы вместе будем разбираться в ваших вопросах, сомнениях, трудностях, вместе будем думать, как поступить…»

            В том же выпуске был объявлен конкурс на лучший рассказ о своей профессии. И тут же письма пошли мешками. И сколько же сил, терпения, времени и уважения к авторам требовалось от ведущей передач по этой почте Галины Соломоновой, чтобы ни одно из писем не осталось без внмания. Впрочем, конечно же, каждый из «пионеров» «Юности» работал с полной отдачей. И пополнение редакции было, конечно же, этой же крови. Одними из первых в уже созданную «Юность» пришли: Лена Щипакина и Арсений Ларионов, Леонид Азарх и Наташа Бехтина, Александра Беляева и Виктор Бысько, Нина Зюзюкина и Леван Дзаридзе, Зина Васильева и Олег Козополянский, Светлана Яковлева и Эдуард Сорокин, Алла Слонимирова и Олег Смола, Ольга Краева и Толя Мельников, Зоя Короткова и Борис Селенов…

            «Юность», поистине, стала «кузницей кадров». И вчерашние начинающие журналисты превращались в замечательных наставников молодых.

            «Ветеран» редакции Борис Абакумов (это он придумал еще до «Юности» «Приключения репортера молодежного», «Студенческий радиотеатр» и «Энциклопедию студенческой жизни») был, конечно же, радийщиком с большой буквы. Его полная поэзии и музыки «Бригантина» (радиофильм о Павле Когане) поднимала паруса в эфире несметное число раз по нескончаемым просьбам радиослушателей. А  документальная повесть «Ни одного фальшивого слова» даже одним только названием давала отдушину для надежды. Он и сам старался не фальшивить ни в чем.  Не потому ли вокруг него вечно кучковалась самая заводная молодежь. Это он создал в «Юности» вечернюю программу (1963 г) и в качестве «коренного» поволок отдел художественных, литературных и музыкальных передач, а потом занял пост зам.главного редактора. И на правах именно его близких друзей охотно приходили в «Юность» Александра Пахмутова, Николай Добронравов, Ян Френкель, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава, Марк Фрадкин, Новелла Матвеева и многие-многие другие. С легкой руки Абакумова вышла из подполья целая плеяда бардов. А уж судьба Ады Якушевой точно на его совести – он заманил ее к микрофону с песнями, а потом соблазнил на казенные харчи в штат редакции. И таких «крестников» было у него немало.

            Ярчайшую память о себе оставил в «Юности» и Евгений Синицын (ставший  потом, уже в программе «Время», лауреатом Государственной премии). Журналист от Бога, актер и поэт, он изо всех сил поддерживал юные дарования в своих фирменных передачах «Поэтическая тетрадь» и «Библиотека одного стихотворения». Он был, поистине, гейзером идей. Пожалуй, добрая половина рубрик-долгожителей – плод его неуемного фонтанирования. Да что там рубрики?! Он придумал, например, субботний выпуск «Юности» - «Здравствуй, товарищ» (1968 г), который безоглядно полюбился миллионам слушателей.

            Ничего не попишешь, «память (и впрямь) – единственный рай, из которого не могут изгнать нас». И когда поворачиваешь время вспять, вдруг видишь, как открывается дверь редакционной комнаты и на пороге появляется совсем еще юный Дамир Белов. А рядом  с ним – красавец юноша, почти итальянец.

            - Знакомьтесь! – радостно говорит Белов. – Перед вами второй Карузо – Муслим Магомаев.

            И мы все вместе поднимаемся в нашу большую студию. Димка садится к роялю, а гость «запузыривает» такого Фигаро, что все (особенно женская половина) в потрясении, которое не снилось, наверняка, никакому Колумбу, открывшему Америку.

            Дамир вообще имел слабость приобщать всех к своим открытиям. Осчастливив первым нефтяников и газовиков Тюмени своим визитом, он не только привез отличные очерки и репортажи, но и надолго застолбил «золотую жилу» наших многолетних изысканий на суровой земле Западной Сибири. Тонны словесной руды перекачали мы оттуда в наш эфир. Но все-таки больше всего запомнились нам Димкины опусы, как первые и очень проникновенные, теплые, человечные. А как радовались мы за Белова, когда он стал, так же, как и Женя Синицын, уже в телевизионной программе «Время» лауреатом Государственной премии. Потому что он был все равно – наш.

            А сколько же сделал  для эфира радиостанции Максим Кусургашев: «Полевая почта «Юности», которая звучит до сих пор, - его детище, рожденное в 1967-м. «Приглашение к путешествию» по родному краю – тоже от него.  И программа с десятилетним стажем для строителей Байкало-Амурской магистрали выходила в эфир под его руководством. А какие выездные бригады сколачивал он для своего БАМа. В их составе завсегдатаями были Лев Ошанин и Михаил Пляцковский, Лев Барашков и Георгий Мовсесян, Олег Иванов и Валентина Толкунова, Александр Дольский и Григорий Гладков…

            Выездные бригады - это особые страницы жизни «Юности». И, пожалуй, если соединить и переплести их в единое, получится толстенная книга воспоминаний. Таежный Братск и палаточный Усть-Илимск, Казахстанская Магнитка и целина, версты Абакан-Тайшет и Колымская трасса, заполярный Норильск и самый Дальний Восток стали постоянными маршрутами редакции.

            Уже самые первые выездные бригады показали плодотворность такого общения со слушателями. Журналисты выдавали «на гора» эфира отличные передачи, поэты – стихи, композиторы – мелодии. И рождались прямо в пути песни. Иногда, буквально, под крылом самолета, у ягельного дымокура, под пологом тумана белой ночи, у речных перекатов с очумелой рыбой, прущей на нерест. И как же быстро приживались мелодии и слова на земле, где они прозвучали впервые. Какую же ошеломительную популярность, например, обрела сразу же песня Александра Колкера на слова Инны Кашежевой «Опять стою на краешке земли». Она появилась на свет в «родильном отделении» лесовоза «Туломалес», на котором после трехнедельных скитаний по сказочной Архангельской земле выездная бригада «Юности» отправилась в дальнее плавание за три моря – Белое, Баренцово и Карское, мимо Диксона и Новой Земли к порту Дудинка. И первыми слушателями песни, которую исполнила начинающая Маша Пахоменко,были именно островитяне, да ледокольщики, да ставшие почти родными хозяева «Туломы».

            Такие премьеры были для «Юности» традицией. Но разве можно забыть, как принимали на одной из буровых Тюмени песню Рудольфа Манукова «Нефтяные короли»?! И вдруг отчетливо всплывают лица, расхлябанная тряска вертолетов, берложий неуют стоянок, непередаваемый аромат и вкус горячего чая. Как же одуряюще шибало сосной в просторном клубе Нового Агана, в авральном порядке состряпанном к нашему приезду! И, конечно, навсегда остался в памяти очевидцев разудалый день рождения совсем еще молоденькой участницы выездной бригады «Юности», неизвестной тогда еще певицы Аллы Пугачевой, которая на самом севере Тюменской земли начинала брать в полон целые народы и государства.

            Скольким же «звездам» дала путевку в жизнь молодежная радиостанция! Да, именно в «Юности» начиналась дорога к славе Аллы Пугачевой. Именно «Юность» открыла Давида Тухманова, Евгения Мартынова, Елену Камбурову, Машу Пахоменко, Олега Иванова, Игоря Талькова и многих-многих других. А сколько же замечательных поэтов «делали» свои первые шаги в «Юности» - Ольга Фокина, Инна Кашежева, Владимир Шленский, Диомид Костюрин, Виктор Потиевский, Татьяна Кузовлева… А сколько подлинных героев стали известны всей стране благодаря молодежной радиостанции – первопроходцы Тюмени Юрий Эрвье и Феликс Салманов, братчанин Борис Гайнулин, усть-илимский прораб Василий Воропай, каменщица Западно-сибирского металлургического завода Раиса Бурова, бамовец Константин Мохортов… И, конечно, высшей наградой для редакции всегда были успехи ее героев, благодарность слушателей и их доверие по большому счету.

Но случались в жизни радиостанции и непредсказуемые праздники. Однажды приехал в Москву гость из Новой Чары (БАМ) Сергей Пермяков и прочитал постановление о том, что одной из улиц новостройки присвоено имя радиостанции «Юность». И надо признаться, что это не первая улица на нашей земле, получившая такое имя…

            Много, действительно, славных страниц в биографии «Юности». В октябре 2002 года отмечала она свое сороколетие. И годы в редакции считали не по веснам, а вспоминали этапы жизни, встречи, самые интересные передачи.

            Признаться, трудно даже перечислить все значительные рубрики радиостанции.

            Без ложной скромности можно сказать, что талантливо звучал в эфире документально-художественный цикл «Когда им было двадцать» (начат в 1973 г). Это и о Юрии Гагарине, и о Валерии Чкалове, Николае Островском, Аркадии Гайдаре, Сергее Королеве… Легендарные герои представали перед слушателями живыми людьми со своими страстями, трудностями, сомнениями… И это было, безусловно, новаторством в эфире.

Сила правды и доверительного тона, конечно же, была причиной успеха передач цикла Леонида Азарха «Ваш собеседник». Именно на волну задушевности, почти интима настраивались, приходя в редакцию, Сергей Лемешев, Галина Уланова, Кирилл Кондрашин, Сергей Юткевич, Николай Амосов, Алексей Леонов, Максим Шостакович. Оттого и по прошествии десятилетий записи этих встреч не утратили своего аромата актуальности.

            На первый взгляд негромкие названия некоторых рубрик давали простор для полета, который приподнимал и возвышал слушателя над текучкой и обыденностью повседневности. Рассказы Елены Дуловой в рубрике «В мире прекрасного» о жизни и творчестве великих мастеров, об истоках вдохновения и гармонии чувств были всегда познавательными, яркими и окрыленными.

А как блестяще вела свою рубрику «Снимается кино» Алина Силикашвили, подхватившая эстафетную палочку «Кинопанорамы» незабвенной Елены Щипакиной.

Семнадцать лет жила в эфире «Юности» программа Тани Бодровой «Мир увлечений» И, пожалуй, более скандальной рубрики не было на радио вообще, ибо речь в ней шла о музыкальных пристрастиях молодежи, вкусы которой резко расходились с «генеральной» линией земной оси. Семнадцать лет крутилась Таня в центрифуге перед каждым «вылетом в эфир». И плакала. И страдала. И сорок раз писала заявление об уходе. Но «Мир увлечений» оставался, действительно, отдушиной и продержался вместе со своей ведущей до лучших времен.

Удивительное совпадение – семнадцать лет шагала в строю и программа Надежды Бредис «Дорогами мужества». Это были и версты Великой Отечественной, и магистрали с тропами Всесоюзного похода молодежи по местам боевой славы, и абсолютное бездорожье в никуда Афганистана.

            Своеобразной предтечей прямого эфира стала программа «Юности» «Стадион для всех», которую вели заслуженная-перезаслуженная Ирина Роднина и журналист Борис Боровский. Такой фигуре, как Ирина Роднина, в порядке исключения было дозволено отступать от предложенного текста, взять да и бабахнуть вдруг отсебятину! И это, конечно же, только украшало передачи.

            Надо сказать, что зубки прямого эфира стала «чесаться» у «Юности» чуть ли не с рождения. Категорически запрещено было читать героям тексты по бумажке, что было в ту пору почти правилом на радио. Практически без предварительной подготовки, а потом «санобработки» записывались радиопереклички, «радиосходки» сельской молодежи, «рабочие планерки» и, наконец, целые «радиомосты» (даже с Америкой).

            Аппетит приходил во время еды. В дискуссионных программах рубрик «Открытая студия «Юности» и «Доверено молодым» редактор и ведущая Алла Слонимирова считала ниже своего достоинства прибегать к помощи ножниц.

            Безусловно, история «Юности» знает и так называемые рубрики-обязаловки: «Навстречу съезду», «Учимся коммунизму», «Знамя ударной»… Но постепенно они исчезали – потихоньку или хлопнув дверью. А их место тут же занимали другие, соответствующие духу времени.

            Робко, а потом мощно забили «Родники» под мудрым приглядом Рюрика Пестовского; в вечернем эфире взошла полная таинственного блеска луна «Клуба любознательных» Леонида Азарха; зазвучали «Песни на просеках» Максима Кусургашева…

            А какая же почта повалила на «Час интересного письма» Веры Соколовской! С каким успехом пошла еженочная передача «Для тех, кто не спит». А сколько телефонных откликов стала получать Таня Хромченко, выступая со своей острой программой «Экологическое равновесие»! И какую мощную поддержку ощутила Галя Ершова – наша борцыца» за права обездоленных и инвалидов.

            Впрочем, конечно же, для каждого журналиста своя рубрика или программа – самая любимая. Для Светланы Яковлевой – «Студенческий интеграл», для Альбины Зельбет -  «Сколько стоит трактор?», для Александры Беляевой - «Соперники и друзья», для Ольги Краевой и Ады Якушевой передача «Здравствуй, товарищ!», для Леши Шилова - «Грядка» новостей, для Оксаны Львовой - «День варенья», для Максима Качалова -«Отдушина», для Андрея Зубкова - «Заходите ко мне, девочки!»

            Сорок лет с хвостиком – целая жизнь. И чего только не было в ней. И взлеты. И падения. В 90-м году большая половина сотрудников была призвана создавать «Радио России». Те, кто остался, выстояли, выдюжили. Не потеряли ни одной рубрики. И уже в 1992 году вышли на круглосуточное вещание.

            А сколько же журналистов прошло через «академию» «Юности». Только главных редакторов было у нее, ни много-ни мало, - тринадцать:

            Беда Александра Денисовна (руководитель молодежного вещания с 1957 года, работала в радиостанции до 1963 года);

            Петерсон Альберт Жанович (1963-1964);

            Янчевский Вячеслав Владимирович (1969-1973);

            Широков Евгений Петрович (1973-1976);

            Гагаркин Александр Иванович (1976-1978);

            Кузнецов Тимофей Васильевич (1978-1980);

            Сагалаев Эдуард Михайлович (1980-1984);

            Непомнящий Борис Вениаминович (1984-1989);

            Давыдов Сергей Вячеславович (1989-1990);

            Павлов Евгений Васильевич (1990-1997);

            Федорко Владимир Станиславович (1997-1999);

            Мушастиков Игорь Владимирович (1999 -)

            Справедливости ради надо сказать, что тринадцатый главный редактор – Игорь Мушастиков -  не был для редакции темной лошадкой. Он «пахал» корреспондентом в «Юности» конца восьмидесятых. В качестве ведущего канала начинал прямой эфир. Одним из первых был на Чернобыльской АЭС (с выездной бригадой) после аварии, одним из последних освещал последний же Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Корее.

            Когда-то первый редактор Игоря Наталья Бехтина изрекла сакраментальное: «Приход в «Юность» - это тот счастливый трамвайный билет, который ты вытащил». Даже теперь, спустя годы, он не отрицает этого. И от скольких из наших мы могли бы услышать подобное признание! Разве не то же чувствуют и Женя Ревенко – лауреат премии «Тэфи», писатели Ксения Васильева, Светлана Новикова, Марина Юденич (Маша Некрасова); политобозреватель Эдуард Сорокин, великий путешественник «Вокруг света» Володя Лебедев и многие-многие другие.

            «Юность» - это, действительно, «академия». «Юность» - это верность традициям, которую в наше время не так-то просто отыскать. «Юность» поистине – судьба нескольких поколений. И сегодня в бушующем, неспокойном море радиостанций, рожденных новым временем, ее все-таки не накрыть никаким «девятым валом». На ее волнах добиваются своих новых высот молодые  мастера радиосерфинга. И хочется верить, что нет на них места щепкам, мазутным пятнам и мусору, поднимаемому со дна.

            …В дни, когда редакция собирается за сдвинутыми столами по большим праздникам или торжествам местного значения, непременно поднимается горькая стопка за тех, кто ушел за неведомый никому из живых горизонт. К сожалению, список огромен. Но, пожалуй, высшая справедливость в том, что в редакции всегда говорят об «ушедших», как о живых. Разве может умереть история? Наверное, именно в такой вере и сила «Юности», и секрет ее неувядаемости.

            …Несколько лет назад в далеком Таиланде у храма Золотого Будды группа журналистов «Юности» решила испытать возможности предсказателя судеб. За небольшую плату задавались ему вопросы очень личные и (среди прочих) – волнующий всех: «Есть ли будущее у радиостанции?» Замысловатая машина с телескопом, устремленным к звездам, долго крутила шариками. Апельсиновый таец долго расшифровывал неведомое гиду. Тот радостно кивнул и на ломаном русском изрек очень важное:

- «Юность» будет жить вечно!»

Ничего не скажешь – очень хочется верить в такое пророчество.

 

Наталья КИСЕЛЕВА

 

           

           

 

 

 

 

 



 
 
ИПК - Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ Высшая Школа Телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Вестник медиаобразования Юнеско МПТР Фонд Сороса Rambler's Top100
О проектеО Творческом Центре ЮНЕСКОКонтактыКарта сайта

© ТЦ ЮНЕСКО, 2001